ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОСХОЖДЕНИЯ АЛЬПИНИСТОВ
Тактическая грамотность альпиниста не ограничивается умением составлять
план восхождения или всего мероприятия в целом. Достоинства и недостатки
планирования неминуемо выявятся при реализации плана во время
восхождения. И вполне понятно стремление к максимальному соответствию
восхождения задуманному плану. Вновь напомним, план — это руководство к
действию. Оперативная оценка тактических задумок, их сопоставление
применительно к сложившимся условиям могут потребовать срочной
корректировки плана. В этом случае должны проявиться тактическая
грамотность руководителя, его умение обоснованно маневрировать силами,
средствами, временем и резервами.
«Правила горовосхождений» предусматривают принципы поведения группы в
аварийной ситуации, вплоть до вынужденного прекращения восхождения.
Именно в этой связи надо подчеркнуть, что любой маневр не освобождает
руководителя от необходимости сохранения резерва сил и средств,
сохранения бдительности и внимания до самого возвращения в базовый
лагерь.
Управление движением предусматривает наряду с запланированными и
интуитивные решения. Это в первую очередь определение сложившейся
ситуации, а также принятие решения в условиях острого недостатка
информации и времени. Интуиция допускает принятие оптимальных решений не
из многочисленных вариантов, а из кладовой личного осмысленного опыта.
Уметь мыслить подобным образом — значит владеть важной составной
альпинистского мастерства.
Подчеркнем в связи с этим недопустимость в тактике строго очерченных
пределов — правил. Ситуация в горах на маршрутах восхождений меняется
быстро и каждый раз преподносит восходителю очередной сюрприз своими
нерегулируемыми особенностями. Представьте себе в такой ситуации
человека, привыкшего мыслить «от» и «до».
Прежде чем перейти к конкретным формам тактической
подготовки, напомним несколько положений, которые можно было бы назвать
правилами (без них трудно продолжать рассмотрение вопроса):
любые попытки сведения тактики к системе формалнзирован-ных правил
полностью противоречат ее существу, ибо тактические правила — это в
лучшем случае только примеры из практики, иллюстрирующие правильность
или Неправильность тактических решений для каждого конкретного события;
тактика не может выделяться в изолированный раздел подготовки
альпинистов, обучение тактике должно органично вплетаться во всю учебную
и спортивную деятельность горовосходителя;
требуется воспитать у альпинистов объективность при самооценке и оценке
противостоящих сил во всем их многообразии и сознательное освоение
личного опыта горовосхождений;
обязательно соблюдение тактической дисциплины, своевременные принятие
решений и внесение коррективов в тактическую схему восхождения наряду с
четким выполнением тактического плана там, где необходимости его менять
нет;
необходимо учить умению четко разграничивать понятия
«тактико-техническое решение» (организация движения и страховка на
определенном отрезке маршрута) и «общие тактические решения»
(взаимодействия, временные графики движения, прогнозируемые варианты,
тактические резервы).
В процессе обучения в первую очередь обращают внимание на следующие
разделы тактики:
1) сбор, обработку и подготовку данных для планирования восхождения:
определение целей и задач, изучение способов документирования информации
(символы УИАА, фотографии, схемы, рисунки, описания), организация
визуальной разведки объекта восхождения и фиксирование ее результатов;
практическое использование актуальной информации; методика оценки
собственных сил;
2) планирование по элементам: план и его варианты, оформление плана,
маршрутная документация; вопросы взаимодействия и связи; детализация
отдельных разделов плана и учет в них учебных вопросов, резервы;
3) реализацию и выполнение плана, тактическую дисциплину; отклонения от
плана (предусмотренные и непредусмотренные); реальное взаимодействие,
управление группой и обеспечение мер безопасности; поведение в
экстремальных ситуациях и маневр;
4) разборы законченных мероприятий (оперативные и фундаментальные, всего
мероприятия и отдельных его этапов), имеющие основной целью продолжение
учебного процесса, выявление недостатков планирования и реализации плана
в их взаимосвязи.