Рыхлителями называются машины с навесным или прицепным рабочим органом в
виде зуба или системы зубьев для послойного разрушения грунта и
отделения его кусков от массива.
Рыхлители применяют, как правило, для разработки грунтов столь прочных,
что они не могут разрабатываться непосредственно землеройными или
землеройно-транспортными машинами общего назначения с полной
производительностью. Предварительное рыхление таких грунтов дает выигрыш
в производительности, который покрывает затраты на рыхление. Этим
определяется отнесение рыхлителей к категории машин для специальных
земляных работ как машин для понижения трудности разработки грунтов.
По способу передвижения различают рыхлители прицепные и навесные; по
ходовому оборудованию — гусеничные и колесные; по механизму управления —
гидравлические и канатные; по мощности тягача — легкие, средние, большой
мощности и сверхмощные. К легким относятся рыхлители с мощностью
двигателя до 55 кВт и тяговым усилием до 135 кН, к средним — с мощностью
от 55 до ПО кВт и тяговым усилием от 135 до 200 кН, к рыхлителям большой
мощности — с мощностью тягача от 110 до 220 кВт и тяговым усилием от 200
до 300 кН, к сверхмощным — с мощностью более 220 кВт и тяговым усилием
более 300 кН.
Практика свидетельствует о безусловной целесообразности применения
рыхлителей возможно большей единичной мощности при больших объемах
работ. В условиях вечномерзлых и полускальных грунтов особенно
эффективны рыхлители с мощностью двигателя тягача до 400—500 кВт.
По принципу воздействия на среду рыхлители делят на статические (или
тяговые) и динамические.
К статическим относят те модели машин, которые воздействуют на грунт
только в результате перемещения тягача, причем скорость рабочего
перемещения тягача не превышает 2—3 м/с.
К динамическим относят рыхлители, у которых рабочему органу сообщаются
усилия и скорости автономно от тягача или при его отсутствии, причем
скорости рабочего воздействия достигают нескольких десятков метров в
секунду.