Балансир седельного устройства также отливается из стали и имеет
развитое сечение в средней части для размещения оси балансира.
Вынесенные концы балансира заканчиваются бобышками,
обработанными под опоры для оси 2 седла. Оси балансира и седла
располагаются в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Чтобы
оси не пересекались, они сдвинуты по высоте: ось балансира
расположена ниже оси седла.
Между осями седла и балансира устанавливается сухарь 8.
Посредине оси баллансира сделана лыска. Сухарь имеет снизу
плоскость, которой он опирается на лыску оси балансира, а сверху
перпендикулярно лыске цилиндрическую выемку, на которую
опирается ось седла. Лыска на сухаре и оси балансира
препятствует вращению оси в балансире. Эта ось может
поворачиваться только в своих опорах в нижней плите седельного
устройства. Сверху сухарь ограничивает прогиб оси седла.
Седло отливается из стали. Верхняя плоскость его по краям
несколько выступает над внутренней частью. Эта плоскость
подвергается механической обработке и является опорной
поверхностью для переднего конца рамы полуприцепа. Удлиненная
наклонная задняя часть седла раздваивается и служит направляющей
для рамы полуприцепа при сцепке с тягачом. В нижней части седла
по краям сделаны массивные литые бобышки, отверстия в которых
являются опорой для выступающей из балансира оси седла. Седло
может поворачиваться на оси балансира в поперечной плоскости
автомобиля, а на оси седла — в его продольной плоскости.
Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями
свободы) разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций
кручения, которые могут в них возникать при движении по дороге с
неровностями.
Для сцепки с седлом тягача полуприцеп оборудуется опорной плитой
и шкворнем. Запорное устройство предназначено для обеспечения
надежной сцепки тягача и полуприцепа при движении, а также для
облегчения расцепки тягача и полуприцепа. Оно монтируется на
нижней части седла.
В приливах седла между бобышками устаналиваются захваты 25 и 26
сложной конфигурации. Захваты закрепляются на седле с помощью
пальцев 23, установленных в бобышки седла
и проходящих через отверстия в захватах.
Пальцевое соединение обусловливает возможность поворота захвата
относительно пальца. Концы захватов расходятся, образуя зев, а в
средней части почти замыкаются в цилиндрическое отверстие,
которое охватывает шкворень полуприцепа.
При транспортировке полуприцепа захваты должны надежно
удерживать шкворень полуприцепа от перемещения в горизонтальной
и вертикальной плоскостях. Вертикальному перемещению шкворня
относительно седла препятствует цилиндрическая проточка на
шкворне, в которую входят захваты. От горизонтальных перемещений
захваты фиксируются запорным кулаком 22 сцепного механизма
седла, входящим в передний зев, образуемый захватами, и
препятствующим их повороту относительно пальцев и,
следовательно, самооткрыванию захватов.
Запорный кулак поджимается к захватам пружиной 16. надетой на
шток 14.
При расцепке седельного устройства поворачивают вперед конец
рукоятки 19 замка захватов, которая осью 11 соединена с седлом.
Рукоятка с помощью скобы 17 перемещает вперед запорный кулак,
сжимая пружину. Перемещение запорного кулака направляется
шпилькой 20, установленной в овальном отверстии кулака.
Отведенный в крайнее переднее положение запорный кулак за выступ
удерживается защелкой 13 замка захватов. Защелка представляет
собой пластину, закрепленную на шпильке-оси 21, резьбовой конец
которой ввернут в седло.
Защелка пружиной 12 постоянно притягивается к штифту 24 захвата.
При расцепке автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень
разводит губки запорных кулаков и выходит из зацепления •с ними.
При этом штифт захвата нажимает на скос защелки, которая
повертывается на оси и выходит из зацепления с выступом
запорного кулака. Под действием усилия пружины кулак
перемещается назад до упора в торцы повернувшихся на осях
захватов.
Такое положение деталей запорного механизма сохраняется до
очередной сцепки.
При сцепке тягач, перемещаясь назад, вводит в соприкосновение со
шкворнем полуприцепа задние губки захватов. Шкворень раздвигает
губки, поворачивающиеся на осях. Средняя цилиндрическая часть
захватов запирает шкворень, а запорный кулак под воздействием
усилия пружины входит между передними губками захватов,
препятствуя саморасцепке. Дублирующим приспособлением против
саморасцепки является предохранительная планка 15,
препятствующая выходу штока запорного кулака.
Ось планки расположена на ее краю; поэтому
после сцепки планка занимает вертикальное положение, отклонение
от которого ограничивает приливы в седле.
Седельное устройство крепится к раме автомобиля с помощью
кронштейнов сварной подставки, к которым привертывается болтами.
Чтобы обеспечить эластичное соединение седельного устройства с
рамой, подставка крепится к раме посредством стремянок. Когда
тягач работает без полуприцепа, задние концы седла под действием
усилия оттяжных пружин опираются на штампо-сварные направляющие
седельного устройства, прикрепленные к раме.
|