Тренировка в фехтовании не ограничивается только изучением техники.
Непосредственная ее цель — подготовить бойца к соревнованиям.
Характерной особенностью фехтования является внезапность, молниеносность
и точность действий. Вытекающие отсюда психологические задачи для
методики тренировки сводятся к воспитанию в бойцах быстроты установки,
быстроты и точности зрительного восприятия, быстроты мышления и быстроты
и точности действий.
Под быстротой установки подразумевается промежуток времени, необходимый
фехтовальщику для полной концентрации своего внимания на противнике.
Концентрация внимания должна быть максимальной, а промежуток времени
минимальным. Если фехтовальщик не сосредоточит свое внимание на
противнике, он легко может получить удар1.
Под быстротой зрительного восприятия имеется в виду скорость отражения в
сознании бойца действий противника. Это тесно связано с быстротой
мышления. Боец должен во-время заметить действия противника, мгновенно
сообразить, как парировать атаку, и молниеносно ответить на его
действия. Последнее требует исключительной скорости реакции (реакция эта
сложная) и огромной быстроты движений. Быстрота действий бойца в ряде
случаев зависит от скорости переработки в сознании действий противника,
т. е. от быстроты мышления, так как выбор того или иного фехтозального
приема для атаки или защиты всегда обусловлен действиями противника.
Однако у бойцов, хорошо владеющих техникой и многообразием тактических
комбинаций, действия в значительной мере могут являться
автоматизированными.
Правильно построенная тренировка фехтовальщика, несомненно, может и
должна обеспечить развитие всех этих качеств.
Точность движений зависит от степени остроты кинестетических ощущений,
главным образом, вооруженной руки. Специальными упражнениями можно
достигнуть высокой степени остроты этих ощущений.
Экспериментальными исследованиями (Пуни), например, установлено, что за
3 месяца занятий у обучающихся в фехтовальной школе острота
кинестетических ощущений в лучезапястном суставе правой руки повысилась
на 25%, а в локтевом на 40%
Контрольные опыты, определявшие точность укола в цель; показали; что за
тот же период занятий точность укола возросла на 32,3%.
Хорошее развитие быстроты и точности зрительного восприятия, а также
остроты кинестетических ощущений способствует воспитанию качеств,
получивших в фехтовании особые наименования — «чувство дистанции»,
«чувство оружия» и «учет времени».
Правильно построенная тренировка фехтовальщика включает также задачи
воспитания волевых качеств: настойчивости, выдержки, решительности.
Особенно важна та форма проявления настойчивости, которая носит
название воли к победе. Она выражается в стремлении, несмотря даже на
самые неблагоприятные условия боя, победить или, в крайнем случае,
добиться возможно лучшего результата.
Воля к победе тесно связана с выдержкой. Выдержка характеризуется
умением владеть Собой, в частности в обстановке, вызывающей или сильное
эмоциональное возбуждение, или, наоборот, угнетение.
Решительность пыражается в умении своевременно, быстро и энергично
осуществлять в боевых действиях созревший план ведения боя. Необходимо
также развивать у фехтовальщиков инициативность и самостоятельность.
Необходимость воспитания инициативности и самостоятельности у
занимающихся фехтованием особенно подчеркивает П. Ф. Лесгафт. Он
говорит, что боец, лишенный инициативы и самостоятельности, никогда не
сможет иметь успеха. Самостоятельность выражается в умении противостоять
внушению, в частности, внушающему воздействию противника, и вести бой
только в соответствии со своими тактическими замыслами. В соревнованиях
по фехтованию каждый из бойцов стремится подчинить своей воле волю
противника. Поэтому значение воспитания самостоятельности особенно
возрастает.
Инициативность тоже не менее важное качество. Инициативный боец
отличается отсутствием шаблонности своих действий. Он создает новые и
разнообразные тактические комбинации. Это действует неожиданно и,
подчас, ошеломляюще на противника. Наличие высоко развитой
инициативности, следовательно, создает большие преимущества бойца перед
своим противником.
И воля к победе, и выдержка, и все другие боевые качества фехтовальщика
основываются на уверенности бойца в своих силах. Эта уверенность, а
одновременно и все боевые качества развиваются в результате высокой
общей физической подготовки, совершенного владения техникой, хорошей
тактической подготовленности и тщательного изучения противников.
Наличие уверенности в себе является показателем боевой готовности к
соревнованиям. Это следует всегда иметь в виду преподавателям.
В организации и методике тренировки фехтовальщиков нужно учитывать еще
влияние побед и поражений, получаемых бойцами во время соревнований.
Различные фехтовальщики к этому относятся по-разному. Победа, успех чаще
всего вызывают чувство удовлетворенности и желание еще раз испытать
успех, одержать победу. Это положительные стороны побед. Они мобилизуют
бойца к дальнейшей тренировке, к дальнейшей работе над собой.
Преподавателю остается только поддерживать действенное состояние такого
фехтовальщика.
Но победы имеют и теневые стороны: у некоторых бойцов могут появиться
излишняя самоуверенность, беспечность и, подчас, зазнайство. Они бывают
склонны переоценивать свои силы и недооценивать силы противников. У них
может появиться пренебрежительное отношение к тренировке. С таким
состоянием зазнайства, головокружения от успехов и т. п. необходимо
вести упорную борьбу, применяя все доступные меры воспитательного
воздействия.
Поражения также могут оказывать разное действие, но большею частью оно
имеет отрицательный характер. Наблюдения показывают, что больше чем в
50% случаев поражение вызывает неблагоприятное состояние у
фехтовальщиков. Оно характеризуется плохим настроением, унынием, упадком
сил, чувством обиды и даже иногда утратой веры в свои собственные силы.
В результате поражения некоторые бросают тренировку. Все это происходит
по многим причинам. Одна из них заключается в ложном представлении
бойца, будто каждое его выступление в соревнованиях должно
сопровождаться непременно успехом; другая причина — недостаточная
настойчивость; третья причина — преждевременное участие в соревнованиях.
Педагог обязан перевоспитать такую пораженческую психологию. Он обязан
внедрить в сознание учеников, что успех никогда не приходит сразу.
Есть фехтовальщики, безразлично относящиеся к факту поражения и
продолжающие спокойно, систематически работать над собой. Иных поражение
приводит в повышенное состояние любмлпзационной готовности. Они получают
новый прилив энергии, продолжая интенсивно тренировку. Но самое
существенное в их состоянии заключается в том, что они анализируют
причины своего поражения и в процессе тренировки изыскивают способы для
их устранения.
Состояние мобилизационной готовности после соревнований, вне зависимости
от успеха или неуспеха, — наиболее ценное состояние, и его следует
воспитывать у фехтовальщиков.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ БОЙЦОВ
Огромное значение в обучении и тренировке имеет индивидуальный подход
преподавателя к ученикам. В атом отношении он должен основываться на
тщательном изучении особенностей своих учеников и, в частности,
принимать во внимание их индивидуально-психологические различия. Эти
различия можно вполне учесть в процессе тренировки, но особенно ярко они
выявляются во время соревнований. Специальное исследование этого вопроса
автором позволило установить наличие у бойцов
индивидуально-психологических особенностей.
Конечно, они не являются врожденными и неизменными. Они подчеркивают
особенности темперамента и характера бойцов и являются главным образом
следствием воспитания и деятельности, предшествовавшей занятиям
фехтованием и развития их в процессе этих занятии. Зная об этих
особенностях, педагог может соответственно индивидуализировать и
методику тренировки.
Есть бойцы, которые внимательно изучают противника еще до встречи с ним.
В бою они очень спокойны; умеют разгадать противника и воспользоваться
его слабостями; применительно к условиям боя всегда находят особый
способ действий; правильно учитывают момент и своевременно действуют;
во время боя быстро и свободно составляют новые тактические комбинации,
не показывают резких действий, мало атакуют, а больше защищаются и умело
выигрывают па рипостах (т. е. используют тактику активной обороны).
Другие бойцы—сильные физически, эмоционально возбудимые, быстрые и
резкие в своих действиях; отличаются большой активностью и инициативой;
предпочитают атаковать, а не защищаться, но действуют иногда
недостаточно обдуманно. Наконец, есть бойцы, отличительные черты
которых — спокойствие, выдержка и исключительно развитая воля к победе.
Как бы ни было неблагоприятно их положение во время боя, они бьются
совершенно спокойно, с напряжением всех своих сил. Они очень
внимательно относятся к противнику: для них нет слабых противников, они
всегда очень осторожны. Вместе с тем они решительны и умеют отлично
нападать и защищаться.
Опыт работы мастера Булочко в детской фехтовальной школе показывает, что
вполне возможно воспитать и наступательный и оборонительный тип бойца.
Можно также воспитать бойца, в одинаковой мере владеющего тактикой
нападения и тактикой активной обороны. Все это почти целиком зависит от
преподавателя. Систематически наблюдая и фиксируя индивидуально
психологические различия занимающихся и выясняя тем самым особенности
их темперамента и характера, преподаватель должен индивидуализировать
методику обучения и тренировки.
Только при таких условиях можно воспитать наиболее совершенных бойцов
разносторонне владеющих тгхникой и тактикой фехтования, умеющих
целесообразно нападать и защищаться, не теряющих присутствия духа в
самых критических положениях, действующих быстро, решительно и
добивающихся победы. Именно таких фехтовальщиков должны готовить секции
владения холодным оружием, создавая тем самым не только спортсменов, но
и будущих бойцов РККА.