СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 13

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 13

 

 

внедрение системы учета объектов и источников негативного
воздействия на окружающую среду, а также показателей их воздействия на
окружающую среду, инвентаризации территорий с неблагоприятной
экологической обстановкой;
создание,
обеспечение
функционирования
и
развития
информационных систем по вопросам охраны окружающей среды;
экологическая паспортизация территории Республики Саха (Якутия);
укрепление материально-технической базы государственного
экологического надзора и мониторинга вездеходной техникой, водными
транспортными
средствами,
оснащение
высокотехнологичным
лабораторным оборудованием;
реализация
мероприятий
по
научному
сопровождению
природоохранной деятельности, в том числе комплексные экологические
обследования исследования в зоне влияния объектов реализации крупных
промышленных проектов.
Проекты:
1)
«Региональная
информационно-аналитическая
система
«Природопользование и охрана окружающей среды», включающая модули
«Экологический паспорт Республики Саха
(Якутия)»,
«Государственный
экологический надзор»,
«Мониторинг радиационной обстановки» и др.
Проект нацелен на информационное обеспечение исполнительных органов
государственной власти, органов местного самоуправления и населения о
состоянии окружающей среды, проведение оценки и прогноза изменений
состояния окружающей среды под воздействием природных и
антропогенных факторов;
2)
«Экология малых рек Республики Саха
(Якутия)»
- проект
нацелен на экологическую оценку и контроль химического состояния малых
рек
(водотоки протяженностью до 200 км). Малые реки имеют важное
хозяйственное значение, широко используются для рекреационных целей,
являются источниками нецентрализованного хозяйственно-питьевого
водоснабжения населенных мест. Как основной элемент они входят в
гидромелиоративные системы, интенсивно используются для орошения
сельскохозяйственных культур. Одновременно являясь приемниками
сточных и ливневых вод, малые реки могут оказывать существенное влияние
на формирование качества воды более крупных водных объектов.
З-6.1.2. Обеспечение радиационной безопасности.
Обеспечение радиационной безопасности путем снижения уровня
риска радиационного воздействия на население и окружающую среду
источников ионизирующего излучения техногенного характера, а также
240
предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий на радиационно-опасных
объектах.
З-6.1.3. Поддержание стабильной системы особо охраняемых
природных территорий.
Основные мероприятия:
разработка и реализация перспективной Схемы развития и
размещения системы особо охраняемых природных территорий Республики
Саха (Якутия) до 2030 года;
организация новых особо охраняемых природных территорий,
увеличение общей площади ООПТ Республики Саха (Якутия) до 1 млн.кв.км.
или 32,4% от общей площади Республики Саха (Якутия);
программное развитие сети природных парков в Республике Саха
(Якутия), в том числе создание новых природных парков;
создание государственных природных заказников, памятников
природы республиканского значения, федерализация ООПТ, включенных в
План реализации Концепции развития ООПТ Российской Федерации до 2020
года;
усиление контрольно-надзорной деятельности по выявлению и
пресечению нарушений режима особо охраняемых природных территорий;
обеспечение выполнения противопожарных мероприятий на ООПТ;
развитие инфраструктуры ООПТ в целях повышения эффективности
охраны, ведения комплекса природоохранных мероприятий, развития
экологического туризма: строительство кордонов, экологических визит-
центров, улучшение материально-технического оснащения, прокладка
туристских маршрутов и т.д.
Проекты:
1) «Схема размещения и развития ООПТ Республики Саха (Якутия)»;
2)
«Природное наследие»
- развитие сети природных парков
Республики Саха (Якутия)».
З-6.1.4. Сохранение и увеличение численности охотничьих
ресурсов.
Основные мероприятия:
усиление контрольно-надзорной деятельности по выявлению и
пресечению незаконной добычи охотничьих ресурсов, нанесению ущерба
охотничьим ресурсам и среде их обитания за счет улучшения материально-
технического оснащения государственных инспекторов в области охраны
окружающей среды;
241
охрана защитных участков осуществления жизненных циклов
охотничьих ресурсов (миграция, размножение зимовка, нагул), местностей
реализации крупных промышленных проектов;
улучшение качества и полноты государственного мониторинга
состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания;
регулирование численности хищников, наносящих ущерб народному
хозяйству;
обеспечение рациональной структуры охотничьих угодий на основе
плановой схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на
территории Республики Саха (Якутия).
З-6.1.5. Сохранение и расширение биоразнообразия, в том числе
проекты по редким и исчезающим видам флоры и фауны.
Основные мероприятия:
оценка состояния биологического разнообразия;
реализация программы сохранения уникальных северных видов
флоры и фауны, в т.ч. проектов по мониторингу и сохранению «флаговых»
видов, в т.ч. белого медведя, стерха;
продолжение проектов по реинтродукции овцебыка (арктическая
зона Якутии) и лесного бизона (Центральная Якутия);
развитие ГБУ Республики Саха (Якутия) Республиканский зоопарк
«Орто-Дойду» как центра реабилитации, сохранения и разведения животных,
в том числе отнесенных к редким и исчезающим видам; внедрение в зоопарке
современных форм содержания и экспонирования животных;
организация питомников редких видов растений;
участие в международных проектах по сохранению и
восстановлению биоразнообразия.
Проекты:
- «Реакклиматизация бизона в таежной зоне Якутии»;
- «Расширение ареала и увеличение численности овцебыка в тундровой
зоне Якутии»;
-
«Развитие и расширение Республиканского зоопарка «Орто-Дойду»
«Северный ковчег»;
- «Морские млекопитающие»;
- «Птицы Арктики».
З-6.1.6. Сохранение и воспроизводство водных биологических
ресурсов.
Основные мероприятия:
242
усиление контрольно-надзорной деятельности по выявлению и
пресечению незаконной добычи водных биологических ресурсов, нанесению
ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания;
охрана внутренних водных объектов, как среды обитания и
воспроизводства водных биологических ресурсов, при реализации крупных
промышленных проектов;
проведение мероприятий по компенсации ущерба водным
биологическим ресурсам при реализации промышленных проектов на
территории республики;
искусственное восполнение запасов водных биологических ресурсов
в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия).
строительство рыбоводного завода в среднем течении реки Лена.
З-6.1.7. Совершенствование системы экологического просвещения
населения, информирования и взаимодействия с общественностью.
Основные мероприятия:
формирование
системы
организационных
мероприятий,
содействующих повышению экологической культуры и просвещению
населения, реализации проектов по охране окружающей среды и
способствующих улучшению экологической обстановки;
формирование
эффективной
модели
взаимодействия
с
общественными организациями и институтами гражданского общества,
участвующих в обеспечении экологического просвещения и формирования
экологической культуры населения;
обеспечение информационной открытости и доступности
экологической информации, повышение ее адресности. Распространение
экологической информации с использованием различных информационных
ресурсов средств массовой информации, издательской деятельности и
современных телекоммуникаций.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение доли проверенных объектов от общего количества
объектов, подлежащих федеральному и региональному экологическому
надзору (З-6.1.1);
-
Увеличение охвата территории республики экологическим
мониторингом (З-6.1.1);
- Соответствие радиационной обстановки на территории Республики
Саха
(Якутия) требованиям правил, норм и нормативов в области
радиационной безопасности (З-6.1.2);
243
- Увеличение общей площади ООПТ республики до 1 млн кв. км (З-
6.1.3);
- Увеличение плотности поголовья основных объектов охоты на 1000
га охотничьих угодий (З-6.1.4);
- Сохранение и расширение биоразнообразия (З-6.1.5);
- Сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов (З-
6.1.6);
-
Формирование структурно-организационной модели системы
экологического просвещения, информирования и взаимодействия с
общественностью, с обеспечением
100% охвата населения, достижение
максимальной эффективности проводимых мероприятий в повышении
экологической культуры населения (З-6.1.7).
6.2. Рациональное природопользование и формирование «зеленойª
экономики
Одной из экологических проблем Республики Саха (Якутия) является
проблема ликвидации нанесенного ущерба прошлых лет, в том числе
гидротехнические
сооружения
хвостохранилищ
ликвидированных
горнодобывающих предприятий
(хвостохранилища Депутатского ГОК,
Куларской и Лебединской ЗИФ), места накопления лома цветного и черного
металла.
Усиление темпов и географии промышленного освоения приведет к
сокращению экологически чистых пространств, росту антропогенного
воздействия на природные комплексы, увеличению площадей территорий, на
которые распространяется воздействие предприятий. Общая площадь
нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) на 01.01.2015 г. составила
28,2 тыс.га. В структуре нарушенных земель преобладают земли,
нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые
отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами,
подъездными дорогами и промышленными площадками. На землях
населенных пунктов к нарушенным землям отнесены земельные участки,
образованные в процессе производства строительных работ и добычи
строительных материалов.
Особого внимания требует проблема негативного антропогенного
воздействия на водные объекты. Из 86,3 млн. м3 сточных вод, подлежащих
очистке, более
92,6% сбрасываются недостаточно очищенными,
6,3%
-
загрязненными без очистки и только 1,0% (0,87 млн м3) - очищенными до
установленных нормативов. Большинство существующих очистных
сооружений не обеспечивают уровень очистки сточных вод до
установленных нормативов, используют устаревшие технологии, пропускная
244
способность сооружений и сетей объектов жилищно-коммунального
хозяйства снижается с учетом их физического износа.
В Республике Саха (Якутия) объем образования отходов всех классов
опасности составил в 2015 г. 252,7 млн тонн, в т.ч. использовано 102,9 млн
тонн отходов (40,7% от общего количества), обезврежено - 54,934 тыс. тонн
(0,02%). Основное количество отходов образуется в результате деятельности
добывающей промышленности.
Общая площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) на
01.01.2015г. составила
28,2 тыс.га. В структуре нарушенных земель
преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых
открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород,
золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промышленными
площадками. На землях населенных пунктов к нарушенным землям отнесены
земельные участки, образованные в процессе производства строительных
работ и добычи строительных материалов.
Остается неблагоприятной обстановка в сфере обращения с твердыми
коммунальными отходами. За последние три года средний прирост
количества их образования составил 11%. Отходы, образуемые в процессе
потребления и хозяйственной деятельности, размещаются и накапливаются в
специально отведенных местах. Из
471 объекта размещения твердых
коммунальных отходов на территории республики, только 6 соответствуют
природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям и
включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В
республике отсутствует система переработки и утилизации твердых
коммунальных отходов, нерешенной остается проблема обращения с
опасными бытовыми отходами, содержащими ртуть и другие токсичные
вещества.
Для Республики Саха
(Якутия) важным приоритетом становится
формирование
«зеленой» экономики, обеспечивающей высокий уровень
качества жизни населения, основанный на экономическом процветании и
создании безопасной для здоровья окружающей среды, бережном и
рациональном
использовании
природных
ресурсов.
Эколого-
ориентированное экономическое развитие является необходимостью,
диктуемой очевидными конкурентными преимуществами региона,
возрастанием ценности чистой природы и природных ресурсов, глобальными
тенденциями по изменению климата Земли.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
должно охватывать все отрасли экономики Республики Саха
(Якутия).
Энергоэффективность
направлена
на
обеспечение
повышения
конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и
245
экологической безопасности экономики Республики Саха (Якутия), а также
роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала
энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе
модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и
экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Главной проблемой является значительный нереализованный
потенциал организационного и технологического энергосбережения,
превышающий 1/3 общего потребления ТЭР. Энергосбережение не должно
являться самоцелью, а представлять часть общей программы повышения
энергоэффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на
снижение издержек при добыче, транспортировке и переработке
энергоресурсов, так и на рост качества жизни и производительности труда.
Необходимо стимулирование внедрения во все отрасли экономики
наилучших доступных технологий, типовых инженерных мероприятий по
энергосбережению с высокой энергетической эффективностью, создание
единого центра компетенции и технологии в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности по Республике Саха (Якутия).
Развитие механизмов государственно-частного партнерства в части
внедрения
энергосервисных
контрактов,
внедрение
механизмов
государственных гарантий по проектам в области энергоэффективности
позволит привлечь дополнительные инвестиции в энергосбережение,
максимально использовать внутренние резервы для развития
инфраструктуры, связанной с оптимизацией текущих и инвестиционных
расходов.
Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению
энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства, как
самого крупнейшего потребителя ТЭР в республике. Требуется поддержка
лучших пилотных проектов в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности, энергосберегающих проектов, организация
обязательного энергетического аудита организаций с определенной
периодичностью. Также необходимо внедрить программу территориального
развития на основе информационной базы интеллектуальных систем
комплексного учета энергоресурсов с обеспечением дистанционной
приборной регистрации.
Ц-6.2.
Создание условий для формирования экологически
ориентированной «зеленойª экономики.
З-6.2.1. Сокращение негативного воздействия на окружающую
среду.
246
Мероприятия в области охраны атмосферного воздуха:
внедрение региональной системы учета выбросов парниковых газов,
создание механизмов регулирования
(сокращения) выбросов парниковых
газов;
расширение использования природного газа в качестве моторного
топлива в целях обеспечение устойчивого снижения уровня негативного
воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду;
развитие зеленых насаждений, рекреационных зон в населенных
пунктах.
Мероприятия по снижению загрязнения водных объектов:
поэтапное сокращение сброса не очищенных до установленных
нормативов хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и
загрязненных поверхностных сточных вод в водные объекты;
строительство, модернизация и техническое перевооружение
объектов водоснабжения и водоотведения;
повышение эффективности использования водных ресурсов,
включая внедрение водосберегающих технологий, совершенствование
технологических процессов очистки сточных вод;
создание в населенных пунктах локальных систем дренажно-
водоочистительных сооружений с учетом геоморфологических особенностей
территорий.
Мероприятия в области обращения с отходами:
создание
эффективной системы управления
твердыми
коммунальными отходами;
строительство удовлетворяющих современным экологическим
стандартам объектов для обработки, обезвреживания, утилизации и
переработки твердых и жидких коммунальных отходов;
создание системы сбора, утилизации и обезвреживания опасных
отходов в стационарных и мобильных пунктах;
развитие индустрии утилизации и вторичного использования
отходов производства и потребления;
экономическое
стимулирование
сокращения
количества
образования твердых коммунальных отходов.
Мероприятия по рекультивации нарушенных земель и ликвидация
накопленного экологического ущерба:
рациональное использование и восстановление земель, нарушенных
(преобразованных) хозяйственной деятельностью, в том числе разработка и
реализация хозяйствующими субъектами проектов рекультивации
нарушенных земель с включением технического и биологического этапов
247
рекультивации, осуществление мониторинга рекультивированных земель до
полного их восстановления;
инвентаризация и проведение мероприятий по ликвидации
накопленного экологического ущерба, в том числе консервация и ликвидация
хвостохранилищ, очистка от металлолома Арктической зоны Республики
Саха (Якутия).
обеспечение мероприятий по вывозу на утилизацию непригодных
пестицидов и ядохимикатов с последующей рекультивацией загрязненных
сельскохозяйственных земель.
Проекты:
1) «Строительство мусороперерабатывающего завода в г. Якутске»;
2) «Оснащение г. Якутска снегоплавильной установкой»;
3)
«Сортировка и сбор опасных отходов: экомобили, экобоксы,
экотерминалы»;
4) «Энергоэффективность и энергосбережение»;
5) «Благоустройство населенных пунктов»;
6) «Очистка Арктики».
З-6.2.2.
Формирование
«зеленойª
инфраструктуры,
энергоэффективность и рациональное природопользование.
Основные мероприятия:
формирование целостной системы условий, стимулов и механизмов
для развития технологического энергосбережения;
реализация компаниями-природопользователями и органами
местного самоуправления комплексных программ охраны окружающей
среды;
внедрение хозяйствующими субъектами наилучших доступных
технологий, осуществление модернизации и реконструкции производств,
переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии и т.д.;
оказание государственной поддержки проектам, направленным на
улучшение экологической обстановки, внедрение наилучших доступных
технологий, модернизацию и реконструкцию производств при переходе на
малоотходные и ресурсосберегающие технологии и т.д.;
- благоустройство населенных пунктов, развитие индустрии зеленых
насаждений, создание рекреационных зон и т.п.;
- формирование «зеленой» туристической инфраструктуры.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих
веществ (З-6.2.1);
248
- Поэтапное сокращение сброса не очищенных до установленных
нормативов хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и
загрязненных поверхностных сточных вод в водные объекты (З-6.2.1);
- Увеличение доли объектов размещения отходов, внесенных в
Государственный реестр объектов размещения отходов (З-6.2.1);
-
Реабилитация загрязненных арктических территории
Республики Саха (Якутия) (З-6.2.1);
- Снижение энергоемкости ВРП в 2030 году в 2,7 раз к уровню
2015 года (З-6.2.2);
-
Увеличение количества хозяйствующих субъектов и
муниципальных
образований,
реализующих
комплексные
экологические программы (З-6.2.2);
-
Сокращение доли твердых коммунальных отходов,
направленных на захоронение (З-6.2.2).
- Увеличение площади зеленых насаждений в населенных
пунктах до нормативов (З-6.2.2).
6.3. Сохранение и приумножение лесов
В республике сохраняются крупные лесные массивы, составляющие
2,5% мировых и около 11% запасов лесных ресурсов России. Площадь
земель лесного фонда, расположенных на территории Республики Саха
(Якутия), составляет 254 750,0 тыс. га или 82% от ее общей площади. Общая
лесистость
(доля покрытых лесными насаждениями площадей) с учетом
лесов, расположенных на землях иных категорий, составляет
51%.
Доминирующее положение занимают хвойные насаждения
-
84,4% от
покрытых лесом земель, лиственные древесные породы занимают 1856,9 тыс.
га и представлены в основном березовыми древостоями.
Обладая шестой частью запасов лесов Российской Федерации и имея
огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, республика
существенно уступает другим субъектам Дальневосточного федерального
округа по уровню заготовки древесины. На сегодняшний день осваивается не
более
3% объема древесины от потенциально возможного объема ее
использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно
расширило возможности для повышения эффективности и объемов
использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство.
Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области
лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось
существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень
их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными
249
пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов,
снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось
также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов
по формированию региональных органов лесоуправления, организации
федерального государственного лесного надзора
(лесной охраны),
федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению
системы государственного лесного реестра.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует
усиления системы федерального государственного лесного надзора (лесной
охраны) на местном, региональном и федеральном уровнях. Использование
для этих целей мероприятий в рамках контроля за исполнением переданных
полномочий, проводимых федеральным органом исполнительной власти в
области лесных отношений, явно недостаточно. Для такой обширной
территории лесного на территории Республики Саха
(Якутия) также не
достаточно наличие инспекторов федерального государственного лесного
надзора (лесной охраны) (в наличии 346 инспекторов из требуемых 635
единиц).
Площадь насаждений с нарушенной и утраченной биологической
устойчивостью составляет 690,6 тыс. га, в том числе погибших насаждений -
640,5 тыс.га. Максимальные площади погибших насаждений оставшихся на
корню отмечаются из-за повреждения лесными пожарами разных лет
давности - 631,2 тыс.га.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других
неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану,
защиту и воспроизводство лесов. На охраняемой территории лесов ежегодно
регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч
гектаров покрытых лесной растительностью земель. Около 50% лесов имеют
давность лесоустройства более
25 лет, а на площади более 10 млн. га
лесоустройство вообще не проводилось.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без
укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день
научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов
инновационного развития отрасли.
Ц-6.3. Обеспечение сохранения и приумножение лесов
3-6.3.1. Лесоустройство и проектирование лесных участков.
Основные мероприятия:
- повышение изученности лесов;
- изменение и установление границ зеленых зон населенных пунктов.
250
З-6.3.2. Доведение лесопожарных формирований до нормативной
численности и обеспечение специализированной лесопожарной техникой
при средней горимости.
Основные мероприятия:
- увеличение охраняемой территории от лесных пожаров;
- снижение площади лесов пройденной лесными пожарами;
- сокращение времени доставки сил и средств к месту тушения лесного
пожара;
- оперативность тушения лесного пожара.
З-6.3.3. Формирование у населения республики бережного
отношения к лесам, сохранению родной природы.
Основные мероприятия:
-
просветительская
работа
с
населением,
организовать
целенаправленную деятельность учащихся по изучению и сохранению лесов,
природной среды, профессиональной ориентации лесохозяйственного
профиля;
-
патриотическое воспитание, чувства сопричастности и
ответственности за происходящее в родном селе, районе, городе, любви к
природе;
- сохранения истории лесного хозяйства, популяризации профессии
лесника среди горожан и гостей столицы, школьников и студентов средне-
специальных и высших учебных заведений.
З-6.3.4. Внедрение автоматизированной информационной системы
по раннему обнаружению лесных пожаров:
Основные мероприятия:
- применение дистанционных методов при мониторинге обнаружения
лесных пожаров;
- обнаружение лесных пожаров при малых площадях, по дым точке.
З-6.3.5. Доведение численности должностных лиц осуществляющих
федеральный государственный лесной надзор
(лесную охрану) до
нормативов по патрулированию лесов.
Основные мероприятия:
- исполнение федеральных полномочий в связи с внесением изменений
в законодательстве;
- увеличение количества патрульно-рейдовых мероприятий;
- увеличение количества административных материалов.
Ожидаемые результаты:
- Площадь лесов, на которых проведены мероприятия лесоустройства в
течение
10 лет увеличится до
56,166 млн.гектаров. Ежегодное
251
проектирование изменения границ зеленых зон населенных пунктов на 200
гектаров (З-6.3.1);
- Увеличение численности сил и средств специализированных
лесопожарных формирований до норматива при средней горимости позволит
сократить общую площадь лесов пройденную пожарами до 400 тыс.га (З-
6.3.2);
- Увеличение количества школьных лесничеств с 11 до 25 и числа их
членов с 300 до 1500 человек, для притока молодых специалистов в лесное
хозяйство республики. Проектирование и строительство здания
«Музея
леса», наполнение экспозициями (З-6.3.3);
- Внедрение автоматизированной информационной системы позволит
сократить время и площадь обнаружения лесных пожаров в зоне
мониторинга, что повлечет снижение количества возгораний по причине
неосторожного обращения с огнем в лесу до 30% от общего количества
пожаров (З-6.3.4);
- Увеличение численности должностных лиц осуществляющих
федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) с 353 до 635
инспекторов (З-6.3.5).
7. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация Стратегии предполагает формирование адекватной и
гибкой системы управления, включающей механизмы институционального и
ресурсного обеспечения. Государственный сектор представляется
организациями в стратегических и жизнеобеспечивающих сферах в целях
исполнения государственных функций и полномочий через эффективное
управление государственным имуществом.
Стратегическая цель (СЦ-7) - Открытая и эффективная система
управления.
7.1. Развитие финансовой системы
По итогам
2015 года Республика Саха
(Якутия) включена
Министерством финансов Российской Федерации в перечень субъектов с
высоким качеством управления региональными финансами.
В рейтинге регионов России по инвестиционному потенциалу,
подготовленном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), Республика
Саха (Якутия) за 2015 год занимает 20 место, за 2014 год - 21 место.
По рейтингу финансовой составляющей инвестиционного потенциала
по итогам 2015 года Республика Саха (Якутия) занимает 36 место (за 2009-
2010 годы 34 место, за 2007-2008 годы 35 место). Наблюдается стабильность
252
рейтинга финансовой составляющей инвестиционного потенциала
Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) имеет долгосрочный кредитный рейтинг
международного рейтингового агентства Standard&Poor’s на уровне
«ВВ»/ruАА», прогноз «стабильный» и агентства Fitch Ratings «BBB-»/«AA+
rus» прогноз «стабильный».
Основной задачей бюджетной политики Республики Саха (Якутия) в
области формирования доходной части консолидированного бюджета
республики является обеспечение достаточного объема ресурсов для
финансирования расходных обязательств бюджета республики. Проводится
целенаправленная работа по реализации комплекса мер, направленных на
увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного
планирования и исполнения бюджетов бюджетной системы республики и на
совершенствование государственной долговой политики.
По итогам 2015 года налоговые доходы консолидированного бюджета
Республики Саха (Якутия) составили 107,8 млрд. рублей, что на 19,2%
больше показателя за 2014 год. Наибольший удельный вес в налоговых
доходах обеспечивается крупными предприятиями - Группа АЛРОСА, ОАО
«Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть» (совокупная доля 57,8% от налоговых
доходов). В
2010 году налоговые платежи от указанных трех крупных
налогоплательщиков обеспечили 43,6% от общего объема налоговых доходов
консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) (50,1 млрд. рублей).
Долговая политика Республики Саха
(Якутия) направлена на
обеспечение финансирования дефицита государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) и погашения долговых обязательств Республики
Саха
(Якутия) путем привлечения займов на благоприятных условиях,
поддержание экономически безопасного уровня государственного долга.
По итогам 2015 года Республика Саха (Якутия) входит в число 26
субъектов РФ с высокой долговой устойчивостью, т.е. с долговой нагрузкой
на бюджет, не превышающей 50%.
Структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу
направленных на развитие. Бюджетные инвестиции необходимо
ориентировать на повышение качества предпринимательского и
инвестиционного климата. Государственная инвестиционная политика
должна способствовать развитию реального сектора экономики.
Правительству Республики Саха (Якутия) требуется усилить работу с
федеральными органами государственной власти по учету особенностей
дальневосточных регионов в части вопросов бюджетной и налоговой
политики. В ближайшее время будет продолжена работа по оценке
253
эффективности налоговых льгот, предоставленных федеральным и
республиканским законодательством.
За последние годы приняты федеральные законы, устанавливающие
налоговые льготы и преференции для участников региональных
инвестиционных проектов и резидентов территорий опережающего
социально-экономического развития.
В 2017 году будет принят бюджетный прогноз до 2035 года, задачей
которого является определение финансовых возможностей, условий и
предпосылок для достижения ключевых целей и результатов
государственной бюджетной политики, сформулированных в стратегических
документах, решениях Главы и Правительства Республики Саха (Якутия).
Стратегической целью бюджетного прогноза до
2035 года будет
долгосрочная сбалансированность и устойчивость консолидированного
бюджета Республики Саха
(Якутия) и повышение эффективности
бюджетных расходов.
Банковский сектор как ключевое звено финансовой системы должен
усилить свое влияние на социально-экономическое развитие Республики.
По итогам
2015 года на территории Республики Саха
(Якутия)
осуществляют свою деятельность 11 кредитных организаций, из которых по
9 головная организация находится в других регионах. По данным
Центрального Банка России за
2015 год объем прибыли кредитных
организаций, имевших прибыль, составила 359,3 млн. рублей, что в 6,7 раз
больше показателя за 2009 год (53,9 млн. рублей).
Текущее состояние дел в банковском секторе характеризуется:
- технологической монополизацией традиционного банкинга, через
создание платформ и экосистем ведущими банковскими и небанковскими
организациями;
- снижением реальной процентной ставки по депозитам в банковской
системе, что стимулирует выход неквалифицированных инвесторов на рынок
прямых инвестиций;
- давлением со стороны регулятора на банковскую систему,
ограничивающим участие банков на этапе инвестирования.
В дальнейшем страховой рынок Республики будет более активно
вовлекаться в сектор корпоративных финансов как элемент кластера при
реализации инвестиционных проектов и повышении уровня защищенности
среднего и малого бизнеса.
По данным Центрального Банка России на территории Республики
Саха (Якутия) осуществляют свою деятельность 49 страховых компаний, что
позволяет судить о достаточно высокой конкуренции на рынке. Из них
254
добровольными видами страхования занимаются 34 компании, 3 компании -
ОМС и 12 компаний страхованием жизни.
Несмотря на положительную динамику страхового рынка Республики,
ситуация продолжает оставаться сложной. Основным локомотивом рынка
является страхование жизни и личного страхования.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важную роль
приобретают механизмы государственно-частного партнерства и повышение
финансовой грамотности населения.
Активно должны развиваться альтернативные источники
финансирования
предпринимательских
инициатив
(венчурное
финансирование, кредитование стартапов, лизинг, краудфандинг (народный
капитал) и т.д.)
Население будет более активно участвовать в структуре акционерных
капиталов рентабельных предприятий Республики Саха
(Якутия) через
институциональных инвесторов. Высокое доверие к финансовой системе
должно привлечь частные инвестиции в долгосрочные финансовые активы.
При этом должен заработать механизм минимизации рисков вложений
населения.
Развитие в Республике Саха
(Якутия) небанковского финансового
сектора, многоуровневой сети микрофинансовых организаций, в том числе
кредитных кооперативов, позволит удовлетворить совокупные потребности
малого бизнеса в финансовых ресурсах.
Дефицитность бюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных
потоков, снижение объемов банковского кредитования реального сектора
экономики, централизация капиталов диктуют поиска новых путей
увеличения инвестиций. Одним из катализаторов роста вложений кредитно-
финансовых структур в производство может выступить система гарантий
возвратности кредитов. Создание системы гарантий с участием государства
может способствовать привлечению отечественных и зарубежных
инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа
и влияния на экономику в целом.
В целях финансирования инвестиционных проектов будут
привлекаться для залогового обеспечения ликвидные ценности Республики
Саха (Якутия).
Ключевой задачей должно стать сокращение издержек. Необходима
масштабная реализация мер по повышению производительности труда,
энергоэффективности, рентабельности и прибыльности предприятий.
Также в связи с огромным влиянием государственных финансов на
экономику Республики, требуется реализация мер, направленных на
повышение эффективности бюджетных расходов.
255
Центр тяжести в механизме финансирования социальных и
инвестиционных программ должен быть перенесен с государственного
сектора на частный, включая некоммерческие организации.
Применение инновационных методов, поиск результативных
механизмов, внедрение методов проектного управления должны вывести
финансовую систему Республики на новый уровень эффективности.
Фрагментарность, медлительность, наличие административных барьеров в
финансовой системе будут изжиты в результате построения матричной
(проектной) системы управления.
Одним из результатов проектного управления в финансовой системе
должно стать улучшение качества трудовых ресурсов, которое в свою
очередь обеспечит более качественное сопровождение инвестиционных
проектов. Первым шагом должны стать формирование единого кадрового
резерва институтов финансовой и экономической инфраструктуры,
внутренняя ротация кадров и стажировки, высокая внутренняя мобильность,
что должно решить проблему дефицита профессиональных кадров.
В целях развития финансовой системы как фундамента устойчивой
экономической базы государственная политика будет направлена на
совершенствование финансово-бюджетной и налоговой системы, тарифного
регулирования, системы государственных закупок, конкурентной среды,
поддержку институтов, способствующих развитию предпринимательской
активности.
Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической
политики республики, ограниченность бюджетных ресурсов, необходимость
решения стратегических задач при безусловной сбалансированности
консолидированного бюджета Республики Саха
(Якутия) требуют
кардинального повышения качества стратегического управления финансовой
системой.
Цель
(Ц-7.1): Устойчивая финансовая система Республики Саха
(Якутия) является крепким фундаментом для развития экономической базы.
Ц-7.1.1.
Консолидация ключевых субъектов финансово-
экономической инфраструктуры в целях достижения высокой
эффективности финансовой системы Республики Саха (Якутия).
З-7.1.1.1.
Матричная
(проектная) структура управления
финансовой системой в целях качественного сопровождения
инвестиционных проектов.
Направления:
систематизация институтов финансовой системы Республики Саха
(Якутия) в целях исключения дублирования функционала, преодоления
256
фрагментарности, устранения административных барьеров, ускорения сроков
оказания услуг и т.д.;
внедрение методов проектного управления в целях эффективного
взаимодействия институтов финансовой системы через создание проектного
офиса «Якутский финансовый центр»;
привлечение, развитие и удержание лучших кадров для финансово-
экономической системы
(создание общего кадрового резерва, введение
практики ротации кадров, стажировок между субъектами финансовой
инфраструктуры);
рост капитализации финансовых институтов, перенос центра тяжести с
государственного сектора на частных инвесторов.
3-7.1.1.2. Обеспечение сбалансированности и устойчивости
государственных и муниципальных финансов Республики Саха
(Якутия).
повышение
качества
управления
государственными
и
муниципальными финансами Республики Саха (Якутия);
пересмотр налоговых льгот исходя из эффективности, нацеленность
налоговой системы на развитие экономической базы, усиление деловой
активности малого и среднего предпринимательства;
эффективное управление государственным долгом Республики Саха
(Якутия);
обеспечение равных условий для исполнения расходных обязательств
муниципальных образований;
совершенствование финансовых механизмов при реализации
государственных программ и инвестиционных проектов;
активное привлечение социально ориентированных некоммерческих
организаций к предоставлению социальных услуг за счет бюджета;
внесение предложений в федеральные органы исполнительной власти о
пересмотре
отдельных положений налогового и бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Ц-7.1.2. Концентрация финансовых ресурсов для стабильного
функционирования экономики Республики Саха (Якутия).
З-7.1.2.1. Высокое доверие со стороны инвесторов и населения к
финансовой системе Республики Саха (Якутия).
обеспечение информационной прозрачности деятельности институтов
финансовой системы, активизация работы общественных советов;
сотрудничество
республиканских
институтов
развития
с
международными, федеральными и макрорегиональными институтами
развития для совместного создания, финансирования и сопровождения
инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия);
257
высокое качество управления рисками в целях обеспечения
устойчивого функционирования институтов финансовой системы при
предупреждении кризисных ситуаций;
усиление антикоррупционной политики, борьба с умышленным
уклонением от уплаты налогов, совершенствование механизмов по
противодействию теневым схемам выплаты заработной платы, также по
противодействию обману вкладчиков и дольщиков финансовых институтов.
З-7.1.2.2. Вовлечение населения в финансовую систему Республики
Саха (Якутия).
повышение финансовой грамотности населения;
участие в структуре акционерных капиталов институциональных
инвесторов, представляющих розничных акционеров, увеличение доли
активов финансового рынка в долгосрочных сбережениях населения;
минимизация рисков инвестиций розничных акционеров (страхование,
компенсационные механизмы);
развитие
альтернативных
источников
финансирования
предпринимательских инициатив (венчурное финансирование, кредитование
стартапов, лизинг, краудфандинг (народный капитал) и т.д.);
существенное расширение и повышение качества банковских услуг,
широкое применение инновационных, дистанционных и IT технологий для
оказания финансовых услуг.
З-7.1.2.3. Привлечение финансовых ресурсов в экономику
Республики Саха (Якутия).
содействие развитию региональной банковской системы и
небанковского финансового сектора;
реализация комплекса мер по привлечению инвестиций и повышению
доступности финансовых ресурсов для проектов субъектов малого и
среднего предпринимательства;
повышение качества страховых услуг, оказываемых малому и среднему
бизнесу;
привлечение финансовых ресурсов путем обеспечения роста
внутреннего спроса на долгосрочные вложения в финансовые инструменты.
Приоритетные проекты:
Создание залогового фонда;
Единый электронный портал финансовых услуг на базе
«Мои
документы» в целях максимального удовлетворения населения и
организаций в финансовых услугах;
258
Матричная (проектная) структура управления финансовой системой на
базе действующих финансовых институтов и институтов развития
-
Якутский финансовый центр.
Ожидаемые результаты:
Увеличение доли финансового сектора в ВРП: в 2015 году 0,2%, к 2030
году 2%;
Темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета
Республики Саха (Якутия) к 2030 году;
Средний размер страховых премий и страховых выплат на 1 жителя;
Объем вкладов
(депозитов) юридических и физических лиц,
привлеченных кредитными учреждениями, на 1 жителя;
Кредиты, предоставленные организациям и физическим лицам, на 1
жителя.
7.2. Инвестиционная стратегия
Цель (Ц-7.2)
- формирование благоприятного инвестиционного
климата и эффективной системы привлечения инвестиций для
достижения целей социально-экономического развития Республики
Саха (Якутия) на период до 2030 года.
Задачи:
З-7.2.1.
Сформировать эффективную инфраструктуру привлечения
инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.
З-7.2.2.
Развить
механизмы
обеспечения
ресурсами
инвестиционных проектов.
З-7.2.3.
Создать благоприятные условия для инвестиционной,
инновационной и предпринимательской деятельности.
З-7.2.4.
Обеспечить инвестиционными ресурсами приоритетные
сектора экономики для их ускоренного развития, включая
«сектора
будущего» - инновационные и креативные сектора.
З-7.2.5.
Сформировать конкурентоспособную систему стимулов,
предоставляемую целевым внешним инвесторам.
Основные направления реализации инвестиционной стратегии:
1. Ускоренное инвестиционное развитие приоритетных секторов
экономики Республики Саха (Якутия):
1.1. Модернизация, инновационное обновление базовых секторов
экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ:
Накопление за счет реализации проектов в базовых (добывающих)
секторах экономики
«критического уровня» финансовых ресурсов для
259

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..