СТРАХОВКА АЛЬПИНИСТОВ НА ЛЬДУ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

СТРАХОВКА АЛЬПИНИСТОВ НА ЛЬДУ

 

 

В качестве основной точки страховки на льду применяется ле-добурный крюк. Отдельные особенности конструкции, продиктованные удобством использования, практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда — от пористого молодого глетчерного до натечного — влияет мало. Вероятно, более прочный натечный или старый глетчерный лед в то же время более хрупок.

По данным испытаний комиссии по снаряжению Федерации альпинизма СССР, при различных состояниях льда ледобурные крючья способны выдержать рывок 1500—2000 кг, а крюк типа «морковка»—всего 600 кг.

 

 

 

 

 

 

Рис 154 Система блокировки ледовых крючьев на крутом ледовом рельефе
а — самостраховка страхующего, 6 — веревка к ведущему

 

 

 

 

 

Кроме повышенной и стабильной прочности к числу преимуществ ледобурных крючьев можно отнести возможность их установки практически в любом месте ледового склона, но предварительно необходимо приготовить место для организации страховки. Страховочная площадка вырубается такой величины, чтобы можно было стоять обеими ногами. Можно подготовить две ступеньки. Ступеньки рекомендуется также подготовить для товарища, которого страхуешь, чтобы при выходе к месту страховки он мог удобно встать.

Перед завинчиванием (или забивкой) крюка надо очистить место от разрыхленной массы до плотного чистого льда. Лучше всего вырубить горизонтальную площадку («карман») для завинчивания крюка,

Крюк забивается (ввинчивается) перпендикулярно направлению натяжения веревки, т. е, под углом до 100° (рис. 154). Встречающиеся в специальный литературе величины в 120 и даже 135° наклона крюка не показали практического соответствия.

В холодную морозную погоду крюк тотчас же вмерзает и вывернуть его становится почти невозможным. В таком случае надо аккуратно вырубать его ледорубом или ледовым молотком, стараясь при этом не повредить тело крюка,

В мягком льду под воздействием солнца или при длительных нагрузках крюк становится ненадежным. Для предупреждения его вытаивания или активного нагревания сразу после прощелки-вания в проушину крюка карабина с веревкой нужно засыпать головку крюка кусками льда и утрамбовать снегом.

Для ускорения вворачивания крюка удобно пользоваться им-нровизйрованиым рычагом: клювом ледоруба и ледового молотка, другим крюком (рис. 155).

 

 

 

 

Рис. 155. Использование дополнительного рычага при вворачивании-выворачивании крюка



Если используются крючья типа «морковка», забивать их надо серией в 40—60 частых, непрерывных, несильных последовательных ударов. В противном случае даже при небольшой паузе в серии ударов вокруг крюка образуется воздушная подушка и несущая способность крюка станет ничтожной. Если крюк забит ненадежно и вошел в лед слишком легко, не следует вынимать его. Лучше, забив другой крюк в полуметре, сблокировать их петлей,

В качестве идеальной страховки применяются два длинных ледобура (25—28 см), ввинченных один над другим как показано на рис. 154. Использование треугольника сил обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на крючья в случае срыва. Крючья расположены на расстоянии 75 см и не на одной прямой по отношению к линии падения воды, а с отклонением на 10 см. Оба крюка соединяются между собой петлей длиной около 2—2,3 м.

На трудном рельефе обязательно завинчивать на месте страховки крюк, изменяющий направление движения веревки. Мнение, что на льду рывки при срыве слабее, чем на отвесной скале, ошибочно. На льду крутизной выше 50° практически нет разницы между свободным падением и скольжением. Так, на отвесных скалах альпинист весом 80 кг при падении на 10 м развивает скорость 50 км/кас и процесс длится 1,42 сек. На льду крутизной 55° и падении на 10 м он развивает скорость около 28 км/ч и процесс длится около 1,45 сек. Поэтому на льду речь может идти только о динамической страховке, что позволит снизить нагрузку на ледовые крючья. Для страховки рекомендуется применять, например, шайбу Штихта, узел УИАА. При страховке через поясницу необходимо использовать карабин, регулирующий направление веревкн (рис. 156).

Страхуемый не должен выходить вверх над страхующим: в случае падения неизбежны тяжелые ранения последнего зубьями кошек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На льду обычно завинчиваются крючья через каждые 10— 15 м для промежуточной страховки. При динамической страховке на льду такое расстояние вполне оправдано.

Когда на ледовом склоне пройдена почти вся веревка и требуется организовать страховку, надо вырубить маленькую ступеньку, подняться на нее, завинтить крюк и встать на самостра-ховку. После этого вырубают большую ступеньку, на которую можно уверенно встать на широко расставленных ногах. Но лучше сразу вырубить обе ступеньки. Для точек страховки рекомендуются длинные ледовые крючья 25—28 см.

Серьезная проблема при спуске по крутым ледовым склонам и стенам — безопасность последнего. Если предстоит несколько спусков, оставлять на каждом из них по крюку расточительно. Для спуска последнего в группе существует надежный способ самовыворачивающегося крюка. Участники спускаются по обычной схеме. Перед спуском последнего на ледобур накручивается кусок репшнура, соединенного со вспомогательной веревкой или второй прядыо спусковой веревки для выдергивания крюка. Последний начинает спуск, только когда внизу оба конца спусковых веревок надежно закреплены на очередной станции страховки. Окончив спуск, следует, равномерно нагружая, тянуть за веревку, которая соединена с крюком петлей репшнура (рис. 157).

Если ледовых крючьев мало, они требуются для страховки, а на спуск явно не хватает, надежным выходом из положения служит ледовая проушина (рис. 158). Ее просверливают длинным ледобуром в ледовой поверхности с двух сторон под углом 60° так, чтобы получилось соединяющееся сквозное отверстие. Затем проволочным крючком (а он необходим в арсенале группы) через проушину протаскивают кусок основной веревки, завязывают петлю, пропускают спусковую веревку — и станция спуска готова. Ледовая проушина вполне надежна: по данным исследований

УИАА, во льду средней плотности (0,8—0,9 кг/дм3, температура льда около 0,2°) получены следующие величины статической нагрузки: при L= 15 см, репшнур 0 6 мм — до 600—800 кг; при L=15 см лента шириной 2,5 см — до 1100 кг; при L — 20 см веревка
0 = 9 мм — до 1240 кг, без вырыва ледовой проушины!

 

На комбинированных маршрутах, если возможно, следует предпочесть быстро организуемые способы страховки, конечно, не в ущерб безопасности. Например, на снежно-ледовом склоне быстрее найти место для страховки через ледорубы, чем долго докапываться до плотного льда для забивки крюка (рис. 159). На гребне время экономится за счет комбинации страховки через ледоруб и скальный выступ (рис. 160).

Для спуска альпинисты иногда используют ледовые столбики (рис. 161). Чтобы веревка не соскользнула со столбика, его делают диаметром до 1 м, высотой до 30 см, с круговым желобком внизу.

 

 

 

 

 

Рис 158 Организация точки закрепления на льду — проушина (по В М. Абалакову)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..