СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 15

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 15

 

 

I этап
(2017-2019 годы)
- период реализации государственной
программы Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в
Республике Саха
(Якутия) на
2012
-
2019 годы», Комплексного плана
мероприятий («Дорожная карта») создания благоприятной бизнес-среды в
Республике Саха (Якутия). На данном этапе планируется актуализировать
механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,
сократить административную нагрузку на малый и средний бизнес. Развитие
массового сектора малого и среднего бизнеса. Качественное улучшение
ведения бизнеса. Будет завершена работа по встраиванию малого бизнеса в
цепочку взаимодействия с крупным бизнесом.
II этап
(2020 - 2022 годы) - Второй этап будет характеризоваться
активным ростом показателей деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства, в том числе достижением доли численности занятых в
секторе малого и среднего предпринимательства в численности рабочей силы
35 %, снижением административных барьеров.
III этап
(2023 - 2025 годы). Этап развития новых форм предоставления
услуг и работ малым и средним бизнесом, улучшение качества жизни
населения.
IV этап
(2026-2030 годы). Развитие высокотехнологичной отрасли
экономики. Устоявшаяся модель новой экономики.
Итоговые индикаторы реализации Стратегии к 2030 году:
доля численности занятых в секторе малого и среднего
предпринимательства в численности рабочей силы - 37% (рост в 1,2 раза к
2015 году) (З-7.3.1);
вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП - 16% (рост на 1
п.п.) (З-7.3.1.);
доля обрабатывающих производств в обороте сектора малого и
среднего предпринимательства - 20% (рост в 3,4 раза к 2015 году) (З-7.3.1.);
доля годового объема закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых
отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего
предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров,
заключенных по результатам закупок, не менее 25% (З-7.3.2.);
доля конкурентных рынков в общем объеме социально значимых
рынков, 100% (З-7.3.2.);
доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в
общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей не менее 15% (рост в 1,7 раза к 2015 году) (З-7.3.3. );
коэффициент
«рождаемости» субъектов малого и среднего
предпринимательства - 20,5 (рост в 1,3 раза к 2015 году) (З-7.3.4.);
280
количество субъектов малого и среднего предпринимательства
(включая индивидуальных предпринимателей) - 57,54 в расчете на 1 тыс.
человек населения (рост на 4,65% к 2015 году) (З-7.3.5.);
количество муниципальных районов и городских округов, на
территории которых зафиксирована положительная динамика количества
зарегистрированных малых и средних предприятий - не менее 25 ед.( З-7.3.6)
доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение
ближайших 3 лет - 12,5% (рост в 2,5 раза к 2015 году) (З-7.3.7.).
7.4. Земельная политика.
Цель
(Ц-7.4)
- за счет рационального и эффективного
использования земельного фонда Республики Саха
(Якутия)
повышается благосостояние граждан республики.
Задачи:
З-7.4.1. Охрана земли как основы жизни и деятельности народов
Республики Саха (Якутия).
З-7.4.2. Создание условий для многообразия форм собственности на
землю, оценки земли, развитие рынка земли. Вовлечение в гражданский
оборот земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, а
также земель иных категорий, в том числе в соответствии с Федеральным
законом от 01.05.2016 ʋ 119-ФЗ о дальневосточном гектаре.
З-7.4.3.Совершенствование нормативного правового регулирования
земельных отношений.
З-7.4.4.Совершенствование государственных и муниципальных систем
управления земельными ресурсами путем взаимодействия государственных
органов власти с органами местного самоуправления. Оказание правовой,
методической и финансовой помощи органам власти местного
самоуправления.
З-7.4.5. Разработка правовых механизмов государственной поддержки
коренных малочисленных народов Севера в области земельных отношений в
целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, их
прав и законных интересов.
З-7.4.6. Создание картографической основы и территориальных схем
землеустройства Республики Саха
(Якутия). Повышение эффективности,
рациональности использования и охраны земельного фонда.
З-7.4.7. Создание систем государственной и негосударственной форм
подготовки и повышения квалификации специалистов в области управления
земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии.
281
З-7.4.8. Научное обоснование региональных мероприятий в области
земельных отношений, землеустройства, оценки земель, геоинформационных
систем в области земельных отношений.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах
земельного законодательства Российской Федерации, в том числе:
- земля как основа жизни и деятельности человека, согласно которому
отношения по использованию и охране земли осуществляется исходя из
представлений о земле как о природном объекте;
-
сохранность территорий традиционного природопользования
народов, населяющих территорию республики;
-
единство информационного пространства, которое должно
обеспечиваться общими подходами органов государственной власти и
местного самоуправления к процедурам формирования, учета земельных
участков.
Механизмом реализации земельной политики выступает план
реализации основных направлений, в рамках которой разрабатываются
целевые, ведомственные и иные программы республиканского и
муниципального уровня, нормативно
- правовые акты государственных
органов власти Республики Саха
(Якутия) и местного самоуправления.
Источниками
финансирования
указанных
республиканских
и
муниципальных программ будут являться Государственный бюджет
Республики Саха (Якутия) и бюджеты органов местного самоуправления.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение рационального использования земельных ресурсов для
размещения и развития производительных сил, транспорта, энергетики;
- создание правовых условий для реализации основных направлений
государственной земельной политики Республики Саха (Якутия);
- совершенствование и развитие систем управления земельными
ресурсами государственного (республиканского) и муниципального уровня;
- увеличение количества зарегистрированных прав собственности
земельных участков Республики Саха
(Якутия), муниципальных
образований, юридических и физических лиц;
- увеличение поступлений налоговых и арендных платежей в
соответствующие уровни бюджетов;
- увеличение количества сделок с земельными участками, в том числе
по ипотеке земельных участков;
- сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов в
управлении земельными ресурсами.
282
7.5. Местное самоуправление
Деятельность органов местного самоуправления направлена на
реализацию одного из основных принципов управления
- обеспечение
условий для самоорганизации населения. Наличие эффективного института
местного самоуправления является основным необходимым условием и
фактором устойчивого развития территорий. Вопросы местного значения,
отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают
широкий круг социально значимых задач.
Местное самоуправление является важным звеном в реализации
Стратегии. Для достижения целей и решения задач Стратегии необходимо
дальнейшее совершенствование института местного самоуправления в
соответствии с основной целью и следующими задачами:
совершенствование форм организации местного самоуправления;
укрепление финансовой базы местного самоуправления;
повышение эффективности деятельности органов местного
самоуправления.
В Республике Саха
(Якутия) насчитывается
445 муниципальных
образований, в том числе 34 муниципальных района, 2 городских округа и
409 поселений, из которых 361 относятся к сельским поселениям.
По количеству муниципальных поселений Республика Саха (Якутия)
занимает 13-е место среди субъектов Российской Федерации, 1 место в
Дальневосточном федеральном округе. При этом по численности населения
Якутия занимает 57 место среди субъектов страны. Более трети населенных
пунктов республики являются малочисленными: в 163 населенных пунктах
численность населения не превышает 200 человек, в 45 населенных пунктах
население отсутствует. Плотность населения Республики Саха (Якутия) -
0,31 на
1 км2
(РФ - 8,5). Более
40% населенных пунктов являются
отдаленными и труднодоступными.
Во многих регионах Российской Федерации происходит процесс
укрупнения муниципальных образований, число муниципальных поселений
ежегодно снижается: с
22,9 тыс. поселений в
2010 году до
20,2 тыс.
поселений в 2015 году.
С 2010 г. в Российской Федерации в целом общее количество
муниципальных образований сократилось на 1 501, в том числе на 41
муниципальный район, 1 414 сельских поселения,147 городских поселений.
При этом увеличилось количество городских округов на 51, внутригородских
территорий городов федерального значения
-
31 и выделены
внутригородские районы (19 штук).
В Дальневосточном федеральном округе также прослеживаются
общероссийские тенденции укрупнения муниципальных образований. Общее
283
количество муниципальных образований с 2010 г. сократилось на 123, в
том числе на 12 муниципальный район, 81 сельских поселения, 41 городских
поселений. При этом увеличилось количество городских округов на 11.
Республика Саха (Якутия) является единственным субъектом в ДВФО,
не проводившим укрупнение муниципальных образований.
Укрупнение поселений дает возможность относительного
«выравнивания» территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности.
Незначительные собственные доходы сегодня не позволяют поселениям
выстраивать четкую политику в части решения многих вопросов
жизнеобеспечения населения. Доля дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности во многих поселениях значительно превышает сумму
собственных доходов, что не позволяет муниципальному образованию
эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, а
также выстроить эффективные планы стратегического развития даже на
среднесрочную перспективу.
У большинства муниципальных районов доля собственных доходов в
местном бюджете не превышает 15%.
По итогам 2015 года собственные (налоговые и неналоговые) доходы
местных бюджетов Республики Саха (Якутия) составили 18,3 млрд рублей,
что составило только 18,2% от всего доходов местных бюджетов (остальные
81,8%
- межбюджетные трансферты). Наибольший объем налоговых
поступлений обеспечен за счет налога на доходы физических лиц - 10,9 млрд
рублей (10,8% от всего доходов местного бюджета), УСН - 1,9 млрд. рублей
(1,9%), единого налога на вмененный доход
-
1 млрд. рублей
(1%),
земельного налога - 0,7 млрд. рублей (0,6%), остальные налоги и сборы - 0,7
млрд. рублей (0,7%).
В структуре межбюджетных трансфертов дотации составили 26,1%,
субсидии - 20,6%, субвенции - 50%, прочие межбюджетные трансферты -
3,3%.
Недостаток ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные
образования оказываются способны решать вопросы социально-
экономического развития лишь при поддержке со стороны органов
государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность
органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по
общественно значимым вопросам остается низкой.
Остается высокой зависимость местных бюджетов от финансовой
помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы. В
Республике Саха (Якутия), как и в ряде субъектов Российской Федерации,
отмечается высокий уровень долговой нагрузки на местные бюджеты
(преимущественно в форме бюджетных кредитов), что увеличивает риски
284
неисполнения бюджетных обязательств в случае сокращения доходных
поступлений при неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Несмотря на предпринимаемые меры по развитию доходной базы
муниципальных образований, намечается тенденция сокращения доли
доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета.
Таким образом, остается актуальной задача дальнейшего
совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития
собственной доходной базы муниципальных образований.
Совершенствование форм организации местного самоуправления с
учетом целей и задач предлагается осуществлять на основе следующих
подходов:
комплексный учет сбалансированности доходных источников и
расходных полномочий поселений;
регулярный анализ проблем в сфере организации местного
самоуправления и разработка действенных институциональных механизмов
для решения выявленных проблем;
расширение
вариативности
форм организации
местного
самоуправления на сельских территориях;
развитие и поддержка деятельности органов территориального
общественного самоуправления;
развитие межмуниципального сотрудничества, в том числе на основе
совместного исполнения полномочий по вопросам местного значения;
повышение качества управления территориями, особенно сельскими,
путем поэтапного объединения двух и более поселений, а также оптимизации
органов местного самоуправления
-
административных центров
муниципальных районов.
Для решения задач по обеспечению устойчивого развития органы
местного самоуправления должны иметь возможность самостоятельно или во
взаимодействии с органами государственной власти Республики Саха
(Якутия) осуществлять исполнение закрепленных за ними полномочий по
вопросам местного значения, в том числе связанных с предоставлением
муниципальных услуг, развитием жилищной, инженерно-коммунальной и
дорожно-транспортной инфраструктур, благоустройством поселений,
эффективной реализацией кадровой, демографической и молодежной
политики. Это требует дальнейшего укрепления финансовой базы местного
самоуправления по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование механизмов финансовой поддержки
местных бюджетов, в том числе на основе повышения вариативности
механизмов такой поддержки;
организация мониторинга финансового положения сельских поселений,
285
минимизирующего риски влияния несбалансированности местных бюджетов
сельских поселений на реализацию их полномочий по вопросам местного
значения;
создание условий и стимулов для проведения органами местного
самоуправления эффективной работы по социально-экономическому
развитию
территорий
(привлечение
инвестиций,
развитие
предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение роста
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, укрепление собственной
доходной базы и др.), в том числе путем предоставления стимулирующих
межбюджетных трансфертов и учета результатов деятельности при
формировании размеров оплаты труда муниципальных служащих.
Повышение эффективности деятельности органов местного
самоуправления будет обеспечено путем решения следующих задач:
развитие практики поощрения муниципальных образований,
демонстрирующих наилучшие результаты деятельности, в том числе путем
предоставления стимулирующих межбюджетных трансфертов на
софинансирование объектов капитального строительства в рамках
Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия);
содействие внедрению методов программного бюджетирования и
проектного управления на муниципальном уровне;
создание условий для совершенствования кадрового и методического
обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе на
основе мер государственной поддержки;
регулярный мониторинг доступности муниципальных услуг,
оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными
учреждениями;
создание стимулов для оптимизации численности муниципальных
служащих в органах местного самоуправления;
содействие пересмотру существующих границ сельских поселений с
учетом требований доступности муниципальных услуг для жителей и
повышения эффективности расходов на оплату труда муниципальных
служащих;
обеспечение проведения регулярных публичных отчетов органов
местного самоуправления о результатах деятельности;
развитие институтов гражданского общества, в том числе на основе
различных форм вовлечения сельских жителей в обсуждение и решение
общественно значимых вопросов, отнесенных к полномочиям органов
местного самоуправления;
развитие практики финансовой поддержки сельских сообществ на
основе предоставления грантов на реализацию социально значимых
286
проектов, иных форм поддержки местных инициатив сельских жителей.
7.6. Межрегиональное и международное сотрудничество
Развитие взаимовыгодных связей с партнерами и создание
положительного образа всегда взаимосвязаны. Имиджевая политика
Республики Саха (Якутия) направлена на осознание мировым сообществом,
что Якутия
- это регион сотрудничества, социального согласия и
стабильности.
Межрегиональное сотрудничество Республики Саха
(Якутия) с
субъектами Российской Федерации играет значительную роль в социально-
экономическом развитии Республики Саха (Якутия).
Целью развития межрегиональных связей Республики Саха (Якутия)
является укрепление и расширение взаимовыгодных и равноправных
отношений с субъектами Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития межрегиональных связей
являются:
совершенствование форм и механизмов сотрудничества, повышение
эффективности реализации подписанных соглашений;
укрепление сотрудничества в области экономики и инвестиций, в
частности, стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли,
взаимодействие в реализации межрегиональных инвестиционных проектов;
активизация сотрудничества в сельском хозяйстве, в том числе
внедрение новых технологий в агропромышленном комплексе, создание
новых
видов
продукции,
усиление
деловой
активности
сельскохозяйственных предприятий;
развитие сотрудничества в области промышленности, транспорта,
энергетики и связи;
развитие сотрудничества в области здравоохранения, физической
культуры и спорта, науки и образования, туризма, культуры и духовного
развития.
Принципиальное значение для Республики Саха
(Якутия) имеет
развитие сотрудничества с субъектами Дальневосточного федерального
округа. Это обусловлено реализацией целого ряда крупных инвестиционных
проектов, многие из которых имеют межрегиональное значение и изменят
коренным образом существующую структуру промышленного производства
и инфраструктуру Якутии и Дальнего Востока в целом.
История международного сотрудничества Республики Саха (Якутия) в
составе Российской Федерации перешагивает 25-летний рубеж. Современное
развитие международных отношений республики характеризуется
287
расширением и углублением международного экономического и
гуманитарного сотрудничества.
Целью развития международного сотрудничества Республики Саха
(Якутия)
в
долгосрочной перспективе
является
наращивание
внешнеторговых, производственных, инвестиционных, научно-технических,
образовательных, экологических, культурных и иных отношений республики
с зарубежными странами.
Участие в деятельности международных организаций является одним
из главных направлений в общей системе внешних связей Республики Саха
(Якутия). Через обмен информацией, опытом и лучшими практиками можно
решать внутренние задачи социально-экономического развития региона и
продвигать вклад народов Якутии в мировую культуру, искусство и науку. За
прошедшие годы Республике Саха (Якутия) удалось добиться определенных
успехов в рамках деятельности таких международных организаций как
Северный Форум, Арктический Совет, ЮНЕСКО.
Региональные
приоритеты
международного
сотрудничества
Республики Саха (Якутия) исходят из общей Концепции внешней политики
Российской Федерации, а также социально-экономического потенциала для
взаимовыгодной кооперации.
Три основных региональных направления международного
сотрудничества Республики Саха
(Якутия): государства-участники
Содружества независимых государств
(СНГ), Азиатско-Тихоокеанский
регион (АТР) и Арктическая зона.
Арктическая глобальная повестка определяет разноформатное
международное сотрудничество в Арктике и активные позиции Республики
Саха (Якутия) в институтах международного сотрудничества в Арктическом
регионе. Важно не только присутствие в этих организациях, но и создание
площадок для эффективного вовлечения в усиливающиеся процессы
международного взаимодействия в Арктике.
Принадлежность России к АТР, самому динамично развивающемуся
геополитическому пространству, усиливающемуся центру тяжести мировой
экономики и политики, обуславливает развитие и укрепление связей и на
межрегиональном уровне, активное участие Республики Саха (Якутия) в
интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе как путем
установления двустороннего сотрудничества, так и наращивания связей в
рамках многосторонних региональных международных организаций - ШОС,
БРИКС, РИК, АСЕАН, АТЭС, АРАССВА, РАТОП.
Основой для прогресса внешнеэкономической деятельности
Республики Саха
(Якутия) станет формирование эффективной системы
привлечения внешних инвестиций в развитие промышленно-
288
технологической базы и инновационной системы, активизация
фундаментальных и прикладных научных исследований, формирование
привлекательного имиджа Республики Саха (Якутия).
Приоритетными задачами внешнеэкономической деятельности
Республики Саха (Якутия) остаются:
развитие экспорта с увеличением доли несырьевого экспорта;
привлечение иностранных инвестиций.
На первом и втором этапах реализации Стратегии следует ожидать
переориентацию экспорта от преимущественно алмазно-бриллиантового к
топливно-энергетическому сектору, доля которого увеличится до 70% всего
экспорта. Товарная номенклатура расширится также за счет создания новых
добывающих производств
(уран, апатиты, железные руды и др.), доля
которых в структуре экспорта составит 5-6%.
В этот же период должны появиться новые экспортные позиции
продукции агропромышленного и лесопромышленного комплексов,
традиционных промыслов, туризма, новой наукоемкой и инновационной
продукции и услуг.
На третьем и четвертом этапе до 2030 года планируется перелом
тенденции сырьевой экономики, переход на глубокую переработку
минерального сырья и биологических ресурсов, к экологически чистым и
высоким ресурсосберегающим технологиям, отвечающим принципам
устойчивого развития.
Таким образом, приоритетными направлениями международного
сотрудничества Республики Саха (Якутия) являются:
мобилизация возможностей и преимуществ сотрудничества с
международными организациями и зарубежными странами для обеспечения
поступательного и устойчивого развития;
формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых
ресурсов в рамках Евразийского экономического союза:
единые рынки лекарств и медицинских изделий (2016 г),
единая система доступа к государственным (муниципальным) закупкам
(2017 г),
унификация законодательства за нарушения в сфере конкуренции (2018
г),
общий рынок электроэнергии (2019 г),
единый рынок подакцизной продукции (2020 г),
единый рынок аудиторских услуг (2022 г),
интегрированный валютный рынок (2023 г),
согласованная финансовая политики, общий финансовый рынок,
общий рынок нефти, нефтепродуктов, газа (2025 г);.
289
продвижение положительного имиджа, международных инициатив
и брендов Якутии
(международные спортивные игры
«Дети Азии»,
Международные
спортивные
Зимние
игры,
Международные
интеллектуальные игры,
«Всемирный центр мамонта»,
«Международная
арктическая школа»,
«Якутская зима и полюс холода»,
«Бриллиантовая
неделя», «Ленские столбы», «Ысыах» и т.д.);
сохранение и дальнейшее усиление позиций на мировых товарных
рынках
(прежде всего продукции алмазно-бриллиантового и топливно-
энергетического комплексов);
повышение значимости несырьевого экспорта;
увеличение объемов прямых иностранных инвестиций в
приоритетные отрасли экономики республики.
Проекты:
«Создание Центра поддержки экспорта»;
«Обеспечение
системной
образовательной
поддержки
экспортёров»;
«Развитие мультиязычного портала «Yakutia Today»;
«Создание Дирекции международных проектов»;
«Экспозиционный павильон Республики Саха (Якутия)»;
«Создание мобильной выставочной экспозиции Республики Саха
(Якутия)».
Ожидаемые результаты:
увеличение числа предприятий-экспортеров среди субъектов
малого и среднего предпринимательства не менее чем в 3 раза к 2030 году к
уровню 2015 года;
расширение номенклатуры товаров, услуг, производимых на
экспорт, на 20% к 2030 году к уровню 2015 года;
увеличение объемов несырьевого экспорта в общем объеме
экспорта Республики Саха (Якутия) не менее чем в 2 раза к 2030 году к
уровню 2015 года;
увеличение объема экспорта услуг не менее чем в 2 раза к 2030 году
к уровню 2015 года;
7.7. Оценка финансовых ресурсов
Для реализации Стратегии будут привлечены значительные
финансовые ресурсы, источниками которых станут бюджетные
(федеральный бюджет, государственный бюджет, местные бюджеты) и
внебюджетные средства.
Для оценки финансовых ресурсов, необходимых для реализации
Стратегии, применяется комплексный подход, учитывающий не только
финансовые ресурсы, но и применение мер стимулирования как льготное
290
кредитование, гарантии и поручительства, налоговые льготы и преференции.
Бюджетный прогноз до
2035 года определяет финансовые
возможности, условия и предпосылки для достижения ключевых целей и
результатов государственной бюджетной политики, сформулированных в
стратегических документах, решениях Главы и Правительства Республики
Саха (Якутия).
Стратегической целью бюджетного прогноза до 2035 года является
долгосрочная сбалансированность и устойчивость консолидированного
бюджета Республики Саха
(Якутия) и повышение эффективности
бюджетных расходов.
Стратегия предусматривает софинансирование ряда проектов и
мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках реализации
приоритетных национальных проектов и федеральных (государственных)
целевых программ, а также за счет внебюджетных источников с
использованием механизмов государственно - частного партнерства.
Общий объем налоговых доходов консолидированного бюджета
Республики Саха
(Якутия) на
2017-2030 годы по целевому варианту
прогнозируется в размере не менее
2559,4 млрд. рублей
(11,8% от
суммарного объема ВРП).
Меры стимулирования, принятые федеральным и республиканским
законодательствами для участников региональных инвестиционных проектов
и резидентов территорий опережающего социально-экономического
развития, создаваемые условия для привлечения инвестиций на первом
этапах реализации Стратегии положительно отразятся на динамике
налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики после
2026 года.
Для обеспечения реализации Стратегии за счет собственных
финансовых ресурсов Республика Саха
(Якутия), повышения уровня
самообеспеченности государственного бюджета будут внесены предложения
в федеральные органы государственной власти по изменению распределения
налоговых и неналоговых доходов между федеральным бюджетом и
бюджетами регионов.
Уровень самообеспеченности государственного бюджета Республики
Саха
(Якутия) как
«точка безубыточности» определяется объемом
необходимых бюджетных расходов для доведения показателей уровня и
качества жизни населения по согласованному перечню (стандартам качества
жизни) на всей территории Республики Саха (Якутия) до прогнозируемого
среднего уровня по Российской Федерации.
Структура бюджетных расходов должна быть трансформирована и
ориентирована на достижение стратегических целей и задач. Перечень, цели,
291
задачи и индикаторы государственных программ Республики Саха (Якутия)
будут полностью соответствовать соответствующим показателям Стратегии.
Основными финансовыми механизмами реализации Стратегии будут
государственные программы Российской Федерации, Федеральная адресная
инвестиционная программа, приоритетные стратегические проекты
Российской Федерации, программы, реализуемые совместно с федеральными
институтами развития.
Участие Республики Саха
(Якутия) в федеральных целевых
программах будет реализовано по всем доступным направлениям:
социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского
региона, развитие Арктической зоны Российской Федерации, транспортная
инфраструктура, социальная сфера, жилищная и коммунальная
инфраструктура, научно-техническое и инновационное развитие,
административная инфраструктура и программы общегосударственного
характера, реальный сектор экономики.
Наиболее капиталоемкими являются государственные программы
Республики Саха (Якутия), связанные с развитием социальной, инженерной,
энергетической
и
транспортной
инфраструктуры,
жилищным
строительством. Предварительный объем дополнительных финансовых
ресурсов на реализацию данных направлений Стратегии оценивается в 2398
млрд рублей, то есть 192 млрд рублей в среднем в год в период 2017-2019
годы, 216 млрд рублей в среднем в год в период 2020-2022 годы, 170 млрд
рублей в среднем в год в период 2023-2030 годы. Из них за счет бюджетных
средств
(средств федерального бюджета, государственного бюджета и
местных бюджетов) - 50% или 92 млрд рублей в среднем в год.
Реализация данных мероприятий Стратегии будет осуществляться в
рамках государственных программ, обозначенных в Приложении ʋ2.
Данный перечень государственных программ Республики Саха (Якутия) не
является исчерпывающим. В соответствии с законодательством о
стратегическом планировании перечень государственных программ
Республики Саха (Якутия) определяется в Плане мероприятий по реализации
Стратегии и утверждается Главой Республики Саха (Якутия).
По конкретным направлениям Стратегии объемы финансирования
будут уточняться при формировании федерального бюджета,
государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) на очередной
финансовый период, а также по результатам контроля выполнения
программных мероприятий государственных программ Республики Саха
(Якутия) и оценки их эффективности за отчетный период.
Исходной базой для составления бюджетного прогноза является
долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Саха
292
(Якутия) на период до 2035 года. Темпы социально-экономического развития
Республики во многом определяются количеством, объемами инвестиций и
реализацией крупных инвестиционных проектов и программ.
Общий объем инвестиций в основной капитал на реализацию
Стратегии по целевому варианту за 2017-2030 годы прогнозируется на
уровне 6 275 млрд. рублей (29% суммарного объема ВРП), из них не менее
85% за счет внебюджетных источников.
В целом масштабное привлечение инвестиций не только в базовые
отрасли экономики, но и в ИТ-отрасль, обрабатывающую промышленность,
развитие малого и среднего предпринимательства, будет соответствовать
структурным изменениям в экономике и социальной сфере Республики Саха
(Якутия).
7.8. Механизм реализации Стратегии
Механизм реализации приоритетов, целей, задач и направлений
социально-экономической
политики Республики Саха
(Якутия),
определенных в Стратегии, предполагает разработку Плана мероприятий по
реализации Стратегии и государственных программ.
В условиях внедрения эффективных методик управления,
соответствующих по уровню сложности современным условиям и
требующих от системы государственного администрирования прозрачности,
открытости, доступности и адаптивности по отношению к запросам внешней
среды, реализация Стратегии будет базироваться на принципах проектного
управления:
целенаправленности
- внедряемые решения направлены на
конкретный результат, увязанный со стратегией развития;
конкуренции и эффективности достигаемых результатов
-
инициируемые проекты между собой конкурируют за ресурсы, в результате
чего реализуется проект, имеющий наибольшую бюджетную, социальную и
экономическую эффективность;
целостности - внедряемые решения интегрированы между собой и
усиливают эффективность друг друга;
простоты - внедряемые решения упрощены и типизированы до
уровня, позволяющего использовать их без потери эффективности с
минимальными трудозатратами;
гибкости
- внедряемые решения могут адаптироваться к
деятельности органа исполнительной власти в минимальные сроки с учетом
происходящих процессных, организационных и технологических изменений;
применения лучших практик
- управления проектами должно
базироваться на использовании лучшего опыта;
293
ответственности
-
персонифицированное
закрепление
ответственности, руководство и участие в проекте предполагает
сбалансированность налагаемой ответственности и предоставляемых
полномочий.
План мероприятий по реализации Стратегии будет представлять собой
сгруппированный по стратегическим целям и приоритетам свод:
-
паспортов приоритетных проектов (проектов первого уровня);
-
перечень государственных программ Республики Саха (Якутия);
-
«портфель» паспортов проектов, входящих в состав государственных
программ (проекты второго уровня) и являющихся частями приоритетных
проектов (проектов первого уровня).
Будет применяться дифференцированный подход к набору методов
управления в зависимости от специфики и условий проекта: классический
проектный менеджмент, Agile, Scrum, Lean, Kanban, PRINCE2 и т.д.
Организационная структура системы управления проектной
деятельностью будет включать: постоянный орган управления проектной
деятельностью в рамках Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и
Правительства Республики Саха
(Якутия) и проектные команды,
формируемые в целях реализации проектов.
Система органов исполнительной власти Республики Саха
(Якутия)
будет максимально приближена к системе целей и задач Стратегии.
7.9. Организация управления и контроль за реализацией Стратегии
Комплексное управление реализацией Стратегии осуществляет
Правительство Республики Саха (Якутия), которое:
координирует работу участников реализации Стратегии;
при формировании проекта государственного бюджета Республики Саха
(Якутия)
обеспечивает
согласование
объемов
финансирования,
направляемых на достижение целевых показателей, определенных в
Стратегии, на очередной финансовый год в рамках государственных
программ;
утверждает распределение бюджетных средств по соответствующим
приоритетным проектам и расходным статьям
(капитальные вложения,
НИОКР, прочие расходы). Корректирует перечень мероприятий и вводимых
объектов на очередной год, исходя из возможностей государственного
бюджета Республики Саха
(Якутия) на очередной финансовый год,
определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных
источников для финансирования Стратегии;
обеспечивает контроль эффективное и целевое использование
выделяемых финансовых средств
(в т.ч. аудит), контроль за качеством
294
проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контроль за
выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и
контрактов;
содействует предприятиям и организациям при реализации
инвестиционных проектов;
регулярно информирует население республики о ходе реализации
Стратегии.
Документами, в которых отражаются результаты мониторинга
реализации Стратегии, являются:
1) ежегодный отчет Главы Республики Саха
(Якутия) перед
Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) о
результатах деятельности Правительства Республики Саха (Якутия);
2) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке
эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия).
Государственное Собрание
(Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия)
обеспечивает контроль за реализацией Стратегии, за соответствием
государственных программ целям, задачам и приоритетам Стратегии.
295
Приложение ʋ1
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) - 2050
ЦЕЛЕВОЕ ВИДЕНИЕ
«Трудно не только сражение за перемену жизни,
трудна« сама перемена этой жизни»
П.А. Ойунский
«Великий столетний план»
Миссия Республики Саха
(Якутия)
- создание условий для
повышения благосостояния, качества жизни населения республики и
обеспечение устойчивых темпов экономического роста через реализацию
богатейшего ресурсного потенциала с сохранением первозданной
природы для будущих поколений на одной из огромнейших территорий
мира.
Республика Саха (Якутия) к 2050 году должна стать территорией
успешных людей, чистой природы и умной экономики, примером успеха
северного региона на международной арене.
Каждый житель Республики Саха (Якутия) будет иметь возможность
через реализацию своего потенциала достичь успеха.
Гармонично развитый и конкурентоспособный человек
- главная ценность Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) - регион привлекательный для жизни. К
2050 году численность населения Республики Саха (Якутия) достигнет 1,1
млн человек, что будет соответствовать историческому максимуму - 1094
тыс. человек (по данным переписи 1989 года).
Только в результате активной политики создания комфортных условий
жизни человека влияние основного негативного фактора - миграционного
оттока населения - к 2022 году будет снивелировано, когда естественный
прирост будет опережать миграционную убыль в 3 раза, а численность
населения может достигнуть 1 млн человек. Продолжительность жизни будет
выше среднего мирового уровня - 80 лет (77 лет - по прогнозу ООН).
296
Процессы урбанизации и глобализации отразятся на увеличении доли
городского населения. Поддержка материнства, многодетных семей,
укрепление семейных традиций сохранит высокий уровень рождаемости.
Социальная защита населения будет отвечать потребностям общества.
Рост численности населения не является самоцелью. Важнее качество
жизни населения и высокая производительность труда, когда время,
затрачиваемое на получение дохода будет определяться индивидуальными
запросами человека.
Миграционная политика стимулирует к привлечению и удержанию
«качественных» мигрантов (с высоким уровнем трудовой квалификации,
социальной адекватности). Образованные активные молодые люди ведут
бизнес и создают семьи на территории Республики Саха (Якутия).
Инновационная экономика, высокопроизводительный труд и
роботизация промышленности и сельского хозяйства покроют растущую
потребность в кадровых ресурсах.
Якутия-2050 - республика с эффективной системой социальной
поддержки населения и естественным уровнем безработицы.
Диверсифицированная новая экономика республики будет
обеспечивать занятость населения.
Источники доходов населения - не только занятость на промышленных
предприятиях, в инновационной экономике, агропромышленном комплексе,
государственном секторе, сервисных услугах, но и доходы от собственности
и от предпринимательской деятельности.
Якутянин будет иметь возможность управлять надежными
финансовыми инструментами республиканских и глобальных организаций.
Доходы от предпринимательской деятельности будут занимать не
менее трети всего объема денежных доходов населения. Свободное ведение
бизнеса, самые быстрые в России процедуры подключения к сетям,
получения разрешений на строительство, мобильные сервисы
предоставления государственных и муниципальных услуг, отсутствие
ограничений в коммуникациях позволят жителям Республики Саха (Якутия)
получать доходы от ведения бизнеса.
Среднедушевые доходы среднего класса обеспечивают не менее 6-7
прожиточных минимумов.
Трудоспособные граждане с низкими доходами получают социальную
помощь только при условии их активного участия в программах содействия
занятости и социальной адаптации.
Система образования обеспечивает потребности общества и
инновационного развития.
297
Произойдет смена парадигмы образования: от обязательного обучения
детей и молодежи к инициативному образованию людей всех возрастов.
Широкое понимание образования: образование не только институциональное
(в школе и вузе), но и «средовое» - через «погружение» в социальное и
культурное пространство республики и мира.
Образование реализуется по принципу открытого образования,
способствующего формированию конкурентоспособного выпускника в
поликультурном мировом пространстве. Формы дистанционного
образования обеспечат доступ к индивидуальному образованию для всех.
Общее и дополнительное образование интегрировано в единый процесс.
Ориентир на раскрытие талантов при подходе: талантлив каждый
ребенок. Будет создано благоприятное пространство для деятельности
ребенка и сопровождения его индивидуального развития.
Подготовка квалифицированных кадров в системе высшего и среднего
профессионального образования для ключевых отраслей экономики.
Образовательный центр федерального уровня
-
Северо-Восточный
федеральный университет функционирует как институт развития общества и
«фабрика мысли», лидер культурной политики.
Индивидуализация компетенций станет трендом профессионального
образования, будут распространены многофункциональные центры
прикладных квалификаций, онлайн-образование.
Индекс
интеллектуального
потенциала
общества
должен
соответствовать уровню стран - мировых лидеров (более 0,9).
Здоровый образ жизни. Пациентоориентированная система
здравоохранения обеспечит доступную и качественную медицинскую
помощь с использованием достижений медицинской науки и
высокотехнологичных методов диагностики и лечения.
Переход от парадигмы «лечения болезней» к парадигме сохранения
здоровья и ответственности каждого за собственное здоровье; развертывание
практик сбережения здоровья; формирование «политики здоровья» и новых
практик здорового образа жизни.
Выстроена система ранней помощи, комплексной реабилитации и
абилитации с использованием мировых технологий. Развитая служба
сопровождения в период реабилитации.
В медицине будут широко внедрены цифровые технологии,
эффективная и качественная телемедицина, дистанционное мониторирование
состояния здоровья. Экспорт высокотехнологичных медицинских услуг.
Здоровый образ жизни становится нормой и распространен
повсеместно. Республика лидирует в традиционных для якутян видах спорта
на международном уровне, киберспорте и осваивает новые виды спорта.
298
Крепкие традиции и единство многонационального народа Якутии.
Этнические культурные традиции и поддержка народного творчества
-
важная составляющая уникальности республики. Возрождены и сохранены
традиции, культура, языки народов Якутии.
Созданы условия для реализации каждым человеком своего
творческого потенциала. Внедрены интерактивные, мультимедийные
технологии для обеспечения неограниченной доступности к культурным
благам, не выходя из дома.
Пассионарное и толерантное - основа для решения долгосрочных
задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на
основе равноправного взаимодействия общества и государства.
Реализуется единая национальная политика, направленная на
укрепление идентичности якутян, единства российской нации, создание
единого, пассионарного и толерантного гражданского общества.
Комфортная среда проживания и возможности для полноценной
реализации человеческого потенциала
Преимущественно
«умные» и
«зеленые» населенные пункты.
Населенные пункты благоустроены по современным стандартам урбанистики
с комфортными современными общественными пространствами по принципу
универсального дизайна. Инфраструктура жизнеобеспечения большинства
населенных пунктов функционирует по принципу Net zero - автономно и с
нулевым выбросом.
В Центральной агломерации построена скоростная пассажирская
система транспорта, аэропорт города Якутска действует в режиме свободной
экономической зоны «Аэрополис Якутск».
Во всех городах республики оборудованы умные парковки,
комфортные круглогодичные остановки пассажирского транспорта.
Большинство рутинных физических операций автоматизировано.
Обеспеченность благоустроенным жильем составит не менее 30 кв.м на
человека (социальный стандарт ООН), для чего ежегодно вводится не менее
1 млн кв метров качественного жилья
(в период после
2022 года).
Применяются новые нормативы строительства, предусматривающие
инновационные энергосберегающие технологии и материалы. Средний класс
выбирает строительство индивидуального автономного благоустроенного
жилья.
Во всех населенных пунктах преобладают индивидуальные дома, при
этом соблюдается единые подходы в территориальном планировании и
архитектурном облике.
299

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..