ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2     

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год) - часть 2

 

 

31
царских врат, наручи, поручи, перчатки, венчальные венцы и свечи,
серьги и др. заносятся в инвентарную книгу под одним дробным номером, а
каждая составная часть нумеруется соответствующей цифровой дробью.
Отдельным деталям, смонтированным на предметах
(пуговицы,
орденские знаки, монеты и обереги на этнографических костюмах, орденские
знаки, вмонтированные в наградное оружие, предметы с крышками на
шарнирах и пр.), дробный номер не присваивается, но в описании предмета
указывается их наличие и отличительные признаки.
В сброшюрованных альбомах рисунков, литографий, офортов,
фотографий, образцов тканей и др. альбом записывается под самостоятельным
инвентарным номером, а каждый лист получает дробный номер. При этом
указывается количество листов с изображениями, количество пустых или
отсутствующих листов или «гнезд» для фотографий.
Если на листе несколько рисунков, фотографий, образцов тканей и т.д.,
каждый из них получает подробное описание.
Дата регистрации и Ф.И.О. лица, производившего запись.
Сведения об авторе: указываются Ф.И.О., псевдоним, прозвище, для
иностранного автора в русской и иностранной транскрипции, годы жизни и
другие биографические данные, известные на момент регистрации.
Для гравюр, офортов, литографий и других видов печатной графики
необходимо указывать гравера и художника, с чьего оригинала гравюра
выполнена.
При описании архитектурных чертежей указывается автор проекта и
автор чертежа.
Предметное слово - для вещевых, письменных источников, кино-
фото-фоно-видеоматериалов: ружье кремневое, ваза стеклянная, кубок
серебряный, тарелка фарфоровая, костюм женский городской, шляпа
«капелюх», медаль настольная, прибор туалетный, пистолеты дуэльные, чучело
рыси, друза аметиста, кость бедренная мамонта, гербарий, фотография, пленка,
пластинка и т.д.
Место производства (изготовления), бытования: указывается страна,
область, район
(губерния, уезд), город, деревня. Дается полное название
государственного
(казенного) или частного предприятия
(завода, фабрики,
мастерской), кустарного промысла, указываются сведения об этнической и
социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, кому он
принадлежал, раскрывается мемориальное значение предмета
Время изготовления указывается точное или примерное
(Россия
Императорский фарфоровый завод, 1830; Франция, 2-я пол. Х1Х в. и тд.).
Фабричные знаки и клейма: дается их краткое описание с
воспроизведением, имеющихся на них дат, эмблем, гербов, монограмм,
надписей в транскрипции подлинника. Указывается также ручным или
механическим способом выполнен тот или иной знак.
Развернутое визуальное описание предмета необходимо для
обеспечения его идентификации и юридического обоснования подлинности.
Описание произведений изобразительного искусства начинается с
авторского названия или с названия, данного специалистами музея. Далее идет
32
подробное
описание
сюжета, скульптурного произведения При
описании портрета конкретного лица обязательны сведения о портретируемом.
Авторские подписи, клейма, другие надписи, связанные с сюжетом
произведения, следует приводить полностью на том же языке и с тем же
написанием, как они существуют на предмете.
При описании предметов, относящихся к вещевым источникам,
указывается, является ли он цельным или составным отмечаются особенности
формы цвета. украшения.
Описание предмета и его частей излагается в определенной
последовательности: в первую очередь описывается конструкция и форма,
декор, а затем описание отдельных составных частей.
При описании конструкции предмета необходимо указывать места и
способы соединения частей и деталей, их особенности и размеры.
При описании нумизматических предметов дается описание лицевой и
оборотной стороны, определяется принадлежность к определенному месту и
времени чеканки, назначение (для медалей и орденов).
При поступлении кладовых находок они должны в полном составе
записываться в инвентарную книгу, а на каждый клад должна составляться
специальная карточка с указанием всех сведений о кладе и условии его
находки.
При описании предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные
камни входят как составные части, указывается материал составных частей
(например, «ларец золотой прямоугольной формы, с эмалевым изображением
сельского пейзажа, по краям крышки - 13 бриллиантов, по углам - 4 рубина и
т.д.).
Описание образцов флоры и фауны нужно начинать с видового
названия на русском и латинском языках и включить в него все данные
полевых этикеток.
Описание предметов, относящихся к письменным источникам,
необходимо начинать с наименования автора или составителя документа, а при
отсутствии автора - с названия самого документа, дается краткое содержание
(аннотация), подлинник или копия (какая и какого времени), место хранения
оригинала, приводятся датирующие записи и знаки удостоверения (подписи,
печати, штампы, экслибрисы и т.п.), указываются имеющиеся изобразительные
элементы (заставки, концовки, схемы, карты и т.п.), особенности внешнего
оформления
Если источник нерусский приводится оригинальное название на
соответствующем языке и перевод на русский язык.
Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов
заснятого лица, указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост,
поворот влево и т.д.), год, к которому относится фотография.
Описание фотографий с групповыми изображениями начинается с
общего наименования группы, а затем перечисляются входящие в нее лица.
Описание фотографий, воспроизводящих различные события, начинается
с наименования сюжета.
Материал, техника изготовления должны определяться с достаточной
точностью, требующей специальных знаний, а иногда и специального анализа.
33
В тех случаях, когда предмет выполнен из нескольких материалов,
указывается преобладающий
(основной), отмечается способ выполнения
предмета
(ручной или механический), кратко указываются особенности
технологии производства.
При записи предметов, состоящих полностью из драгоценных металлов и
драгоценных камней, в том числе монет, в графе «материал» указывается
наименование металлов и камней, из которых изготовлен предмет.
Размеры указываются в сантиметрах или миллиметрах для небольших
предметов. Для плоскостных предметов (живопись, графика, книги, документы
и др.) - высота и ширина, для круглых и эллипсообразных - наибольший
диаметр на меньший, для объемных даются три измерения - высота, ширина и
глубина.
Примечание: при обмерах предметов запрещается
пользоваться мягким сантиметром.
Для произведений живописи даются размеры по подрамнику или по
доске,
Для произведений графики указывается двойной размер
- листа и
изображения
Высота скульптурного произведения
(например, статуя) указывается
вместе с плинтом, если они составляют одно целое.
Размеры предметов декоративно-прикладного искусства (вазы, кувшины,
бокалы, мебель и т.д.) даются от наивысшей точки до его основания, ширина и
длина измеряются между наиболее отдаленными друг от друга частями
При описании костюмов указываются следующие размеры: ширина плеч
или пояса и длина.
При обмере предметов, состоящих целиком из драгоценных металлов и
драгоценных камней, указывается высота, ширина и глубина предмета, диаметр
(если предмет правильной круглой формы) с точностью до 1 миллиметра.
Проба, масса: при записи в инвентарные книги изделий из драгоценных
металлов и драгоценных камней необходимо, кроме сведений, обязательных
для всех других музейных предметов, включать данные о пробе и общей массе
предмета в граммах, а также название и масса каждого драгоценного металла,
который входит в качестве составной части в этот предмет. При наличии на
предмете драгоценных камней указывается их название, количество, размер и
масса в каратах, отмечается количество пустых гнезд.
Масса предмета до 100 гр. указывается с точностью до 0,01 грамма,
свыше 100 гр. - с точностью до 0,1 грамма, масса драгоценных камней - с
точностью до 0,01 карата.
Если камни одного вида имеют разные размеры, должно быть указано
количество их для каждой массы.
Крупные цельные предметы (чаши, кубки, ларцы и др.) взвешиваются с
точностью, допускаемой весами, о чем делается специальная запись.
Категорически запрещается разборка предметов, имеющих детали из
драгоценных металлов и драгоценных камней, для определения их массы,
равно как и изъятие драгоценных камней из своих гнезд
Сохранность: дается описание состояния сохранности предмета на
момент инвентаризации - вносятся все имеющиеся дефекты (прорывы, осыпи
34
красочного слоя, трещины, вздутия, сколы, потертости, поломки, обрезы,
отсутствие какой-либо части или детали предмета и т.п.), указываются места и
размеры значительных повреждений.
При описании состояния сохранности предмета нельзя писать:
«сохранность плохая», «хорошая» или «имеются повреждения». В случае, если
видимых повреждений нет, это следует написать: «заметных повреждений нет»,
«олифа не потемнела».
При описании состояния сохранности графических, рукописных и
печатных материалов вначале фиксируется состояние сохранности лицевой
стороны, а затем описывается состояние сохранности оборотной.
Здесь же даются краткие сведения о реставрации памятника со ссылкой
на номер реставрационного паспорта.
Сведения о проведении консервационных работ могут быть отражены в
научном паспорте музейного предмета.
Источник поступления: указывается, как и от кого предмет поступил в
музей (экспедиция, закупка, дар, пожертвование, обмен и т.д.) со ссылкой на
юридические документы - АКТ ПП и акт ОХ, протокол ЭФЗК.
Указания №№ по КП и специальным инвентарным книгам служат
для достижения взаимосвязи между книгами учета.
№№ негативов или изображений на электронных носителях служат
для оперативного получения информации отснятого оригинала.
Примечание: в эту графу могут заносится сведения о месте постоянного
хранения предмета, о проверках наличия, об изменениях в атрибуции,
датировках и т.д. с обязательной ссылкой на протокол ЭФЗК.
8.8 Учет предметов вспомогательного фонда
8.8.1 Предметы, отнесенные ЭФЗК музея к вспомогательному фонду
актируются в Актах приема предметов в постоянное пользование (Акт ПП) и
регистрируются в книге поступлений вспомогательного фонда.
8.8.2. В зависимости от результатов дальнейшей обработки «сырьевые»
материалы на основании решения ЭФЗК в дальнейшем могут переводиться в
основной или вспомогательный фонд.
8.8.3. Записи в книге поступлений вспомогательного фонда должны
содержать краткие каталожные данные о регистрируемом предмете: автор,
наименование предмета, дата создания, материал, техника, размеры, источник
поступления.
8.8.4. Предметы вспомогательного фонда регистрации в инвентарных
книгах не подлежат.
8.8.5. Выдача предметов вспомогательного фонда во временное
пользование производится на основании распоряжения (приказа) директора
музея.
8.8.6. Может производиться исключение предметов вспомогательного
фонда в случаях передачи их в постоянное пользование в другие музеи и
организации, утраты, кражи, хищения, разрушения и т.д. на основании
разрешения органа исполнительной власти в сфере культуры субъекта
35
Российской Федерации (так как музей является муниципальным, находится
на территории субъекта Российской Федерации).
Примечание: изменения в составе вспомогательного фонда
также производятся на основании решения ЭФЗК.
8.8.7. Перевод предметов из состава вспомогательного фонда в основной
производится по приказу директора музея на основании решения ЭФЗК.
8.9. Организация учета музейных предметов и музейных коллекций в
филиалах музея
Если при Билибинском музее будет организован филиал, то организация
учета музейных предметов и музейных коллекций будет производиться:
8.9.1. Система учета музейных предметов и музейных коллекций в
филиалах государственных и муниципальных музеев может быть
централизованной или автономной в зависимости от географической
удаленности филиала от головного музея, состава и объема хранящихся в
филиале коллекций и определяется Уставом головного музея.
8.9.2. При централизованной системе учета в филиале музейные
предметы и музейные коллекции, хранящиеся в нем, вносятся в книги
поступлений головного музея, а учет по инвентарным книгам осуществляется в
самом филиале.
Дубликат паспорта музейного предмета направляется филиалом в
головной музей.
8.9.3. Систематизация фондов по коллекциям и шифры коллекций
утверждаются на основании решения ЭФЗК головного музея.
8.9.4. При автономной системе учета в филиале ведутся книги
поступлений основного и вспомогательного фондов, инвентарные книги по
видам материалов в зависимости от принятой систематизации коллекций и
специальные инвентарные книги для предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней при условии создания в филиале условий для хранения
предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, определенных в п.
12.9. настоящей Инструкции.
Примечание: в случае, если в филиале музея такие условия не
созданы, эти предметы хранятся в головном музее.
8.9.5. Филиалы обязаны представлять в головной музей по 1 экземпляру
актов приема и выдачи, а также паспорта музейных предметов с тем, чтобы в
головном музее имелись полные сведения о всем собрании филиала.
8.9.6. В филиале, осуществляющем только экспонирование музейных
предметов и музейных коллекций, самостоятельный учет не ведется, а
переданные из головного музея предметы регистрируются в специальной книге,
относящейся к вспомогательной форме учета.
8.9.7. Экспертная фондово-закупочная комиссия в филиалах не создается.
Отдельные сотрудники филиала (заведующий, главный хранитель) входят в
состав ЭФЗК головного музея.
36
8.9.8.
Выдача
музейных предметов из филиала в постоянное
или временное пользование оформляется в установленном Инструкцией
порядке головным музеем.
8.9.9. Сводные данные о движении музейных предметов в филиале
отражаются также в годовом отчете головного музея.
8.10. Учетные обозначения на музейных предметах
8.10.1. После регистрации музейных предметов и музейных коллекций в
инвентарных книгах главный хранитель проставляет (маркирует) на предметах
все учетные обозначения по книге поступлений, инвентарной книге,
специальной инвентарной книге с указанием шифра музея. БКМ КП-
7469/Д2569 (Билибинский краеведческий музей, предмет внесен в КП под №
7469, в инвентарную книгу «Документы» под № 2569).
8.10.2. Не допускается хранение и экспонирование музейных предметов
без соответствующих учетных обозначений.
8.10.3. Учетные обозначения всегда должны проставляться в
определенном месте предмета, не нарушая его внешнего вида. В случае
невозможности проставить учетные обозначения на самом предмете, они
проставляются на оформлении предмета (раме, футляре, паспарту, конверте и
т.д.), этикетке или ярлычке, который подвешивается к предмету.
8.10.4 На предметах, созданных на бумажной основе (рисунки, гравюры,
плакаты, рукописи и пр.) или на ярлыках, изготовленных на тканевой основе
для пришивания их к предметам из тканей, применяются специально
изготовленные штампы.
Примечание: размер штампа не должен превышать 15х30 мм,
в нем вместе с обозначением шифра музея должны быть
проставлены учетные обозначения в виде дроби, где в
числителе
- номер по КП, а в знаменателе
- шифр
хранительского отдела и шифр коллекции, номер по
инвентарной книге.
Для указанных штампов используется специальная
(типографская)
краска. Учетные обозначения проставляются от руки гелевой ручкой или
тушью.
При штамповании типографской краской ее следует нанести тонким
слоем на стеклянную пластинку при помощи тампона, завернутого в тонкую
ткань
(батист, шелк). Штамп прикладывается к стеклянной пластинке с
краской, а затем переносится на определенную часть предмета
(паспарту,
свободное поле оборотной стороны листа), тканевый ярлык. После
употребления штамп необходимо сразу же промыть скипидаром и хранить в
сухом месте.
Примечание: при маркировке предметов с неровной
(шершавой) поверхностью (металл, камень, дерево)
можно использовать этикетки с учетными
обозначениями, распечатанные на принтере,
которые наносятся на предмет с помощью клея
ПВА. При этом клей наносится на предмет в виде
капли. Этикетка прижимается к предмету так, чтобы
были выявлены все неровности предмета, а излишки
37
клея
размазываются по ее поверхности. Высыхая,
клей образует бесцветную прозрачную защитную
пленку, предохраняющую этикетку с учетными
обозначениями от механических повреждений и
влаги.
Перед тем, как приклеивать этикетку, следует
убедиться, что печать на ней не расплывается от
клея, так как печать на принтерах различных марок
(струйных, лазерных и др.) по-разному реагирует
на влагу.
Указанный метод может использоваться на практике
только в случае проверки его на различных
предметах реставраторами музея.
8.10.5. На произведениях живописи шифр музея и учетные номера
проставляются краской на верхней или нижней планке подрамника.
На картинах без подрамников - на кромке холста с оборотной стороны
картины.
На картинах большого размера учетные обозначения следует проставлять
в двух местах - сверху и снизу.
На иконах (досках) шифр и учетные номера ставятся белой или светлой
голубой краской на торце или обороте доски.
На двухсторонней иконе шифр и учетные номера проставляются краской
на торце.
8.10.6. На акварелях, рисунках, гравюрах, плакатах, прочих
предметах, не оформленных в паспарту и выполненных на плотной бумаге,
номера с шифром обозначаются штампом на обороте предмета в одном из
углов.
В тех случаях, когда указанные предметы оформлены в паспарту, штамп
с обозначением номеров проставляется на паспарту. Эти же обозначения
проставляются на оригинале карандашом.
Для гравюр и рисунков на тонкой и прозрачной или ветхой бумаге
написание учетных обозначений разрешается только на окантовке или
монтировке. На двухсторонних рисунках штамп и номера проставляются на той
стороне листа, где они при экспонировании могут быть перекрыты краем
паспарту. Если композиция рисунка этого не позволяет, штамп и номер
проставляются на монтировке.
В случае особо сложной монтировки и нежелательности раскантовки
предмета, когда раскантовка может повлечь за собой повреждение данного
предмета (например, пастели), шифр музея и учетные номера проставляются на
окантовке предмета, о чем делается в инвентарной книге (графа «примечание)
соответствующая отметка.
На отдельных рукописных листах шифр музея и учетные номера
проставляются способом, принятым для предметов графики (миниатюрный
штамп, шифр и номера карандашом на оборотной стороне листа).
8.10.7. Альбомы с рисунками, гравюрами, фотографиями, образцами
тканей и пр. маркируются на обороте титульного листа с обозначением шифра
музея, номера КП, где количество дробей соответствует количеству листов в
альбоме, а также номеров по инвентарной книге с указанием через тире первого
и последнего номера.
38
Каждый
лист
альбома маркируется отдельно с указанием
номера КП с соответствующей дробью и инвентарного номера данного листа.
8.10.8. На произведениях скульптуры (дерево, металл, мрамор и др.)
шифр и учетные номера проставляются эмалевой или масляной краской сзади
на нижнем углу плинта.
На крупногабаритной скульптуре, особенно на рельефах,
прикрепляемых к стене, архитектурных фрагментах
(фризы, колонны,
карнизы и пр.) шифр и учетные номера рекомендуется проставлять на
неэкспозиционных торцах, в двух-трех местах с разных сторон в целях
наиболее легкого нахождения учетного обозначения.
На мелкой скульптуре, которую можно держать в руках, шифр и
учетные номера проставляются краской на поддоне.
8.10.9. На предметах из керамики (глина, фарфор, фаянс и т.д.), а также
на предметах из дерева и камня шифр музея и учетные номера проставляются
на поддоне масляной краской или тушью с последующим покрытием туши
прозрачным лаком.
Примечание: на изделиях, имеющих на поддоне клейма, марки,
учетные обозначения проставляются на свободных
местах.
В целях быстрого нахождения учетных обозначений указанные предметы
дополнительно должны иметь этикетки, которые подвешиваются к предмету.
8.10.10. На предметы из металла учетные обозначения наносятся
эмалевой краской.
Учетные обозначения на мелких предметах (миниатюры, монеты,
медали, геммы, камни, археологические находки, кресты и др.) проставляются
на их монтировке, индивидуальной упаковке (конверты, футляры, коробки),
либо же к ним подвешивается этикетка из плотного картона.
8.10.11. Крупногабаритные предметы из дерева, в том числе мебель,
маркируется от руки эмалевой или масляной краской так, чтобы не нарушить
экспозиционного вида, в местах, не покрытых лаком, политурой или
фанеровкой.
8.10.12. На расписанных и резных предметах (прялки, рубели и др.)
учетные обозначения проставляются на местах, свободных от росписи и
резьбы, по возможности, внизу.
8.10.13. На открывающихся предметах (шкатулки, табакерки и пр.)
учетные обозначения проставляются на внутренней поверхности.
8.10.14. На лакированные предметы этикетки с учетными
обозначениями наклеиваются на поддоне или изнутри рыбным клеем.
8.10.15. На огнестрельное оружие учетные обозначения наносятся на
внутреннюю сторону спусковой планки, на холодное - на черенок или путем
подвешивания картонной этикетки.
На оборонительном вооружении (шлемы, щиты и т.п.) - на внутренней
стороне.
8.10.16. На негативах и диапозитивах учетные обозначения
проставляются тушью на эмульсии.
На отдельных фотоотпечатках - на обороте, в нижнем углу.
39
На негативах размером менее
9х12 см учетные обозначения
проставляются на конверте, а на малоформатных позитивах - на монтировке.
8.10.17. На предметах, относящимся к естественно-историческим
коллекциям, учетные обозначения проставляются:
на тушках животных и птиц - на специальных подвесных этикетках
(ярлыках);
на чучелах - на подставках;
на препаратах, заключенных в банки или постоянные футляры, - на
наружной стороне банки или футляра;
на гербарных листах - на каждом листе внизу;
на геологических и палеонтологических образцах - на стенке ящиков с
монолитами или на коробках с образцами;
на сыпучих образцах - на упаковке.
8.10.18. Предметы, поступившие в музей на временное хранение
(временное экспонирование, реставрация) шифруются упрощенной техникой:
номера временного хранения могут наноситься карандашом или обозначаться
подвесными этикетками.
8.10.19. Все старые этикетки, шифры и номера на предметах сохраняются
при замене их на новые, но погашаются - зачеркиваются косым крестом
светлой тушью или графитным карандашом (для графики) так, чтобы они легко
читались и просматривались.
8.10.20. Ярлыки, этикетки и надписи старых собраний, выставочных
залов и т.п., отражающие историю предмета и музейного собирательства,
такому погашению не подлежат.
8.11. Замена книг учета
8.11.1. Музей имеет право производить замену основных книг учета
(книги поступлений основного фонда, инвентарные книги, специальные
инвентарные книги) в исключительных случаях - ветхость книги в результате
многолетнего использования, значительные повреждения водой, огнем,
грызунами и т.п.
8.11.2.Замена старых книг учета на новые производится только на
основании разрешения органов культуры исполнительной власти в сфере
культуры Чукотского АО, в ведении которого находится Билибинский музей.
8.11.3. Основанием для рассмотрения вопроса о замене и переписке книг
учета является письменное обращение в орган культуры исполнительной
власти в сфере культуры Чукотского АО, в ведении которого находится
Билибинский музей.
8.11.4. К обращению прилагается протокол ЭФЗК музея с обоснованием
причины и необходимости замены книги учета, а также порядка проведения
переписки старой книги.
8.11.5. После получения разрешения на замену музей обязан произвести
их переписку путем переноса всех записей из старых книг учета в новые.
8.11.6. В новых книгах должна быть ссылка на шифр и номер старой
книги. В старой книге также соответственно проставляются шифр и номер по
новой книге против каждого музейного предмета.
40
8.11.7. В целях сохранения целостности информации и учетных
номеров предметов в новую книгу должны быть перенесены предметы,
исключенные ранее из старой книги со ссылкой на разрешительные документы.
8.11.8. По окончании работы по переписке старых книг учета
составляется Акт на погашение, который вместе с протоколом ЭФЗК музея,
представляется на утверждение в Министерство культуры Российской
Федерации.
8.11.9. До утверждения Акта на погашение действующими считаются
старые книги учета
8.11.10. Старые (погашенные) книги передаются на постоянное хранение
в научный архив музея.
8.12. Учет и организация хранения книг учета
8.12.1. Музей обязан вести строгий учет всех основных юридических
учетных документов: актов приема и выдачи музейных предметов и музейных
коллекций в постоянное и временное пользование, книг поступлений,
инвентарных книг, специальных инвентарных книг, документов по учету
архивных материалов, актов проверки наличия музейных коллекций, книг
регистрации актов всех видов.
8.12.2. Учет данной документации осуществляется главным хранителем
путем составления описей по каждому виду учетных документов, в том числе
погашенных.
8.12.3. Вся учетная документация музея подлежит бессрочному
(постоянному) хранению в фондах в сейфах или несгораемых шкафах в
опечатанном виде.
8.13. Вспомогательные формы учета
8.13.1. Вспомогательные формы учета носят справочный характер и
используются для оперативной и научной работы с музейными предметами и
музейными коллекциями.
8.13.2. Вспомогательные формы учета не заменяют основных учетных
юридических документов.
8.13.3. К вспомогательным формам учета относятся: генеральная
(учетная), инвентарная, топографическая, систематическая картотеки и т.д.
8.13.4. Отдел учета музея в обязательном порядке ведет и хранит
генеральную
(учетную) картотеку, включающую музейные предметы и
музейные коллекции в порядке записи в книгах поступлений основного и
вспомогательного фондов.
8.13.5. Главный хранитель, научный сотрудник ведут и хранят:
инвентарную картотеку, включающую музейные предметы в порядке
их записи в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах;
топографическую картотеку, фиксирующую информацию о местах
хранения музейных предметов и музейных коллекций;
41
систематические картотеки
(авторские, именные, предметные,
хронологические, по историческим периодам, географическим районам,
промышленным производствам и т.д.).
8.13.6. Все места хранения (шкафы, витрины, стеллажи, полки и т.д.)
должны быть пронумерованы и снабжены топографическими описями с
указанием в них наименования и учетных обозначений предмета, отметки о
движении предметов.
Топографические описи подписываются главным хранителем.
9. ВКЛЮЧЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ
КОЛЛЕКЦИЙ В МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9.1. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные музеем и
включенные в основное музейное собрание, должны быть заявлены
Министерству культуры Российской Федерации для последующего
включения в состав государственной или негосударственной части Музейного
фонда Российской Федерации в 2 месячный срок со дня приобретения и
регистрации в Книге поступлений основного фонда.
9.2. Заявление
- письменное обращение в Министерство культуры
Российской Федерации представляется:
руководителем органа исполнительной власти в сфере культуры
Чукотского АО, на территории которого находятся Билибинский музей
(приложение № 2).
К заявлению прилагаются выписка из протокола ЭФЗК музея с
обоснованием включения музейных предметов и музейных коллекций в состав
основного фонда и опись этих музейных предметов и коллекций, составленная
по форме Книги поступлений на бумажном и электронном носителях (дискета).
9.3. Для включения в состав негосударственной части Музейного фонда
Российской Федерации культурных ценностей, находящихся в собственности
граждан и юридических лиц, последние представляют в Министерство
культуры Российской Федерации заявление и опись предметов с указанием в
ней кратких каталожных данных предметов и состояния их сохранности
(приложения №№ 36, 36а, 37, 37а).
9.4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации о включении
заявленных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской
Федерации в
10-дневный срок направляется в Государственный каталог
Музейного фонда Российской Федерации, где производится регистрация
музейных предметов и музейных коллекций.
9.5. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения
о каждом музейном предмета и каждой музейной коллекции, включенных в
состав Музейного фонда Российской Федерации.
9.6. Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными
в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации
соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда
Российской Федерации.
42
9.7. На музейные предметы и музейные коллекции, включенные в
состав Музейного фонда Российской Федерации, музею выдается
свидетельство.
9.8. О любых изменениях, вносимых в информацию о музейных
предметах и музейных коллекциях, зарегистрированных в Государственном
каталоге Музейного фонда Российской Федерации, музей обязан
незамедлительно сообщить Министерству культуры Российской Федерации.
9.9. Информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных
коллекций представляется в Министерство культуры Российской Федерации в
3-дневный срок с момента их обнаружения.
9.10. Министерство культуры Российской Федерации вправе производить
контрольные проверки достоверности представленных данных путем их сверки
с основными учетными документами, а также выборочного визуального
осмотра музейных предметов и музейных коллекций.
10.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И
МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
10.1. Проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций
является формой государственного контроля Министерства культуры
Российской Федерации, других федеральных министерств и ведомств,
Российской Академии Наук, органов исполнительной власти в сфере культуры
субъектов Российской Федерации за сохранностью и изменениями в составе
Музейного фонда Российской Федерации.
10.2. Результаты проверки наличия музейных коллекций считаются
утвержденными после издания соответствующего приказа Министерства
культуры Российской Федерации.
10.3. Проверка наличия представляет собой сличение фактического
наличия и состояния сохранности музейных предметов с записями в учетной
документации музея - книгах поступлений, инвентарным книгам, специальным
инвентарным книгам, актах приема, другой учетной документацией в случае
необходимости.
10.4.Проверка наличия проводится по коллекциям в зависимости от
принятой в музее систематизации и классификации на основании планов-
гафиков, утверждаемых директором музея.
В плане-графике предусматривается очередность проверки коллекций,
сроки ее начала и окончания, указывается количество предметов, входящих в
состав данной коллекции, шифр коллекции, ответственный хранитель.
При составлении планов-графиков проверки наличия следует учитывать,
чтобы проверка определенной коллекции систематически проводилась не реже
1 раза в 3-5 лет.
Планы-графики должны быть согласованы музеем с вышестоящим
органом - Отделом культуры, Управлением Социальной политики.
10.5. Проверка наличия осуществляется специальной комиссией в составе
не менее 3 человек, которая назначается приказом директора музея.
43
10.6. Результаты проверки фиксируются в Акте проверки
наличия музейной коллекции с учетной документацией, форма которого
является единой для всех музеев.
Неотъемлемой частью Акта проверки наличия являются таблицы
фиксации состояния учетной документации.
Изменения в составе музейной коллекции,
(недостача, количество
предметов, подлежащих переводу из основного во вспомогательный фонд,
количество предметов, подлежащих списанию, дважды повторенные записи),
изменения в количественных показателях предметов, имеющих дробные
номера, несоответствия в описаниях предметов, и другие факты, выявленные в
ходе проверки, фиксируются отдельными списками, являющимися
приложениями к Акту. Форма списков должна строго соответствовать
установленным образцам.
Все приложения к Акту проверки подписываются главным хранителем,
научным сотрудником - ответственным хранителем..
10.7. Акт проверки наличия музейной коллекции с учетной
документацией подписывается членами проверочной комиссии, регистрируется
отделом учета в специальной книге регистрации актов проверки наличия,
выносится на рассмотрение ЭФЗК музея, решение которой оформляется
соответствующим протоколом и утверждается директором музея.
10.8. Акты проверки наличия музейных коллекций с учетной
документацией музея представляются на утверждение в Министерство
культуры Российской Федерации после рассмотрения результатов проверки
коллегиями или специальными экспертными комиссиями.
11. ДВИЖЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ
КОЛЛЕКЦИЙ
11.1 Исключение музейных предметов и музейных коллекций из
Музейного фонда Российской Федерации
11.1.1. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из
состава Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным
органом исполнительной власти, на который возложено государственное
регулирование в области культуры, т.е. Министерством культуры Российской
Федерации.
11.1.2. Решение об исключении музейных предметов и музейных
коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации и учетной
документации музея принимаются Министерством культуры Российской
Федерации в следующих случаях:
а) утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций;
б) обмен музейных предметов и музейных коллекций с частными лицами,
учреждениями и организациями на другие музейные предметы и музейные
коллекции при условии эквивалентности обмена;
в) ошибочность экспертного заключения о культурно-историческом
значении, физическом состоянии и других особенностях, на основании
44
которого ЭФЗК музея было принято решение о включении их в состав
основного фонда;
г) соответствующее судебное решение, вступившее в силу.
11.1.3. Основанием для получения разрешения (приказа) Министерства
культуры Российской Федерации на исключение музейных предметов и
музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации и
учетной документации музея является письменное обращение органа
исполнительной власти в сфере культуры Чукотского АО, в ведении которого
находится Билибинский музей.
К письменному обращению прилагаются:
а) протокол ЭФЗК музея, в котором содержится аргументированное
обоснование причины исключения;
б) списки предметов с указанием кратких каталожных данных (автор,
название предмета, дата изготовления, материал, техника, размер), состояния
сохранности и фотографии предметов (размером не менее
9х12 см);
в) экспертные заключения специалистов, в том числе, при
необходимости, сторонних, подтверждающих обоснование причины
исключения по состоянию сохранности (реставраторы, специалисты архивной
службы, искусствоведы);
г) акт происшествия (стихийные бедствия, кража, авария инженерных
коммуникаций, пожар и т.п.), составленный на момент обнаружения и
фиксирующий обстоятельства повреждения или полной утраты музейных
предметов);
д) документы о мерах, принятых музеем по факту происшествия (приказ
по музею, объяснительные записки лиц, ответственных за охрану и сохранность
музейных предметов и музейных коллекций, квитанции о возмещении
материального ущерба и др.);
е) постановление судебной инстанции, вступившее в силу.
11.1.4. Решение (приказ) Министерства культуры Российской Федерации
об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава
Музейного фонда Российской Федерации и учетной документации музея в 10-
дневный срок направляется на регистрацию в Государственный каталог
Музейного фонда Российской Федерации.
11.2. Передача музейных предметов и музейных коллекций из
муниципального музея в постоянное
(бессрочное безвозмездное)
пользование другим государственным и муниципальным музеям.
11.2.1. Передача музейных предметов и музейных коллекций из музея в
постоянное (бессрочное безвозмездное) пользование (на постоянное хранение)
в другие государственные и муниципальные музеи осуществляется на
основании разрешения Министерства культуры Российской Федерации в
случаях уточнения музеями профиля и исторической принадлежности
музейных предметов и музейных коллекций, обмена, изменения статуса музея и
т.д.
11.2.2 Разрешение Министерства культуры Российской Федерации
оформляется на основании следующих документов:
45
а) письменное обращение в Министерство культуры Российской
Федерации руководителя органа исполнительной власти в сфере культуры
Чукотского АО, с обоснованием причины передачи или обмена.
б) протокол ЭФЗК музея с аргументированным обоснованием причины
передачи, эквивалентности обмена, подтвержденными заключениями
специалистов, при необходимости сторонних, о художественной, исторической
и иной значимости предметов;
Примечание: в случае обмена между музеями
представляются письма и протоколы ЭФЗК
от обеих сторон.
в) список передаваемых предметов, в котором указываются краткие
каталожные данные предметов (автор, школа, дата создания, материал, техника,
размеры, проба и вес предметов из драгоценных металлов и драгоценных
камней, количество и наименование драгоценных камней), подробное описание
состояния их сохранности;
г) проект договора мены между государственным и муниципальным
музеем.
11.2.3. На основании разрешения Министерства культуры Российской
Федерации музей осуществляет передачу предметов по Акту выдачи предметов
в постоянное пользование с шифром «Акт ВПП».
11.2.4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации на
исключение музейных предметов из учетной документации музея, передавшего
предметы и включение их в учетную документацию музея, принявшего
предметы, издается на основании письменного обращения с приложением к
нему акта выдачи.
11.2.5. До получения приказа Министерства культуры Российской
Федерации исключение предметов из учетной документации музея и
включение в учетную документацию музея не допускается.
11.2.6. Изменения в составе фондов музеев, участвующих в приеме -
передаче и обмене музейными предметами и музейными коллекциями,
фиксируются в Государственном каталоге Музейного фонда Российской
Федерации.
11.3. Прием музейных предметов и музейных коллекций во
временное пользование
11.3.1. Прием музейных предметов и музейных коллекций во временное
пользование из других музеев, организаций, частных лиц осуществляется в
случаях использования их в экспозиционной, выставочной работе, для
реставрации, проведения экспертиз и т.д.
При приеме составляется Акт приема во временное пользование,
которому присваивается соответствующий шифр, например, Акт ПВП.
В Акте ПВП принимаемые предметы перечисляются один за другим по
наименованию, указываются их краткие каталожные данные (дата создания,
материал, техника, размеры, монтировка и др.), подробное описание состояния
сохранности.
46
11.3.2. Акт ПВП составляется в
2-х экземплярах: один остается у
главного хранителя, второй вручается передающей стороне.
11.3.3. Акт ПВП подписывается представителями принимающей и
передающей сторон, утверждается директором или главным хранителем музея,
скрепляется печатью музея, принявшего предметы.
11.3.4. Акты регистрируются в специальной книге, которая до заполнения
должна быть сброшюрована, пронумерована, заверена подписями директора
или главного хранителя и скреплена печатью музея.
11.3.5. Порядковый номер Акта ПВП с дробными номерами,
соответствующими количеству принятых по нему предметов, становится
номером их временного хранения. В этом случае книга регистрации актов
приобретает одновременно характер инвентарной книги предметов,
поступивших во временное пользование.
11.4. Выдача музейных предметов во временное пользование в
пределах Российской Федерации
11.4.1. Выдача музейных предметов и музейных коллекций во временное
пользование (на временное хранение) в другие музеи, организации, частным
лицам осуществляется в случаях необходимости использования их в
экспозиционно-выставочных целях, для экспертизы, реставрации, научного
изучения, использования в и т.д.
Примечание: а) не разрешается выдача музейных предметов, не
имеющих учетных обозначений;
б) не разрешается выдача предметов, находящихся
во временном пользовании, без письменного
согласия.
11.4.2. Временные выдачи предметов на срок до одного года
осуществляются на основании приказа директора музея.
11.4.3. Выдача музейных предметов и музейных коллекций, входящих в
состав основного музейного собрания, во временное пользование производится
по разрешению вышестоящих органов, если срок временной выдачи превышает
один год.
11.4.5. Выдача предметов во временное пользование осуществляется по
Акту временной выдачи, которому присваивается определенный шифр «Акт
ВВ» (Приложение 4).
В Акте ВВ указывается кому, по чьему разрешению, для какой цели и на
какой срок предметы передаются во временное пользование. При этом
предметы перечисляются один за другим с указанием кратких каталожных
данных (автор, наименование, дата, материал, техника, размеры, вес и проба
для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней), всех учетных
обозначений, состояния сохранности, страховой оценки.
11.4.6. Основанием для составления Акта ВВ являются:
а) письменный запрос и гарантийное письмо принимающей стороны с
обоснованием необходимости получения предметов, указанием сроков
временного пользования и подтверждением обеспечения их сохранности;
б) договор, заключаемый между заинтересованными сторонами об
условиях и сроках временного хранения и использования музейных предметов;
47
в)
решение
ЭФЗК о возможности выдачи предметов с
утверждением страховой оценки выдаваемых предметов, которое оформляется
соответствующим протоколом;
г) доверенность на представителя принимающей стороны.
11.4.7. Выдача музейных предметов культового характера из музея в
безвозмездное пользование религиозным организациям на определенный срок,
в совместное использование или на период существования религиозной
организации осуществляется по разрешению Министерства культуры
Российской Федерации, с дополнительным представлением нотариально
заверенной копии Устава, свидетельства о государственной регистрации
религиозной организации и справки органа внутренних дел по месту ее
расположения о наличии или отсутствии охраны культового объекта,
оснащении помещений охранной и пожарной сигнализацией.
11.4.8. Акт ВВ подписывается представителями передающей и
принимающей стороны, утверждается директором, скрепляется печатью музея
и регистрируются в соответствующей книге регистрации, которая до
заполнения должна быть сброшюрована, пронумерована, заверена подписями
директора или главного и скреплена печатью музея.
Один экземпляр Акта ВВ остается у директора, второй передается
главному хранителю, третий вручается представителю принимающей стороны.
11.4.9. В конце текущего года акты нумеруются постранично в порядке
восходящих номеров, брощюруются, шнуруются и оформляются заверительной
записью.
11.4.10. Акты ВВ хранятся постоянно у главного хранителя фондов.
11.4.11. Продление срока выдачи музейных предметов и музейных
коллекций во временное пользование не более чем на 1 год осуществляется
директором музея на основании решения ЭФЗК и оформляется
соответствующим приказом.
11.4.12. Продление временной выдачи на более длительные сроки
осуществляется на основании дополнительного договора между
заинтересованными сторонами и разрешения вышестоящей организации.
Принимающая сторона обязана ежегодно подтверждать наличие и
состояние сохранности принятых во временное пользование предметов.
11.4.13. Контроль за своевременным возвратом предметов, выданных во
временное пользование, осуществляет главный хранитель.
11.4.14. При возврате предметов составляется Акт возврата.
11.5. Выдача музейных предметов для экспонирования на выставках
за рубежом
11.5.1. Выдача музейных предметов, направляемых для экспонирования
на выставках за рубежом, производится по разрешению Министерства
культуры Российской Федерации.
11.5.2. Основанием для выдачи разрешения Министерства культуры
Российской Федерации являются:
48
а) письмо музея с просьбой об оформлении разрешения на выдачу
музейных предметов с вывозом их за рубеж и обратным ввозом, указываются
также название выставки, место и сроки ее проведения, партнер (партнеры);
б) письменное согласие вышестоящих органов исполнительной власти
в сфере культуры субъектов Российской Федерации
- Отдел культуры,
Управление социальной политики;
в) копия договора об условиях организации выставки между
направляющей и принимающей сторонами на русском и иностранном языках с
заверением перевода. Каждая страница договора должна быть подписана
договаривающимися сторонами.
В договоре обязательно предусматривается сопровождение экспонатов
представителем (представителями) музея и их присутствие при монтаже и
демонтаже выставки, обязательное медицинское страхование, организация
полицейского сопровождения при наземной транспортировки экспонатов
выставки на территории иностранного государства, финансовые обязательства
зарубежного партнера;
Примечание: в случае, если выставочное помещение, в котором
планируется проведение выставки, не является
юридическим лицом, предоставляется договор
с его учредителем, в приложении к которому дается
информация об ответственном лице,
осуществляющем прием экспонатов на временное
материально-ответственное хранение.
г) копия страхового полиса, выданного страховой компанией, с учетом
сроков транспортировки выставки туда - обратно, монтажа, экспонирования и
демонтажа («от гвоздя до гвоздя», «от стены до стены»).
Не допускается замена страхового полиса письмом от иностранных
партнеров или страховой компании, подтверждающим страхование.
Страхование музейных предметов, относящихся к государственной части
Музейного фонда Российской Федерации, должно производиться через
российские страховые компании.
Примечание: в исключительных случаях, когда музей
направляет на международную выставку единичные
экспонаты либо принимающая сторона
предоставляет государственные гарантии
финансовой ответственности (институт Индемнити)
с максимально страховым покрытием,
Министерство культуры Российской Федерации
может принять решение о страховании этих
экспонатов в иностранной страховой компании
либо через институт Индемнити.
Не допускается участие страховых брокеров в оформлении страхования
музейных предметов, направляемых на зарубежные выставки.
Страхование музейных предметов, выдаваемых на зарубежные выставки,
должно осуществляться в долларах США.
Страховая оценка направляемых за рубеж музейных предметов
пересматривается при каждом конкретном случае временного вывоза с учетом
существующих в этот момент средних цен на мировом антикварном рынке,
49
утверждается на заседании ЭФЗК музея
и
согласовывается
с
Министерством культуры Российской Федерации.
Предоставляемое страховое покрытие должно включать в себя все
стандартные, авиационные, радиационные, военные риски, риски,
террористических актов, а также связанные с землетрясениями и иными
стихийными бедствиями.
Примечание: деловые и судебные риски при необходимости
страхуются отдельно.
При наступлении страхового случая музей
(направивший выставку)
обязан в течение 3-х дней с момента наступления страхового случая известить
Министерство культуры Российской Федерации и в дальнейшем согласовывать
с ним все свои действия по оформлению страхового случая, в том числе
определение размера ущерба и выплату страховой компенсации.
г) гарантия государственных или муниципальных органов в
отношении безопасности и сохранности экспонатов в период их нахождения на
территории принимающей стороны, а также гарантия своевременного возврата
с переводом на русский язык.
д) список экспонатов (4 экземпляра) с указанием кратких каталожных
данных (автор, школа, наименование предмета, дата его создания, материал,
техника, размеры, вес и проба предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней, количество драгоценных камней), полного описания
сохранности, всех учетных обозначений
(по КП, инвентарным книгам,
специальным инвентарным книгам), старховой суммы в долларах США (по
предметная и общая).
Список подписывается директором и главным хранителем музея и
заверяются печатью музея. Данный список экспонатов является неотъемлемой
частью договора.
е) выписка из протокола Реставрационного совета
(комиссии) с
заключением о возможности транспортировки и экспонирования вывозимых
музейных предметов;
ж) выписка из протокола ЭФЗК с утверждением страховой оценки
музейных предметов;
з) комплект цветных фотографий вывозимых предметов с аннотацией
каждой фотографии на оборотной стороне, заверенной печатью;
11.5.3. При вывозе экспонатов, на которые распространяется действие
авторского права
(50 лет со дня смерти автора), необходимо иметь
документальное подтверждение согласия автора или обладателя авторского
права.
Примечание: при передаче исключительных прав заключается
отдельный договор.
11.5.4. Музейные предметы, вывозимые за рубеж, передаются по акту
выдачи на временное материально-ответственное хранение куратору выставки.
50
11.6. Внутримузейные передачи
11.6.1. Передача музейных предметов и музейных коллекций при смене
ответственных хранителей производится на основании приказа директора музея
и оформляется соответствующим актом.
11.6.2. В экстремальных ситуациях (неожиданное увольнение, длительная
тяжелая болезнь, смерть ответственного хранителя) закрепленные за ним
коллекции на основании приказа директора музея временно передаются на
ответственное хранение другому хранителю, или главному хранителю, а после
назначения нового ответственного хранителя коллекции передаются комиссией
на основании нового приказа директора музея.
11.6.3. Передача музейных предметов и музейных коллекций на
постоянное хранение от одного ответственного хранителя другому в случаях
уточнения систематизации фондов производится на основании решения ЭФЗК
по актам ОХ. При этом в протоколе ЭФЗК указывается новый шифр предмета.
11.6.4. Передача музейных предметов из хранительских отделов на
реставрацию внутри музея (реставрационный отдел музея, реставратор музея,
сторонний реставратор, производящий реставрационные работы в музее по
договору) осуществляется на основании решения Реставрационного совета или
комиссии по актам выдачи на временное хранение.
11.6.5. Передача музейных предметов и музейных коллекций из фондов
на постоянную экспозицию и внутримузейные выставки осуществляется по
актам выдачи лицам, ответственным за хранение экспозиции или выставки.
После завершения работы над экспозицией, выставкой ответственный
хранитель составляет охранную топографическую опись со схемой
расположения экспонатов по залам, витринам, стендам.
Один экземпляр охранной топографической описи передается главному
хранителю, а остальные - лицам, ответственным за хранение экспозиции или
выставки.
Опись подписывается составителями, главным хранителем, утверждается
директором и скрепляется печатью музея.
12. УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И
МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И
ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
12.1. Общие положения
12.1.1. К музейным предметам из драгоценных металлов и драгоценных
камней относятся предметы, состоящие полностью из драгоценных металлов -
платины и металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и
осмий), золота, серебра и драгоценных камней
- природных алмазов,
изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, природного жемчуга, а также
предметы, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как
составные части (далее - музейные предметы из драгоценных металлов и
драгоценных камней).
51
Примечание:
к драгоценным камням относится жемчуг
крупный (массой 0,25 карат и более), правильной
совершенной шарообразной, грушевидной или
овальной формы с ровным поверхностным слоем
с перламутровым бархатистым блеском. Таким
жемчугом является: «ориенталь» - жемчуг
восточных морей, пресноводный (речной и
озерный), австралийский.
12.1.2. Так как музей, имеет на хранении предметы из драгоценных
металлов и драгоценных камней, обязан встать на специальный учет в
государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов
Российской Федерации, в районе деятельности которой они находятся.
12.1.3. Сотрудники Российской государственной пробирной палаты и
государственных инспекций пробирного надзора беспрепятственно посещают
музеи при предъявлении служебного удостоверения.
12.1.4. Основанием для проверки состояния учета и обеспечения
сохранности музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных
металлов и драгоценных камней является предписание руководителя
Пробирной палаты России или начальника инспекции пробирного надзора.
Выявленные при проверке недостатки и нарушения требований по учету
и хранению музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных
металлов и драгоценных камней оформляются актом, с которым проверяющие
знакомят директора и главного хранителя или лиц, их замещающих, с их
подписью в акте об ознакомлении.
Один экземпляр акта вручается руководителю музея, за что он
расписывается в экземпляре акта, остающимся у проверяющего.
12.1.6. Учет музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней призван обеспечить условия для их полной юридической
и физической сохранности в местах хранения и экспонирования, в процессе
реставрации и транспортировки, а также возможность выявления фактического
наличия на любой момент.
12.1.7. Музей, так как в нем хранятся музейные предметы и музейные
коллекции из драгоценных металлов и драгоценных камней, обязан обеспечить
3 этапа (стадии) учета:
регистрацию в Книге поступлений основного фонда;
регистрацию в инвентарных книгах;
регистрацию в специальных инвентарных книгах.
12.1.8. Ответственными хранителями музейных предметов и музейных
коллекций из драгоценных металлов и драгоценных камней могут быть
научные сотрудники, имеющие высшее образование, проработавшие в одном из
хранительских отделов музея не менее
2-х лет, прошедшие специальную
подготовку
(стажировку) по разделу учетно-хранительской работы с
музейными предметами и музейными коллекциями из драгоценных металлов и
драгоценных камней и аттестованные комиссией музея на знание норм и
требований настоящей Инструкции.
12.1.9 Ответственные хранители музейных предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней назначаются на должность по распоряжению
вышестоящего органа.
52
12.1.10. Основные функции, права и обязанности ответственного
хранителя музейных предметов и музейных коллекций из драгоценных
металлов и драгоценных камней должны соответствовать функциям, правам и
обязанностям ответственного хранителя музейных коллекций, указанным в п.
1.3. настоящей Инструкции.
12.2. Первичная экспертиза музейных предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней
12.2.1. Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней,
поступившие на рассмотрение ЭФЗК, оформляются актами ВХ ЭФЗК с
указанием в нем размеров предмета, цвета металла и камня, описания
пробирного клейма, а также подробного описания состояния сохранности.
12.2.2. Первичную экспертизу предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней, поступивших на рассмотрение ЭФЗК музея, могут
проводить эксперты, находящиеся в штате музея, или лица, имеющие
специальную подготовку, подтвержденную официальным документом
(товаровед ювелирного магазина, ломбарда и др).
12.2.3. Результаты первичной экспертизы оформляются актом.
12.2.4. Ряд предметов может быть включен в акт первичной экспертизы
без опробования, но с обязательным их взвешиванием. К ним относятся:
а) нумизматические предметы, проба которых указана на изделиях, в
каталогах или определяется по сертификату;
б) ордена и нагрудные медали, изготовленные Гознаком.
в) предметы, на которых имеются пробирные клейма.
12.2.5. Категорически запрещается демонтаж предмета при проведении
первичной экспертизы
12.3. Регистрация музейных предметов и музейных коллекций из
драгоценных металлов и драгоценных камней, принятых в постоянное
пользование
12.3.1. Все предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней,
принятые на основании решения ЭФЗК музея в постоянное пользование, после
оформления Акта ПП подлежат регистрации в Книге поступлений основного
фонда и инвентарных книгах, в порядке, предусмотренном разделами 8.5., 8.6.,
8.8. настоящей Инструкции.
12.3.2. Монетные клады в полном составе записываются в книгу
поступлений на основании коллекционной описи.
12.3.3. На каждый клад составляется «карточка учета клада», в которой
указываются все сведения о кладе и условия его находки.
12.3.4. Регистрация музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней в специальных инвентарных книгах производится после
выполнения экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней
представителями Пробирной палаты России.
53
12.4. Экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней в
музейных предметах
12.4.1. Экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней
предусматривает определение:
а) общей массы предмета;
б) наименования драгоценных металлов, драгоценных камней и других
вставок;
в) количества драгоценных камней и других вставок в штуках;
г) массы драгоценных металлов в граммах; массы драгоценных камней в
каратах;
д) пробы драгоценных металлов независимо от содержания драгоценного
металла в сплаве;
е) количества и массы украшений из драгоценных металлов (например,
пуговиц, запонок, дробниц и т.д.), которые указываются раздельно, а также
количества пустых мест от них и имеющихся утрат металла;
ж) количества пустых гнезд или оправ для камней, в том числе и
украшений на предметах.
12.4.2. Учет драгоценных металлов и драгоценных камней ведется с
точностью:
платины, металлов платиновой группы и золота - до 0,01 г;
серебра
- до 0,1 г;
драгоценных камней
- до 0,01 карата
12.4.3. Взвешивание должно производиться на весах, обеспечивающих
необходимую точность. Точность взвешивания зависит от массы предмета и
должна составлять:
для платины, металлов платиновой группы и золота до 5 кг - 0,01 г;
то же массой 5 кг и более - 0, 002% от взвешиваемой массы;
для серебра массой до 10 кг - 0.1 г;
то же массой 10 кг и более - 0,001% от взвешиваемой массы.
Определение массы драгоценных камней должно производится с
точностью до 0,01 карата.
12.4.5. При опробовании драгоценных металлов и экспертизе
драгоценных камней демонтаж музейного предмета запрещается.
Примечание: исключение могут составлять отдельные предметы,
части которых соединяются с помощью резьбы,
соединительных замков и других разъемных
приспособлений.
12.4.6. При экспертизе предметов, в которые драгоценные металлы и
камни входят как составные части и нет возможности прямым взвешиванием
определить их массу, она определяется методом расчета, производимого
представителями Пробирной палаты России.
12.4.7. Опробование нумизматических материалов из драгоценных
металлов обязательно для предметов единичного
(индивидуального)
изготовления.
12.4.8. Для предметов нумизматики массового изготовления с полной
сохранностью, имеющих регламентированную пробу и муссу, указанных в
54
каталогах, опробование может не проводиться.
Такие
предметы
вносятся в акт экспертизы со ссылкой на соответствующий раздел и страницу
конкретного каталога.
12.4.9. Результаты экспертизы отражаются в Акте экспертизы
драгоценных металлов и драгоценных камней в музейных предметах,
являющемся двусторонним документом, на основании которого сведения о
драгоценных металлах и драгоценных камнях вносятся в инвентарные книги и
специальные инвентарные книги.
Одна сторона - музей заполняет левую часть Акта
(«числиться по
учету»), где указываются предусмотренные формой учетные сведения о
предмете. Левая часть подписывается представителями музея и утверждается
директором.
Примечание: ответственный хранитель ставит свою подпись
при приемке предметов после проведения
экспертизы.
Другая сторона
- представители Пробирной палаты России, по
результатам экспертизы заполняют правую часть акта
(«фактически
оказалось»), расписываются за указанные сведения о драгоценных металлах и
драгоценных камнях, которые утверждаются начальником той инспекции, чьи
эксперты проводили экспертизу или инспекции, на территории которой
находится музей.
12.4.10. Музей имеющий предметы из драгоценных металлов и
драгоценных камней не прошедших экспертизу в государственных инспекциях
пробирного надзора, разрабатывают планы-графики представления таких
предметов для проведения экспертизы в инспекцию по месту своего
нахождения, с которой предварительно согласовывают сроки представления и
объемы представляемых предметов.
Планы-графики утверждает Отдел культуры
12.4.11. Повторному опробованию не подлежат музейные предметы из
драгоценных металлов и драгоценных камней, экспертиза которых произведена
с отражением всех необходимых сведений о драгоценных металлах и
драгоценных камнях экспертами государственных инспекций пробирного
надзора после 1985 года.
Примечание: в исключительных случаях повторную экспертизу
можно провести по обоюдному согласию музея
и Пробирной палаты России.
12.5. Регистрация музейных предметов и музейных коллекций в
специальных инвентарных книгах
12.5.1. Специальные инвентарные книги должны быть изготовлены из
качественной плотной бумаги и иметь твердый переплет.
12.5.2. До заполнения специальная инвентарная книга должна быть
пронумерована, сброшюрована, опечатана и заверена.
55
12.5.3.
После
окончания специальной инвентарной книги
составляется заверительный акт, порядок оформления которого указан в п.
8.1.14 настоящей Инструкции.
12.5.4. Специальные инвентарные книги ведутся по следующим шифрам:
шифр ЗА - книга на предметы нумизматики, полностью состоящие из
золота, платины, металлов платиновой группы и с драгоценными камнями;
шифр СА - книга на предметы нумизматики, полностью состоящие из
серебра;
шифр ВА - книга на предметы нумизматики, в которые золото или
платина и металлы платиновой группы или серебро или драгоценные камни
входят как составная часть;
шифр ЗБ - книга на предметы, полностью состоящие из драгоценных
камней, золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней в
золоте, платине, серебре;
шифр СБ - книга на предметы, полностью состоящие из серебра;
шифр ЗВ - книга на предметы, в которые золото или платина и металлы
платиновой группы или драгоценные камни входят как составная часть;
шифр СВ - книга на предметы, в которые серебро входит как составная
часть, кроме предметов, содержащих золото или платину и металлы
платиновой группы или драгоценные камни.
12.5.5. Предметам из драгоценных металлов и драгоценных камней
присваиваются соответствующие учетные обозначения, состоящие из шифра
музея, номеров по книге поступлений, инвентарной книге и специальной
инвентарной книге.
12.5.6. При описании предмета следует дать его краткую визуальную
характеристику, совпадающую с описанием в КП и инвентарной книге.
12.5.7. Данные об общей массе предмета, наименовании драгоценных
металлов и драгоценных камней и других вставок, количестве драгоценных
камней и других вставок в штуках, массе драгоценных металлов в граммах,
массе драгоценных камней в каратах, пробе драгоценных металлов независимо
от содержания металла в сплаве, количестве и массе украшений из
драгоценных металлов, количестве пустых мест от них и имеющихся утратах
металла, количестве пустых гнезд или оправ для камней указываются в полном
объеме на основании Акта экспертизы.
12.5.8. Маркировка учетных на предметах из драгоценных металлов и
драгоценных камней осуществляется в порядке, указанном в разделе 8.12.
настоящей Инструкции.
12.5.9. Учету в специальных инвентарных книгах не подлежат:
а) предметы, в которых драгоценные металлы находятся в виде
инкрустации, насечек и покрытий;
б) тканевые предметы с использованием драгоценных металлов в виде
нитей, проволоки, блесток и других мелких украшений
(парча, аксамит,
алтабас, кружева, бахрома, шитье и др.);
Такие предметы учитываются в книге поступлений и инвентарных книгах
в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией для всех музейных
предметов и музейных коллекций.
56
Поделочные камни и вставки из недрагоценных материалов в учетных
документах указываются по наименованиям и количеству.
12.6. Движение музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней
12.6.1. Выдача музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней в постоянное и временное пользование осуществляется
только на основании разрешения Министерства культуры Российской
Федерации в порядке, указанном в разделе 11 настоящей Инструкции.
12.6.2. В актах приема и выдачи предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней делается итоговая запись с указанием общего количества
предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, общей массы
драгоценных металлов по наименованию в граммах, общей массы в каратах и
количества драгоценных камней по наименованию, находящихся в предметах.
12.6.3. Все передачи предметов из драгоценных металлов и драгоценных
камней
(из одного хранительского отдела в другой, на реставрацию, в
экспозицию, на выставки, в том числе зарубежные, а также после реставрации и
возврата из экспозиции и выставок) производятся с обязательным
взвешиванием комиссией, назначенной приказом директора музея с
составлением соответствующего акта.
12.6.4. Все выявленные комиссией расхождения ювелирных данных
музейного предмета с учетными документами фиксируются в акте
расхождения ювелирных данных, который подписывается членами комиссии,
который представляется на рассмотрение ЭФЗК, после чего утверждается
директором музея.
В учетных документах делаются соответствующие исправления со
ссылкой на указанный акт и протокол ЭФЗК.
Акт составляется в 2-х экземплярах и передается: главному хранителю
(ответственному хранителю).
Указанные акты регистрируются в специальной книге регистрации.
12.6.5. Предметы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные
камни и их фрагменты, не имеющие музейного значения, а также пришедшие в
состояние полного разрушения подлежат сдаче в Госфонд.
12.6.6. Порядок сдачи предметов в Госфонд предусматривает создание
комиссии для определения причины утраты музейного значения предметов или
их полного разрушения во главе с главным хранителем или заместителем
директора по научной работе. В состав комиссии входят директор, главный
хранитель, научный сотрудник, а также специалисты других организаций,
приглашаемые музеем.
12.6.7. Заключение комиссии о причинах утраты музейного значения
предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также о
их полном разрушении с конкретным обоснованием целесообразности их сдачи
в Госфонд, выносится на рассмотрение ЭФЗК.
12.6.8. На предметы, подлежащие сдаче в Госфонд, составляется опись, в
которой указывается наименование основного металла, а также других
57
драгоценных металлов, используемых для
покрытия
(например,
позолоченное серебряное изделие и т.д.).
12.6.9. Сдача в Госфонд осуществляется по акту выдачи в постоянное
пользование на основании разрешения Министерства культуры Российской
Федерации.
12.6.10. Указанный акт, подписанный представителями музея и
Госфонда, является основанием для приказа Министерства культуры
Российской Федерации об исключении предметов из Музейного фонда
Российской Федерации и учетной документации музея.
12.7. Проверка наличия музейных предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней
12.7.1. Музей обязан систематически проводить проверку предметов из
драгоценных металлов и драгоценных камней, их наличия и контроль
состояния сохранности с учетной документацией.
12.7.2.Проверка наличия производится по приказу директора музея, в
котором определяется состав комиссии, очередность и сроки проведения этой
работы.
12.7.3. Музей должен проводить проверку наличия коллекции ежегодно
(при коллекции предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней до
1000 предметов)
12.7.4. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором отражаются
основные требования, предъявляемые к предметам из драгоценных металлов и
камней.
Акт подписывается членами комиссии, утверждается директором музея и
представляется на утверждение в Министерство культуры Российской
Федерации в порядке, предусмотренном разделом 10 настоящей Инструкции.
12.8. Статистическая форма отчетности о наличии драгоценных
металлов и драгоценных камней в музейных предметах
12.8.1. Сведения о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней
в музейных предметах относится к формам федерального государственного
статистического наблюдения, утверждаемых Государственным комитетом
Российской Федерации по статистике.
12.8.2. Статистический отчет по форме
№ 4-экспонаты «Сведения о
наличии экспонатов из драгоценных металлов и драгоценных камней» в
музейных предметах за истекший год оформляется по состоянию на 01 января
года, следующего за отчетным, и высылается музеем в вышестоящий орган не
позднее 25 января после отчетного периода.
В отчете по форме № 4-экспонаты драгоценные камни отражаются по
количеству и массе, а драгоценные металлы - по массе в чистоте и лигатуре с
разделением по пробам.
При изменении массы драгоценных металлов, количества и массы
драгоценных камней по сравнению с данными предыдущего года причины
58
изменений
указываются
в объяснительной записке, прилагаемой
к заполненной форме отчета № 4-экспонаты.
12.8.3. Органы исполнительной власти в сфере культуры субъектов
Российской Федерации составляют сводный отчет по форме № 4-экспонаты на
основании отчетов, полученных от музеев, находящихся в их ведении и
муниципальных музеев, находящихся на территории субъекта Российской
Федерации, и представляют его в Министерство культуры Российской
Федерации до 15 февраля.
12.8.4. Министерство культуры Российской Федерации на основании
отчетов музеев, находящихся в его ведении, и сводных отчетов, полученных от
органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской
Федерации, а также другие федеральные министерства и ведомства и
Российская Академия Наук составляют сводные отчеты по музеям,
находящимся в их ведении, и представляют их в Министерство финансов
Российской Федерации до 01 марта текущего года.
12.9. Организация хранения музейных предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней
12.9.1. Музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных
камней должны храниться в специальных хранилищах - «особых», «золотых»
кладовых. При отсутствии таковых - в несгораемых шкафах или сейфах,
находящихся в опечатываемых фондохранилищах.
12.9.2. Клады, в том числе монетные, хранятся в полном составе вместе с
сопровождающими их вещевыми находками.
12.9.3. Обезличенный оброн драгоценных камней и деталей из
драгоценных металлов должен находиться в фондохранилище и подлежит
специальному актированию и учету по количеству и массе каждой детали или
драгоценного камня в книге временного хранения до момента определения
его принадлежности к определенному предмету.
В случае определения принадлежности оброна составляется акт, который
выносится на рассмотрение ЭФЗК, после чего оброн получает все учетные
номера предмета, которому он принадлежит. В книги учета вносится
соответствующая информация.
До реставрации предмета, имеющего оброн, оброн хранится вместе с
ним.
12.9.4. Предметы, в которых драгоценные металлы находятся в виде
инкрустаций, насечек, накладок и т.п., хранятся на общих основаниях.
12.9.5. Музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных
камней, находящиеся в хранилищах, экспозиции, выставке, реставрации и
других местах хранения, должны быть защищены тремя рубежами охраны:
1
рубеж
- охранно-пожарная сигнализация здания музея,
фондохранилища;
2 рубеж
- охранно-пожарная сигнализация
«особой»,
«золотой»
кладовой, хранительского отдела, экспозиционного или выставочного зала;
3 рубеж
- охранная сигнализация сейфа, витрины, шкафа, стенда,
конкретного предмета или группы предметов и т.д.
59
12.9.6. Все двери хранилищ, экспозиционных
залов,
реставрационных помещений, а также сейфы, шкафы, витрины и другие места
хранения и экспонирования должны иметь свой порядковый номер, петли для
пломб и надежные внутренние крепления и замки с двумя ключами. Каждый
ключ необходимо обеспечить биркой с порядковым номером, названием места
хранения.
12.9.7. Места хранения предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней по окончании рабочего дня должны закрываться на ключ,
пломбироваться личными пломбирами или опечатываться личными печатями
лиц, ответственных за хранение музейных предметов и музейных коллекций.
12.9.8. Ключи от мест хранения предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней, вложенные в пеналы или мешочки, опечатанные личными
печатями, сдаются в особый сейф музея.
При сейфе должен находиться «Журнал приема и выдачи ключей от
мест хранения драгоценных металлов и драгоценных камней», в котором
отмечается каждый случай выдачи и возврата ключей от мест хранения, а также
указывается, когда и с какой целью они вскрывались.
Контроль за ведением данного журнала осуществляет директор, главный
хранитель.
12.9.9. Ответственность за сохранность ключей до момента сдачи их в
особый сейф несет ответственный хранитель предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней.
12.9.10. Ответственность за сохранность ключей после сдачи их в особый
сейф несет лицо, в должностные обязанности которого входит данная функция.
12.9.11. Вторые экземпляры ключей в пеналах, мешочках, опечатанных
личными печатями, хранятся у директора, главного хранителя музея.
12.9.12. В начале и по окончании рабочего дня ответственный хранитель
музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней обязан
проверить наличие и целостность всех печатей на местах хранения. В случае
обнаружения их срыва или повреждения сообщить об этом директору или
главному хранителю музея и составить акт.
12.9.13. Помещения, шкафы, сейфы, в которых хранятся предметы из
драгоценных металлов и драгоценных камней, могут быть вскрыты только
ответственным хранителем.
12.9.14. В случае необходимости вскрытия места хранения предметов из
драгоценных металлов и драгоценных камней в отсутствии ответственного
хранителя вскрытие может быть произведено только комиссией, назначенной
приказом директора музея, в составе не менее
3-х человек. При этом
составляется акт вскрытия, о чем делается соответствующая запись в
Журнале приема и выдачи ключей от мест хранения драгоценных металлов и
драгоценных камней.
12.9.15. При форс-мажорных обстоятельствах вскрытие хранилища или
места хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней
производится в соответствии с настоящей Инструкцией.
12.9.16. Ответственные хранители музейных предметов из драгоценных
металлов и драгоценных камней, виновные в их хищении или недостачи, несут
60
ответственность
в
порядке, предусмотренном
действующим
законодательством.
12.9.17. Основанием для привлечения к ответственности лиц, виновных в
хищении или недостаче музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней является акт инвентаризационной комиссии,
утвержденный директором музея.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2