НАСОС МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ
МАЗ-500
Устройство насоса автомобилей МАЗ-500
Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема
платформы применен шестеренчатый насос высокого давления НШ-32Э.
Максимальное давление, допускаемое насосом кратковременно,
составляет 135 кГ/см2. Производительность насоса при
эксплуатационном числе оборотов (1400—1500 в минуту) равна 40—43
л/мин.
Насос установлен на коробке отбора мощности и приводится во
вращение с помощью шестерен коробки отбора мощности и коробки
передач непосредственно от двигателя.
Для снижения веса насоса (рис. 128) корпус его выполнен из
алюминия. Внутри корпуса 4; расположены ведущая 5 и ведомая 7
шестерни, выполненные как одно целое с валами. Опорами шестерен
служат массивные бронзовые втулки 6, обеспечивающие без
дополнительных прокладок торцовое уплотнение шестерен. Взаимное
расположение втулок и положение их в корпусе насоса фиксируется
проволочными замками 15. На корпусе насоса расположены фланцы
для крепления обратного клапана (со стороны полости нагнетания)
и всасывающего патрубка.
Корпус закрыт алюминиевой крышкой 1 с буртиком, позволяющим
точно центрировать насос на фланце коробки отбора мощности. В
крышке установлен самоподжимной сальник 2, уплотняющий вал
ведущей шестерни. Надежной работе сальника способствует
специальное опорное кольцо 11, предохраняющее манжету сальника
от вывертывания. Сальник и опорное кольцо удерживаются в крышке
с помощью стопорного кольца 12.
Особенностью насоса является применение плавающих бронзовых
втулок, с помощью которых по мере износа рабочих торцов втулок и
шестерен автоматически устраняется перетекание жидкости по
торцам шестерен внутри насоса и обеспечивается стабильный
высокий объемный к. п. д. насоса на протяжении длительного
времени.
Перемещение плавающих втулок и
автоматическое устранение зазора по торцам шестерен достигается
вследствие воздействия на втулки 6 давления рабочей жидкости из
камеры 9, соединенной с полостью нагнетания насоса. Уплотнение
камеры осуществляется с помощью уплотнительного резинового
кольца 8 круглого сечения, расположенного на стыке крышки 1 и
корпуса 4, а также с помощью уплотнительных колец 3 к 13 и
фигурной пластины 14.
Для разгрузки сальника 2 в месте его установки имеется дренажный
канал, сообщающий камеру 9 с полостью всасывания.
Благодаря автоматическому устранению зазора между торцами
шестерен и втулками, а также в результате высокой точности
изготовления1 деталей, насос отличается достаточно
высокой долговечностью при работе его на
автомобилях-самосвалах МАЗ.
Длительный срок службы насоса, так же как и других агрегатов
гидросистемы самосвала, достигается при условии тщательной
фильтрации рабочей жидкости, заливаемой в гидросистему,
своевременной ее смены, а также применения рабочей жидкости
только тех марок, которые рекомендуются.
|