УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ



Вся система подготовки легкоатлетов в процессе тренировки должна быть управляемой. Она включает в себя, по существу, всю работу тренера, организующего и планирующего процесс тренировки, руководящего всей деятельностью спортсмена, направленной на решение многообразных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей, на достижение спортивного мастерства.
 

 

 

 

 

Таблица 9

 

 

 

 

Управление — многогранный процесс, который включает в себя следующее.

1. Определение индивидуальных оробенностей и возможностей спортсмена.

2. Установление цели и длительности пути ее достижения.

3. Установление возможно более конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.

4. Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов, периодизации и пр.

5. Составление общих и индивидуальных планов тренировки.

6. Обеспечение условий для эффективной подготовки легкоатлетов.

7. Практическое выполнение плана и регулирование тренировочных и соревновательных воздействий и нагрузок соответственно функциональным возможностям спортсмена и развитию его подготовленности.

Указанные части управления расположены в последовательности их практической реализации, однако в процессе подготовки приходится постоянно возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, к установлению новых задач, выбору более эффективных средств и методов и т. д. В целом управление процессом спортивной подготовки состоит из. разработки программы и ее выполнения.

Программа или план подготовки составляется на основании изучения индивидуальных особенностей спортсмена и условий его жизни. Следовательно, глубокое изучение их является первым подготовительным этапом управления. Чем лучше, объективнее учтены индивидуальные особенности легкоатлета, тем конкретнее можно поставить задачи, точнее подобрйть средства, методы и нагрузки, тем ближе к оптимальному план подготовки, тем меньше может быть несоответствий и отклонений в процессе подготовки и тем относительно легче управление.

При составлении плана подготовки важно учитывать уже имеющийся опыт и данные научного обобщения этого опыта, выраженные в модельных характеристиках легкоатлетов высшего класса. Изучая эти характеристики (табл. 10—14), тренер получит возможность увереннее ставить задачи для своих учеников, определять уровни нагрузок и пр. '

Однако даже хорошо составленная программа подготовки должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся функциональным возможностям легкоатлета. Изменения эти происходят под влиянием многообразных воздействий внешних условий, в силу возрастных особенностей развития организма, а также в результате тренировки и участия в состязаниях.

В соответствии с этими изменениями процесс тренировки спортсмена чрезвычайно динамичен, подвижен во всех своих многообразных частях: в объеме, интенсивности, сложности, психической напряженности, соотношении работы и отдыха и т. п. В принципе, все эти изменения тренировочного процесса происходят в виде постепенного повышения требований к организму легкоатлета на протяжении месяцев и лет. Но практически вся многообразная динамика процесса
 

тренировки изобилует подъемами, спадамц, плато, имеет волнообразный, ступенчатый характер. Заранее все это предвидеть в полной мере невозможно, поэтому и необходимо постоянное сопоставление фактической двигательной деятельности спортсмена с реакцией на нее его органов и систем, на основе чего осуществляется регулирование тренировочной нагрузки, обеспечивающее соответствие между требованиями к спортсмену и его возможностями.

Для достижения этого соответствия нужно фиксировать фактическое выполнение и эффективность тренировочной работы (отмечая это в месячном плане по дням, а затем суммированно за месяц перенося в годичный план), одновременно контролируя состояние спортсмена, переносимость им тренировочных и соревновательных нагрузок и в особенности восстановление после них. Такие показатели позволяют видеть в динамике весь ход тренировки, ее эффективность в целом и по частям, а также степень соответствия ее возможностям спортсмена. Эти показатели позволяют вовремя заметить отклонения (полезные и нежелательные) и сразу же вносить требуемые изменения в программу, в режим тренировки и отдыха.

Таким образом, тренер ведет процесс спортивной подготовки по

намеченному, но постоянно корректируемому пути, зорко наблюдая за сохранением соответствия между предлагаемыми спортсмену заданиями, упражнениями, нагрузками и его возможностями. Постоянное сбалансирование программы тренировки с состоянием и возможностями спортсмена и есть самое главное в управлении.

Для урегулирования степени воздействий и величин нагрузок в процессе тренировки используется изменение длительности упражнения и количества повторений, величины усилий, координационной сложности движений и психической напряженности спортсменов. Важно также найти оптимальные интервалы между отдельными тренировочными нагрузками.

В настоящее время большое значение приобрела та часть управления, которая должна обеспечивать оптимальное соотвётствие между функциональными возможностями спортсмена и нагрузкой, полученной им в течение одного тренировочного дня.

Ежедневная тренировка (нередко дважды и трижды в день) — основа подготовки спортсменов. В связи с этим чрезвычайно важную роль играет полное восстановление всех сил и возможностей спортсмена к очередному тренировочному дню с наибольшей нагрузкой. При облегченных нагрузках достичь этого легко. Но при значительных нагрузках нетрудно превысить возможности организма в восприятии тренировочных требований, в восстановлении затрат в требуемое время. В результате на протяжении дней и недель тренировка происходит с перегрузкой, ухудшаются состояние и работоспособность легкоатлета, накапливается нервная усталость, приводящая вскоре к перетренировке.

Как указывалось ранее, с целью еще большего повышения тренировочных требований к организму спортсмена иногда несколько занятий подряд проводят при недовосстановленном состоянии. Однако и в этом случае надо в последующих занятиях уменьшать нагрузку и обеспечить полное восстановление перед новым микроциклом с серией занятий с повышенной нагрузкой.

Чтобы соразмерить ежедневную тренировочную нагрузку с возможностями спортсмена, надо постоянно, изо дня в день, оценивать степень восстановления.

Для этого имеются различные биохимические и медицинские методы. В ряде случаев можно ежедневно оценивать степень восстановления показателем в контрольной упражнении, например измерением прыгучести по В. М. Абалакову, быстроте двигательной реакции на старте, длине тройного прыжка с места, дальности броска ядра двумя руками назад через голову и др.

Пока не все тренеры и спортсмены могут использовать результаты методик, позволяющих ежедневно и быстро оценивать уровни восстановления и работоспособности, надо пользоваться более простыми и доступными для всех методами. Элементарный контроль спортсмена должен быть ежедневным. Только в этом случае можно судить о восстановлении сил и возможностей спортсмена по показателям состояния, по наглядной динамике их изменений на протяжении длительного времени.
Рассмотрим основные части управления процессом подготовки и наиболее полно главную ее сторону — практическое выполнение плана и регулирование тренировочные и соревновательных нагрузок.


 

 

 

Таблица 10 Модельные характеристики бегунов на короткие дистанции

 

 

 

Таблица 11 Модельные характеристики бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции

 

 

 

 

Таблица 12 Модельные характеристики прыгунов

 

 

 

 

Таблица 13 Модельные характеристики метателей

 

Таблица 14 Модельные характеристики многоборцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..