СУЭК. Годовой отчет за 2021 год - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     СУЭК. Годовой отчет за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

СУЭК. Годовой отчет за 2021 год - часть 4

 

 

Выработка

Выработка электроэнергии СГК по итогам отчетного 
периода выросла на 8%, до 68,7 ТВт • ч, ввиду:

 

– повышения загрузки Рефтинской ГРЭС вследствие обще-

го увеличения выработки ТЭС европейской части России 
и на Урале на фоне возросшего потребления электроэ-
нергии и разгрузки ГЭС;

 

– разного периода МСФО отчетности в 2020 году по приоб-

ретенным станциям Приморской ГРЭС и Красноярской 
ГРЭС-2.

Отпуск тепловой энергии со всех станций и котельных 
увеличился на 14%, до 49,6 млн Гкал, благодаря замене 
котельных когенерационным теплом и расширению зоны 
деятельности за счет подключения новых потребителей 
практически во всех городах присутствия.

Общая тепловая нагрузка подключенных в 2021 году новых 
объектов (количество которых было более 400) превысила 
250 Гкал/ч. Лидерами по подключенным объектам были 
Новосибирск (29%), Красноярск (23%), Абакан и Барнаул 
(11–12% каждый).

Мы сохранили акцент на увеличении доли когенерации, 
которая позволяет снижать расход топлива и уровень 
выбросов на единицу производимой энергии. В 2021 году 
92% тепла и около 100% электричества вырабатывались 
в смешанном цикле.

Продолжилась реализация программ по переключению 
на ТЭЦ потребителей котельных. Всего в 2021 году переве-
дены на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ 
потребители более чем 40 котельных в таких городах, 
как Красноярск, Черногорск (Хакасия), Белово и Кемерово 
(Кузбасс), Новосибирск, Барнаул и Бийск (Алтайский край).

Переключенная тепловая нагрузка закрытых котельных 
достигла 530 Гкал/ч.

Теплоснабжение

В 2021 году компания увеличила объем инвестиций 
в реконструкцию и ремонт теплотрасс на 67% по срав-
нению с 2020 годом, чтобы снизить тепловые потери 
и повысить надежность теплоснабжения. В Краснояр-
ске и Кемерове инвестиции в реконструкцию и ремонт 
теплотрасс относительно 2020 года выросли в 2,3 раза.

В 2021 году города Абакан, Черногорск, Усть-Абакан 
в Хакасии, город Кемерово и Беловский городской 
округ в Кемеровской области отнесены к ценовым 
зонам теплоснабжения, то есть в них внедрено долго-
срочное ценообразование на тепловую энергию.

Переход на новую модель рынка тепловой энергии дает 
возможность СУЭК осуществлять долгосрочные 
инвестиции в модернизацию и развитие городских 
систем теплоснабжения.

По итогам года количество городов присутствия СГК, 
перешедших на новую модель, достигло десяти.

Инвестиционные проекты

Объем инвестиций энергетического сегмента в 2021 году 
достиг рекордной суммы – 410 млн долл. США.

Основной фокус развития был направлен на обновле-
ние станций и расширение когенерации в рамках 
ДПМ-2, а также масштабное обновление теплотрасс 
для повышения надежности и энергоэффективности 
поставок. Все проекты также приносят существенный 
положительный экологический эффект, снижая выбро-
сы загрязняющих веществ и парниковых газов на еди-
ницу продукции.

Приоритеты 2022 года

Мы продолжим наращивать поставки когенерационной 
тепловой и электроэнергии:

 

– дальнейшее замещение котельных в Красноярске, 

Новосибирске, Кемерове, Канске и др.;

 

– модернизация сохраняемых в работе котельных в Бар-

науле, Бийске, Канске и Рубцовске.

СУЭК продолжит переговоры с органами власти по поводу 
перехода на программу модернизации теплоснабжения 
в городах присутствия с использованием долгосрочных 
инвестиционных механизмов, предусмотренных ценовой 
зоной. В планах на 2022 год – отнесение к ценовым зонам 
еще целого ряда городов (Новосибирск, Новокузнецк, 
Назарово). Мы продолжим реализовывать инвестицион-
ные проекты в рамках перехода на долгосрочный тариф; 

объем инвестиций в системы теплоснабжения увеличится 
почти в шесть раз по сравнению с 2020 годом.

СУЭК будет и дальше модернизировать основное обору-
дование ТЭЦ, в том числе в рамках программы ДПМ-2: 
на Красноярских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 и на Томь-Усинской ГРЭС.

Продолжится интеграция и модернизация новых активов – 
Красноярской ГРЭС-2 и Приморской ГРЭС.

Выработка электроэнергии  
(ТВт • ч)

Выработка тепловой энергии  
(млн Гкал)

Загрузка установленной 
мощности

36,0

68,7

63

,7

51

,5

46,2

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

26,5

49,6

43

,7

43,5

46,0

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

50%

45%

44%

46%

49%

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

12

%

мощностей СГК (2,1 ГВт)
были обновлены в рамках 
программы ДПМ-1

+25

%

мощностей (еще 4,6 ГВт) 
будут обновлены 
до 2027 года в рамках 
ДПМ-2

+8

%

выработка электроэнергии
(по сравнению 
с 2020 годом)

92

%

доля отпуска тепла
в режиме когенерации 
в 2021 году

Основные проекты модернизации мощностей

Капитальные вложения с государственной поддержкой, обеспечивающие целевую отдачу от инвестиций

Модернизация теплоснабжения  

в Красноярске

Крупные проекты

Эффект

 

– Модернизация энергетического оборудова-

ния Красноярской ТЭЦ-1

 

– Установка электростатических фильтров

 

– Увеличение мощности Красноярской ТЭЦ-3

 

– Модернизация тепловых сетей

 

– Замена старых автономных котельных 

мощностями ТЭЦ-1, 2 и 3

 

– Повышение надежно-

сти теплоснабжения

 

– Подключение домов 

и предприятий 
из новых районов 
города

 

– Снижение выбросов 

твердых частиц 
и углерода

Освоено 17% из 720 млн долл. США 

капитальных вложений до 2025 года

Модернизация Приморской ГРЭС

Освоено <1% из 430 млн долл. США 

капитальных вложений до 2025 года

 

– Модернизация всего основного 

оборудования

 

– Увеличение загрузки 

мощностей

 

– Повышение надежно-

сти и безопасности 
оборудования

Модернизация Томь­Усинской ГРЭС

Освоено 6% из 230 млн долл. США  

капитальных вложений до 2025 года

 

– Модернизация генерирующего 

оборудования

 

– Строительство градирен

 

– Повышение надежно-

сти оборудования

 

– Сокращение водоза-

бора и связанных 
с ним платежей

49

48

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

83

120

110

105

87

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

Интегральные 

логистические решения 

для российского рынка 

и экспорта

Обеспечение  

кратчайшего пути  

до покупателей

Быстрая  

и экологически  

безопасная перевалка

Повышение  

оборачиваемости 

вагонов

Стратегические приоритеты

Железнодорожные 

перевозки  

инновационными 

вагонами

Перевалка  

в портах

Транспортные 

услуги

Наши услуги

Обзор бизнеса — Логистика

Расширение портовых мощностей 

для поддержки растущего 

экспорта

Увеличение перевозок сторонних 

грузов для оптимального  

использования активов и получения 

дополнительной выручки

Стратегические цели на 2025 год

Наши конкурентные преимущества

Максимальный контроль всего  

цикла транспортировки

>80% покрытие собственных 

транспортных потребностей

>60% доля инновационных 

вагонов

Использование наилучших 

доступных технологий –  

минимизация экологического 

воздействия

Железнодорожные 
перевозки (млн тонн)

Ключевые показатели

Капитальные 
вложения 
(млн долл. США)

134

238

64

94

80

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

48

46

50

48

47

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

Перевалка в портах 
(млн тонн)

Выручка (млн долл. США)

1 800

2 463

1 918

2 212

2 010

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

 Revenue Intragroup

 Revenue external

 Внешняя выручка

 Внутригрупповая выручка

51

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

50

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пандемия COVID-19 поставила под угрозу существование 
многих игроков логистического рынка во всем мире. 
В 2021 году многие ограничения были сняты, тем не менее 
ситуация в секторе грузоперевозок оставалась неста-
бильной. Так, вспышка коронавируса в мае 2021 года 
в китайском морском порту Шэньчжэнь привела к перебо-
ям во всем мировом контейнерном сообщении и резкому 
росту ставок фрахта.

Перевалка

Грузооборот морских портов России за 2021 год составил 
835 млн тонн, что на 2% выше уровня прошлого года, чему 
способствовал рост перевалки угля на 14 млн тонн. Объем 
перевалки сухих грузов достиг 413 млн тонн (+2%), в том 
числе 203 млн тонн энергетического и металлургического 
угля (+8%).

Грузооборот морских портов Арктического бассейна 
немного снизился, до 94 млн тонн (–2%), из которых 
на перевалку сухих грузов пришлось 29 млн тонн, налив-
ных грузов – 65 млн тонн.

Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна 
составил 225 млн тонн (+1%), включая 149 млн тонн сухих 
грузов и 76 млн тонн наливных грузов.

Лидерами по росту объемов перевалки сухих грузов стали 
порты Тамань, Усть-Луга и Находка.

Рынок фрахта

Ставки фрахта на перевозку сухих грузов в 2021 году 
выросли по причине низкой оборачиваемости судов 
в условиях различных ограничений, связанных 
с COVID-19. Также уровень загруженности портов 
разгрузки на Дальнем Востоке оставался высоким. 
Дефицит энергоресурсов, наблюдавшийся с конца сентя-
бря, вызвал повышенный спрос и рост ставок до рекорд-
но высокого уровня, которого не было с 2010 года. 
Сокращение производства и темпов строительства 
недвижимости в Китае привели к снижению напряженно-
сти на рынке фрахта в конце года.

Созданная в конце 2020 года АО «Национальная транс-
портная компания» (НТК), объединившая логистические 
активы компаний СУЭК и ЕвроХим, сегодня входит в топ-3 
российских стивидорных компаний, в топ-5 операторов 
полувагонов и занимает второе место по количеству 
инновационных вагонов. Также НТК занимает первое 
место среди угольных операторов по суточной произво-
дительности, использованию сети и оптимизации порож-
него пробега.

Имея масштабную высокотехнологичную железнодорож-
ную и портовую инфраструктуру, НТК ориентирована 
на быструю, экономичную и экологически безопасную 
доставку навалочных и специальных грузов.

Собственная вагонная и портовая инфраструктура 
удовлетворяет транспортные потребности Группы СУЭК 
более чем на 80%.

Порты НТК напрямую соединены с ключевыми железно-
дорожными магистралями России и лидируют по скорости 
обработки транспортных средств.

Мурманский морской торговый порт, расположенный 
в самой северной незамерзающей морской гавани 
России, – лидер по доставке грузов через Северный 
морской путь.

Железнодорожные перевозки

Объем грузовых железнодорожных перевозок в 2021 году 
на сети ОАО «РЖД» вырос на 3% по сравнению с преды-
дущим годом. Объем погрузки составил 1,3 млрд тонн, 
что сравнимо с доковидными показателями. Драйверами 
роста в 2021 году стали угольные грузы, показавшие рост 
на 5% с общим объемом погрузки 372 млн тонн, удобре-
ния с ростом 4% и объемом 65 млн тонн, черный лом – 
рост на 14% и объем погрузки 16 млн тонн.

В структуре экспортных грузопотоков доля угля 
в 2021 году составила 52%, нефтеналивных грузов – 22%, 
черных металлов – 7%, удобрений – 7%, зерна – 2%.

В 2021 году стабильный рост показали контейнерные 
перевозки, которые увеличились на 12% по сравнению 
с 2020 годом, до 6,5 млн TEU (аналог 20-футового контей-
нера), что является историческим максимумом, при этом 
наибольшую динамику роста показали химические 
и минеральные удобрения, промышленные товары, 
черные металлы и зерно.

Ставки аренды полувагонов

Во второй половине 2021 года сформировался повышен-
ный спрос на полувагоны, что привело к их дефициту 
на рынке. В результате ставки за предоставление полува-
гонов выросли с 700–1 000 руб. за вагон в сутки в нача-
ле года до 2–3 тыс. руб. и выше во второй половине года.

Повышение спроса и ставок было вызвано ростом 
перевозок угля на фоне высоких мировых цен, реализаци-
ей крупных инфраструктурных проектов внутри страны, 
потребовавших дополнительных объемов перевозок, 
а также эксплуатационной обстановкой на сети железных 
дорог, оказавшей влияние на рост оборота вагонов, 
и изменениями в географии перевозок. В частности, 
во втором полугодии 2021 года уголь из Кузбасса, Хакасии 
и Бурятии активно направлялся в порты южного и северо- 
западного направлений. Негативное влияние также оказа-
ли погодные явления, повлекшие временную остановку 
перевозок по Транссибирской магистрали.

Перевалка сухих грузов в морских портах 
Российской Федерации (млн тонн)

Основные операционные показатели (млн тонн)

2021

2020

Изменение

Железнодорожные перевозки по путям общего 

пользования

120,3

109,8

10%

Перевалка в собственных портах

45,7

50,3

(9%)

По виду груза

Уголь

35,3

39,7

(11%)

Другие грузы

10,4

10,6

(2%)

По портам

Дальтрансуголь

19,0

23,2

(18%)

Мурманский морской торговый порт

15,2

16,4

(7%)

Мурманский балкерный терминал

5,4

5,7

(5%)

Туапсинский балкерный терминал

1,6

1,6

0%

Малый порт

3,5

3,4

3%

Силламяэ

1

1,0

Обзор рынка

Обзор бизнеса

189

50

61

58

46

49

42

19

29

27

12

13

19

203

Уголь

Прочие

Зерно

Контейнеры

Черные

металлы

Руда

Удобрения

 2020

 2021

Рост поставок 

угля +7%

Структура железнодорожных перевозок 
в направлении морских портов (млн тонн)

Нефтеналивные 

грузы
22%

Черные 

металлы  

7%

Удобрения  

7%

Зерно  

2%

Прочие  

10%

Уголь  

52%

Ключевые группы клиентов НТК

Грузы 

СУЭК  

77%

Прочие 

грузы  

23%

120

 млн тонн

перевозка грузов вагонами 
в 2021 году

46 

млн тонн

перевалка грузов в 2021 году, 
включая 10 млн тонн неугольных 
грузов

1  Порт под управлением.

Специализированный терминал «Дальтрансуголь»  
(Ванинский балкерный терминал) на Дальнем Востоке 
может принимать крупнотоннажные суда типа «Кейпсайз». 
Благодаря оснащению высокотехнологичным оборудова-
нием порт способен выгружать более 1 тыс. вагонов 
в сутки и грузить на морские суда более 100 тыс. тонн 
в сутки.

В 2021 году СУЭК довела долю владения в Малом порту 
в Находке до 100%.

Мурманский и Туапсинский балкерные терминалы перева-
ливают минеральные удобрения и горнорудную продукцию.

Все наши порты оснащены новейшими системами эколо-
гической безопасности (пылеподавления и очистки 
сточных вод).

За последние три года НТК нарастила перевозку и перевал-
ку сторонних грузов, в том числе железной руды, удобре-
ний, щебня и арктических грузов. В 2021 году доля сторон-
них грузов в портфеле клиентов НТК составила 23%.

Погрузочная и железнодорожная инфраструктура 
в собственности СУЭК обеспечивает нам один из лучших 
в России показателей скорости погрузки и выгрузки 
вагонов. Эта инфраструктура включает 746 км железнодо-
рожных путей, 16 внутренних станций примыкания к путям 
и около 190 локомотивов, обеспечивая доступ к обще-  
государственной железнодорожной сети.

53

52

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

 2020

 2021

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перевозка 

угля СУЭК  

69%

В 2021 году СУЭК стала лидером по отправке тяжеловес-
ных поездов в направлении портов Дальнего Востока. 
Они идут по более короткому транспортному плечу, 
что снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру, 
ускоряет оборот подвижного состава, уменьшает энерго-
потребление и выбросы CO

2

.

По состоянию на конец 2021 года под управлением НТК 
находилось 53 тыс. полувагонов, из которых 68% – инно-
вационные вагоны грузоподъемностью 75 и 77 тонн 
со сроком эксплуатации до 32 лет, которые создавались 
с учетом технических требований СУЭК. Они позволяют 
снижать энергопотребление на тонну перевозимой 
продукции и, таким образом, углеродный след 
транспортировки.

На НТК приходятся 11% грузов, перевозимых в полуваго-
нах в России (третье место в России).

Не имея избытка вагонного парка, НТК также привлекает 
вагоны сторонних операторов, чтобы удовлетворить 
спрос внутригрупповых клиентов.

Результаты 2021 года

Объемы перевозки НТК грузов по сети ОАО «РЖД» 
в 2021 году выросли на 10%, до 120,3 млн тонн, включая 
39 млн тонн неугольных грузов в направлении экспортных 
портов и обратно для оптимизации порожнего пробега. 
Росту объемов способствовали диверсификация перевози-
мых грузов и увеличение поставок на станции СГК.

Объемы перевалки в портах НТК уменьшились на 9%, 
до 45,7 млн тонн, в связи с сокращением перевалки угля 
по причине узких мест в железнодорожной инфраструкту-
ре и диверсификации используемых портов с целью 
обеспечить оптимальные маршруты для наших клиентов. 
В тоже время объемы перевалки неугольных грузов, в том 
числе ЖРК, удобрений, аммиака, арктических грузов, 
практически не изменились и превысили 10 млн тонн, 
а их доля в общей перевалке выросла до 23%.

Федеральная

 

грузовая

 

компания

Первая

 

грузовая

 

компания

МОДУМ

-

Транс

НТК

Глобалтранс

Нефтетранс-

сервис

Уголь

-

Транс

Атлант

Новотранс

Грузовая

 

компания

Прочие

 

операторы

104

71

67

53

47

33

31

30

14

16

128

23

6

5

15

16

2

2

3

3

1

1

19

Дальтранс-

уголь

Малый

порт

Мурманский

балкерный

терминал

Мурманский

морской

торговый порт

Туапсинский

балкерный

терминал

Силламяэ

1

     

 2020

 2021

В 2021 году 

выручка логистического сегмента

  

увеличилась на 28% до 2 463 млн долл. США, включая 
1 831 млн долл. США внутригрупповой выручки, а так-
же внешнюю выручку, которая почти удвоилась 
до 632 млн долл. США благодаря более высоким ставкам 
на аренду железнодорожных вагонов.

Рост выручки способствовал увеличению 

показателя 

EBITDA

 логистического сегмента на 21% 

до 704 млн долл. США.

Общий уровень затрат в логистическом сегменте

 

вырос на 28%, в основном из-за роста расходов на желез-
нодорожные перевозки и фрахт.

Удельные расходы на перевозку

 в рублях выросли 

на фоне растущих тарифов операторов. Это было связано 
с нехваткой вагонов, вызванной эксплуатационными 
проблемами в российской железнодорожной системе 
и железнодорожными ограничениями на восточном 
направлении. Влияние на долларовые затраты было 
компенсировано ослаблением рубля.

Себестоимость 

перевалки в собственных портах

 

составила 3,0 долл. США за тонну.

Инвестиционные проекты

Инвестиции логистического сегмента в 2021 году выросли 
до 238 млн долл. США, поскольку основной проект –  
расширение терминала «Дальтрансуголь» в Ванино 
до 40 млн тонн – вступил в активную фазу реализации.

Мы также расширяем Мурманский морской порт и бал-
керный терминал для удовлетворения растущего спроса 
на перевалку сухогрузов в направлении Атлантического 
рынка, включая удобрения. В апреле 2021 года Мурман-
ский балкерный терминал установил месячный рекорд 
(232 тыс. тонн) перевалки удобрений за счет оптимизации 
технологического процесса.

Количество полувагонов под управлением 
крупнейших операторов в 2021 году (тыс. ед.)

Динамика объема перевалки в портах (млн тонн)

В Малом порту завершено строительство пылезащитных 
экранов и очистных сооружений для минимизации нега-
тивного воздействия на окружающую среду. В тече-
ние года были закончены работы по реконструкции 
причалов и дноуглублению – в настоящее время порт 
может принимать суда дедвейтом более 40 тыс. тонн. 
По результатам выполненных работ и обновления перегру-
зочной техники мощность порта достигла 4 млн тонн. 
В дальнейшем планируется расширение внутренней 
и внешней железнодорожной инфраструктуры, чтобы еще 
больше увеличить грузооборот и улучшить маршрутизацию 
порожних вагонов.

 2020 

 2021

    Инновационные вагоны 

  Стандартные вагоны

Выручка сегмента

Железнодорожные расходы

Себестоимость перевалки в портах

Перевозка 

других грузов  

18%

Перевалка угля 

СУЭК  

8%

Перевалка  

других грузов  

5%

(долл. США 

за тонну)

(долл. США 

за тонну)

(долл. США за тонну)

(руб. за тонну)

(руб. за тонну)

6

6

21

20

3,0

2,1

21

20

23

23

21

20

450

468

21

20

1 707

1 644

21

20

Поставки  
на российский  
рынок

Поставки 
на международный 
рынок

2 463  

млн долл.  

США

Наши приоритеты на 2022 год

НТК стремится совершенствовать транспортные решения, 
расширяя грузовую базу, услуги и географию присутствия, 
увеличивать количество внешних клиентов в своем порт -
феле и развивать систему долгосрочных договоров.

Продолжается реализация проектов по повышению 
операционной эффективности и качества оказываемых 
услуг:

 

– оптимизация маршрутов и загрузки вагонов, в том числе 

вовлекая продукцию сторонних клиентов на кольцевых 
маршрутах для снижения порожнего пробега;

 

– развитие технологии ускоренного оборота вагонов 

совместно с ОАО «РЖД»;

 

– снижение времени простоев;

 

– активное использование инновационных вагонов 

на маршрутах в направлении дальневосточных портов 
для максимальной загрузки портовых мощностей 
и реализации всех преимуществ инновационных 
вагонов;

 

– сдерживание роста затрат на ремонт вагонов путем 

оптимального планирования и выбора депо, контроля 
износа основных узлов.

Продолжается выполнение ключевых инвестиционных 
проектов:

 

– расширение терминала «Дальтрансуголь» до 40 млн тонн;

 

– расширение парка инновационных вагонов;

 

– обновление оборудования в Мурманском и Малом 

портах;

 

– реализация проектов в области экологии и промышлен-

ной безопасности в Мурманском и Туапсинском балкер-
ных терминалах.

1 Под управлением.

Расширение терминала «Дальтрансуголь» 

до 40 млн тонн

Ожидаемый эффект

 

– Строительство нового пирса и новых складских 

площадей

 

– Удовлетворение растущих потребностей 

в перевалке в направлении Азиатско-  
Тихоокеанского рынка

Освоено 10% из 390 млн долл. США  

капитальных вложений до 2025 года

55

54

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Янв.

19

Июль

19

Янв.

20

Июль

20

Янв.

21

Дек.

21

Июль

21

250

200

150

100

50

0

SUEK: this 

heading has 

been added ­ 

OK?

Выручка (млн долл. США)

Добыча угля (млн тонн)

Капитальные вложения 
(млн долл. США)

Ключевые показатели

0

594

7 269

81

7

804

599

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

589

438

723

972

802

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

24

33

20

34

18

37

21

34

24

33

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

108

103

101

106

110

2025 
Target

0.0

On track

17

21

20

19

18

 Внутригрупповая выручка

 Внешняя выручка

 Атлантический рынок

 Азиатский рынок

Международные 
продажи угля 
(млн тонн)

Наши конкурентные преимущества

>50% высоко-

сортного угля 
производится 

в непосредственной 

близости от азиат-

ских рынков

Вагонный парк 

и портовая 

инфраструктура 

под управлением 

СУЭК

Одна 

из  крупнейших 

угольных 

сбытовых сетей 

в мире

Почему это важно

СУЭК – россий-

ский поставщик 

угля № 1 

на зарубежные 

премиальные 

рынки

Контроль 

доставки  

продукции 

потребителям

Возможность  

найти рынок 

с самой  

высокой ценой  

реализации

Высокo­  

калорийный  

уголь  

с низким  

содержанием 

серы и азота

Металлур­  

гический  

уголь

для стабильных 

рынков

Уголь  

с низким 

содержанием 

золы

для местных 

электростанций

Бездымные  

брикеты

для частных 

домохозяйств

Наша продукция

Безопасные 

и эффективные 

производство, добыча, 

обогащение и сбыт угля

Увеличение выпуска 

высококалорийной  

продукции

Гибкость 

производственного 

процесса в случае  

спада цен

Снижение затрат 

и высокая 

рентабельность 

благодаря стратегически 

расположенным активам 

и интегрированному 

логистическому сегменту

Стратегические приоритеты

Повышение доли 

на премиальных рынках

Сохранение позиции 

в нижней части  

глобальной кривой 

себестоимости

Стратегические цели на 2025 год

Индексы цен на энергетический уголь  
(долл. США за тонну)

 gC NEWC Index
 FOB Восточный 5 500

 API 2 индекс

Фокус на премиальных  

углях и растущих  

экспортных рынках

и эффективное использование  

угля внутри Группы  

для выработки энергии

#отвечаем на запросы клиентов

  

Я работаю с SUEK AG с 2008 года. Для меня важно 
иметь надежного партнера до тех пор, пока Гамбург 
окончательно не откажется от угля в 2030 году.

Соблюдение графика поставок и качество угля 
являются наиболее важными характеристиками 
закупок для наших электростанций. Мы обеспечи-
ваем жителей Гамбурга центральным отоплением, 
и наша задача – делать это независимо от погоды, 
поэтому мы выбираем SUEK AG как нашего самого 
надежного партнера.

Ульф Янишевский,  

Менеджер по закупкам традиционных видов 
топлива, Hamburger Energiewerke GmbH

Обзор бизнеса − Уголь

+108% 

API 2 

Index y-o-y

+113% 

gC

 

NEWC 

Index y-o-y

57

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

56

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

#отвечаем на запросы клиентов

  

Я работаю с СУЭК с 2007 года. Ключевые критерии 
при выборе контрагентов POSCO Energy – высокое 
качество, рентабельность, стабильность поставок 
и хорошая репутация. Будучи крупнейшим произво-
дителем угля в России, СУЭК на протяжении мно-
гих лет строго соблюдает свои договорные обяза-
тельства. Преимуществом СУЭК также является 
возможность быстрой поставки энергоресурсов 
(в случае возникновения чрезвычайной ситуации) 
через крупнейший в России угольный порт на Даль-
нем Востоке. Наши инженеры больше довольны 
углем СУЭК по сравнению с углями конкурентов.

Джу­хо Ким,

POSCO Energy

Международный рынок угля

Укрепление рынка угля в 2021 году было вызвано рядом 
факторов, которые в совокупности привели к росту 
угольных индексов до самого высокого уровня с 2008 года. 
Среди основных причин – рост потребления в связи 
с восстановлением мировой экономики после пандемии, 
аномальная жара, увеличившая расход энергии, рост 
стоимости природного газа и перебои в поставках из клю-
чевых стран-экспортеров.

В начале 2021 года цены на уголь уже восстановились 
после минимумов, наблюдавшихся в середине 2020 года, 
и продолжили постепенно расти в течение первой полови-
ны года. Летом темпы восстановления ускорились из-
за дефицита предложения. К октябрю участники рынка 
стали свидетелями рекордно высоких цен: индекс 
gC NEWC достиг 250 долл. США, DES ARA вырос 
до 300 долл. США за тонну, QHD (китайский внутренний 
индекс) подскочил до более чем 2 тыс. юаней за тонну.

Общий объем международного рынка угля вырос 
на 6%, до 1 млрд тонн.

Спрос

В 2021 году ослабление ковидных ограничений и бурный 
экономический рост, особенно в Китае и Юго-Восточной 
Азии, способствовали росту спроса и цен на энергетиче-
ские ресурсы, включая уголь, тогда как меры по стимули-
рованию экономики поддержали производство стали, 
цемента и других видов промышленной продукции.

Спрос 

азиатских стран 

на импортный уголь в 2021 году 

вырос на 5% и достиг 839 млн тонн.

Премиальные азиатские рынки

На долю премиальных рынков пришлось 32%, 
или 272 млн тонн, всех закупок угля в Азии.

Юго-Восточная Азия

Страны Юго-Восточной Азии нарастили объем ввоза 
энергетического угля на 5%, до 149 млн тонн. 

Камбоджа 

и

 Таиланд 

сократили импорт на 10 и 1% соответственно, 

так как жесткие коронавирусные ограничения ослабили 
спрос со стороны местных энергетических компаний. 
Продолжающийся ввод в эксплуатацию новых угольных 
электростанций способствовал росту закупок во 

Вьетнаме

 

на 5% (до 51 млн тонн), в 

Малайзии

 – на 4% (до 36 млн тонн), 

на 

Филиппинах

 – на 15% (до 31 млн тонн), в Сингапуре – 

на 29% (до 0,7 млн тонн) и в 

Мьянме

 – на 59% (до 0,5 млн тонн).

Атлантический регион

В 

Европе 

цена на энергетический уголь с поставкой 

в 2022 году достигла самого высокого уровня с 2008 года 
из-за активного спроса от электростанций и резкого 
сокращения запасов. Ввиду растущих цен на газ европей-
ские производители электроэнергии вернулись к угольной 
генерации, но поставки угля в Европу из Австралии, 
Южной Африки и Колумбии были ограничены.

В 2021 году импорт угля странами Европейского союза вырос 
на 12%, до 105 млн тонн. Рекордно низкие температуры 
зимой 2020/2021 годов и непредвиденно жаркий летний сезон 
истощили запасы европейских газовых хранилищ до миниму-
мов за 10 лет. Низкие уровни ветровой генерации, наблюдае-
мые в Европейском союзе в III квартале 2021 года, стали 
дополнительным стимулом для увеличения импорта угля.

Спрос на энергетический уголь на 

Ближнем Востоке 

практически удвоился до 28 млн тонн за счет увеличения 
потребления в Иордании, Омане и Ливане. В то же время 
Израиль сократил объем закупок на 36% из-за ряда 
новых климатических инициатив.

Африканские страны

 в 2021 году импортировали 

на 61% меньше угля в связи с сокращением поставок 
в Того и Марокко на фоне падения спроса на электро-
энергию ввиду коронавирусных ограничений, а так-
же по причине запуска проектов в области возобновляе-
мой энергетики в Марокко.

Морские поставки 
энергетического угля 
на международные рынки 
(млн тонн)

Импорт энергетического угля 
(по морю, млн тонн)

1 018

91

1

956

998

943

17

21

20

19

18

1 002

932

972

988

944

17

21

20

19

18

 Индонезия

 Австралия

 Россия

  Япония, Южная  

Корея, Тайвань

 Китай

 Индия

  Другие страны 

Азиатско­

Тихоокеанского 

региона

  Прочие (вкл. Европу)

 Колумбия

 Южная Африка

 Прочие

Предложение

Нарушение поставок угля из Австралии (затопление 
железной дороги до порта), Индонезии (затопление 
районов добычи), ЮАР (сход поезда с рельсов и блокиро-
вание дороги до порта) и Колумбии (остановка крупной 
угольной шахты из-за социальных конфликтов) привели 
к ограничению предложения.

Поставки угля из 

Индонезии

 выросли на 22 млн тонн 

(+5% к 2020 году) в ответ на повышенный спрос китайских 
энергетических предприятий, стремящихся нивелировать 
дефицит импортного угля из Австралии и Монголии. 
Тем не менее периодические наводнения в южных провин-
циях и ужесточение экспортного законодательства 
со стороны правительства Индонезии могут снизить 
объемы поставок в краткосрочной перспективе.

Экспорт энергетического угля из 

Австралии 

вырос 

на 4% на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры.

Экспорт угля из 

Южной Африки

 упал на 13% из-за ава-

рий на железнодорожной ветке, соединяющей угольные 
провинции страны с портом Ричардс-Бэй, и социальной 
нестабильности в регионе.

Рост 

колумбийского 

экспорта на 4 млн тонн (+9% 

к 2020 году) обусловлен наращиванием темпов добычи 
компаниями Cerrejón и Prodeco после забастовок 
и сбоев в прошлом году.

США

 нарастили экспорт энергетического угля на 34%, 

до 40 млн тонн. Повышенный спрос на рынках Азиатско- 
Тихоокеанского региона и высокие угольные индексы 
благоприятно отразились на экспортных объемах.

Обзор рынка

Япония 

нарастила объем угольного импорта на фоне 

высоких цен на СПГ и повышенной загрузки угольных 
станций, обусловленной недостаточной выработкой АЭС.

Техническое обслуживание ряда АЭС и восстановление 
деловой активности в

 Южной Корее

 также увеличили 

спрос на импортный уголь во второй половине года.

Рост 

тайваньского

 импорта сдерживался жесткими 

ограничениями из-за коронавируса и замедлением 
промышленной активности во второй половине года.

Китай

Китай увеличил объемы угольного импорта на 23% 
(до 254 млн тонн) на фоне энергетического кризиса, насту-
пившего в июле 2021 года в результате ряда факторов 
на внутреннем и экспортных рынках. Что касается внутрен-
него рынка, ужесточение экологических ограничений 
и периодические проверки техники безопасности на угольных 
шахтах негативно сказались на объеме добычи китайских 
угледобывающих компаний, что вкупе с восстановлением 
энергопотребления вызвало острую нехватку угля к лету – 
сезонному пику потребления электричества в стране.

Одновременно сохраняющийся запрет КНР на импорт 
угля из Австралии и вспышки COVID-19 на границе 
с Монголией вынудили Китай диверсифицировать импорт-
ные поставки.

Индия

Индия незначительно увеличила импорт, до 164 млн тонн, 
после снятия коронавирусных ограничений на экономиче-
скую деятельность в ряде регионов страны. Компания 
Coal India Ltd, крупнейший производитель угля на внутрен-
нем рынке, неоднократно заявляла о нехватке объемов угля 
местного производства и необходимости импортировать 
дополнительные объемы на фоне снижающихся запасов 
на терминалах крупнейших угольных портов Индии.

Япония 15%

Тайвань 11%

Южная Корея  

7%

Вьетнам 5%

Прочие азиатские 

регионы 7%

37%  

Атлантический 

рынок

63%  

Азиатский  

рынок

Марокко 8%

Германия 7%

Турция 5%

Польша 4%

Израиль 3%

Прочие атлантические  

регионы 10%

Китай 18%

Международные продажи СУЭК в 2021 году 
по рынкам сбыта (млн тонн)

54,5  

млн тонн

59

58

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обзор бизнеса

Операционные показатели (млн тонн)

2021

2020

Изменение

Добыча

102,5

101,2

1%

По видам продукции

Каменный уголь

67,8

67,7

0%

Бурый уголь

34,7

34,5

1%

По способу добычи

Добыча открытым способом

73,3

74,5

(2%)

Добыча подземным способом

29,2

26,8

9%

Обогащение

44,3

44,2

0%

Продажи

119,5

114,0

5%

Продажи угля 

на международном рынке

54,5

55,1

(1%)

Азиатско-Тихоокеанский рынок

34,0

37,1

(8%)

Атлантический рынок

20,5

18,0

14%

Продажи железной руды, 

нефтекокса и прочей продукции

2,0

1,3

54%

Продажи на российском рынке

63,0

58,9

7%

Поставки на станции СГК

42,7

37,1

15%

Поставки другим потребителям

20,3

21,8

(7%)

Поставки российского 
энергетического угля 
на международный рынок 
(млн тонн)

Поставки энергетического угля 
на российский рынок (млн тонн)

0

193

193

183

190

21

20

19

0

127

115

114

127

21

20

19

  Поставки в западном 

направлении

  Поставки в восточном 

направлении

 Прочие потребители

  Предприятия коммунального  

хозяйства

 Энергетические компании

Продажи угля СУЭК 
на российском рынке с разбивкой 
по потребителям (млн тонн)

СГК  

43

ЖКХ  

7

Прочие  

2

Прочие 

энергетические 

компании  

11

63

 млн  

тонн

#отвечаем на запросы клиентов

  

NCSC – единоличный импортер угля для израильских 
электростанций. Наша главная цель – поставлять 
уголь в соответствии с требованиями к качеству 
и обеспечивать своевременные поставки угля 
без перебоев. За время длительного сотрудничества 
с СУЭК, в течение уже 13 лет, наша компания убеди-
лась, что СУЭК уделяет первостепенное внимание 
выполнению своих обязательств как по поставкам 
качественного угля в соответствии с требованиями, 
так и по организации транспортировки в согласован-
ные сроки. СУЭК отличается очень высоким уровнем 
сервиса и профессиональной командой. Мы уважа-
ем ее способность находить быстрые и оптимальные 
решения любых проблем.

Моше Бернстайн,

Президент и Генеральный директор,
The National Coal SupplyCorporation (NCSC)

В отличие от предыдущих лет, весь рост экспортных 
объемов пришелся на Запад. Отгрузки энергетического 
угля в порты на северо-западе и юге России выросли 
на 19%, до 85 млн тонн, перевозки в страны СНГ и Восточ-
ной Европы через сухопутные погранпереходы увеличи-
лись на 10%, до 17 млн тонн. В 2021 году значительно 
выросли морские поставки российского энергетического 
угля крупнейшим потребителям на Атлантическом рынке – 
в Нидерланды, Германию, Турцию и Марокко.

Поставки в восточном направлении затруднялись ограни-
чениями железнодорожной инфраструктуры. Увеличение 
экспортных отгрузок коксующегося угля на Восток привело 
к падению экспорта энергетического угля на 5%, 
до 91 млн тонн. Объем перевозки угля в направлении 
восточных портов составил 85 млн тонн, а в Китай че-
рез сухопутные погранпереходы – 7 млн тонн. Чтобы умень-
шить влияние инфраструктурных ограничений в восточном 
направлении, поставки российского энергетического угля 
на азиатские рынки через западные морские порты 
удвоились, с 6,6 млн до 13 млн тонн. В целом крупнейшими 
потребителями российского энергетического угля 
в 2021 году оставались Китай, Южная Корея, Япония, 
Тайвань, Малайзия и Индия. Бурный рост спроса на рос-
сийский энергетический уголь наблюдался со стороны 
Китая, что было обусловлено дефицитом внутренних 
поставок топлива, а также запретом на импорт угля 
из Австралии в 2021 году.

Российский рынок угля

Добыча

В 2021 году добыча энергетического угля в России выросла 
на 8%, до 337 млн тонн. Объем добычи каменного энерге-
тического угля увеличился на 9% к уровню 2020 года, 
до 262 млн тонн, превысив доковидный уровень. Значи-
тельная часть производимого в России высококачествен-
ного угля поставляется на экспорт. Добыча бурого угля, 
который в основном потребляется внутри страны, 
выросла лишь незначительно.

Внутренний рынок

В 2021 году спрос на энергетический уголь в России 
вырос на 1%, до 115 млн тонн. Потребление угля генериру-
ющими компаниями было ограничено в связи с высоким 
уровнем водности и возросшим объемом производства 
электроэнергии на ГЭС Сибири; свой вклад внесли 
и сетевые ограничения по перетоку электроэнергии 
из Сибири в европейскую часть России. Энергетическим 
компаниям было отгружено 72 млн тонн (45 млн тонн 
бурого и 27 млн тонн каменного угля). Поставки угля 
предприятиям коммунального хозяйства для отопления 
увеличились на 11%, до 22 млн тонн, что было обусловле-
но относительно низкими зимними температурами 
и продолжительным отопительным сезоном.

Импорт энергетического угля в Россию составил  
22 млн тонн. Ключевым импортером энергетического  
угля является Казахстан, откуда уголь поставляется 
в основном на ТЭС Свердловской и Челябинской 
областей.

Экспорт

Экспорт энергетического угля, включая поставки морем 
и железнодорожным транспортом, по итогам 2021 года 
вырос на 6% и достиг рекордного уровня в 193 млн тонн.

СУЭК обеспечена высококачественным сырьем на срок 
более 30 лет и занимает пятое место в мире по 

запасам 

угля

 (7,5 млрд тонн).

Угли, добываемые СУЭК, отличаются низким содержанием 
азота и серы. Обогащение существенно снижает золь-
ность, увеличивает калорийность и экологичность нашей 
продукции, что позволяет удовлетворять запросы самых 
требовательных потребителей, в частности из Японии, 
Южной Кореи и Тайваня.

В 2021 году СУЭК сохранила ведущие позиции на рынке 
премиального угля. Диверсифицированный портфель 
продукции позволяет нам извлекать выгоду из динамично 
меняющейся рыночной среды как на внутреннем, 
так и на внешнем рынках.

Высококачественный 

каменный уголь

 добывается 

предприятиями СУЭК в Кузбассе, Хакасии и Бурятии, 
расположенными в комфортной близости от железнодо-
рожных путей, что позволяет осуществлять поставки 
как в западном, так и в восточном направлении. В обста-
новке ужесточения экологических ограничений в странах 
ЕС с одной стороны, а также конкуренции за провозные 
мощности БАМа и Транссиба среди экспортеров на рынки 
Азиатско-Тихоокеанского региона с другой, такое место-
расположение позволяет оптимально распределять 
товарные потоки и максимизировать использование 
железнодорожных вагонов, портов, а заодно и выручку 
компании. Кроме того, добывающие предприятия в Хаба-
ровском крае характеризуются коротким транспортным 
плечом до восточных портов, что по сравнению с конку-
рентами позволяет максимально сократить транспортные 
расходы продукции.

Бурый уголь

 мы добываем в Красноярском крае, Забай-

калье и Приморье и поставляем его на местные рынки, 
в основном на собственные электростанции.

Обогатительная фабрика шахты им. С.М. Кирова в Кузбас-
се производит 

металлургический уголь

, который 

востребован металлургическими компаниями как в Рос-
сии, так и за рубежом.

ОФ «Черногорская» выпускает 

сортовой уголь

 для домо-

хозяйств в Польше, Турции и других странах.

СУЭК в значительной степени самодостаточна с точки 
зрения ремонта и производства различных компонентов 
оборудования. 

Крупнейшие сервисные предприятия 

компании: ООО «Сиб-Дамель», Бородинский и Черногор-
ский ремонтно-механические заводы – занимаются 
ремонтом и производством запасных частей.

Важным элементом бизнес-модели компании является 
логистика поставок товарной продукции конечным 
потребителям. Благодаря вагонам в собственности 
и под управлением СУЭК, портовым мощностям и кон-
трактам на перевозку вся наша продукция доставляется 
безопасно и без задержек.

 См. подробнее на с. 50 ( «Обзор бизнеса – Логистика»)

Торгово­сбытовая сеть компании

 на международном 

рынке представлена компанией SUEK AG, имеющей сеть 
представительств и дочерних компаний в стратегически 
значимых для Группы странах. Это позволяет осущест-
влять поставки угля покупателям из более чем 40 стран 
мира, минуя посредников. На российском рынке Группа 
поставляет уголь крупным энергетическим и промышлен-
ным компаниям, а также малым и средним потребителям 
через свое коммерческое подразделение.

61

60

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Развитие предприятий Ургала

Результаты 2021 года

В 2021 году объем продаж угля и другой товарной продук-
ции СУЭК составил 119,5 млн тонн, на 5% больше по срав-
нению с предыдущим годом.

Объем международных продаж угля вырос на 1%, 
до 54,5 млн тонн, при этом рост сдерживался узкими 
местами в железнодорожной инфраструктуре, которые 
российская железнодорожная система постепенно 
устраняет в рамках своей инвестиционной программы. 
Продажи железной руды, нефтекокса и других товаров 
достигли 2 млн тонн.

Поставки СУЭК в страны Азиатско-Тихоокеанского 
региона составили 63% от международных продаж, 
или 34 млн тонн; среди основных покупателей – Китай, 
Япония, Тайвань и Южная Корея. Продажи в Атлантиче-
ском регионе выросли до 20,5 млн тонн (+2,5 млн тонн), 
основные объемы поставлялись в Марокко, Турцию 
и Германию.

Поставки металлургического угля сохранились на уровне 
2,7 млн тонн. Продажи сортового угля, в том числе 
через собственные сети дистрибуции в России, Польше, 
Прибалтике и Турции, снизились до 2,8 млн тонн.

Продажи угля на внутренний рынок увеличились на 7%, 
до 63 млн тонн, за счет роста поставок на собственные 
электростанции по мере увеличения масштабов бизнеса.

Общая выручка угольного сегмента СУЭК

 выросла 

на 51% по сравнению с прошлым годом, 
до 7 269 млн долл. США, благодаря сильным фундамен-
тальным показателям энергетического рынка.

Себестоимость реализованного угля Группы 

оставалась 

стабильной на уровне 14 долл. США за тонну, так как ком-
пания традиционно уделяет большое внимание контролю 
затрат.

Благодаря росту выручки показатель 

EBITDA угольного 

сегмента

1

 повысился до 1 832 млн долл. США, а более 

высокие цены улучшили маржинальность бизнеса.

Добыча

В 2021 году предприятия компании добыли 102,5 млн тонн 
угля, что выше показателя 2020 года на 1%.

Мы нарастили добычу каменного угля в Кузбассе, Хакасии 
и на Ургале, скомпенсировав снижение добычи в Бурятии 
из-за логистических проблем, чтобы удовлетворить спрос 
на наш высококачественный уголь. СУЭК также увеличила 
добычу угля в Красноярском и Приморском краях и За-
байкалье для внутренних поставок с учетом потребностей 
растущего бизнеса СГК.

Обогащение

СУЭК сохраняет высокий объем обогащения для макси-
мизации добычи высококачественного угля и снижения 
экологического и углеродного следа. В 2021 году мы зна-
чительно улучшили показатели обогащения на ОФ «Чегдо-
мын» и шахты им. С.М. Кирова, тогда как ОФ «Тугнуйская» 
уменьшила объемы в связи со снижением добычи из-
за узких мест в железнодорожной инфраструктуре.

120  

млн тонн

объем продаж угля, нефтекокса 
и других продуктов

Объемы добычи угля по способам 
добычи (млн тонн)

Объемы добычи угля по типам 
(млн тонн)

Обогащенный уголь и доля 
обогащенного каменного угля

102,5

29

,2

73,3

101,2

74,5

26,7

106,2

81

,1

25,1

21

20

19

102,5

3

4,7

67,8

10

1,2

3

3,5

67

,7

10

6,2

3

9,5

66,7

21

20

19

0

80

67

,6

44,2

67,8

44,3

41

,3

66,7

62%

65%

65%

21

20

19

  Добыча подземным 

способом

  Добыча открытым 

способом

 Бурый уголь

 Каменный уголь

  Каменный уголь 

(млн тонн)

   Обогащенный 

уголь (млн тонн)

  

Доля 

обогащенного 

угля

Выручка Угольного сегмента по рынкам

Средняя цена продажи угля

Средняя себестоимость реализованного угля

Азиатско­

Тихоокеанский 

регион  

51%

Атлантический 

регион  

30%

Россия  

19%

7 269  

млн долл.  

США

FOB (долл. США за тонну)

Российский рынок

(долл. США  

за тонну)

(долл. США  

за тонну)

(руб. за тонну)

(руб. за тонну)

10

6

57

21

20

20

19

21

20

1 062

988

21

20

14

14

21

20

1 440

1 358

21

20

Международные 

рынки

Инвестиционные проекты

В 2021 году компания продолжила инвестировать в стра-
тегически важные проекты, направленные на увеличение 
продаж высокомаржинальных и высококачественных 
углей и соблюдение новых экологических норм.

Наши приоритеты на 2022 год

В части угольного бизнеса компания заинтересована 
в развитии наиболее эффективных собственных активов, 
увеличении доли обогащенного высококалорийного угля 
за счет строительства новых обогатительных фабрик, 
а также в развитии новых экологически чистых продуктов, 
таких как угольные брикеты.

Значимый акцент традиционно делается на снижение 
экологического воздействия. В ближайшие несколько лет 
на всех предприятиях компании будут достроены очист-
ные сооружения, которые будут полностью соответство-
вать требованиям к очистке воды. Инвестиции в безопас-
ность ведения работ всегда были и продолжат оставаться 
приоритетом компании.

Среди наших будущих проектов:

 

– увеличение добычи и сбыта энергетического угля 

калорийностью более 5,8 тыс. ккал/кг, наращивание 
объемов обогащения на ОФ «Чегдомын» и шахты 
им. С.М. Кирова и развитие системы управления 
качеством углей в Бурятии и Кузбассе;

 

– дальнейшее развитие наших перспективных добываю-

щих активов, таких как разрез «Правобережный» 
и шахта «Северная» на Дальнем Востоке, шахта 
им. В.Д. Ялевского, «Талдинская Западная 2» и «7 Ноября –  
Новая» в Кузбассе;

 

– расширение систем геопозиционирования на шахтах;

 

– перевод доставки материалов и людей в шахту с моно-

рельсового транспорта (скорость движения – 2–3 км/ч) 
на более эффективный пневмоколесный (скорость 
движения – 20 км/ч);

 

– развертывание проектов операционной эффективности 

на производственных единицах Кузбасса, Ургала 
и Бурятии. Планируемый эффект составит око-
ло 80 млн долл. США, общий потенциал по оценке 
инициатив 2022–2025 годов оценочно составляет более 
100 млн долл.

Эффект

 

– Наращивание производства высококалорийного 

угля на добывающих и обогатительных мощностях 
Ургала

 

– Развитие дальневосточных добывающих и обога-

тительных активов, на которые не влияют узкие 
места в железнодорожной инфраструктуре

Освоено 59% из 229 млн долл. США 

капитальных вложений до 2024 года

1  EBITDA угольного сегмента включает  

EBITDA корпоративного центра (-45 млн долл. США).

Проекты повышения операционной 

эффективности

Эффект

 

– Планирование и управление строительством лав  

(применение проектных подходов)

 

– Повышение коэффициента использования обору-

дования магистрального конвейерного транспорта

 

– Внедрение системных подходов к техническому 

обслуживанию и ремонту

 

Экономия затрат в размере 30 млн долл. США

63

62

Стратегический 

отчет

Корпоративное 

управление

Финансовая 

отчетность

Дополнительная 

информация

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Интегрированный отчет 2021

СУЭК

Адаптируемся к новой реальности | 

Обзор бизнеса

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..