Шариковые предохранительные клапаны

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство      Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов (Е.К. Румянцев)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

 

 

Шариковые предохранительные клапаны непосредственного действия 34-9-15Е и 34-9-16Д

 

 

Шариковые предохранительные клапаны непосредственного действия 34-9-15Е и 34-9-16Д устанавливают между сливной и нагнетательной магистралями трубопроводов гидросистемы. Для этого корпус клапана, отлитый из ковкого чугуна, имеет две пары противоположно направленных штуцеров со сквозными каналами (рис. 106). Верхними штуцерами клапан устанавливают в сливную магистраль, нижними— в нагнетательную. В клапанах, устанавливаемых на комбайнах первых выпусков, центральный канал корпуса внизу имеет отверстие, кромка которого служит посадочным пояском для шарика 8 (рис. 106, а). Усилие пружины 6, передаваемое на шарик через стакан 7, регулируют гайкой 5, которую контрят контргайкой 4. Гайка и контргайка имеют одинаковые квадратные отверстия (рис. 106, б) или гайка 15 (рис. 106, в) сделана с квадратным отверстием, а контргайка 14 — с шестигранным. Сверху в центральный канал ввернута заглушка 1 с медной уплотнительной прокладкой 2.

Герметичность предохранительного клапана обеспечивает посадка шарика в его гнездо. Для этого шарик и медную проставку вставляют в корпус и легкими ударами по последней образуют в гнезде корпуса клапана непрерывный посадочный поясок шириной 0,2—0,8 мм.

В 1959 г. на комбайнах устанавливали клапаны с пружинным гасителем вибрации (рис. 106, г). В стакане 17 сделано два выреза, в которые входят усики специальной пружины 16. Трение, создающееся усилиями усиков пружины, гасит вибрации шарика, и клапан работает без шума. Недостатком таких клапанов являются технологические затруднения изготовления специальной пружины. Если пружина недокалена, то при работе на ней появляются остаточные деформации, которые уменьшают усилие трения, и клапан работает с вибрацией. Когда же пружина перекалена, то при монтаже или в процессе работы отламываются усики, и клапан начинает вибрировать.

С июня 1960 г. в гидросистемах комбайнов устанавливают клапан, в котором поток масла свободно проходит
через пространство между стенкой клапана и пружиной (рис. 106, е). В этом клапане гайка имеет четыре отверстия диаметром 6 мм для свободного прохода масла в сливной канал, а для упора пружины предусмотрены грибок и центрирующий стержень. Вместо стакана введена тарелочка 25, центрирующая пружину с шариком.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 106. Предохранительные клапаны шарикового типа непосредственного действия:
а, б и в —с направляющим стаканом для шарика; г— с пружинным гасителем колебаний; д — с плунжерным гасителем колебаний; е, ж — с потоком жидкости между пружиной и корпусом; з —с наружной регулировкой и запрессованным гнездом; и — с ввертным гнездом; 1 — заглушка; 2— медная прокладка; 3 и 37 —корпуса; 4, 10, 14, 18, 23 и 29 — контргайки; 5, 11 и 15 — гайки; 6, 16 и 34 — пружины; 7 и 17 — стаканы; 5 и 36 — шарики; 9 — специальный ключ с квадратными головками разной длины; 12 — внутренний ключ с квадратной головкой; 13 и 27 — внешние шестигранные ключи; 19 и 30 — направляющие; 20 — дроссельное отверстие: 21 — внутренняя полость в направляющей; 22 —плунжер; 24 — регулировочная гайка; 25 и 35 — тарелочки; 26 — внутренний ключ с отверткой; 28 — регулировочный винт; 31 и 32 — резиновые уплотнительные кольца; 33 — шпиндель; 38 и 39 — гнезда.

 

 

 

 

 

 

На комбайнах СК-4, «Сибиряк» и их модификациях устанавливают клапаны с наружной регулировкой, которые можно регулировать без их разборки. В корпусе 37 (рис. 106, к) клапана ввернута направляющая 30, внутри которой размещена головка шпинделя 33, имеющая канавку под резиновое уплотнительное кольцо 31. На стержне шпинделя имеется грибок для упора пружины. Для уплотнения направляющей с корпусом применено резиновое уплотнительное кольцо 32.

Положение шпинделя регулируют с помощью винта 28, ввернутого в направляющую и закрепленного контргайкой 29. Для регулировки используют отвертку.

Одновременно с введением наружной регулировки с целью повышения эксплуатационной надежности клапанов введены стальные каленые гнезда под шарики. Гнезда выполняют в двух конструктивных исполнениях: вворачиваемыми в корпус клапана (рис. 106, и) и запрессовываемыми в корпус с развальцовкой выступающих в нагнетательный канал концов этого гнезда (рис. 106, з).

Для регулировки предохранительного клапана штуцер нагнетательного отверстия с одной стороны заглушают, а с другой — подсоединяют маслопровод от насоса. В нагнетательной магистрали устанавливают манометр. Сливное отверстие клапана соединяется с гидробаком.

Для регулировки других клапанов (рис. 106, б) применяют специальный ключ 9, имеющий с обеих сторон квадратные головки разной длины. Для закручивания или откручивания контргайки 10 в ее отверстие вставляют ключ с короткой квадратной головкой (длина 5 мм), а для регулировки натяжения пружины вставляют ключ с длинной головкой (длина 10 мм), которая одновременно входит в квадратные отверстия контргайки и гайки 11.

Завертывая или отвертывая гайку, регулируют усилие сжатия пружины до тех пор, пока манометр, установленный в нагнетательной магистрали, не покажет требуемое давление регулировки.

Клапаны, показанные на рисунке 106, в, г, д, е, ж, регулируют с помощью двойного ключа. Внутренним ключом 12 или 26, имеющим квадратную головку или отвертку, регулируют гайку клапана, а внешним шестигранным ключом 13 или 27 завертывают контргайку. Шестигранный ключ поворачивают рожковым ключом.

Клапаны, изображенные на рисунке 106, з, и, регулируют ввертыванием или вывертыванием регулировочного винта 28 с помощью отвертки без специальных ключей. После регулировки винт контрят контргайкой 29.

Предохранительные клапаны непосредственного действия как для основной гидросистемы, так и для системы гидроусилителя рулевого управления зерноуборочных комбайнов регулируют на давление открытия (при расходе, близком к нулю) на 50 ^кгс/см2. Герметичность посадки шарика в гнезде проверяют при давлении 35 кгс/см2. Утечки масла при испытательных давлениях не должны превышать 30 капель в минуту (до 2 см3/мин).

Отсутствие потения стенок литого корпуса, а также отсутствие течей в местах уплотнения медной прокладкой проверяют при опрессовывании клапана давлением 75 кгс/см2.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..