САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С
ТРЕХПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ
Вы сделали простейший электродвигатель. Работать он стал,
вероятно, не сразу, и пришлось порядочно потрудиться, чтобы
якорь его начал вращаться.
В вашем изделии вы заметили много недостатков. Двигатель имеет
«мертвые точки»: его иногда приходится вначале слегка
подтолкнуть пальцем, чтобы он начал работать. Да и мощность его
незначительна: ведь подключить его можно только к батарейке.
Теперь, когда вы уже приобрели небольшой опыт, сделаем более
мощный двигатель, который мог бы привести в движение модели
посложнее и побольше размером (рис. 1).
Этот двигатель можно установить в макете гидроэлектростанции,
где он будет вращать вал с цветными лампочками. Его можно также
использовать для вращения барабанчика в автоматическом
переключателе и других моделях и установках.
Как видно из рисунка, вместо постоянного магнита в качестве
статора здесь установлен электромагнит. Якорь нового двигателя
имеет три полюса, а не два, как у предыдущей самоделки, да и
коллектор выглядит иначе. Все остальные части новой модели такие
же, как и у простейшего электродвигателя.
Сердечник статора собирается из 14 — 15 полосок жести, причем
каждую полоску сначала изгибают в виде буквы «П» и после этого
на нее накладывают другую пластинку такой же формы. Между ними
прокладываются бумажные полосы, пропитанные клеем БФ-2 или
каким-либо лаком.
Чтобы пластинки прочно соединились друг с другом, их связывают
после склейки крепкой ниткой, пока клей или лак не просохнет. На
верхнюю часть наматывается 6 — 7 метров провода в любой
изоляции. Место, где ляжет первый слой обмотки, оклейте полоской
бумаги — для изоляции. Обмотка ведет-
ся строго в одну сторону. Начало и конец обмотки пропускают
через отверстие в двух щечках, надетых на верхнюю часть статора.
Щечки выпиливаются из миллиметровой фанеры или старой чертежной
линейки.
Все эти детали статора и его сборка хорошо видны на рисунке 2,
где данный электродвигатель показан в трех положениях — спереди,
сверху и сбоку.
Сердечник якоря собирается из 20 пластинок жести (рис. 3).
Склеить их надо так же, как и пластины статора, при помощи
бумажных прокладок, смазанных клеем БФ-2 или лаком.
Чтобы пластиночки не рассыпались во время склейки, насадите их
на тоненький гвоздик. Когда клей высохнет, гвоздик вынимают, а
вместо него вставляют в центральное отверстие отрезок вязальной
спицы, который будет служить осью якоря.
Валик коллектора делается из изоляционной ленты так же, как и у
самого простого двигателя (рис. 3). На него накладываются три
медные пластиночки (ламели) с небольшими язычками. С помощью
круглогубцев ламелям придают изогнутую форму, чтобы они плотно
легли на валик коллектора.
Обмотка полюсов сердечника якоря делается проводом сечением 0,3
миллиметра в любой изоляции. Перед тем как начать обмотку,
приклейте на те места, где ляжет провод, небольшие листочки
тонкой бумаги. Это делают для того, чтобы случайно оголившийся
виток обмотки не прикоснулся к жестяным полоскам, из которых
составлен сердечник. Проволоку наматывают строго в одну сторону,
по 4 метра на каждый полюс.
Закончив обмотку всех полюсов, припаяйте по схеме концы обмоток
к язычкам ламелей, уложите ламели на барабанчик коллектора и
закрепите их двумя резиновыми кольцами (рис. 3).
Якорь двигателя готов.
Стойки, щетки, установка статора на до-. щечке делаются так же,
как и у предыдущего двигателя. Расположение всех деталей при
сборке и соединение обмоток статора со щетками показаны на
рисунке 2.
Присоединять двигатель следует к клеммам трансформатора, где
написано «6 в».
|