2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Судовая РЛС является важнейшим навигационным прибором, позволяющим ре-
шать одновременно две основные задачи судовождения: контроль за движением собст-
венного судна и предупреждение столкновений с судами и другими надводными объек-
тами. Важное ограничение РЛС - относительная сложность и длительность обработки
радиолокационной информации путем ручной радиолокационной прокладки на специ-
альном маневренном планшете или путевой навигационной карте.
Внедрение средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП) позволя-
ет освободить судоводителя от рутинных операций - съема и обработки радиолокацион-
ной информации - и сосредоточить его внимание на выполнении наиболее ответствен-
ных функций: непрерывном квалифицированном наблюдении, отборе целей на авто-
сопровождение, оценке ситуации, выборе и выполнении оптимального маневра для рас-
хождения.
Однако САРП - это не только более сложная техническая система по сравнению с
обычной судовой РЛС, но и система принципиально нового для судоводителей типа
„РЛС - компьютер - человек", что создает определенные проблемы при работе с ней и
требует высокого уровня квалификации судоводителя. В соответствии с требованиями
ИМО каждый судоводитель, использующий САРП, должен пройти предварительно спе-
циальный курс обучения, включая тренажерную подготовку.
К сожалению, несмотря на кажущееся обилие литературы, в настоящее время нет
практических пособий, в которых в доступной для судоводителя форме излагались бы
основные принципы САРП, их технические особенности и ограничения, рекомендации
по использованию в различных условиях плавания.
Предлагаемое пособие, подготовленное в соответствии с требованиями ИМО, ос-
вещает некоторые вопросы, которые, как правило, не рассматриваются в технических
инструкциях по использованию САРП, но имеют большое значение для практики судо-
вождения. Материал систематизирован по решаемым судоводителями задачам (наблю-
дение, оценка ситуации, выбор маневра и т. д.). Это позволит эффективно использовать
пособие в процессе обучения на тренажере САРП и непосредственно на судне как своего
рода справочник.
САРП, как и судовая РЛС, выступает лишь как источник информации (хотя и
очень важный). Оценка ситуации и принятие решений по-прежнему остаются за судово-
дителем. Поэтому эффективность использования САРП определяется не только степе-
нью освоения самого прибора (клавиш), но прежде всего квалификацией и опытностью
судоводителя, умением применять САРП для обеспечения навигационной безопасности
в самой различной обстановке на основе правил плавания и принципов хорошей мор-
ской практики. Поэтому во втором разделе пособия приведены рекомендации по исполь-
зованию САРП в различных условиях плавания - в открытом море, у побережья, в СРД и
узкостях, на подходах к портам и в портовых водах.