Устройство передней оси МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

 

Устройство передней оси МАЗ-500



Передняя ось (рис. 75) является управляемой. Кроме вертикальной нагрузки, на нее действуют силы и момент, которые возникают при торможении колес и повороте автомобиля.

Основной несущей деталью, через которую с помощью рессор осуществляется передача этих сил на раму автомобиля, является балка 21 передней оси. Балка передней оси изготовляется из стали 40 горячей штамповкой. Она имеет двутавровое сечение с двумя уширенными площадками на верхней полке для крепления рессор. Концы балки приподняты относительно рессорных площадок и переходят в утолщения цилиндрической формы на уровне оси передних колес. В образованных утолщениях (кулаках) на концах балки сделаны конические отверстия с вершиной конуса, обращенной вверх. Торцы утолщений балки фрезеруются достаточно точно, так как они охватываются двумя ушками
поворотного кулака 5. Балка передней оси соединяется с поворотными кулаками 5 с помощью шкворней 27. Концы шкворня представляют собой цилиндрические шейки разных диаметров, которые соединяются конической частью. Верхняя шейка шкворня на конце имеет резьбу. Шейка шкворня большего диаметра соединяется с нижним ушком поворотного кулака, а меньшего диаметра — с верхним ушком. Средней конической частью шкворень входит в коническое отверстие кулака балки передней оси, обеспечивая ее связь с поворотным кулаком.
 

 

 

 

 

 

Рис. 75. Передняя ось и ступица переднего колеса:
1— колесо; 2 — съемное бортовое кольцо; 3—пружинное замковое кольцо; 4 — ступица; 5 — поворотный кулак; 6 — крышка ступицы; 7 — контргайка; 8 — замковая шайба; 9 — замковое кольцо; 10 — гайка; 11 — наружный подшипник; 12 — внутренний подшипник; 13 — гайка колеса; 14 — прижим; 15 — болт крепления колеса; 16 — тормозной барабан; 17 —тормозная накладка; 18 — суппорт колесного тормоза; 19 — продольная рулевая тяга; 20 — рычаг продольной рулевой тяги; 21 — балка передней оси; 22 — поперечная рулевая тяга; 23 — сальник; 24 — обод колеса; 25 — рычаг поперечной рулевой тяги; 26 — шарикоподшипник шкворня; 27 — шкворень; 28 — распорная втулка; 29 — бронзовая втулка; 30 — регулировочные шайбы; 31 — опорная шайба

 

 

 

 

С целью повышения износостойкости поверхность шкворня подвергается закалке т. в. ч. до твердости HRC 56—63. Нижняя

цилиндрическая шейка шкворня опирается на бронзовую втулку 29, запрессованную в ушко поворотного кулака. Так как ушки поворотного кулака обработаны в линию и имеют одинаковый диаметр, а диаметр верхнего конца шкворня меньше диаметра нижнего, то сверху на шкворень устанавливается стальная втулка 28, которая компенсирует разность в указанных диаметрах и одновременно является распорной втулкой. Втулка 28 вместе со шкворнем поворачивается в бронзовой втулке 29 верхнего ушка кулака.

Торцы распорной и бронзовой втулок, помещенных в верхнем ушке поворотной цапфы, защищены уплотнительным резиновым кольцом, закрытым металлической обоймой. На резьбовой конец шкворня навертывается гайка, с помощью которой устраняется зазор в коническом соединении шкворня с балкой передней оси. Гайка стопорится замковой шайбой.

Между нижней стороной кулака балки и нижним ушком поворотного кулака располагается упорный шарикоподшипник 26. Балка опирается на этот шарикоподшипник через опорную шайбу 31, прилегающую к нему плоской стороной, а к балке — сферической поверхностью, что обеспечивает правильную самоуста-новку подшипника. Шарикоподшипник имеет кожух для задержания смазки и предохранения от грязи. Такая схема соединения балки передней оси с поворотным кулаком обусловливает восприятие горизонтальных нагрузок бронзовыми втулками, запрессованными в ушки поворотного кулака, а вертикальных нагрузок — упорным шарикоподшипником. Втулки шкворня смазываются через масленки.

Для свободного вращения при ограниченном вертикальном перемещении поворотного кулака и связанного с ним колеса на шкворне, между верхним ушком поворотного кулака и кулаком балки передней оси имеется зазор, который должен быть в пределах 0,1—0,4 мм. Для обеспечения заданного зазора между верхним ушком поворотного кулака и балкой устанавливают металлические регулировочные шайбы 30. Поворотные кулаки соединены с рулевой трапецией.

Ушки поворотного кулака переходят в цилиндрические утолщения, в которых сделаны конические отверстия. На левом кулаке утолщения имеются у верхнего и нижнего ушков, а на правом— только у нижнего. В коническое отверстие верхнего ушка левого поворотного кулака вставляется конический хвостовик поворотного рычага 20 продольной рулевой тяги 19, а в конические отверстия нижних ушков обоих кулаков — конический хвостовик рычага 25 поперечной рулевой тяги 22.

Рычаги соединяются с ушками поворотного кулака на шпонках и затем затягиваются по конусу гайками. Рычаги соединяются с тягами рулевой трапеции с помощью шаровых сочленений. Для этого на концах рычагов имеются площадки, в которых

 

•сделаны конические отверстия под хвостовики сферических пальцев, соединяющих рычаги с тягами. Сферические пальцы коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов и надежно по конусу притягиваются к ним корончатыми гайками, которые затем шплинтуются, чтобы они не отвертывались.

Задний конец продольной рулевой тяги соединен с поворотным рычагом, а передний конец ее с помощью шарового пальца— с корпусом шарнира гидроусилителя рулевого механизма.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..