ВВЕДЕНИЕ

  Главная       Учебники - Транспорт       Летающий вездеход (Н.И. Николаев) - 1965 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 


В настоящее время имеются разнообразные средства воздушного, сухопутного и водного транспорта, каждое из которых обладает и преимуществами, и недостатками.

Так, например, самолеты могут перевозить грузы и пассажиров с большой скоростью, однако их грузоподъемность и экономичность значительно меньше, чем у некоторых средств сухопутного и водного транспорта. Кроме того, для самолетов необходимы дорогостоящие аэродромы с взлетно-посадочными полосами больших размеров. Вертолеты могут взлетать и приземляться вертикально без аэродромов, но они обладают меньшей грузоподъемностью и экономичностью, более сложны по конструкции, а скорость их полета значительно меньше, чем у самолетов. Поезда и автомобили обладают хорошей грузоподъемностью и экономичностью, однако могут двигаться только на суше по специально построенным или подготовленным дорогам. Морские суда и речные пароходы обладают наибольшей грузоподъемностью и экономичностью, но могут двигаться только по водоемам с достаточной глубиной.

Развивая и совершенствуя транспортные средства, конструкторы стремятся прежде всего увеличить скорость их движения и грузоподъемность, повысить экономичность, а также сделать эти средства универсальными, что позволило бы применять их в самых разнообразных условиях. Так, например, создаются автомобили с повышенной проходимостью, позволяющей эксплуатировать их в условиях бездорожья ,на сравнительно ровной местности; создаются глиссеры, суда на подводных крыльях и суда с водометными двигателями, способные плавать не только по глубоководным, но и по мелководным рекам.

Наиболее универсальными транспортными средствами могут быть летательные аппараты, совершающие полет на воздушной подушке. Аппараты такого типа в настоящее

время привлекают внимание ученых и конструкторов ряда стран. Проводятся теоретические и экспериментальные исследования принципа полета на воздушной подушке, изучаются транспортные возможности и особенности применения таких летательных аппаратов, строятся экспериментальные и опытные аппараты.

В 1927 г. в Советском Союзе К. Э. Циолковский предложил использовать этот принцип для аппаратов, совершающих полет над сушей. Он впервые четко сформулировал принцип движения на воздушной подушке, получил расчетные формулы и определил энергетические затраты поезда, движущегося на воздушной подушке. Несколько позднее в нашей стране профессор В. Левко<в проводил эксперименты по применению принципа полета на воздушной подушке для морских судов. По его проектам было создано несколько катеров на воздушной подушке. В 1953 г. московский студент Г. Туркин разработал проект летающего автомобиля на воздушной подушке и через два года построил модель такой машины. Ее первые испытания дали положительные результаты [6].

Как сообщалось в пашей печати [5], Министерство речного флота РСФСР IB содружестве с ученым'и Москвы и Ленинграда разработало проект 'корабля, движущегося .на воздушной подушке. Аппарат рассчитан на перевозку 38 пассажиров.

К сентябрю 1962 г. аппарат был построен и начаты его всесторонние испытания.

В это же время на заводе «Красное Сормово» был построен и вышел на испытания другой советский аппарат на воздушной подушке — катер «Радуга», рассчитанный на 5 мест [5].

Аппараты на воздушной подушке совершают полет на небольшой высоте от поверхности земли или воды. Под днище аппарата с помощью вентилятора нагнетается воздух. Между днищем и поверхностью земли или воды создается слой воздуха повышенного давления — воздушная подушка, опираясь на который, аппарат держится в воздухе. Горизонтальное движение аппарата в большинстве случаев осуществляется при помощи воздушного винта или (воздушно-реактивного двигателя.

Аппараты на воздушной подушке по своей грузоподъемности и экономичности превосходят самолеты и вертолеты и сравнимы с автомобилями и мелкими судами. Важнейшим их преимуществом является возможность двигаться
 

как над поверхностью воды, так и над поверхностью суши, которая должна быть сравнительно ровной. Это позволит эффективно использовать их в качестве транспортных средств^ для перевозок над водоемами, включая мелководные реки, а также в равнинных, степных и пустынных местностях. Особенно выгодно будет применять такие аппараты в тех случаях, когда необходимо передвигаться 'над поверхностью земли и воды.

К летательным аппаратам на воздушной подушке за рубежом проявляют интерес военные ведомства. Такие аппараты предполагается использовать в военных целях как в качестве транспортных средств, так и в качестве боевых машин. Так, например, военные ведомства США выдвигают тактико-технические требования на создание аппаратов на воздушной подушке следующих назначений [10]:

— десантный аппарат, или вездеход, для замены десантных катеров и плавающих автомобилей;

— противолодочный аппарат для поиска и уничтожения подводных лодок;

— баржа, или грузовой вездеход, для перевозки войск и грузов;

— разведывательный вездеход, имеющий легкое бронирование и вооруженный управляемыми реактивными снарядами;

— океанский транспортный аппарат, предназначенный для перевозки грузов через водные пространства на большие расстояния.

Аппараты на воздушной подушке имеют много общего с летательными аппаратами, поэтому при их описании в данной брошюре автор попользовал различные авиационные термины. Чтобы брошюра была доступной для понимания широкому кругу читателей, автор авиационные термины пояснял сразу, при их применении. В отдельных случаях авиационные термины не разъяснялись, так как предполагалось, что они общеизвестны.

Следует отметить, что терминология аппаратов на воздушной подушке, употребляемая в литературе, пока не установилась. Поскольку брошюра написана на основании материалов, опубликованных в иностранной печати, то автор придерживался терминологии, по возможности более точно передающей перевод терминов, используемых в иностранной литературе.

Автор с благодарностью учтет все критические замечания.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..