АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

  Главная       Книги - Часы      Ремонт часов (И.С. Беляков, С.Е. Крепс)  

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ



Конструктивно близкую группу к будильникам составляют так называемые автомобильные часы, которые могут быть как механические, так и электромеханические. Первые не имеют каких-либо специфических конструктивных особенностей и распространены относительно мало. Наибольшее распространение имеют электромеханические часы, выпускаемые в нашей стране под марками АЧП, АЧЗ, 4ЧТ и 5ЧТ.

Автомобильные часы снабжены штифтовым спуском, не имеющим отличий от вышеописанного аналогичного спуска, применяемого в будильниках, за исключением несколько меньших габаритов. В автомобильных часах улучшенной конструкции (АЧП и АЧЗ) применяется анкерный спуск с рубиновыми палетами.

Названные марки часов отличаются друг от друга в основном лишь внешним оформлением.

Основной характерной особенностью автомобильных часов является применение цилиндрической заводной пружины, которая заводится растяжением с помощью электромагнитной системы, выполненной в виде электромагнита с поворотным якорем. Пружина заводится через каждые 2,5—3,5 мин. Питание электромагнит получает от автомобильного аккумулятора напряжением 6 или 12 в.

В часах АЧП и АЧЗ предохранение электромагнитной системы производится с помощью термореле, в часах 4ЧТ и 5ЧТ—с помощью плавкого предохранителя.

Термореле представляет собой контакт, состоящий из постоянно замкнутых в процессе работы двух контактных пластин (рис. 186), одна из которых выполнена из биметалла и несет на себе обмотку, последовательно включенную через контакт с обмоткой электромагнита.

 

 

 

 

Рис. 186. Термореле:
1 — биметаллический контакт; 2 — неподвижный контакт; 3 — обмотка термореле

 



Если электромагнит окажется включенным слишком продолжительное время (при падении напряжения на аккумуляторе) и обмотка электромагнита начнет нагреваться, то одновременный и более быстрый нагрев обмотки термореле вызывает деформацию биметаллической пластины, что приводит к разрыву контакта и отключению электромагнита от цепи питания.

С точки зрения ремонта автомобильные часы не обладают какой-либо спецификой. Некоторую особенность в механизме представляют узел центральной оси и контакт (рис. 187). На центральной оси свободно установлено храповое колесо с очень мелкими зубьями. Якорь, совершая в процессе подзаводки и хода часов качательные движения относительно центральной оси, сопряжен с храповым колесом собачками. Храповик через вспомогательную пружину — гешпер, представляющую один виток спиральной пружины, сопряжен с центральной осью. Под воздействием заводной пружины гешпер, деформируясь, передает вращение от храпового колеса на центральную ось. В моменты подзаводки, когда часовой механизм не испытывает воздействия заводной пружины, гешпер, разворачиваясь, отдает свою энергию центральной оси, чем защищает часовой механизм от перепадов момента заводной пружины в процессе ее подзаводки.

 

 

 

 

Рис. 187. Схема механизма подзавода автомобильных часов:
1 — электромагнит; 2 — якорь; 3 — храповое колесо; 4 — заводная пружина; 5 — центральная ось; 6 — неподвижный контакт; 7 — поворотный контактный рычаг; 8 — штифт якоря; 9 — фиксирующая пружина контактного рычага; 10 — биметаллический контакт термореле с обмоткой;
11 — защелка; 12 — кнопка

 

 



С поворотным якорем электромагнита через штифт сопряжен контактный рычаг. Рычаг представляет собой жесткую конструкцию и вращается на оси, закрепленной в опорах платины. С хвостовиком контактного рычага взаимодействует плоская пружина, фиксирующая контактный рычаг в двух крайних его положениях. При переводе контактного рычага через среднее положение (что происходит под воздействием якоря) пружина, нажимая на хвостовик рычага, резко перебрасывает его в направлении движения: происходит резкое мгновенное замыкание и размыкание контакта,
что необходимо для снижения искрообразования, возникающего при работе контакта и вызывающего его износ.

Вторая контактная пружина выполнена неподвижной, и ее эластичность обеспечивает необходимое контактное давление при замыкании контакта.

К специфическим дефектам автомобильных электромеханических часов относятся: окисление контакта электромагнита и термореле, увеличивающее переходное сопротивление электрическому току, повреждение изоляции, приводящее к короткому замыканию; плохая припайка обмотки термореле к пластинам; повреждение обмотки электромагнита; деформация штифта якоря, вызывающая несвоевременное замыкание или размыкание контакта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..