ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ И ТРЕНИРОВКЕ ФЕХТОВАНИЯ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава вторая


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ И ТРЕНИРОВКЕ ФЕХТОВАНИЯ


I. ПРЕДПОСЫЛКИ К ОВЛАДЕНИЮ ТЕХНИКОЙ ФЕХТОВАНИЯ


Для методики обучения и тренировки фехтовальщика, кроме физиологиче­ских предпосылок, важны также данные психологии.

С психологической точки зрения обучение технике фехтования — процесс активного и сознательного овладения системой двигательных навыков.

В данном случае под навыками понимаются движения и действия с оружием, сознательно усвоенные и автоматизированные в процессе тренировки, позволяю­щие фехтовальщику, не обращая специально внимания на их выполнение, вести бой с противником. Исследованиями (Черникова) установлено, что овладение навыком проходит несколько стадий, отличающихся одна от другой степенью участия сознания в выполняемых движениях и изменением характера психической деятельности.

Начальная стадия — стадия первичных автоматизмов соответствует тому перио­ду, когда обучающийся, после объяснения и показа преподавателя, впервые выпол­няет движение, подражая показу. Следующая стадия — аналитическая — харак­теризуется активным включением сознания в процесс выполнения движений. Обучающийся анализирует движение и ищет наилучшие способы его выполнения. Дальнейшая стадия — ассоциативная, или стадия закрепления найденного луч­шего способа выполнения приема. Заключительная стадия — синтетическая — выполнение приема в целом.

Движения у обучающегося в этот период уже в значительной мере автомати­зированы. Это позволяет ему направлять сознание на наблюдение за своим партне­ром или преподавателем в индивидуальном уроке, на изучение тактики противника во время соревнований и т. д.

Стадия первичных автоматизмов и аналитическая наиболее трудны. Они предъ­являют к обучающимся требования следить за своими движениями, одновременно направляя внимание на все элементы сложной структуры техники приемов. Если не помочь обучающимся в этот период понять и осознать правильный способ вы­полнения приема, можно замедлить овладение им. Необходимо поэтому с самого начала обеспечить создание у занимающихся общего представления о структуре движений изучаемого приема. Одновременно необходимо создать представление о ведущих элементах структуры изучаемого приема. В этом залог успешного овладения навыком. Например, укол с выпадом включает большое количество элементов: боевая стойка, показ укола, выпад, движения и постановка ноги, производящей выпад, положение сзади стоящей ноги, движение невооруженной руки, туловища и т. д. Но основными, ведущими элементами здесь являются показ укола и последующее сочетание укола с выпадом. Все сказанное доказано резуль­татами экспериментального изучения процесса овладения навыком укола рапи­рой в цель при различных методах обучения (см. табл. 1). Третья группа дала наибольшие результаты в овладении навыком, так как методика занятий обеспе­чила создание и закрепление общего представления о структуре движений укола и основных ее элементах.


Таблица 1

Овладение навыком укола при различных методах обучения


Группы

Отклонение в мм от цели

Количество попаданий в цель

опыт 1

опыт 8

опыт 1

опыт 8

I

II

III

20,05

20,85

23,33

14,06

13,52

8,43

0,83

0,86

1,00

1,66

1,25

3,16


Для создания общего представления о движении и его центральных элемен­тах особое значение имеют специальные упражнения на развитие точности кине­стетических (мускулыю-двигательных) ощущений, позволяющих обучающимся сознательно регулировать амплитуду, направление, скорость и напряжение движений.

При овладении любым навыком успех, как правило, наиболее отчетливо виден в начале обучения — в период освоения навыка. Затем темп развития его несколько замедляется и может наступить момент, когда на каком-то отрезке времени навык или не прогрессирует, или даже ухудшается.

Задержки в его развитии могут быть вызваны несовершенной методикой обуче­ния или индивидуальными особенностями занимающихся (см. рис. 31).

Из двух обучающихся А. занимался по методике, построенной с учетом психо­логических закономерностей процесса развития навыков. Кривая свидетельствует о том, что на протяжении 10 уроков развитие навыка у А. все время прогрессирует.



Обучающийся Б. занимался по методике, в которой психологические закономерности не были учтены. Ход развития навыка у него идет с перебоями и медленнее, чему А. Затем, от 5 до 9 урока, разпитие навыка как бы приостанавливается (отрезок кри­вой, характеризующий задержку, носит название плато). Причины задержки таковы: обучающийся Б. сначала овладевал навыком укола на основе только общего представления о струк­туре движений укола. Преподава­тель не объяснял ему ошибок, не указывал на основные элементы, не применял специальных вспомо­гательных упражнений.

На десятом уроке для Б. ввели дополнительные упражнения, ему указали на основные элементы структуры движений укола. В ре­зультате — навык быстро вновь стал прогрессировать.

Таким образом, методика обу­чения имеет исключительно важное значение в развитии навыков.

Задержки и временные ухуд­шения в развитии навыка могут быть вызваны недостаточной общей физической подготовленностью, утомленностью, отсутствием или понижением интереса к занятиям, непониманием структуры движении навыку, незнанием или непонима­нием своих ошибок и т. д.

Все это указывает на необхо­димость индивидуального подхода и внимательного изучения обучаю­щихся с целью определения мето­дических средств для дальней­шего совершенствования их тех­ники.

Следует также знать и ряд других, частных услоипй, способствующих лучшему овладению навыками. Первое условие — исключение одновременного изучения боль­шого количества приемов, ибо один навык может тормозить развитие другого. Второе условие — ритмичность действий. Действия фехтовальщика во время боя аритмичны; однако, выполнение каждого фехтовального приема имеет свой ритмический рисунок.

Поэтому на первоначальной стадии обучения, когда занятия сводятся к овла­дению отдельными приемами, ритмич­ность движений должна быть использо­вана. Целесообразность сказанного под­тверждается экспериментальными дан­ными: были исследованы точность укола рапирой (Пуни) при неритмизированном и ритмизированном нанесении уколов (результаты — см. табл. 2).


Таблица 2



Группы

Величина отклонения от цели мм

неритмизированный

укол

ритмизирован­ный

укол

Мужчины.

Женщины.

10,1

12,7

6,7

9,7


В последующих этапах обучения следует работать над овладением особен­ностями ритма (быстрая смена ритмов, изменение ритмического рисунка и пр.), характерными для фехтования.

Третье условие — понимание тактического значения действий. Занимающиеся должны отчетливо представлять, в каких случаях тот пли иной прием целесо­образно применить во время боя и в каких случаях он не достигает цели. Разъ­яснению и демонстрации тактического значения приемов необходимо уделять внимание па всех этапах обучения и тренировки. Этим обеспечивается созна­тельное использование усвоенных навыков фехтовальщиком в вольном бою.

Четвертое условие — знание результатов действий. Поэтому необходимо систематически показывать обучающимся успехи и недостатки в овладении техни­кой фехтования.

Все сказанное выше относилось главным образом к образованию отдельных навыков..Для фехтования же характерна необходимость овладения целой системой их. Основная трудность в решении этой задачи заключается в том, что применение отдельных навыков (приемов) в бою имеет большое количество комбинаций. Следо­вательно, в процессе тренировки особое внимание необходимо уделять автомати­зации связей между отдельными приемами. Здесь может возникнуть явление, которое в психологии получило название интерференции, т. е. торможения одного навыка другим.

Пример: при обучении фехтованию на эспадронах у обучающегося вначале вырабатывается навык из 3-й позиции рубить голову. Затем перед ним ста­вится задача из той же позиции рубить щеку. После нескольких попыток вы­полнить эти действия по команде преподавателя: «третья — щека», «третья — го­лова» ученику предлагается наносить удар по щеке или по голове в ответ па дей­ствия оружием преподавателя. И сразу же можно заметить, как замедляется реак­ция на вызов преподавателя и как часто совершаются ошибки и делаются попытки вместо головы рубить щеку, и наоборот.

Основной путь борьбы с явлениями интерференции заключается в достижении почти полной автоматизации отдельных приемов, отдельных навыков и лишь в последующем переходе к овладению обучающимися связями между ними.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..