Шатуны дизелей 2Д100, 10Д100 (устройство)

 

  Главная      Книги - Тепловозы     Тепловозные дизели 2Д100, 10Д100 (А.Г. Аврунин) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

Глава 1 Особенности конструкции дизелей 2Д100 и 10Д100

 

Шатуны дизелей 2Д100, 10Д100 (устройство)

Шатуны изготовляют из стали марки 40ХФЛ. Для выявления дефектов (трещин, волосовин, расслоений и пр.) каждый шатун проверяют магнитным дефектоскопом.

Шатуны верхнего и нижнего коленчатых валов одинаковы но конструкции, только нижний шатун длиннее верхнего. По концам шатун имеет две головки: внутреннюю и наружную (на других дизелях их соответственно называют верхней и нижней головками). Вдоль стержня шатуна просверлен канал для прохода масла от наружной головки к внутренней. Во внутреннюю головку шатуна запрессована втулка 1 (рис. 12), в которую вставляют поршневой палец. Втулка 1 состоит из двух неразъемных частей: наружной стальной и внутренней бронзовой. Бронзовую втулку запрессовывают в стальную после предварительного нагрева последней до 100°. а затем собранную втулку окончательно обрабатывают.

Наружная поверхность А внутренней головки шатуна обработана по шару; к ней прилегает ползушка, препятствующая утечке масла, которое поступает на охлаждение головки поршня. 

 

Шаровая поверхность должна быть обработана так, чтобы ползушка прилегала к ней не менее чем 50% своей площади. При этом должен быть обеспечен непрерывный поясок прилегания шириной не менее 4 мм.

Наружная головка шатуна — разъемная. Внутреннюю цилиндрическую поверхность крышки 5 обрабатывают совместно с шатуном, создавая гнездо для шатунных вкладышей 3. Торцы шатуна и крышки обрабатывают с большой точностью; при проверке по краске должно быть не менее 85% взаимного прилегания поверхностен.

Крышка прикрепляется к шатуну двумя болтами 7, закрепляемыми корончатыми гайками 6. Материалом для шатунных болтов служит высококачественная сталь марки 18X2II4BA.

На головке каждого шатунного болта указывают его длину (с точностью до 0,01 мм), что позволяет контролировать удлинение болта и своевременно производить замену (вместе с гайкой) в случае его вытяжки более допустимой.

Шатунные вкладыши 3 фиксируют в шатуне и крышке штифтами 4.

С 1967 г. шатуны дизелей 10Д100 изготовляются с двумя наклонными сверлениями (для прохода масла от вкладышей без канавок к поршню) вместо одного сверления вдоль стержня шатуна прежней конструкции. Шатуны новой конструкции (рис. 13) применяются только совместно с вкладышами без канавок и коленчатыми валами, имеющими специальные сверления (см. рис. 10) для подвода масла. Применение шатунов новой конструкции с вкладышами, имеющими канавки, а также шатунов прежней конструкции с новыми ^вкладышами без канавок недопустимо, так как это неминуемо приведет к аварии дизеля вследствие прекращения подачи масла к поршню.

Кроме того, верхние и нижние вкладыши в новых шатунах не взаимозаменяемы,

 

 

так как в расточку головки шатуна устанавливается вкладыш без канавки, а в крышке шатуна — обычный вкладыш с канавкой.

Вкладыш, установленный в шатуне, нагружен больше, чем вкладыш, расположенный в крышке шатуна. На вкладыши, расположенные в шатунах, через поршни и шатуны воздействует давление газов (при сгорании топлива в цилиндрах) и поэтому эти вкладыши изнашиваются больше. Вкладыши, расположенные в крышках шатунов, меньше нагружены и практически изнашиваются незначительно. 

 

Рис. 12. Шатун:

Рис. 13. Шатун для вкладышей без канавок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..