Двухосный прицеп МАЗ-8926. Рассмотрим конструкцию прицепа
МАЗ-8926 (рис. 11) для перевозки грузов массой 8 т. Для
буксировки прицепа МАЗ-8926 используют грузовые автомобили
MA3-5335, МАЗ-516Б, КрАЗ-255Б1 и КрАЗ-257Б1.
Сварная рама 5 прицепа состоит из штампованных лонжеронов
швеллерного типа и поперечин, которые связывают лонжероны между
собой. К наружным боковым лонжеронам, передним и задним
поперечинам крепятся борта грузовой платформы 2 с тентом 3 и
связывающие их стойки. Поперечины и усилительные пластины в
передней части рамы образуют раму для крепления поворотного
круга. К передней поперечине приварен кронштейн 1 стопорного
устройства поворотной тележки.
К средней части правого лонжерона приварен кронштейн крепления
запасного колеса 4. В задней части рамы расположен подрамник,
соединенный с лонжеронами штампованными вставками.
Подрамник состоит из штампованных лонжеронов швеллерного типа и
связывающих его поперечин. К этим лонжеронам приклепаны
кронштейны рессор и приварены ограничитель хода подвески и
задний буфер 7 С-образного сечения. Задняя поперечина служит для
крепления буксирного прибора 8 с соединительными головками
пневмопривода тормозов и системы световой сигнализации.
Специальными щеками задняя поперечина соединена с предпоследней
поперечиной. Кронштейны привода стояночного тормоза установлены
на первой поперечине подрамника.
Рама задней частью через рессоры опирается
на заднюю ось 6, а передней частью через подрамник, поворотную
тележку 1 и рессоры — на переднюю ось.
Поворотная тележка состоит из рамы, поворотного устройства,
сцепного устройства — дышла, стопорного устройства, оси с
колесами, подвески, тормозов и дышла. Рама поворотной тележки —
сварная, из штампованных профилей швеллерного типа,
изготавливаемых из низколегированной стали. Верхние полки
поперечин установлены заподлицо с полками лонжеронов для
создания плоскости для крепления новоротного круга.
Рис. 11. Прицеп МАЗ-8926
Рис. 12. Бесшкворневой поворотный круг одноосного
прицепа МАЗ-8926 28
Поворотные устройства прицепов делятся на
две группы: обеспечивающие поворот оси с колесами (поворотный
круг) и обеспечивающие поворот только колес (трапеция). В свою
очередь, поворотные круги бывают беешкворневыми и шкворневыми.
Бесшкворневой поворотный круг (рис. 12) состоит из двух кругов:
верхнего 9, прикрепленного к подрамнику 1, и нижнего 6,
опирающегося на подрамник 4 и несущего на себе шарики или ролики
Ю. Подрамник 4 шарнирно связан с дышлом. Круги соединены между
собой при помощи фланцевых втулок 2 и 3 и центрального болта 5.
Вертикальные усилия воспринимаются кругами и роликами, а
горизонтальные болтом и втулками.
Круги, ролики, болт и втулки допускают свободный поворот
подрамника 4 с передней осью относительно платформы прицепа. При
движении задним ходом новоротное устройство выключается штырем
7, который перемещается в подрамнике 4 и входит в отверстие
скобы 8. Штырь в своем верхнем положении связывает верхний 9 и
нижний 6 круги.
По-другому устроен шкворневой поворотный круг, показанный на
рис. 13. Между рамой 1 прицепа и поворотной тележкой 4
расположены пластины 3: верхняя, соединенная с рамой, и нижняя,
соединенная с поворотной тележкой. Все элементы связаны
шкворневым шарниром 2 с шайбами 6 и контргайкой 7. Передняя ось
прицепа закреплена на раме 5 поворотной тележки 4.
Работа шкворневого поворотного круга состоит в круговом
скольжении плит, которое требует наличие зазора 8 в стягивающих
элементах. Зазор регулируется шайбами 6.
Рис. 13. Шкворневой поворотный круг
Дышло прицепа (рис. 14), сваренное из труб, служит для
соединения прицепа через буксирный прибор с автомобилем-тягачом.
Съемная сцепная петля 1 крепится при помощи гайки 3 с шплинтом в
литом гнезде, приваренном к дышлу. К балкам 2 дышла с
противоположного от сцепной петли конца приварены звенья с
запрессованными втулками 4. Дышло с рамой тележки соединяется
пальцем 5 с масленкой 6, вставленным в кронштейн 7, закрепленный
на раме тележки болтами 9.
Механизм 12, служащий для удержания дышла в поднятом положении
при отцепленном от автомобиля-тягача прицепе, закреплен на
кронштейне 13 дышла. Трос 10 крюком 11 крепится к кронштейну 14
поперечины рамы тележки. Вращением рукоятки механизма 12
устанавливается необходимый подъем дышла.
Для движения прицепа автомобиля-тягача задним ходом
предусмотрено стопорное устройство, которое
состоит из стопора 8 и кронштейнов стопора, один из которых
крепится к передней поперечине рамы тележки, а второй к передней
поперечине рамы прицепа. В транспортном положении стопор 8
устанавливают на передней поперечине рамы прицепа и его рукоятку
фиксируют пластинчатой пружиной. К лонжеронам тележки
прикреплены кронштейны рессор и приварен ограничитель хода
подвески.