БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА В  ФЕХТОВАНИИ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 


БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА В  ФЕХТОВАНИИ


Тренировка в фехтовании не ограничивается только изучением техники. Не­посредственная ее цель — подготовить бойца к соревнованиям.
Характерной особенностью фехтования является внезапность, молниеносность и точность действий. Вытекающие отсюда психологические задачи для методики тренировки сводятся к воспитанию в бойцах быстроты установки, быстроты и точности зрительного восприятия, быстроты мышления и быстроты и точности действий.
Под быстротой установки подразумевается промежуток времени, необходимый фехтовальщику для полной концентрации своего внимания на противнике. Концен­трация внимания должна быть максимальной, а промежуток времени минималь­ным. Если фехтовальщик не сосредоточит свое внимание на противнике, он легко может получить удар1.
Под быстротой зрительного восприятия имеется в виду скорость отражения в сознании бойца действий противника. Это тесно связано с быстротой мышления. Боец должен во-время заметить действия противника, мгновенно сообразить, как парировать атаку, и молниеносно ответить на его действия. Последнее требует исключительной скорости реакции (реакция эта сложная) и огромной быстроты движений. Быстрота действий бойца в ряде случаев зависит от скорости пере­работки в сознании действий противника, т. е. от быстроты мышления, так как выбор того или иного фехтозального приема для атаки или защиты всегда обу­словлен действиями противника.
Однако у бойцов, хорошо владеющих техникой и многообразием тактиче­ских комбинаций, действия в значительной мере могут являться автоматизи­рованными.
Правильно построенная тренировка фехтовальщика, несомненно, может и дол­жна обеспечить развитие всех этих качеств.
Точность движений зависит от степени остроты кинестетических ощущений, главным образом, вооруженной руки. Специальными упражнениями можно до­стигнуть высокой степени остроты этих ощущений.
Экспериментальными исследованиями (Пуни), например, установлено, что за 3 месяца занятий у обучающихся в фехтовальной школе острота кинесте­тических ощущений в лучезапястном суставе правой руки повысилась на 25%, а в локтевом на 40%
Контрольные опыты, определявшие точность укола в цель; показали; что за тот же период занятий точность укола возросла на 32,3%.
Хорошее развитие быстроты и точности зрительного восприятия, а также остроты кинестетических ощущений способствует воспитанию качеств, получив­ших в фехтовании особые наименования — «чувство дистанции», «чувство ору­жия» и «учет времени».
Правильно построенная тренировка фехтовальщика включает также задачи воспитания волевых качеств: настойчивости, выдержки, решительности.
Особенно важна та форма проявления настойчивости, которая носит назва­ние воли к победе. Она выражается в стремлении, несмотря даже на самые неблагоприятные условия боя, победить или, в крайнем случае, добиться воз­можно лучшего результата.
Воля к победе тесно связана с выдержкой. Выдержка характеризуется уме­нием владеть Собой, в частности в обстановке, вызывающей или сильное эмо­циональное возбуждение, или, наоборот, угнетение.
Решительность пыражается в умении своевременно, быстро и энергично осуществлять в боевых действиях созревший план ведения боя. Необходимо также развивать у фехтовальщиков инициативность и самостоятельность.
Необходимость воспитания инициативности и самостоятельности у занимаю­щихся фехтованием особенно подчеркивает П. Ф. Лесгафт. Он говорит, что боец, лишенный инициативы и самостоятельности, никогда не сможет иметь успеха. Самостоятельность выражается в умении противостоять внушению, в частности, внушающему воздействию противника, и вести бой только в соответствии со своими тактическими замыслами. В соревнованиях по фехтованию каждый из бойцов стре­мится подчинить своей воле волю противника. Поэтому значение воспитания само­стоятельности особенно возрастает.
Инициативность тоже не менее важное качество. Инициативный боец отличается отсутствием шаблонности своих действий. Он создает новые и разнообраз­ные тактические комбинации. Это действует неожиданно и, подчас, ошеломляюще на противника. Наличие высоко развитой инициативности, следовательно, создает большие преимущества бойца перед своим противником.
И воля к победе, и выдержка, и все другие боевые качества фехтовальщика основываются на уверенности бойца в своих силах. Эта уверенность, а одновре­менно и все боевые качества развиваются в результате высокой общей физиче­ской подготовки, совершенного владения техникой, хорошей тактической подго­товленности и тщательного изучения противников.
Наличие уверенности в себе является показателем боевой готовности к сорев­нованиям. Это следует всегда иметь в виду преподавателям.
В организации и методике тренировки фехтовальщиков нужно учитывать еще влияние побед и поражений, получаемых бойцами во время соревнований. Различные фехтовальщики к этому относятся по-разному. Победа, успех чаще всего вызывают чувство удовлетворенности и желание еще раз испытать успех, одержать победу. Это положительные стороны побед. Они мобилизуют бойца к даль­нейшей тренировке, к дальнейшей работе над собой. Преподавателю остается только поддерживать действенное состояние такого фехтовальщика.
Но победы имеют и теневые стороны: у некоторых бойцов могут появиться излишняя самоуверенность, беспечность и, подчас, зазнайство. Они бывают склон­ны переоценивать свои силы и недооценивать силы противников. У них может появиться пренебрежительное отношение к тренировке. С таким состоянием за­знайства, головокружения от успехов и т. п. необходимо вести упорную борьбу, применяя все доступные меры воспитательного воздействия.
Поражения также могут оказывать разное действие, но большею частью оно имеет отрицательный характер. Наблюдения показывают, что больше чем в 50% случаев поражение вызывает неблагоприятное состояние у фехтовальщиков. Оно характеризуется плохим настроением, унынием, упадком сил, чувством обиды и даже иногда утратой веры в свои собственные силы.
В результате поражения некоторые бросают тренировку. Все это происходит по многим причинам. Одна из них заключается в ложном представлении бойца, будто каждое его выступление в соревнованиях должно сопровождаться непременно успехом; другая причина — недостаточная настойчивость; третья причина — преждевременное участие в соревнованиях. Педагог обязан перевоспитать такую пораженческую психологию. Он обязан внедрить в сознание учеников, что успех никогда не приходит сразу.
Есть фехтовальщики, безразлично относящиеся к факту поражения и продолжающие спокойно, систематически работать над собой. Иных поражение приводит в повышенное состояние любмлпзационной готовности. Они получают новый прилив энергии, продолжая интенсивно тренировку. Но самое существенное в их со­стоянии заключается в том, что они анализируют причины своего поражения и в процессе тренировки изыскивают способы для их устранения.
Состояние мобилизационной готовности после соревнований, вне зависимости от успеха или неуспеха, — наиболее ценное состояние, и его следует воспитывать у фехтовальщиков.



 

 


ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ БОЙЦОВ


Огромное значение в обучении и тренировке имеет индивидуальный подход преподавателя к ученикам. В атом отношении он должен основываться на тщатель­ном изучении особенностей своих учеников и, в частности, принимать во внимание их индивидуально-психологические различия. Эти различия можно вполне учесть в процессе тренировки, но особенно ярко они выявляются во время соревнований. Специальное исследование этого вопроса автором позволило установить наличие у бойцов индивидуально-психологических особенностей.
Конечно, они не являются врожденными и неизменными. Они подчеркивают особенности темперамента и характера бойцов и являются главным образом след­ствием воспитания и деятельности, предшествовавшей занятиям фехтованием и развития их в процессе этих занятии. Зная об этих особенностях, педагог может соответственно индивидуализировать и методику тренировки.
Есть бойцы, которые внимательно изучают противника еще до встречи с ним. В бою они очень спокойны; умеют разгадать противника и воспользоваться его слабостями; применительно к условиям боя всегда находят особый способ дей­ствий; правильно учитывают момент и своевременно действуют; во время боя бы­стро и свободно составляют новые тактические комбинации, не показывают резких действий, мало атакуют, а больше защищаются и умело выигрывают па рипостах (т. е. используют тактику активной обороны). Другие бойцы—сильные физически, эмоционально возбудимые, быстрые и резкие в своих действиях; отличаются большой активностью и инициативой; предпочитают атаковать, а не защищаться, но действуют иногда недостаточно обдуманно. Наконец, есть бойцы, отличи­тельные черты которых — спокойствие, выдержка и исключительно развитая воля к победе. Как бы ни было неблагоприятно их положение во время боя, они бьются совершенно спокойно, с напряжением всех своих сил. Они очень внима­тельно относятся к противнику: для них нет слабых противников, они всегда очень осторожны. Вместе с тем они решительны и умеют отлично нападать и защищаться.
Опыт работы мастера Булочко в детской фехтовальной школе показывает, что вполне возможно воспитать и наступательный и оборонительный тип бойца. Можно также воспитать бойца, в одинаковой мере владеющего тактикой нападения и тактикой активной обороны. Все это почти целиком зависит от преподавателя. Систематически наблюдая и фиксируя индивидуально психоло­гические различия занимающихся и выясняя тем самым особенности их темпе­рамента и характера, преподаватель должен индивидуализировать методику обуче­ния и тренировки.
Только при таких условиях можно воспитать наиболее совершенных бойцов разносторонне владеющих тгхникой и тактикой фехтования, умеющих целесооб­разно нападать и защищаться, не теряющих присутствия духа в самых критиче­ских положениях, действующих быстро, решительно и добивающихся победы. Именно таких фехтовальщиков должны готовить секции владения холодным оружием, создавая тем самым не только спортсменов, но и будущих бойцов РККА.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..