ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ



Тактическая грамотность альпиниста не ограничивается умением составлять план восхождения или всего мероприятия в целом. Достоинства и недостатки планирования неминуемо выявятся при реализации плана во время восхождения. И вполне понятно стремление к максимальному соответствию восхождения задуманному плану. Вновь напомним, план — это руководство к действию. Оперативная оценка тактических задумок, их сопоставление применительно к сложившимся условиям могут потребовать срочной корректировки плана. В этом случае должны проявиться тактическая грамотность руководителя, его умение обоснованно маневрировать силами, средствами, временем и резервами.

«Правила горовосхождений» предусматривают принципы поведения группы в аварийной ситуации, вплоть до вынужденного прекращения восхождения. Именно в этой связи надо подчеркнуть, что любой маневр не освобождает руководителя от необходимости сохранения резерва сил и средств, сохранения бдительности и внимания до самого возвращения в базовый лагерь.

Управление движением предусматривает наряду с запланированными и интуитивные решения. Это в первую очередь определение сложившейся ситуации, а также принятие решения в условиях острого недостатка информации и времени. Интуиция допускает принятие оптимальных решений не из многочисленных вариантов, а из кладовой личного осмысленного опыта. Уметь мыслить подобным образом — значит владеть важной составной альпинистского мастерства.

Подчеркнем в связи с этим недопустимость в тактике строго очерченных пределов — правил. Ситуация в горах на маршрутах восхождений меняется быстро и каждый раз преподносит восходителю очередной сюрприз своими нерегулируемыми особенностями. Представьте себе в такой ситуации человека, привыкшего мыслить «от» и «до».

Прежде чем перейти к конкретным формам тактической подготовки, напомним несколько положений, которые можно было бы назвать правилами (без них трудно продолжать рассмотрение вопроса):

любые попытки сведения тактики к системе формалнзирован-ных правил полностью противоречат ее существу, ибо тактические правила — это в лучшем случае только примеры из практики, иллюстрирующие правильность или Неправильность тактических решений для каждого конкретного события;

тактика не может выделяться в изолированный раздел подготовки альпинистов, обучение тактике должно органично вплетаться во всю учебную и спортивную деятельность горовосходителя;

требуется воспитать у альпинистов объективность при самооценке и оценке противостоящих сил во всем их многообразии и сознательное освоение личного опыта горовосхождений;

обязательно соблюдение тактической дисциплины, своевременные принятие решений и внесение коррективов в тактическую схему восхождения наряду с четким выполнением тактического плана там, где необходимости его менять нет;

необходимо учить умению четко разграничивать понятия «тактико-техническое решение» (организация движения и страховка на определенном отрезке маршрута) и «общие тактические решения» (взаимодействия, временные графики движения, прогнозируемые варианты, тактические резервы).

В процессе обучения в первую очередь обращают внимание на следующие разделы тактики:

1) сбор, обработку и подготовку данных для планирования восхождения: определение целей и задач, изучение способов документирования информации (символы УИАА, фотографии, схемы, рисунки, описания), организация визуальной разведки объекта восхождения и фиксирование ее результатов; практическое использование актуальной информации; методика оценки собственных сил;

2) планирование по элементам: план и его варианты, оформление плана, маршрутная документация; вопросы взаимодействия и связи; детализация отдельных разделов плана и учет в них учебных вопросов, резервы;

3) реализацию и выполнение плана, тактическую дисциплину; отклонения от плана (предусмотренные и непредусмотренные); реальное взаимодействие, управление группой и обеспечение мер безопасности; поведение в экстремальных ситуациях и маневр;

4) разборы законченных мероприятий (оперативные и фундаментальные, всего мероприятия и отдельных его этапов), имеющие основной целью продолжение учебного процесса, выявление недостатков планирования и реализации плана в их взаимосвязи.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..