ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время имеются разнообразные средства воздушного,
сухопутного и водного транспорта, каждое из которых обладает и
преимуществами, и недостатками.
Так, например, самолеты могут перевозить грузы и пассажиров с
большой скоростью, однако их грузоподъемность и экономичность
значительно меньше, чем у некоторых средств сухопутного и
водного транспорта. Кроме того, для самолетов необходимы
дорогостоящие аэродромы с взлетно-посадочными полосами больших
размеров. Вертолеты могут взлетать и приземляться вертикально
без аэродромов, но они обладают меньшей грузоподъемностью и
экономичностью, более сложны по конструкции, а скорость их
полета значительно меньше, чем у самолетов. Поезда и автомобили
обладают хорошей грузоподъемностью и экономичностью, однако
могут двигаться только на суше по специально построенным или
подготовленным дорогам. Морские суда и речные пароходы обладают
наибольшей грузоподъемностью и экономичностью, но могут
двигаться только по водоемам с достаточной глубиной.
Развивая и совершенствуя транспортные средства, конструкторы
стремятся прежде всего увеличить скорость их движения и
грузоподъемность, повысить экономичность, а также сделать эти
средства универсальными, что позволило бы применять их в самых
разнообразных условиях. Так, например, создаются автомобили с
повышенной проходимостью, позволяющей эксплуатировать их в
условиях бездорожья ,на сравнительно ровной местности; создаются
глиссеры, суда на подводных крыльях и суда с водометными
двигателями, способные плавать не только по глубоководным, но и
по мелководным рекам.
Наиболее универсальными транспортными средствами могут быть
летательные аппараты, совершающие полет на воздушной подушке.
Аппараты такого типа в настоящее
время привлекают внимание ученых и
конструкторов ряда стран. Проводятся теоретические и
экспериментальные исследования принципа полета на воздушной
подушке, изучаются транспортные возможности и особенности
применения таких летательных аппаратов, строятся
экспериментальные и опытные аппараты.
В 1927 г. в Советском Союзе К. Э. Циолковский предложил
использовать этот принцип для аппаратов, совершающих полет над
сушей. Он впервые четко сформулировал принцип движения на
воздушной подушке, получил расчетные формулы и определил
энергетические затраты поезда, движущегося на воздушной подушке.
Несколько позднее в нашей стране профессор В. Левко<в проводил
эксперименты по применению принципа полета на воздушной подушке
для морских судов. По его проектам было создано несколько
катеров на воздушной подушке. В 1953 г. московский студент Г.
Туркин разработал проект летающего автомобиля на воздушной
подушке и через два года построил модель такой машины. Ее первые
испытания дали положительные результаты [6].
Как сообщалось в пашей печати [5], Министерство речного флота
РСФСР IB содружестве с ученым'и Москвы и Ленинграда разработало
проект 'корабля, движущегося .на воздушной подушке. Аппарат
рассчитан на перевозку 38 пассажиров.
К сентябрю 1962 г. аппарат был построен и начаты его
всесторонние испытания.
В это же время на заводе «Красное Сормово» был построен и вышел
на испытания другой советский аппарат на воздушной подушке —
катер «Радуга», рассчитанный на 5 мест [5].
Аппараты на воздушной подушке совершают полет на небольшой
высоте от поверхности земли или воды. Под днище аппарата с
помощью вентилятора нагнетается воздух. Между днищем и
поверхностью земли или воды создается слой воздуха повышенного
давления — воздушная подушка, опираясь на который, аппарат
держится в воздухе. Горизонтальное движение аппарата в
большинстве случаев осуществляется при помощи воздушного винта
или (воздушно-реактивного двигателя.
Аппараты на воздушной подушке по своей грузоподъемности и
экономичности превосходят самолеты и вертолеты и сравнимы с
автомобилями и мелкими судами. Важнейшим их преимуществом
является возможность двигаться
как над поверхностью воды, так и над
поверхностью суши, которая должна быть сравнительно ровной. Это
позволит эффективно использовать их в качестве транспортных
средств^ для перевозок над водоемами, включая мелководные реки,
а также в равнинных, степных и пустынных местностях. Особенно
выгодно будет применять такие аппараты в тех случаях, когда
необходимо передвигаться 'над поверхностью земли и воды.
К летательным аппаратам на воздушной подушке за рубежом
проявляют интерес военные ведомства. Такие аппараты
предполагается использовать в военных целях как в качестве
транспортных средств, так и в качестве боевых машин. Так,
например, военные ведомства США выдвигают тактико-технические
требования на создание аппаратов на воздушной подушке следующих
назначений [10]:
— десантный аппарат, или вездеход, для замены десантных катеров
и плавающих автомобилей;
— противолодочный аппарат для поиска и уничтожения подводных
лодок;
— баржа, или грузовой вездеход, для перевозки войск и грузов;
— разведывательный вездеход, имеющий легкое бронирование и
вооруженный управляемыми реактивными снарядами;
— океанский транспортный аппарат, предназначенный для перевозки
грузов через водные пространства на большие расстояния.
Аппараты на воздушной подушке имеют много общего с летательными
аппаратами, поэтому при их описании в данной брошюре автор
попользовал различные авиационные термины. Чтобы брошюра была
доступной для понимания широкому кругу читателей, автор
авиационные термины пояснял сразу, при их применении. В
отдельных случаях авиационные термины не разъяснялись, так как
предполагалось, что они общеизвестны.
Следует отметить, что терминология аппаратов на воздушной
подушке, употребляемая в литературе, пока не установилась.
Поскольку брошюра написана на основании материалов,
опубликованных в иностранной печати, то автор придерживался
терминологии, по возможности более точно передающей перевод
терминов, используемых в иностранной литературе.
Автор с благодарностью учтет все критические замечания.
|