САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТРЕХПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ

    Главная       Учебники - Самоделки         25  самоделок (Б. Тарасов)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 САМОДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТРЕХПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ

 


Вы сделали простейший электродвигатель. Работать он стал, вероятно, не сразу, и пришлось порядочно потрудиться, чтобы якорь его начал вращаться.

В вашем изделии вы заметили много недостатков. Двигатель имеет «мертвые точки»: его иногда приходится вначале слегка подтолкнуть пальцем, чтобы он начал работать. Да и мощность его незначительна: ведь подключить его можно только к батарейке.

Теперь, когда вы уже приобрели небольшой опыт, сделаем более мощный двигатель, который мог бы привести в движение модели посложнее и побольше размером (рис. 1).

Этот двигатель можно установить в макете гидроэлектростанции, где он будет вращать вал с цветными лампочками. Его можно также использовать для вращения барабанчика в автоматическом переключателе и других моделях и установках.

Как видно из рисунка, вместо постоянного магнита в качестве статора здесь установлен электромагнит. Якорь нового двигателя имеет три полюса, а не два, как у предыдущей самоделки, да и коллектор выглядит иначе. Все остальные части новой модели такие же, как и у простейшего электродвигателя.

Сердечник статора собирается из 14 — 15 полосок жести, причем каждую полоску сначала изгибают в виде буквы «П» и после этого на нее накладывают другую пластинку такой же формы. Между ними прокладываются бумажные полосы, пропитанные клеем БФ-2 или каким-либо лаком.

Чтобы пластинки прочно соединились друг с другом, их связывают после склейки крепкой ниткой, пока клей или лак не просохнет. На верхнюю часть наматывается 6 — 7 метров провода в любой изоляции. Место, где ляжет первый слой обмотки, оклейте полоской бумаги — для изоляции. Обмотка ведет-
ся строго в одну сторону. Начало и конец обмотки пропускают через отверстие в двух щечках, надетых на верхнюю часть статора. Щечки выпиливаются из миллиметровой фанеры или старой чертежной линейки.

Все эти детали статора и его сборка хорошо видны на рисунке 2, где данный электродвигатель показан в трех положениях — спереди, сверху и сбоку.

Сердечник якоря собирается из 20 пластинок жести (рис. 3). Склеить их надо так же, как и пластины статора, при помощи бумажных прокладок, смазанных клеем БФ-2 или лаком.

Чтобы пластиночки не рассыпались во время склейки, насадите их на тоненький гвоздик. Когда клей высохнет, гвоздик вынимают, а вместо него вставляют в центральное отверстие отрезок вязальной спицы, который будет служить осью якоря.

Валик коллектора делается из изоляционной ленты так же, как и у самого простого двигателя (рис. 3). На него накладываются три медные пластиночки (ламели) с небольшими язычками. С помощью круглогубцев ламелям придают изогнутую форму, чтобы они плотно легли на валик коллектора.

Обмотка полюсов сердечника якоря делается проводом сечением 0,3 миллиметра в любой изоляции. Перед тем как начать обмотку, приклейте на те места, где ляжет провод, небольшие листочки тонкой бумаги. Это делают для того, чтобы случайно оголившийся виток обмотки не прикоснулся к жестяным полоскам, из которых составлен сердечник. Проволоку наматывают строго в одну сторону, по 4 метра на каждый полюс.

Закончив обмотку всех полюсов, припаяйте по схеме концы обмоток к язычкам ламелей, уложите ламели на барабанчик коллектора и закрепите их двумя резиновыми кольцами (рис. 3).

 

 

Якорь двигателя готов.

Стойки, щетки, установка статора на до-. щечке делаются так же, как и у предыдущего двигателя. Расположение всех деталей при сборке и соединение обмоток статора со щетками показаны на рисунке 2.

Присоединять двигатель следует к клеммам трансформатора, где написано «6 в».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..