ВНИМАНИЕ: ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ТОЛЬКО С РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЫКАНИЕМ КОНТАКТОВ НА СТАРТЕРЕ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ С БУКСИРА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ОТ ВНЕШНИХ ИС-ТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ!
В крайне необходимых случаях для пуска двигателя допускается приме-нение двух внешних АКБ или источников постоянного тока напряжением 12 В при подключении каждого из них непосредственно к клеммам АКБ трактора с соблюдением полярности.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ НЕЗАПРАВ- ЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ И (ИЛИ) НЕЗАПОЛНЕН-
НОЙ ТОПЛИВОМ СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ!
Запускать двигатель в следующей последовательности:
подключить АКБ к бортовой сети;
убедиться, что стояночный тормоз включен и рулевое колесо застопо-рено в нейтральном положении;
установить рукоятку подачи топлива в положение, соответствующее минимальной подаче топлива;
установить рычаги переключения передач и диапазонов в нейтральное положение. Блокирующее устройство исключает возможность пуска двигателя при включенном диапазоне;
в выключатель стартера и приборов установить ключ и повернуть его в положение «I». Убедиться, что на блоке контрольных ламп включится лампа
свечей накаливания, а на боковой панели включается и по истечении 15 с гас-нет диагностическая лампа «ДИАГНОСТ. ДВИГ.». Работу зуммера комбинации приборов во внимание не принимать;
после того как лампа свечей накаливания начнет мигать (время горения определяется электронным реле и зависит от температуры двигателя), выжать педаль сцепления, повернуть ключ в положение «II» и удерживать до пуска двигателя, но не более 15 с;
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВ-НОЙ РАБОТЫ СТАРТЕРА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 15 с!
ВНИМАНИЕ:
ДОПУСКАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ ВКЛЮЧЕНИЙ СТАРТЕРА С ИНТЕРВАЛАМИ НЕ
МЕНЕЕ 40 с!
ЕСЛИ ПОСЛЕ ТРЕХ ПОПЫТОК ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСТИЛ-СЯ, НЕОБХОДИМО НАЙТИ И УСТРАНИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ!
П р и м е ч а н и я :
Повторное включение стартера возможно только после возврата ключа выключателя стартера и приборов в положение «0»;
При прогретом двигателе, а также в летний период двигатель можно пускать без предварительного включения свечей накаливания поворотом ключа непосредственно в положение «II», не задерживая в положении «I»;
плавно отпустить педаль сцепления. Прогреть двигатель до устойчивой
работы на частоте вращения коленчатого вала от 700 до 900 мин
1
в течение
от 2 до 3мин, а затем увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя
до 1600 мин-
1
до достижения температуры ОЖ не менее 40 ºС;
убедиться, что диагностическая лампа двигателя не горит или мигает, а на информационном мониторе двигателя нет сообщений о неисправностях. В противном случае необходимо произвести диагностику ЭСУД в соответствии с разделом «Возможные неисправности и методы их устранения» РЭ двигателя;
-111
проверить состояние систем трактора по комбинации приборов;
дальнейший прогрев двигателя до температуры ОЖ не менее 70 ºС обеспечить при движении трактора на диапазоне «А» и низшей передаче.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ НА МИНИМАЛЬ-НОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ ХОЛОСТОГО ХОДА БОЛЕЕ 15 мин НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗ-ЗА ВОЗМОЖНОГО ПОПАДАНИЯ МАСЛА ВО ВПУСКНОЙ КОЛЛЕКТОР!
ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ ТОЛЬКО ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ОЖ БОЛЕЕ 70 ºС!
Трогание с места и движение
трактора БЕЛАРУС 1402
Чтобы привести трактор в движение необходимо:
убедиться, что температура ОЖ составляет более 40 ºС, а давление в пневмосистеме – более 0,65 МПа.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ ПРИ ДАВЛЕНИИ В ПНЕВМОСИСТЕМЕ МЕНЕЕ 0,65 МПа!
убедиться в том, что гусеницы натянуты;
Натягивать гусеницы ежесменно перед началом работ и по необходимо-сти нажатием не менее 10 с на кнопку джойстика Р2 (рисунок 1.22) при нажа-той кнопке разблокировки распределителя.
П р и м е ч а н и е – О недостаточном натяжении гусениц свидетель-ствует появление «прощелкиваний» ведущих колес при движении трактора.
поднять отвал и рыхлитель, управляя джойстиком в соответствии с 1.4.22;
разблокировать рулевое колесо;
уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя и выжать до отказа педаль сцепления;
выбрать требуемый диапазон, переместив рычаг переключения диапа-зонов в одно из положений в соответствии со схемой переключения передач;
выбрать требуемую передачу, переместив рычаг переключения передач в одно из положений в соответствии со схемой переключения передач.
Если не удается установить рычаг в требуемое положение, то не следует пытаться включить передачу резкими толчками рычага, а необходимо отпу-стить и повторно нажать на педаль сцепления, попытаться снова включить пе-редачу;
выключить стояночный тормоз (при этом должен погаснуть сигнализа-тор включения стояночного тормоза в комбинированном индикаторе), плавно отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения ко-ленчатого вала двигателя – трактор придет в движение.
ВНИМАНИЕ:
ВКЛЮЧАТЬ, ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДИАПАЗОНЫ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ КП ПРИ ВЫЖАТОЙ ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ!
ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДИАПАЗОНЫ КП ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТА-НОВКИ ТРАКТОРА!
НЕ ДЕРЖАТЬ НОГУ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРАКТОРЕ – ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБУКСОВКЕ
СЦЕПЛЕНИЯ, ПЕРЕГРЕВУ И ВЫХОДУ ЕГО ИЗ СТРОЯ!
Во время работы не перегружать двигатель, не допускать дымления и па-дения частоты вращения коленчатого вала. Признаками перегрузки являются: резкое падение частоты вращения коленчатого вала двигателя, дымление и от-сутствие реакции двигателя на увеличение подачи топлива.
Работа на высокой передаче под нагрузкой приводит к чрезмерному из-носу трущихся деталей двигателя.
Работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при вы-соких частотах вращения коленчатого вала двигателя приводит к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи в конкретных условиях работы дает эко-номию топлива и снижает износ двигателя.
Избегать начала движения трактора с большой тяговой нагрузкой, дли-тельной работы двигателя без нагрузки в режиме максимальных или мини-мальных частот вращения коленчатого вала.
-113
Осуществление поворотов
трактора БЕЛАРУС 1402
Управление поворотом трактора в движении и на месте осуществляется поворотом рулевого колеса только при работающем двигателе. При повороте рулевого колеса из исходного положения остановленный трактор (рычаг пере-ключения диапазонов и (или) передач находится в нейтральном положении) осуществляет разворот на месте, движущийся вперед – поворачивает в сторону поворота рулевого колеса, а движущийся назад – поворачивает в сторону, про-тивоположную повороту рулевого колеса.
Радиус поворота трактора зависит от угла поворота рулевого колеса, ско-рости движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Для уменьшения радиуса поворота необходимо снизить скорость движе-ния, перейти на низшую передачу и повернуть рулевое колесо до упора в сто-рону поворота.
Поворот трактора в движении на мягком грунте или глубоком снегу во избежание сброса гусениц, необходимо выполнять в несколько приемов, крат-ковременными поворотами рулевого колеса.
Разворот трактора на месте вокруг своей оси допускается выполнять только на дорогах с твердым покрытием.
ВНИМАНИЕ: ДОПУСКАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОВОРОТЫ
ТРАКТОРА ПЕДАЛЯМИ ТОРМОЗОВ ТОЛЬКО ПРИ НЕРАБОТО- СПОСОБНОЙ ГСП ДЛЯ СЛЕДОВАНИЯ К МЕСТУ РЕМОНТА, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИ ЭТОМ ОТСОЕДЕНИВ ГИДРОМОТОР (РИ-
СУНОК 7.3)!
П р и м е ч а н и е – При повороте трактора при работоспособной ГСП нажатие на педаль тормоза правого или левого борта в сторону поворота не уменьшает радиус поворота трактора.
установить рычаги переключения диапазонов и передач в нейтральное положение;
отпустить педаль сцепления;
остановить трактор с помощью рабочих тормозов;
включить стояночный тормоз.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ ОСТАНОВКИ ТРАКТОРА ОДНОВРЕМЕННО РЕЗКО НАЖАТЬ НА ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ
И ТОРМОЗОВ!
Остановка двигателя
трактора БЕЛАРУС 1402
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ОСТАНОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ ДАТЬ ЕМУ ПОРАБОТАТЬ НЕ МЕНЕЕ 3 мин СНАЧАЛА НА СРЕДНЕЙ, А ЗА-ТЕМ НА МИНИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЕ ХОЛОСТОГО ХОДА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОЖ И МАСЛА – НЕСОБЛЮДЕ-НИЕ ЭТИХ УКАЗАНИЙ ПРИВЕДЕТ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ТУР-БОКОМПРЕССОРА!
Для остановки двигателя необходимо:
заблокировать рулевое колесо в исходном (нейтральном) положении;
опустить овал, рыхлитель, навесное оборудование;
убедиться в том, что кондиционер выключен (при комплектации);
установить рычаг управления подачей топлива в положение, соответ-ствующее минимальной подаче и остановить двигатель поворотом выключате-ля стартера и приборов в положение «0».
При совершении длительной остановки необходимо отключить АКБ от бортовой сети по истечении не менее 1 мин после остановки двигателя.
Действия по окончании работ По окончании работ следует:
остановить трактор на площадке для межсменного хранения, выполнив рекомендации 3.4.4 и 3.4.5;
-115
убедиться в том, что АКБ отключены от бортовой сети;
выполнить операции ЕТО (таблица 4.4) по окончании рабочей смены;
заблокировать окна и двери трактора.
Особенности эксплуатации в зимних условиях
трактора БЕЛАРУС 1402
Для обеспечения бесперебойной и надежной работы трактора в зимний пе-риод, который начинается при понижении температуры окружающего воздуха ниже плюс 5 °С, необходимо:
заблаговременно подготовить трактор к переходу на режим зимней эксплуатации, для чего провести очередное плановое ТО, дополнив его опера-циями сезонного ТО;
ежедневно сливать конденсат из охладителя наддувочного воздуха и ре-сивера пневмосистемы, отстой из фильтра предварительной очистки топлива и топливных баков во избежание неисправностей;
заправлять топливные баки в конце каждого рабочего дня для исключе-ния образования конденсата внутри баков;
содержать АКБ полностью заряженными. Не допускается эксплуатация АКБ, заряженных менее 75 %;
очищать стекла кабины от инея или льда деревянным или пластмассо-вым скребком, при этом обогреть внутреннюю сторону стекол работой контура отопления климатической установки или отопителя, для заднего стекла допол-нительно включить установленный обогреватель;
во избежание отказов и поломок стеклоочистителей при их использова-нии необходимо:
перед включением стеклоочистителя убедиться, что щетка не при-мерзла к стеклу и может свободно перемещаться;
использовать в системе стеклоомывателя незамерзающую при от-рицательных температурах жидкость;
при работе стеклоочистителя следить за тем, чтобы в крайних по-ложениях хода щетки не образовывались обледенения и скопления снега на
стекле, так как уменьшение хода щетки ведет к срезанию шлицев в месте её крепления;
при температуре окружающего воздуха ниже минус 15 °С:
перед пуском двигателя необходимо разогреть ОЖ подогревателем;
начинать движение трактора, выполнять поворот или разворот не ранее, чем через 5 мин работы двигателя на рабочей частоте для исключения случаев поломки деталей насосов гидросистем трактора, КП и ГСП.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДОГРЕВАТЬ ВСАСЫВАЕМЫЙ ВОЗДУХ ПЕРЕД ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЕМ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ!
Использование отвала, рыхлителя
трактора БЕЛАРУС 1402
Для выемки, набора призмы волочения и перемещения грунта необходи-мо на движущемся на первой или второй передаче диапазона «А» тракторе опу-стить и заглубить отвал до достижении глубины резания, соответствующей возможности использования полной тяги трактора либо заданной величине стружки. Если трактор остановлен, то начать движение одновременно с опус-канием отвала.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ С РАЗГОНА ЗАГЛУБЛЯТЬ ИЛИ УПИРАТЬ ОТ-ВАЛ В ГРУНТ, КАМНИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ!
Если сила тяги недостаточна для снятия стружки заданной величины, то необходимо перейти на низшую передачу или выглубить отвал.
При выполнении работ по перемещению грунта не следует допускать ин-тенсивного переваливания грунта через отвал. Во избежание переваливания грунта необходимо увеличить угол резания отвала (оптимальный угол реза-ния – 55°±1°).
Уменьшение угла резания отвала ведет к повышению самозаглубляющего действия, ухудшению внедрения в прочный грунт и работы в «плавающем» по-ложении отвала, но способствует снижению энергоемкости копания и расхода топлива, увеличение угла резания – к обратному эффекту.
При работе с кусковыми и сыпучими грунтами рекомендуется уменьшать угол резания, а связными – увеличивать.
Отсыпку, распределение и укладку грунта выполнять перемещением призмы волочения установкой отвала в требуемое положение по высоте. Для получения ровной поверхности необходимо двигаться задним ходом с установ-ленным отвалом в плавающее или фиксированное по высоте положение.
Для перемещения, распределения призмы волочения по твердой поверх-ности без дополнительного резания устанавливать отвал в плавающее поло-жение.
При проведении работ на косогоре устанавливать перекос прямого отвала в сторону, обратную перекосу трактора, и поступательными перемещениями вперед послойно срезать грунт.
Перед заглублением отвала в твердый или замерзший грунт необходимо его обработать рыхлителем. Глубина рыхления должна быть такой, чтобы не возникла пробуксовка трактора.