ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»). Тесты - 2020 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2         

 

 

 

 

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»). Тесты - 2020 год

 

 

 

Тесты

 

 


 

***

В России вопросы депутатской этики координирует:

а) президент Российской Федерации;

б) Федеральное агентство по вопросам депутатской этики;

в) Комиссия Государственной Думы по вопросам депутатской этики;

г) Государственный совет по вопросам депутатской этики.
 

 


 

***

Урегулированием конфликта интересов на государственной службе занимаются:

а) руководитель государственного органа;

б) специальная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению;

в) профсоюз;

г) комиссия по трудовым спорам.
 

 


 

***

Недостатки организации госслужбы по территориям:

а) у населения нет права выбора чиновника, который будет оказывать ему услугу;

б) отсутствует жесткое правовое регулирование поведения госслужащих;

в) недостаточно проработан этикет госслужбы.
 

 


 

***

Основными причинами изменений в традиционной системе государственной службы являются:

а) глобализация экономики;

б) процессы децентрализации управления в системе госслужбы;

в) процессы децентрализации управления в системе муниципального управления.
 

 

 

 

***

Какая из категорий не относится к этике?

а) добро;

б) долг;

в) зло;

г) нужда;

д) благо.

 

 

***

Категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности личности к обществу, другим людям:

а) долг;

б) совесть;

в) ответственность;

г) справедливость.
 


 

***

Сопоставьте термины и понятия:

1 - Мораль,

2 - Право,

3 - Этикет,

4 - Этика

а) Учение о морали и нравственности

б) Нормы, установленные обществом

в) Нормы, установленные государством

г) Правила поведения людей в обществе
 

 

 


 

***

Какие утверждения верны?

а) Гедонизм — принцип этики, согласно которому, стремление к наслаждению и избежание страданий является естественным правом человека.

б) Гедонизм приветствует все, что отвечает гуманизму, смягчает неудобства, продлевает удовольствие от жизни.
 

 


 

***

Сопоставляя Право и Мораль, заполните таблицу:

 
КРИТЕРИИ ПРАВО МОРАЛЬ
Способ формирования (природа происхождения)

Форма существования (закрепленность)

Влияние на общественные отношения

Характер регулятивного воздействия

Сфера действия

Обеспечение и гарантированность

   

 

 

 

 

 

 

 

Типовое контрольное тестирование студентов по дисциплине:
 

 

 

 

***

Что такое рефлексия?

1. Подверженность рефлексам

2. Анализ поступков других людей

3. Преобладание рефлекторных реакций над логическим мышлением

4. Критический анализ собственных поступков

5. Взаимоотражение сознания и подсознания

 

***

 

 Что такое совесть?

1. «Внутренний контролёр и судья человеческих поступков».

2. Требование соблюдения морального закона независимо от жизненных ситуаций

3. Совокупность морально-этических суждений индивида

4. Комплекс этических правил поведения, подлежащих реализации в жизни

 

***

В чем заключается сущность этического принципа «сочувствия»?

В требовании:

1. выражения соболезнования и одобрения по поводу непредвиденных аморальных поступков

2. возрастания в своей эмоциональной чувственности при наблюдении неблаговидных поступков

3. вчувствования в сознание оппонента для обнаружения позитивных моментов в его концептуальной позиции

4. развития в себе эмоционально-чувственной сферы.

 

 

 

***

Которую из нижеперечисленных форм поведения можно считать этикетом?

 

1. Соблюдение норм речевой культуры и вежливости

2. Логические суждения, оценивающие ту или иную жизненную ситуацию

3. Недомолвки по поводу политических событий

4. Охаивание иностранной моды
 

 


***

Что такое этика?

1.Учение о правилах приличия

2.Учение о ценностях

3.Учение о познании

4.Учение о морали

 

***

Что такое этос в современном значении (не этимологически)?

1. Этикет

2. Народ как носитель морального закона

3. Морально-нравственный ценности определённой социальной группы (этноса, субкультуры, класса и т.д.)

4. Негативная реакция на нарушения моральных принципов

 

***

Каков главный признак этического понятия справедливости?

1. Наличие материального достатка

2. Строгость

3. Эмоциональная возвышенность

4. Наличие пользы для всех

5. Отрицание принципов поведения, вызывающих чувство сомнения


 

***

 Что значит подвижничество?

1. Способность человека подвигнуть других на неблаговидные поступки

2. Участие в монашеском движении

3. Способность «продвигаться» по социальной лестнице.

4. Деятельность, опирающаяся на нравственность и направленная на реализацию прогрессивных общественных идеалов, невзирая на ее сложности

 

***

Как вы понимаете значение понятия «милосердие»?

1. Принцип адекватного воздаяния за добро и зло.

2. Готовность помочь кому-либо (даже врагу) из чувств сострадания, человеколюбия и снисхождения.

3. Непримиримая, ригористическая позиция в отношении аморальных действий и поступков

4. Мягкость, терпимость в отношении преступников.

 

***

 Аскеза (с точки зрения этики) - это:

1. Самоограничение потребностей, аффектов и желаний человека

2.Самограничение человеческого разума в угоду аффектам

3. Особая психофизиологическая практика

4. Вид религиозного послушания

 

***

Что означает термин «атараксия»?

1. Душевная невозмутимость, неподверженность аффектам, связанная с отказом от активной общественно-политической жизни сосредоточением на самом общем главном

2. Нежелание признавать моральные авторитеты

3. Склонность к грубым наслаждениям

4. Смиренность перед несправедливостями жизни

 

***

Что означает термин «гедонизм»?

1. Жизненную позицию, отвергающую излишества в удовлетворении материальных потребностей

2. Жизненный принцип, усматривающий смысл жизни в получении удовольствий

3. Принцип жития, отвергающий само существование смысла жизни

4. Жизненный принцип, исходящий из установки, что надо жить только будущим

 

***

 Какое философско-этическое учение античности придерживалось принципа апатии?

1. Софистика

2. Скептицизм

3. Неоплатонизм

4. Стоицизм

 

***

Как называется этика, разрабатывавшаяся Гербертом Спенсером?

1. «Общечеловеческая этика»

2. «Интуитивная этика»

3. «Утилитарная этика»

4. «Этика права»

5. «Совершенная этика»

 

***

Кому принадлежит разработка этического принципа сочувствия?

1. Мейену

2. Л.Толстому

3. Лейбницу

4. Энгельсу

5. Дидро

 

***

Закончите формулировку категорического императива И. Канта: «Обращайся с человечеством в лице самого себя и другого не только как со средством, но...» ?

1. Всегда в то же время ещё и как с целью.

2. Как с духовной целостностью.

3. Как с высшим смыслом твоего собственного существования.

 

4. Как с тем, что тебе глубоко безразлично.

 

***

Кто выступает высшим выразителем идеи человечества, по И. Канту (работа «Религия в пределах только разума»)?

1. Сиддхартха Гаутама (Будда)

2. Мухаммед.

3. Заратустра

4. Иисус Христос

5. Моисей

 

***

В чём основное отличие этики Нового завета, от этики Ветхого завета?

1. Акцент не на законе, а на любви.

2. Уменьшение значения обрядовых правил и норм.

3. Появление требования абсолютной покорности Богу.

4. Ослабление моральных запретов.

 

***

Что такое Декалог?

1. 10 наиболее популярных притч Иисуса Христа

2.Специальный церковный орган, принимающий решения по вопросам морали

3. Иудейский комплекс морально-этических и юридических правил

4. 10 морально-этических заповедей, которые согласно библейской традиции были ниспосланы Моисею Богом

 

***

 Срединный путь буддизма предполагает осознание:

1. Тщетности попыток морально-нравственного совершенствования

2. Божественной природы Будды

3. Четырёх «благородных истин»

4. Превосходства буддистов над остальными людьми

 

***

Период развития этической идее служения в западной социокультурной традиции?

1. В эпоху неолита

2. В поздней Римской империи

3. В эпоху Средневековья

4. В XIX-XX столетии

 

***

 В связи с чем теория ненасилия Л.Толстого подвергалась критике самими приверженцами толстовства?

В связи с:

1 ее отказом от духовного насилия

2 стиранием ею граней между насилием и ненасилием

3. абсолютизацией ею принципов ненасилия

4 ее проповедью бездеятельности в отношении врагов и преступников

5.ее пренебрежением к методологии ненасилия

 

***

От чего на ваш взгляд, прежде всего, зависит практическая эффективность кодексов профессиональной этики чиновника (государственного служащего)?

1. Связанности кодекса с нормами права

2. Связанности кодекса с традиционными для конкретной культурно-исторической среды моральными установками, а также с философскими разработками в сфере этики

3. Организацией специальных экзаменов на знания кодекса

4. Уровнем материального благополучия чиновников (государственных служащих)

 

***

В одной из известных песен Владимира Высоцкого звучат слова: «Я не люблю насилье и бессилье». Как вы расцениваете эту фразу с позиций этики?

1. Как профанированное, с научной точки зрения, отношение певца к самой проблеме насилия и ненасилия

2. Как не вполне логичное выражение мысли

3. Как созвучие с позицией миролюбия, отстаивавшейся Львом Толстым и Махатмой Ганди

4. Как отрицание активных действий в конфликтных ситуациях

 

***

 Что, с точки зрения гандизма, следует считать неотъемлемым компонентом компромисса

в процессе разрешения угнетенной стороной конфликтных вопросов?

1. Взаимоослабление борющихся сторон

 

2. Воздействие на совесть оппонента

3. Заключение договора о ненасилии

4. Одурманивание оппонента лестью.

 

***

Какие социальные условия перспективны для осуществления основных положений этики

ненасилия?

1. Правовое государство социал-демократической направленности.

2. Правовое государство классического капитализма.

3. Тоталитарное государство.

4. Необходима ликвидация института государства

 

***

При каких условиях конфликт не приводит к взаимоуничтожению борющихся сторон?

1. Если все уважают некие высшие ценности.

2. Если стороны обращаются к посредничеству некоей третьей силы.

3. Если энергия конфликта разветвляется на несколько русел.

4. Все варианты 1 - 3 являются верными.

 

***

В пословице «Благими намерениями вымощена дорога в ад» речь идет о том, что:

1. Принципиальной не предсказуемости последствий человеческих поступков

2. Человеку свойственно впадать в нравственный самообман.

3. возможен точный расчёт последствий

4. Действия человека отрываются от воли и намерений того, кто его совершает и переплетаясь с действиями других людей выступает как самостоятельная сила.

 

***

 Что является прямым следствием человеческой свободы?

1. Ответственность.

2. Необходимость.

3. Конфликты и столкновения.

4. Договора и соглашения.

 

***

Крайний гедонизм неизбежно связан с:

1. Легко достижимым счастьем

2. Собственным отрицанием

3. Восприятием мира и других людей в качестве только лишь объекта для удовлетворения своих страстей и желаний

4. С разграничением должных и недолжных удовольствий

 

 

 

 

 

 

Тематика докладов и презентаций для учебного процесса:
 



1. Служебная этика руководителя: основные принципы и современные требования.

1. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих.

1. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные требования.

1. Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики.

1. Основные этические концепции и их реализация в моральном сознании и моральной практике.

1. Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе.

 


.Этика управления. Основные этические теории и их реализация в управленческой деятельности.

. Этические требования к государственному аппарату: зарубежный и отечественный опыт.

. Государственный и муниципальный служащий современного типа: соотношение профессиональных и нравственных качеств.

. Современные требования парламентской (депутатской) этики.

. Этика оказания влияния и проблемы регулирования лоббистской деятельности.

. Современные проблемы экономической этики.

. Этика принятия и реализации решений в государственном и муниципальном управлении.

. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы.

. Управленческая культура. Особенности национальной культуры управления.

1. Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности.

17. Понятия «нравственность», «нравы», их отличие от морали. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы.

18. Проблема соотношения морали и политики: этические аспекты политической деятельности.

19. Этика политических институтов и политических добродетелей как составляющие, политической этики. Основные проблемы современной политической этики.

20. Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.

21. Этика политического конфликта и компромисса. «Круглый стол» как основной институт консенсуса и компромисса: технология, принципы и нормы.

22. Этика и экономика: проблема обоснования предмета и сферы действия

экономической этики.

23. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика.

24. Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения.

25. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.

26. Принцип нейтральности и принцип обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

27. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе: общие черты и национальные особенности.

28. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности.

29. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата.

30. Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и механизмы его урегулирования.

31. Разработка и роль этических кодексов государственной и муниципальной службы.

32. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе.

33. Служебная этика руководителя: пути формирования личностных качеств

руководителя современного типа.

34. Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Самоменеджмент.

35. Управленческая культура как фактор рационализации и эффективности административного и политического управления.

36. Современные требования к культуре управления. Общее содержание и элементы культуры управления.

37. Культура письменной речи и административный речевой этикет.

38. Язык и ораторские навыки работников госаппарата. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами.

39. Этикет деловых встреч и переговоров.

40. Культура организации рабочего времени государственного и муниципального служащего.

 

 

 

 

 

Перечень тем индивидуальных заданий (эссе)
 

 

. Духовные барьеры при совершении преступного деяния

. Моральные конфликты и способы их разрешения, особенности морального выбора в ситуации нравственного конфликта

. Соотношение нравственных и правовых средств воздействия на современном этапе развития общества

. Справедливость: понятие, виды, формы проявления в сфере юриспруденции

. Проблема терроризма в современном мире, методы борьбы с терроризмом

. Нравственные аспекты соотношения насилия и ненасилия, аргументы сторонников этики насилия и ненасилия

. Нравственное содержание презумпции невиновности, постулаты о моральной природе человека

. Взаимосвязь морального сознания и моральной практики, духовная сторона морали

. Главный критерий оценки явлений социальной действительности на протяжении существования человечества

 

 

 


. Представление о добре и зле на протяжении всей истории этики

. Взгляды на происхождение и сущность морали в христианстве, исламе и буддизме (сравнительный анализ мировых религий)

. Прогресс и регресс нравственности в 20-21 веке

. Проблема взаимодействия морали и права в современном обществе, выявление ведущего социального регулятора

. Совесть как внутренний регулятор социума и главный механизм в создании справедливого общества

. Отношение человека к голосу своей совести, модель функционирования совести по В.А. Лефевру

 

 

 

 

Вопросы к зачету

1 Модуль: Теоретическая этика

1. Философия как методологическая основа профессиональной этики: система этического знания.

2. Взаимосвязь этики с другими науками.

3. Предмет изучения этики. Понятия этики, морали, нравственности.

4. Прогресс и регресс нравственности на протяжении истории человечества, выявление ведущих социальных регуляторов.

5. Основные мировые этические теории: их идеи и главные представители.

6. Диалектический метод познания, как философская основа этики.

7. Аксиологический характер этики.

8. Принципы коллективизма и индивидуализма.

Принцип историзма. Трансформация норм морали и векторы их дальнейшего развития.

9. Модель расширяющегося сознания и углубляющейся нравственности.

10. Система моральной регуляции, роль культуры и его ядра в этом процессе.

11. Содержание морали: моральные нормы, моральные ценности, моральные принципы, нравственный идеал.

12. Классификация нравственных ценностей: по степени их значимости, по способу их взаимосвязи друг с другом, по месту в иерархии ценностей.

13. Классификация нравственных ценностей: высшие нравственные ценности.

14. Структура морали: моральная деятельность, моральные отношения, моральное сознание.

 

15. Моральная деятельность: линия морального поведения, три компонента поступка (мотив, результат, оценка).

16. Моральная деятельность: нрав, поступки, тип общественного поведения.

17. Моральные отношения: отношение к другому, отношение к обществу, отношение к самому себе.

18. Моральные отношения, моральные обязательства, моральные права.

19. Моральное сознание. Критерий истинности морального сознания. Золотое правило нравственности.

20. Рационально - теоретический уровень морального сознания: знания, понимание, принятие.

21. Эмоционально-чувственный (обыденный) уровень морального сознания: эмоции, чувства, переживания.

22. Механизм взаимодействия элементов структуры морали: единство и противоречие, как между элементами структуры морали, так и внутри них.

23. Взаимосвязь морального сознания и моральной практики.

24. Основные функции и принципы морали.

25. Регулятивная функция морали.

26. Оценочная (аксиологическая) функция морали.

27. Ориентирующая функция морали.

28. Мотивационная функция морали.

29. Познавательная (информационная) функция морали.

30. Воспитательная функция морали.

31. Коммуникативная функция морали.

32. Идеологическая функция морали.

33. Мировоззренческая функция морали.

34. Общество, как самоорганизующаяся система: механизм системной детерминации общества

35. Роль морали в развитии правового общества.

36. Системный кризис в современном обществе. Феномен разочарованного сознания.

37. Право и мораль как социальные регуляторы, специфика их взаимодействия.

38. Мораль и право: общие и отличительные черты.

39. Мораль и политика: рост необходимости единства моральных и политических норм.

40. Мораль и культура: три уровня нравственного сознания.

41. Роль культуры в формировании нравственного мышления: процессы освоения культуры, роль институтов социализации и современный глобальный социокультурный цикл.

42. Формирование нравственного поведения и опосредствующие (искажающие) факторы: официальная и управляющая идеологии.

43. Формирование нравственного поведения и опосредствующие (искажающие) факторы: познавательное нравственное развитие.

44. Стадии нравственного развития по Лоуренсу Кольбергу.

45. Роль познавательной неустойчивости в нравственном развитии (по Лоуренсу Кольбергу), этический уровень общества и факторы, детерминирующие его.

46. Формирование нравственного поведения и опосредствующие (искажающие) факторы: нравственная слабость.

47. Формирование нравственного поведения и опосредствующие (искажающие) факторы: межличностные отношения. Эксперименты Стэнли Милгрэма. Понятие групповых эффектов, социальной установки и ее структуры.

48. Окна Д. Овертона и рычаги влияния на нравственное поведение человека: эвфемизмы, конформизм, иллюзия авторитета, стереотипы, толерантность и др.

49. Нормативная этика и профессиональная деонтология.

50. Методы изучения морали: дескриптивный (описательный), концептуальный, прескриптивный.

2 Модуль: Нормативная этика

 

 

51. Свобода и ответственность как высшие моральные ценности.

52. Проблема соотношения свободы и необходимости: фатализм и волюнтаризм, понимание необходимости как морального закона.

53. Проблема морального выбора. Свободный выбор и нравственная свобода. Роль разума и воли в механизме свободы.

54. Понятие нравственной свободы и форм ее проявлений.

55. Проблема двойственного характера свободы: позитивная и негативная свобода.

56. Проблема моральной ответственности личности. Виды и меры моральной ответственности.

57. Типы социальных характеров по Эриху Фромму. Плодотворная и неплодотворная ориентация в обществе.

58. Долг и совесть, как высшие моральные ценности. Нравственный долг и его источники.

59. Долг и обязанность: схожие и отличительные черты.

60. Основные «свойства» долга, как высшей моральной ценности.

61. Сущность совести, как высшей моральной ценности. Проявления совести.

62. Функции совести, как высшей моральной ценности.

63. Основные «свойства» совести, как высшей моральной ценности.

64. Совесть, как моральный инстинкт и нравственная интуиция. Здоровая совесть. Роль людей с особо чувствительной совестью в функционировании общества.

65. Трехуровневая рефлексивная структура функционирования совести и отношения человека к голосу своей совести В.А. Лефевра («алгебра совести»).

66. Взаимосвязь совести и долга, как высших моральных ценностей.

67. Моральный механизм регуляции поведения личности и его главный внутренний регулятор.

68. Честь и достоинство как высшие моральные ценности.

69. Отличия чести и достоинства, как моральных феноменов.

70. Механизм функционирования чести.

71. Механизм функционирования достоинства.

72. Взаимообусловленность и взаимопротиворечивость чести и достоинства.

73. Позиция по отношению к себе и другим и адекватная самооценка, как моральнопсихологические явления: их роль в формировании самоуважения, чести и достоинства.

74. Невротическая личность и зрелая личность: признаки зрелой личности.

75. Утрата чести и варианты морального поведения.

76. Смысл жизни как высшая моральная ценность.

77. Модели (концепции) смысла жизни на протяжении периода от древней Греции до наших дней

78. Поиск смысла жизни и необходимость его осуществления.

79. Смысл, осмысленность и цель жизни.

80. Особенности и сложность поиска смысла жизни.

81. Счастье как этическая категория и высшая моральная ценность.

82. Счастье как осуществление внутренней свободы.

83. Необходимые условия счастья, как высшей моральной ценности.

84. Особенности («законы») счастья, как высшей моральной ценности.

85. Любовь, как высшая моральная ценность

86. Любовь, как высшая моральная ценность: три вида любви по В.Соловьеву

87. Любовь, как высшая моральная ценность: пять элементов любви по Эриху Фромму.

88. Страдание и сострадание, как высшие моральные ценности.

89. Причина страданий и проблема добра и зла.

90. Смысл страданий и смысл жизни.

91. Страдание, как школа жизни.

92. Страдание, как умение побеждать его.

93. Варианты отношения к страданию.

94. Формы сострадания, как высшей моральной ценности.

95. Справедливость как этическая категория

96. Добро и Зло, как нравственные категории.

 

 

97. Критерии различения добра и зла как моральных ценностей.

98. Основные характеристики Добра и Зла, как нравственных категорий.

99. Проблема борьбы добра и зла.

100. Понятия «насилие» и «ненасилие», их взаимосвязь и этическое значение: этика ненасилия - основные аргументы.

101. Понятия «насилие» и «ненасилие», их взаимосвязь и этическое значение: насильственная форма борьбы со злом - основные аргументы.

 

 

3 Модуль: профессиональная этика

102. Этика государственной и муниципальной службы в системе этического знания.

103. Морально-нравственные проблемы государственной и муниципальной службы и области их возникновения.

104. Система оценки государственной и муниципальной службы в административной этике.

105. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип законности; принцип добровольного и сознательного ограничения служащими некоторых своих прав.

106. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип беспристрастности (нейтральности) и обеспечения государственного интереса; принцип гуманизма и справедливости.

107. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип патриотизма и интернационализма; принцип лояльности.

108. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип профессионализма, компетентности и ответственности; принцип открытости и гласности.

109. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип подконтрольности и подотчетности; принцип честности и неподкупности.

110. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип справедливости; принцип социальной ответственности.

111. Практическое значение этических принципов государственной и муниципальной службы: принцип служения государству и обществу.

112. Зарубежный опыт внедрения нравственных принципов в практику деятельности государственных органов.

113. Трудности и способы решения проблемы социальной ответственности государственной и муниципальной службы в России.

114. Источники формирования стандартов поведения государственного служащего

115. Структура этических оснований государственной и муниципальной службы.

116. Пути повышения уровня нравственной культуры государственных и муниципальных служащих.

117. Механизм этического регулирования государственных служащих.

118. Этическая инфраструктура: цели создания, элементы и функции.

119. Управляющие органы этической инфраструктуры, их двухуровневая структура и процесс управления.

120. Функции и статус органов-координаторов этической инфраструктуры.

121. Типы органов-координаторов и их отличительные особенности.

122. Тип органа-координатора «Советник»: главные и второстепенные цели и функции, примеры.

123. Тип органа-координатора «Менеджер»: главные и второстепенные цели и функции, примеры.

124. Тип органа-координатора «Цепной (сторожевой) пес»: главные и второстепенные цели и функции, примеры.

125. Органы-координаторы этической инфраструктуры в России

126. Основные задачи этических стандартов деятельности государственной службы.

 

127. Этический кодекс государственного служащего: типы этических норм, основные положения.

128. Процедуры принятия этических кодексов государственного служащего: вертикальный и горизонтальный подход (преимущества и недостатки).

129. Европейская и Американская модели кодексов поведения государственного служащего (преимущества и недостатки).

130. Модель кодексов поведения государственных служащих России: преимущества и недостатки

131. Средства повышения эффективности этических кодексов государственного служащего.

132. Различия между кодексом поведения и моральным кодексом.

133. Понятие и виды конфликтов интересов.

134. Потенциальный и мнимый конфликты интересов, их значение для государственной службы.

135. Формы проявления «личностных» и «корпоративных» конфликтов интересов на государственной службе по К.Кернаган и Дж. Лангфорд.

136. Основные сферы конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы.

137. Негативные последствия конфликтов интересов для государства

138. Стратегии преодоления последствий конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы.

139. Конструирование механизмов урегулирования конфликтов интересов в международном этическом стандарте: «Руководстве ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития) по разрешению конфликтов интересов на государственной службе» (2003).

140. Алгоритм урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

141. Превентивные меры по предупреждению конфликта интересов со стороны государств.

142. Коррупция как социальная и этическая проблема.

143. Причины коррупции и способы ее преодоления.

144. Пути создания антикоррупционной системы в России.

145. Связь между коррупцией и конфликтами интересов.

146. Правила по борьбе с коррупцией «Международного кодекса поведения публичных должностных лиц (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г.).

147. Основные положения и меры по предупреждению коррупции «Конвенции ООН против коррупции» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).

148. Этика служебных разоблачений: модель служебных разоблачений по Нияр и Майсли (стороны процесса, виды взаимодействия, характеристики основных объектов, индивидуальные переменные, влияющие на результат разоблачения).

149. Этика служебных разоблачений: факторы, влияющие на эффективность применения механизма служебных разоблачений.

150. Особенности лоббизма в России.

151. Классификация субъектов лоббизма: типы субъектов по виду интереса.

152. Классификация субъектов лоббизма: типы субъектов по степени организованности.

153. Современные требования к моральному облику служащих государственного аппарата.

154. Законодательные акты в области профессиональной этики, их роль в регулировании этических вопросов и сферы их применения.

155. Содержание «золотого правила нравственности» и его применение в практике государственной службы.

 

 

 

 

 

 

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (38.03.04 Государственное и муниципальное управление). Вопросы для подготовки - 2021 год

 

 

 

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой



Тема . История этических учений

8. В ходе каких процессов сформировалась мораль?

9. Что такое талион?

10. Что представляет собой учение античной этики, называемое софизмом?

11. В чём состоит суть абсолютизма Сократа?

12. Кто был родоначальником гедонизма?

13. Какие идеи изложены в трактате Платона «Государство»?

14. Кто из античных философов ввел термин «этика»?

15. В чём состоят идеи эпикурейцев?

16. Как звучит «золотое правило морали»?

17. Как рассматривал этику Августин Аврелий?

18. Что представляет собой антропоцентрическая этика эпохи Возрождения?

19. Какому политическому деятелю Италии принадлежит фраза «Цель оправдывает средства»?

20. В чём состоят особенности морали буржуазного общества?

21. Как трактовал мораль Ж.-Ж. Руссо в труде «Об общественном договоре»?

22. Как рассматривал этику И. Кант?

23. В чём заключается этическая концепция Ф. Гегеля?

24. Какой философ сформулировал тип морали, названный «моралью рабов»?

25. Каковы этические взгляды Ф.М. Достоевского?

26. Какую заповедь в учении Христа Л.Н. Толстой считал важнейшей?

27. Как рассматривали этические проблемы экзистенциалисты?

28. Какой философ утверждал, что этика - прикладная наука («искусство жить»)?

 

 

Тема . Этика в системе гуманитарного знания

1. Как в переводе с древнегреческого звучит слово «этика»?

2. В чём состоят отличия в понятиях «нравственность» и «мораль»?

3. Что является предметом этики?

4. Что представляют собой идеалистические, натуралистические и социально-исторические теории происхождения морали?

5. Что такое объективные и субъективные законы морали?

6. В чём состоят связи морали с экономикой, политикой, правом, религией?

7. Какими функциями обладает мораль?



Тема . Основные категории этики

29. Что подразумевается под термином «счастье» как высшей нравственной ценности?

30. Что такое моральный релятивизм?

31. Что такое гендерная субкультура?

32. Как понимают счастье гедонисты?

33. Что подразумевает альтруизм?

34. Что такое эгоизм?

35. Что такое эгоцентризм?

36. Что такое толерантность?

37. Какие этические категории обозначают моральное отношение человека к самому себе?

38. Что такое атараксия?

39. Что такое моральный нигилизм?

40. Как понимаются моральные ценности в утилитарном подходе к этике?

41. Что такое конформизм?

42. Что такое моральная регуляция?

43. Что такое моральная свобода человека?

44. Во что верят фаталисты?

45. Что такое власть?

Тема . Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

46. Как соотносятся политика и мораль?

47. Каковы уровни политического сознания?

48. Каковы принципы бюрократической системы?

49. Что понимается под социальной ответственностью?

50. Какая страна издала первый закон по этике государственных служащих?

51. Что такое политическое сознание?

52. Каковы характерные черты для политической культуры России?

53. Каковы фундаментальные принципы административной этики?

54. Что подразумевается под «этическим кодексом организации»?

55. Каким термином обозначается социальное качество, мера представления общественных отношений в индивиде?

Тема . Культура управления

56. Что в переводе с латинского обозначает «культура»?

57. Что такое коллектив?

58. Какие стили взаимодействия приемлемы в коллективе?

59. Что такое мотивация?

60. Какие нормы помогают руководителю при регулировании конфликтов?

61. Каковы методы управления на государственной и муниципальной службе?

62. Что такое корпоративная культура?

63. Из каких элементов состоит корпоративная культура?

64. Что такое конструктивная критика?

65. Что такое авторитет?

66. Какие стили передачи решения от руководителя к подчиненному существуют?

67. Каковы черты демократического стиля руководства?

 

68. Что такое «методика поглаживания»?

69. Что подразумевает этический принцип гуманизма во взаимоотношениях руководителя и подчинённого?

70. К кому следует обратиться сотруднику в случае проблемной ситуации?

Тема . Формы делового общения

71. Как в культуре делового общения называется способ привлечения сотрудников к процессу принятия решений?

72. Какие виды совещаний выделяют в культуре управления?

73. Сколько лиц, присутствующих на совещании, должны высказать свою точку зрения?

74. Как называется обмен мнениями для достижения какой-либо цели?

75. Какие существуют средства ведения переговоров?

76. Что диктуют правила техники ведения переговоров?

77. В чём состоят особенности ведения деловых телефонных переговоров?

78. Обязательно ли представляться по телефону, если вы инициатор звонка?

79. По каким законам строится деловое общение?

80. Каковы современные формы делового общения?

81. Кто является в деловом общении реципиентом?

82. Как называется небольшой лист тонкого картона, на котором напечатаны основные сведения о его владельце?

83. На какие виды делят визитные карточки?

84. Сколько целесообразно заказывать визитных карточек для себя единовременно?

Тема 7. Вербальная и невербальная коммуникация

85. Какое общение называют вербальным?

86. Что такое культура речи?

87. Какой стиль присущ деловой речи?

88. Какая лексика относится к нелитературной и не используется в деловом общении?

89. Уместны ли в деловой речи профессиональные жаргоны?

90. Как называется искусство красноречия, убеждения словом?

91. Что относится к невербальной коммуникации?

92. Что такое тактильная система?

93. Каковы основные факторы эффективности делового общения?

Тема 8. Деловой этикет

94. Что такое этикет?

95. Какое поведение людей регламентирует деловой этикет?

96. Сколько цветов уместно сочетать в деловом костюме?

97. Уместен ли брючный костюм в гардеробе деловой дамы?

98. В какой национальной культуре не принято говорить о делах после окончания рабочего дня?

99. Какие сложности возникают у европейца в исламской деловой культуре?

100. Каковы особенности французской деловой культуры?

 

 

 

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

 

 

 

Темы

Вопросы для самостоятельного изучения

Этика в системе гуманитарного знания

1.                  Что является предметом этики?

2.                  Что представляют собой идеалистические, натуралистические и социально-исторические теории происхождения морали?

3.                  Что такое объективные и субъективные законы морали?

4.                  В чём состоят связи морали с экономикой, политикой, правом, религией?

5.                  Какими функциями обладает мораль?

История этических учений

1.                  В чём заключается этическая концепция Ф. Гегеля?

2.                  Какой философ сформулировал тип морали, названный «моралью рабов»?

3.                  Каковы этические взгляды Ф.М. Достоевского?

4.                  Какую заповедь в учении Христа Л.Н. Толстой считал важнейшей?

5.                  Как рассматривали этические проблемы экзистенциалисты?

6.                  Какой философ утверждал, что этика - прикладная наука («искусство жить»)?

Основные категории этики

1.                  Что такое конформизм?

2.                  Что такое моральная регуляция?

3.                  Что такое моральная свобода человека?

4.                  Во что верят фаталисты?

5.                  Что такое власть?

Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих

1.                  Что такое этические нормы в организации?

2.                  Какие отношения включены в профессиональную этику?

3.                  Как звучит «золотое правило менеджера»?

4.                  Что подразумевается под «этическим кодексом организации»?

5.                  Каким термином обозначается социальное качество, мера представления общественных отношений в индивиде?

Культура управления

1. Какие стили передачи решения от руководителя к подчиненному существуют?

 

 

1.                  Какие способы разрешения конфликтных ситуаций рекомендуют психологи?

2.                  Что такое «методика поглаживания»?

3.                  Что подразумевает этический принцип гуманизма во взаимоотношениях руководителя и подчинённого?

4.                  К кому следует обратиться сотруднику в случае проблемной ситуации?

Формы делового общения

1.                  Каковы современные формы делового общения?

2.                  Кто является в деловом общении реципиентом?

3.                  Как называется небольшой лист тонкого картона, на котором напечатаны основные сведения о его владельце?

4.                  На какие виды делят визитные карточки?

5.                  Сколько целесообразно заказывать визитных карточек для себя единовременно?

Вербальная и невербальная коммуникация

1.                  Уместны ли в деловой речи профессиональные жаргоны?

2.                  Как называется искусство красноречия, убеждения словом?

3.                  Что относится к невербальной коммуникации?

4.                  Что такое тактильная система?

5.                  Какие факторы влияют на невербальный язык?

Деловой этикет

1.                  Сколько цветов уместно сочетать в деловом костюме?

2.                  Уместен ли брючный костюм в гардеробе деловой дамы?

3.                  В какой национальной культуре не принято говорить о делах после окончания рабочего дня?

4.                  Какие сложности возникают у европейца в исламской деловой культуре?

5.                  Каковы особенности французской деловой культуры?

 

 

 

 

Примерные темы эссе и рефератов
 

 

. Подготовка к публичным выступлениям (выбор темы, работа с источниками, изучение аудитории, определение метода развития мысли, написание тезисов, составление плана).

. Особенности организации и проведение дискуссий, диспутов, полемики.

. Основные направления совершенствования современной парламентской речи.

. Публичное выступление в практике государственной службы (на примере печатных изданий).


. Место и роль этики в современном обществе.

. Административный речевой этикет.

. Диалектика - искусство вести спор.

. Культура делового спора.

. Духовная культура и духовность.

 



. Наследие античной этики.

. Православная этика и современность.

. Этический кодекс государственного и муниципального служащего.

13. Социальные последствия господства принципов и норм корпоративной этики в среде управленцев.

14. Особенности приветствия на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности представления на государственной и муниципальной службе.

16. Культура и мастерство публичной речи (правила и нормы современного русского языка, точность, ясность, образность, выразительность).

17. Правила речевого поведения в деловом общении.

18. Официальная переписка.

19. Административный речевой этикет.

20. Особенности языка служебных документов.

21. Роль орфоэпии в современной риторике.

22. Невербальные средства общения.

23. Основные требования к служебному телефонному разговору.

24. Особенности организации и проведение деловых бесед, совещаний, переговоров и т.д.

25. Возможности использования интонации в деловом общении.

26. Кинесика и этикет в ситуации знакомства, беседы, конфликтной ситуации.

27. Кинесика и этикет при выступлении.

28. Стили и культура деловых переговоров.

29. Международный деловой этикет.

30. Особенности перехода служебных отношений с формального на неформальный уровень в отдельных национально-административных образованиях Российской Федерации.

31. Конфликт в деловом общении. Способы его предотвращения.

32. Визитная карточка, её оформление и правила использования.

33. Личные качества современного управленца - психологический аспект.

34. Проблемы толерантности в современной речевой коммуникации.

35. Нравственная культура и этикет.

36. Место этики и управления в культурном развитии человечества.

37. Назначение и природа этики в истории культуры.

38. Структура нравственной культуры личности.

39. Система этических понятий.

40. Этика утилитаризма в деловых отношениях.

41. Управленческая, профессиональная, нравственная культура.

42. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного.

43. История субординационных отношений в России.

44. Моральный выбор как акт духовной деятельности.

45. Основной нравственный принцип человеческого общения (категорический императив И.Канта).

46. Деловой этикет.

47. Международный этикет.

48. Особенности деловой этики в системе ценностей европейского бизнеса.

49. Этические нормы петербуржца.

50. Мусульманская культура и этика.

 

 

 

 

Тематика практических занятий

 

п/

п

№ темы

Тематика практических занятий (семинаров)

1.

Этика в системе гуманитарного знания

1.                  Философские категории свободы и свободы воли.

2.                  Два подхода к толкованию свободы.

3.                  Критерии нравственной ценности поступка.

4.                  Мотив и результат поступка.

5.                  Моральная оценка поступка.

6.                  Мораль и право.

2.

История

этических

учений

1.                  Неофициальный (негосударственный) характер морали и официальный характер правовых норм.

2.                  Проблема абсолютности и относительности моральных ценностей.

3.                  Софизмы: история и современность.

4.                  «Цель оправдывает средства».

5.                  Золотое правило этики.

6.                  «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо.

7.                  Максимы И. Канта

8.                  «Искусство жить» Э. Фрома

3.

Основные

категории

этики

1.                  Сущность этических принципов как одной из форм общественного сознания и выражения требований общества.

2.                  Виды этических норм: общие, групповые, личностные.

3.                  «Корпоративная этика»: генезис, особенности, социальные последствия.

4.

Профессиональ ная этика государственн ых и муниципальны х служащих

1.                  Этические нормы деловых отношений: должное и сущее.

2.                  Беседа - соблюдение этических норм при кадровой, дисциплинарной, проблемной, организационной беседе.

3.                  Культура спора.

4.                  Типы субординационных отношений (патернализм, вассалитет, деспотия, гражданственность).

5.

Культура

управления

1.                  Принципы        гуманизма, справедливости, ответственности и законности в этике и культуре управления.

2.                  Этика вознаграждения и наказания.

3.                  Разработка этических нормативов на предприятии, создание комитетов и комиссий по этике.

6.

Формы

делового

общения

1.                  Организация обучения персонала этике и этикету делового общения.

2.                  Роль самоконтроля и личного примера руководителя для повышения уровня нравственной культуры поведения подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

Этика государственной и муниципальной службы (38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»). Вопросы к экзамену - 2017 год

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
 

 

. Понятие конфликта интересов на государственной службе и механизмы его урегулирования

. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов

 

 

 

. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности

. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе

. Культура организации рабочего времени государственного и муниципального служащего

. Этикет телефонных разговоров, деловых встреч, переговоров

. Культура письменной речи и административный речевой этикет государственного и муниципального служащего

. Ораторские навыки работников госаппарата. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами

. Моральная ответственность госслужащего: сущность, содержание, особенности

 


. Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики

. Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе

. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика

. Проблемы этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения

. Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе

. Служебная этика руководителя: пути формирования личностных качеств руководителя современного типа

. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества

. Разработка и роль этических кодексов государственной и муниципальной службы

. Нравственный имидж государственных и муниципальных служащих в средствах массовой информации

. Этические проблемы в публичном управлении на современном этапе

. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата

 

 

 

 

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Этика как регулятор общественной жизни Тема 1. Природа и сущность этики

Формат проведения: работа в малых группах.

Задания к семинарскому занятию:

1. Изучить основные термины, относящиеся к дисциплине в различных научных источниках, выявить авторскую специфику

2. Составить кроссворд по понятийному аппарату дисциплины

3. Объяснить нормативный характер морали

4. Определить отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе

5. Перечислить этические категории, составляющие систему нравственных ориентиров государственного гражданского служащего

6. Соотнести понятия: моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность

7. Раскрыть содержание понятий нравственно-этическая норма и девиация и соотнести их

8. Перечислить условия формирования социальных (социокультурных) норм

Тема 2. Деловая и профессиональная этика

Формат проведения: выступление с докладом, мультимедийной презентацией. Вопросы для обсуждения:

1. Категории и виды профессиональной этики. Соотношение прикладной и профессиональной этик

2. Этапы формирования и развития профессиональной этики

3. Особенности служебной этики

4. Содержание этики управления как вида профессиональной этики

5. Этическая экспертиза управленческих решений

Тема 3. Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность

Формат проведения: работа в малых группах.

Задания к семинарскому занятию:

1. Изучить специфику этики бизнеса и этапы ее развития

2. Проанализировать этические кодексы фирм и практику их применения

3. Охарактеризовать этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями

4. Раскрыть сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса

5. Решить кейсы:

- «Оценка уровня этичности организации»;

- «Интервью с руководителями предприятий»;

- «Правила критики руководителем»
 

 

Раздел 2. Этика государственной и муниципальной службы: ценности и нормы административной этики

Тема 4. Задачи и структура административной этики

Формат проведения: выступление с докладом, мультимедийной презентацией. Вопросы для обсуждения:

1. Нравственные основы публичного управления

2. Соотношение этики общественной и этики административной

3. Основные подходы и классификации понятий: административная этика, политическая этика, профессиональная этика, этика служебного поведения

4. Основные функции административной этики

5. Структура нравственных требований государственной и муниципальной службы

6. Этика структуры и этика нейтралитета

7. Этические принципы и нормы поведения государственных и муниципальных служащих

Тема 5. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества

Формат проведения: выступление с докладом, мультимедийной презентацией. Вопросы для обсуждения:

1. Этические проблемы государственной и муниципальной службы современной России

2. Поведенческие отклонения в государственном и муниципальном управлении

3. Бюрократия и бюрократизм как феномен управленческого процесса

4. Моральный аспект проблемы коррупции

5. Карьера и карьеризм

6. Моральный конфликт на государственной службе

7. Социальная ответственность государственной службы

8. Лоббизм

9. Этика государственной и муниципальной службы и ее связь с проблемой доверия населения к власти

Выполнение практического задания в малых группах: ознакомиться с

совокупностью характеристик, создающих имидж органов исполнительной власти, данной во фрагменте статьи И.В.Маслова, и попытаться составить краткий опросник по изучению имиджа органа исполнительной власти у населения (или у посетителей).

Тема 6. Механизмы обеспечения соблюдения государственными и муниципальными служащими требований профессиональной этики и правил служебного поведения

Формат проведения: работа в малых группах.

Задания к семинарскому занятию:

1. Составить перечень нормативных правовых актов, регулирующих соблюдение государственными и муниципальными служащими требований профессиональной этики и правил служебного поведения, с разбивкой на федеральный, региональный (Ульяновская область) и муниципальный (г.Ульяновск) уровень

2. Охарактеризовать основные требования к служебному поведению государственных служащих, закрепленные в федеральном законе от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с заданной преподавателем структурой

3. Дать сравнительную характеристику способам формирования желаемых нравственных качеств: этическое обучение, тренинги, этические деловые игры, создание комиссий по профессиональной этике, учет этических характеристик при аттестации сотрудников

4. Составить обзор типовых случаев деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

5. Решить кейсы:

 

- «Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов»;

- «Выявление коррупциогенных факторов в тексте НПА»;

- «Конфликт интересов в системе госзаказов»;

- «Нарушение этики при общении с посетителем»;

- «Нарушение этики при беседе с подчиненным»;

- «Государственный служащий в ситуации потенциального конфликта интересов».

Раздел 3. Этика и культура служебных отношений

Тема 7. Культура поведения и деловой этикет в государственной службе

Формат проведения: выступление с докладом, мультимедийной презентацией. Вопросы для обсуждения:

1. Концепции бюрократии и модели профессиональной культуры современного российского чиновника

2. Имидж российской государственной власти

3 . Технологии формирования позитивного имиджа

4. Социальные ценности как фактор формирования доверительного имиджа служащего

5. Технология создания и поддержания доверительного имиджа госслужащего

6. Цели и средства эффективного взаимодействия

7. Этические аспекты командного взаимодействия. Навыки решения групповых задач

8. Лоббирование

9. Этические характеристики государственных гражданских (муниципальных) служащих, влияющие на авторитет власти в глазах общественности

Тема 8. Руководитель и подчиненные - этикет взаимоотношений

Формат проведения: ролевая игра «Управление ситуацией в потенциальном конфликте интересов».

Методические рекомендации: преподаватель раздает роли обучающимся, с краткой характеристикой каждой, озвучивает возникшую ситуацию. Результаты ролевой игры обсуждаются в конце занятия с обязательным разбором правильных форматов поведения.

Вопросы для обсуждения:

1 . Морально-психологический климат в коллективе как объект управления персоналом государственной службы

2. Пять основных факторов, дестабилизирующих морально-психологический климат коллектива

3 . Способы воздействия на коллектив или отдельных людей с целью улучшения их нравственных характеристик

6. Нравственные аспекты методов управления персоналом государственной службы

4. Организационно-распорядительные методы социально-психологические методы административные методы воспитания

5. Особенности критики по горизонтали (сослуживцев) и вертикали (подчиненных и начальника)

6. Тактики ответа на критику.

Тема 9. Этикет деловых бесед, переговоров, встреч

Формат проведения:

1. ролевая игра «Новый начальник».

Методические рекомендации: преподаватель раздает роли обучающимся, с краткой характеристикой каждой, озвучивает возникшую ситуацию. Результаты ролевой игры обсуждаются в конце занятия с обязательным разбором правильных форматов поведения.

2. Ролевая игра «Прием на государственную службу»

Методические рекомендации: трое студентов выступают в роли работников кадровой службы государственного управления - начальник службы ОК, инспектор,

 

юрист. Нужен специалист (отрасль по выбору студентов), есть регламент исполнения служебных обязанностей. Задача: выбрать кандидатуру из имеющегося резерва или нового служащего по собеседованию. Согласно роли каждый из троих имеет соответствующую документацию (правовую и административную). Группа студентов из 2- 3 человек - наблюдатели, в конце занятия дают анализ действий всех участников игры. Остальные студенты - претенденты на должность (из резерва и со стороны), с составленным резюме и биографией приходят на собеседование. В конце занятия дается оценка активности студентов и подготовленности по заданной роли.

Тема 10. Этикетные правила служебной переписки Формат проведения: работа в малых группах.

Задания к семинарскому занятию:

1. Подготовить внутреннюю служебную записку по заданной преподавателем тематике в соответствии с правилами составления текста в системе ГМУ

2. Подготовить аналитический доклад по заданной преподавателем тематике в соответствии с правилами составления текста в системе ГМУ

3. Подготовить контрольно-отчетный материал по заданной преподавателем тематике в соответствии с правилами составления текста в системе ГМУ

4. Подготовить письмо-ответ гражданину по заданной преподавателем тематике в соответствии с правилами составления текста в системе ГМУ.

Тема 11. Требования служебного этикета к внешнему виду, помещению и рабочему месту государственного и муниципального служащего

Формат проведения: работа в малых группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем обусловлена важность изучения и формирования организационной культуры современной государственной и муниципальной службы?

2. Каковы основные противоречия организационной культуры органов государственной и муниципальной власти?

3. Каким образом организационная культура может способствовать развитию устойчиво позитивного имиджа государственной и муниципальной службы?

4. Перечислите и раскройте основные принципы делового этикета.

5. Сформулируйте основные требования к деловому этикету руководителя. Почему к руководителю предъявляются повышенные этические и этикетные требования?

6. Каковы основные этикетные правила проведения совещания?

7. Почему становятся актуальными требования к внешнему виду государственных и муниципальных служащих?

8. Сформулируйте основные требования к женщинам-служащим

9. Сформулируйте основные требования к мужчинам-служащим

10. Подберите примеры, иллюстрирующие хороший вкус и удачно подобранный стиль делового человека

11. Составьте для себя правила улучшения внешнего вида в соответствии с деловыми требованиями.

Ролевая игра «Пресс-конференция губернатора местным СМИ»

Методические рекомендации: группа выбирает по критериям делового дресскода одного студента - губернатором области, другого - пресс-секретарем. Каждый обосновывает свой выбор (одет должным образом, обладает деловыми качествами и т.п.). Остальные студенты - представители местных СМИ, включая телеканалы и представителей общественных и политических партий и объединений задают вопросы по этике государственной и муниципальной службы:

1. использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных

граждан при решении вопросов личного характера;

2. провоцирование на публичное высказывание, суждение и оценку в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;

3. какие принимаются меры по предупреждению коррупции;

4. какие принимаются меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов (конфликт студенты придумывают сами);

5. есть ли случаи принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений;

4. провоцирование несоблюдения правил публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Дается оценка соблюдения игроком-губернатором:

1. уважительного отношения к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа;

2. оказано ли содействия в получении достоверной информации;

3. воздерживался ли в публичных выступлениях от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и др.

4. соблюдал ли обычаи делового оборота.

Результаты ролевой игры обсуждаются в конце занятия с обязательным разбором правильных форматов поведения.

 

 

Тематика написания рефератов по курсу «Этика государственной и муниципальной службы»:

 

 

 

 

1. Структура и функции морали. Отличительные особенности морального и правового регулирования в обществе

2. Понятия «нравственность», «нравы», их отличие от морали. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы

3. Административная этика как профессиональная этическая система государственной (муниципальной) службы: предмет и специфика

4. Проблемы этики в государственном управлении на современном этапе: основные

 

 

подходы и решения

5. Этические требования к государственному (муниципальному) служащему: основные принципы, нормы; правила

6. Соотношение нравственной культуры и профессионализма государственного (муниципального) служащего

7. Характеристика и значение принципов законности, социальной справедливости, неподкупности и гуманизма на государственной (муниципальной) службе

8. Принцип нейтральности и принцип обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам

9. Основные проблемы и трудности, связанные с реализацией принципа лояльности в системе государственной службы

10. Содержание и значение принципа открытости государственной (муниципальной) службы

11. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной (муниципальной) службе: общие черты и национальные особенности

12. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата

13. Разработка и роль этических кодексов государственной (муниципальной) службы

14. Объективные и субъективные предпосылки выработки и реализации этического кодекса государственной (муниципальной) службы Российской Федерации

15. Механизм контроля за соблюдением Этического кодекса государственными (муниципальными) служащими

16. Соотношений понятий «моральная ответственности государственного служащего» и «социальная ответственность государственной службы»

17. Основные способы актуализации моральной ответственности государственных (муниципальных) служащих

18. Роль в повышении этического уровня работников государственного (муниципального) аппарата этического обучения

19. Служебная этика и служебный этикет на государственной (муниципальной) службе

20. Этикетные правила взаимоотношений между начальником и подчиненным на государственной (муниципальной) службе

21. Служебная этика руководителя: пути формирования личностных качеств руководителя современного типа

22. Роль руководителя в создании благоприятного нравственного климата в коллективе

23. Типичные ошибки руководителя в его взаимоотношениях с подчиненными, которые должен знать и избегать служащий государственного (муниципального) аппарата

24. Значение в деятельности государственных (муниципальных) служащих соблюдения этических требований вежливости, тактичности, скромности, точности

25. Особенности приветствия, представления и обращения на государственной (муниципальной) службе

26. Требования служебного этикета к помещению и рабочему месту государственного (муниципального) служащего

27. Этикетные правила деловой переписки государственного (муниципального) служащего

28. Этические стандарты внешнего вида государственного (муниципального) служащего

29. Этикет телефонных разговоров, деловых встреч, переговоров

30. Культура письменной речи и административный речевой этикет

31. Язык и ораторские навыки работников госаппарата. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами

32. Этикетные правила вручения и получения подарков на государственной

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика государственной и муниципальной службы (38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»). Вопросы для экзамена - 2019 год

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к опросу по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»

 

. Дайте сравнительный анализ моральных и правовых регуляторов общественной жизни.

 

. Раскройте основные этапы формирования и развития этического знания. Охарактеризуйте его основные парадигмы

. Объясните понятие «протестантская трудовая этика». Дайте обоснование данного нравственного императива. Кто является автором данной моральной категории?

 

 

. Раскройте предмет, характер и функции дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы».

. Раскройте содержание основных этических принципов поведения государственных и муниципальных служащих.

. Раскройте содержание понятий «мораль», «нравственность», «этика», «этикет».

. Опишите условия возникновения моральной регуляции общественной жизни.

. Каковы основные механизмы моральной регуляции социального поведения?

. Охарактеризуйте уровни проявления морали в социальном поведении человека.



1. Раскройте сущность и содержание профессиональной этики.

1. Раскройте основные функции профессиональной этики. Дайте классификацию ее видов.

1. Дайте определение понятий профессиональной чести и профессионального долга.


1. Назовите социальные особенности административных отношений. Раскройте особенности государственной и муниципальной службы.

1. Раскройте значение права и социально-управленческие функции правовой культуры государственной и муниципальной службы.

1. Охарактеризуйте объект, субъект, функции, цели, предмет и основные источники формирования административной этики.

1. Раскройте понятие «уровни организационной культуры».

1. Дайте характеристику иерархическому и коммуникативному типу организационной культуры.

1. Требования, предъявляемые обществом к современной государственной и муниципальной службе.

2. Охарактеризуйте этические регуляторы служебных отношений.

2. Назовите основные принципы современной государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.

2. Охарактеризуйте основные требования принципа служения государству и обществу к государственной и муниципальной службе. Каковы условия его реализации?

2. Раскройте значение социального контроля над системами государственной и муниципальной службы как одного из условий реализации принципа служения государству и обществу.

2. Охарактеризуйте требования принципа законности к государственной и муниципальной службе современной России. Каковы условия его реализации?

2. Раскройте содержание принципа лояльности в государственной и муниципальной службе. Каковы условия его реализации?

2. Принцип политической нейтральности государственной и муниципальной службы и новая политическая функция государственных и муниципальных служащих в условиях развития административной реформы.

2. Назовите и охарактеризуйте основные структурные элементы системы управления этикой государственной и муниципальной службы. Каковы функции Комиссий по этике?

2. Назовите и охарактеризуйте основные механизмы управления этическими аспектами государственной и муниципальной службы.

2. Что такое этический кодекс? Дайте определение, раскройте его функции и обязательные структурные разделы.

3. Объясните основные требования принципа толерантности в условиях межкультурного взаимодействия в процессе государственной и муниципальной службы.

3. Назовите виды этических деформаций в современной государственной и муниципальной службе. Раскройте сущность и социальную опасность каждого из видов этических деформаций.

3. Раскройте содержание проблемы морального конфликта в служебных отношениях.

3. Каково содержание конфликта интересов на государственной и муниципальной службе?

3. Раскройте механизмы противодействия конфликту интересов в служебных отношениях и деятельности.

3. Дайте определение понятия «коррупция». В чем социальная опасность коррупции?

 

3. Каковы факторы возникновения и развития коррупции?

3. Охарактеризуйте современные механизмы противодействия коррупции в современной России.

3. Опишите опыт противодействия коррупции в США, странах Западной Европы, в Китае, Японии, странах Ближнего Востока.

3. Охарактеризуйте проблемы борьбы с этическими деформациями государственной и муниципальной службы в современной России и зарубежных государствах.

4. Охарактеризуйте специфику этикета как системы нравственной регуляции социального поведения.

4. Раскройте структуру этикетной регулятивной системы.

4. Раскройте структуру и функции эстетических предписаний служебного этикета.

4. Раскройте основное содержание и структуру требований этикета к государственным и муниципальным служащим.

4. Раскройте этические и этикетные регуляторы служебного поведения в дискуссии, диспуте, споре, полемике, конфликте.

4. Назовите и охарактеризуйте основные этикетные правила работы с электронными документами.

4. Опишите национальные нормы делового этикета.

4. Этические нормы ведения деловой коммуникации с использованием электронных средств, в том числе социальных сетей: сетикет, гуманистические ценности Интернет-сети, требования к государственным и муниципальным служащим в современных условиях.

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»



. Общение как коммуникация. Передача информации вербальными средствами. Роль обратных связей.

. Особенности вербального общения в условиях государственного и муниципального управления.

. Профессиональная этика: условия формирования, сущность, основная цель, виды. Понятия профессиональной морали, профессионального долга и профессиональной чести.

. Применяя критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, охарактеризуйте Административную этику как профессиональную мораль государственного и муниципального служащего: содержание, особенности, функции, цели.

. Объект, предмет, субъект административной этики и основные источники ее формирования.

. Специфика профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, исходя из способности осуществлять деловое общение и публичные выступления,

 

. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»: сущность, содержание, особенности.

. Поведение человека как моральная категория. Социальный характер и область проявления морали.

. Система моральной регуляции, ее отличие от правовых регуляторов социального поведения.

. Используя критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, опишите исторические парадигмы и основные современные концепции этики.

. Структура современного этического знания: теоретическая, нормативная и прикладная этика.

 

вести переговоры, совещания, деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации.

1. Используя навыки критического анализа информации и системный подход для

решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции,

охарактеризуйте правовые основы служебного поведения государственного служащего. Раскройте соотношение этики и права в государственной (муниципальной)службе.

1. Используя навыки критического анализа информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции,
раскройте значение нравственного фактора в социальном престиже государственной и муниципальной службы.

1. Значение соблюдения общих этических и этикетных принципов и норм

служебного поведения на государственной и муниципальной службе.

1. Используя навыки критического анализа информации и системный подход для

решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции,

раскройте содержание принципа служения государству и обществу как важнейшего этического принципа государственной и муниципальной службы.

1. Условия реализации принципа служения государству и обществу на государственной и муниципальной службе.

1. Принцип законности на государственной и муниципальной службе: сущность, содержание, проблемы соблюдения.

1. Принцип лояльности на государственной и муниципальной службе: сущность, содержание, функциональное значение.

1. Гуманистические ценности толерантности как морального императива

межкультурного взаимодействия.

2. Стратегии межличностного восприятия в условиях государственной и

муниципальной службы на основе принципов осуществления делового общения, ведения переговоров, совещаний, ведения деловой переписки и поддержания электронной коммуникации.

2. Влияние национальных особенностей на характер взаимодействия партнеров в условиях государственного и муниципального управления с точки зрения обще гуманистических принципов.

2. Социальная ответственность государственного и муниципального служащего как этико-социологическая категория: содержание и виды.

2. Используя навыки критического анализа информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, раскройте принцип политической нейтральности на государственной и муниципальной службе, его политико-правовые и нравственные аспекты.

2. Принцип уважения к культурным традициям своей страны и других стран и народов как важнейшая нравственная составляющая служебного поведения государственного и муниципального служащего.

2. Технологии формирования административной морали на государственной и муниципальной службе.

2. Основные структуры управления этикой государственной и муниципальной службы.

2. Человек как источник информации в межличностных отношениях в условиях государственной и муниципальной службы.

2. Деловой этический кодекс: понятие, содержание, функции

2. Роль невербальных коммуникаций в деловом общении в условиях государственной и муниципальной службы.

3. Характеристика взаимосвязей между общественным мнением и нравственным поведением государственного и муниципального служащего.

3. Моральные конфликты на государственной и муниципальной службе.

 

3. Понятие социальной дистанции применительно к условиям государственной и муниципальной службы.

3. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: сущность, формы проявления, механизмы урегулирования и преодоления.

3. Деформации профессиональной этики государственных и муниципальных служащих: общая характеристика и виды.

3. Бюрократизм как нравственно отрицательная форма реализации государственновластных полномочий.

3. Карьера и карьеризм: нравственный аспект.

3. Конфликт интересов на государственной службе и механизмы его преодоления и урегулирования.

3. Используя навыки критического анализа информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, дайте характеристику коррупции в условиях государственной (муниципальной) службы: понятие, сущность, виды.

3. Причины и специфика коррупции в России. Социально-экономические и политические последствия коррупции.

4. Факторы нравственного оздоровления государственной и муниципальной службы.

4. Отечественный опыт формирования должного нравственного поведения на государственной и муниципальной службе.

4. Опыт развитых стран по решению проблем этического регулирования государственной и муниципальной службы.

4. Используя критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, раскройте содержание процесса реформирования государственной (муниципальной) службы Российской Федерации как способ регулирования ее этических деформаций.

4. Используя навыки делового общения, публичных выступлений, ведения переговоров, деловой переписки и поддержания электронной коммуникации, охарактеризуйте этикет современного государственного (муниципального) служащего, его сущность, особенности, практическое значение. Основные нормы и принципы этикета государственного и муниципального служащего: общая характеристика

4. Правила и приемы общения и деловых переговоров по телефону и переписке на государственной и муниципальной службе.

4. Организационная и содержательная части деловых переговоров в условиях государственного и муниципального управления на основе принципов осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, совещаний, ведения деловой переписки.

4. Нравственные требования к ведению электронной деловой коммуникации на основе принципов осуществления делового общения и поддержания электронной коммуникации.

4. Используя критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, дайте характеристику факторов, влияющих на создание стереотипов и их преодоление в процессе профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

 

 

 

 

 

Вопросы к дискуссии по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»
 

 

. Духовно-нравственные основы современного российского общества как один из источников формирования профессиональной этики: прогрессивные изменения или потери?

. Используя системный подход для решения задач обоснования собственной

гражданской и мировоззренческой позиции, дайте характеристику соотношения правовых и этических регуляторов государственной и муниципальной службы: чем обусловлено
 


. Применяя критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции, охарактеризуйте социальное поведение как моральную категорию.

. Правовая и моральная регулятивные системы государственной и муниципальной службы: сравнительный анализ.

. Основные парадигмы этического знания: нравственный абсолютизм или гуманистическая этика?

. Условия возникновения профессиональной этики. Основная функция профессиональной этики: что изменилось за тысячелетия ее развития?


законодательное кодирование моральных норм?

. Административные отношения: дисциплинарный и деловой аспекты.

. Условия реализации основных этических гуманистических принципов государственной службы в современной России: основные направления совершенствования.

. Этический Кодекс: сущность, требования к содержанию и значение.

1. Комиссия по этике: как организовать ее эффективную работу?

1. Функциональные изменения в современной государственной службе в условиях развития административной реформы.

1. Административная реформа как важнейший фактор преодоления социальноэтических деформаций государственной и муниципальной службы

1. Социальная опасность непотизма, клиентелизма и фаворитизма на государственной и муниципальной службе: что теряем?

 

1. Бюрократия и бюрократизм: сущность понятий, принципиальное отличие их содержания.

1. Карьера и карьеризм: сущность понятий и их принципиальное отличие.

1. Манипулирование и моббинг как этические деформации государственной и муниципальной службы.

1. Опыт противодействия этическим деформациям государственной и муниципальной службы в США, странах БРИКС.

1. Борьба с этическими деформациями государственной и муниципальной службы в государствах Западной Европы.

1. Практика противостояния этическим деформациям госслужбы в Китае и Японии.

2. Возможности адаптации эффективных зарубежных практик противодействия этическим деформациям государственной и муниципальной службы к условиям современной российской практики.

2. Используя навыки осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, дайте характеристику Служебного этикета и служебной этики: общее и особенное.

2. Эстетические предписания этикета государственных и муниципальных служащих: структура и функции.

2. Используя навыки осуществления делового общения и публичного выступления, ведения переговоров, охарактеризуйте значение и структуру речевого этикета государственных (муниципальных) служащих.

2. Используя навыки осуществления делового общения, ведения деловой переписки и поддержания электронной коммуникации, раскройте моральные регулятивы делового общения в социальных сетях и правила этикета.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////