ОБЩИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Спортивная подготовка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков спортсмена, его физических, моральных и волевых качеств строится на общих научных основах воспитания и развития спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психического склада и т. п.), образа жизни и тех условий, в которых тренировка проводится.

Ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических упражнений. Характер спортсмена, уровень его
знаний, трудовая и общественная деятельность, быт находятся в тесной связи с его спортивной жизнью и во многом определяют успехи в ней.
 

 

 

 

 

Таблица 1
Динамика рекордов мира по легкой атлетике за период 1948-1980 гг. и прогноз высших достижений на 1984, 1988, 1990 гг.

 

 

 

Спортивная подготовка направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде легкой атлетики, что является важным стимулом для молодых спортсменов, так как повышает у них стремление тренироваться упорно и настойчиво, вкладывать все свои силы в достижение цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к труду и защите Родины.

В этом процессе особенно велика роль тренера, который планирует подготовку, руководит физическим и моральным воспитанием своего ученика.

Тренировка, которую ведут выдающиеся спортсмены, требует огромной затраты сил, напряженной творческой деятельности. Жизнь спортсмена, связанная с упорной, длительной и многогранной тренировкой, требует четкости и аккуратности, дисциплинированности, соблюдения режима. Она немыслима * без хорошей организации врачебного, педагогического контроля и медико-биологического обеспечения.

Данные многолетних исследований, богатый опыт тренеров и сильнейших спортсменов Советского Союза и других стран позволили создать совершенную систему тренировки применительно к каждому виду легкой атлетики*. Однако процесс ее совершенствования продолжается и эффективность повышается. Научные исследования, творческий поиск тренеров и спортсменов позволяют находить новые пути для повышения функциональных возможностей легкоатлетов и достижения еще более высоких результатов.

Существующие • различия видов легкой атлетики, естественно, требуют и различного подхода к системе тренировки. Вместе с тем имеются и общие, обязательные для всех научно-методические положения в организации, планировании и построении тренировки, в обеспечении эффективной предсоревновательной подготовки, в достижении, и сохранении спортивней формы и т. д.

Многие такие общие положения, как необходимость круглогодичной и многолетней подготовки, соблюдение принципов тренировки, сочетание нагрузки в занятиях с гигиеническим режимом и другие, широко известны.

Мы остановимся на тех общих научно-методических положениях, к которым сегодня особенно должно быть приковано внимание тренеров. Определение этих основных положений тренировки обусловлено, с одной стороны, необходимостью предотвращения ошибок, еще допускаемых отдельными тренерами в методике подготовки легкоатлетов, и, с другой— требованием совершенствования тренировочного процесса. Ведущие тренеры нашей страны, вооруженные необходимыми «знаниями, с успехом применяют их в своей практической деятельно-сти. Славная история рекордов и побед советских легкоатлетов — свидетельство силы и достижений нашей науки.

Перед легкоатлетами СССР поставлена трудная, но почетная задача завоевывать первые места на олимпийских играх, в международных состязаниях.

Выполнение этой основной задачи предполагает следующее:

1. Улучшение состояния здоровья, работоспособности спортсменов — кандидатов в сборную олимпийскую команду.

2. Реализацию индивидуального перспективного 4-летнего планирования подготовки спортсменов: а) повышение функциональных возможностей организма легкоатлетоа, воспитание й развитие необходимых качеств; б) совершенствование техники движений; в) наличие индивидуального календаря соревнований и расширение соревновательного опыта; г) достижение. высшей спортивной формы в период чемпионатов СССР, Европы, мира и олимпийских игр.

3. Воспитание у спортсменов устойчивых психических качеств, обеспечивающих достижение высоких результатов в условиях напряженной борьбы в ответственных соревнованиях.

В осуществлении указанных задач важную роль играет соблюдение принципов тренировки, определяющих правильность и эффективность всего процесса подготовки. Сегодня этих принципов очень много. Они отражают такие закономерности, как единство человека и внешней среды, функциональную взаимосвязь органов и систем в организме, соответствие тренировочных нагрузок функциональным и адаптационным возможностям организма, регулярность и непрерывность тренировки, вариативность и однообразность ее, органическая связь общей и специальной подготовки, соответствие используемых средств и методов задачам тренировки, гиперкомпенсация в восстановительных процессах и многое другое. Из всего разнообразия принципов следует выделить те, которые в наибольшей мере определяют главные положения тренировки легкоатлетов, служат ее первоосновой: всесторонность, специализация, сознательность, постепенность, повторность, волнообразность, индивидуальность. Указанные принципы тренировки получили широкое освещение в современной методической литературе, тренеры должны их знать и руководствоваться ими в своей практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..