СТРАХОВКА АЛЬПИНИСТОВ НА СНЕГУ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

СТРАХОВКА АЛЬПИНИСТОВ НА СНЕГУ



Если возможен срыв и самозадержание проблематично, необходима страховка. Надежность страховки на снегу в значительной степени зависит от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, температуры и освещенности склона. Погода может играть решающую роль. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для страховки.

Основной вид страховки на снежных склонах — через рукоятку ледоруба, вбитого в фирн или твердый снег.

Чаще всего используется попеременная страховка. Приемы страховки через ледоруб меняются в зависимости от плотности снега, длины рукоятки ледоруба, направления движения и т. д. Существует правило: первый в связке должен прокладывать путь в стороне от страхующего. Нахождение альпинистов друг над другом не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего.

В твердом снегу страхующий выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длинную полку поперек склона Встав На подготовленную площадку лицом к склону, альпинист на уровне груди или пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. Однако при этом страховка становится надежнее. Самостраховка крепится за рукоятку и располагается прямо на склоне во избежание появления дополнительных изгибающих усилий (рис. 89).
 

Страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин, прикрепленный петлей к рукоятке или головке ледоруба. Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб невозможно, а ледовые крючья использовать нельзя, надо подпереть ледоруб коленом (рис. 90) или придержать рукой за головку.

 

 

 

 

 

 

 

 

На пологом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении, а на крутых вгоняется под углом 100—110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка.

Если ледоруб придерживать за головку, допустимая нагрузка на него и надежность страховки будут: в свежем или рыхлом снегу — 60—70 кг; в снегу средней плотности, утоптанном — до 100 кг; в плотном утоптанном снегу — до 150—200 кг.

Специальное снаряжение повышает надежность страховки на снегу: лавинная лопатка, прикрепленная к ледорубу,— в 1,5 раза; лопата В. М. Абалакова — в 3 раза; тормоз В. Саратовкина — в
2—4 раза. Снежный якорь (рис. 91) даже в свежем снегу выдерживает рывок не менее 250—300 кг, однако он должен иметь размер не менее 300x300 мм, быть достаточно прочным и надлежащим образом расположенным в снегу. Для страховки можно использовать закопанный в снег ледоруб — Т-образное закрепление (рис. 92).

 

 

 

 

Рис. 92. Т-образное закрепление ледоруба для страховки на крутом снежном склоне:
о —траншея, б — петля, в —ледоруб

 

 

 

 

Рис. 93 Страховка через ледоруб с тросиком (способ В М Абалакова);
а — подготовка, б — исходное положение для страховки

 

 

 


 

 


В мягком (рыхлый, свежевыпавший, перемороженный) снегу страховка организуется аналогичными способами, но она крайне ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег, несколько раз подсыпая его со склона. Если ледоруб, воткнутый в дальний край площадки по самую головку, все же сидит свободно, страховка также ненадежна. Для усиления точки страховки в подобных условиях существует простой способ: на рукоятку ледоруба надевают петлю — коуш стального тросика длиной 60— 70 см и, прорезав тросиком всю глубину площадки, выводят его на поверхность склона ниже края площадки (рис. 93); ко второму коушу прищелкивают карабин и страховку осуществляют через него.

На надежность страховки значительно влияет консистенция снега. Во влажном или фирновом снегу ледоруб держит лучше, чем в сухом, свежем. Во влажном снегу усилие вырыва всегда выше, чем в сухом.

Если ледоруб хорошо держит в плотном снегу, можно страховать через рукоятку обеими руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 94 и 95). На качество страховки влияют: забивка рукоятки ледоруба в снег, твердость снега, крутизна склона, расстояние между ледорубом и страхующим, другие факторы.

Если в глубоком свежем снегу, где необходимо вытоптать место для страховки, при отсутствии фирнового якоря ледоруб держит ненадежно, то для страховки второго в связке можно наступить на головку ледоруба, предварительно заложив за рукоятку несколько витков веревки (рис. 96).

Место для страховки должно быть выбрано или вытоптано так, чтобы на нем можно было надежно стоять расставив ноги и иметь возможность принять большую часть рывка на себя, на корпус страхующего.
 

В отдельных случаях, когда нет уверенности в надежности страховки через ледоруб, применяется страховка через шайбу Штихта или восьмерку, закрепленную на грудной обвяз'ке страхующего (рис. 97).

Силу рывка надо ослабить протравливанием веревки. Минимальный запас протравливания на крутом склоне—!/з веревки. Даже не очень сильный рывок вырывает ледоруб из склона или ломает рукоятку деревянного ледоруба. В момент срыва и скольжения товарища, если тот находится вверху, страхующий должен попытаться выбрать часть веревки, что сократит длину разгона и увеличит количество веревки у страхующего для протравливания. Разумеется, сорвавшийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию — это увеличит надежность страховки.

На гребневых участках или на склонах со скальными островами иногда между скалами и снегом имеется щель, напоминающая рантклюфт. В таком случае в щель можно заложить ледоруб и осуществить страховку через него (рис. 98).

Для верхней страховки, для приема партнера незаменим узел Гарда (см. стр. 354).

Наиболее эффективен для страховки на снегу амортизатор «косичка-60». Задача страхующего значительно упрощается, если амортизатор прикреплен к хорошо забитому в подготовленную снежную лохань ледорубу, а страховочная веревка выдается через узел Бахмана (двусторонний зажим Кашевника), прикрепленный к амортизатору короткой петлей из 4 прядей репшнура, петлей из широкой ленты или куском основной веревки. При такой страховке страхующий без особых усилий может удержать даже двух одновременно сорвавшихся альпинистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..