ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год) - часть 1

 

  Главная      Книги - Разные     ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (2021 год) - часть 1

 

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И РЕСТАВРАЦИИ
МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И
МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
2
Содержание
Организация учета музейных предметов и музейных коллекций
1. Общие положения
2. Положение о главном хранителе
3. Положение об отделе учета
4. Положение о научном сотруднике
5. Положение о проведении работ по консервации и реставрации музейных
предметов
6. Положение об Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК)
7. Состав музейных фондов
8. Учет музейных предметов и музейных коллекций:
8.1. Общие положения
8.2. Порядок приема предметов на рассмотрение ЭФЗК
8.3. Порядок приема государственных наград и документов к ним
8.4. Оформление актов приема предметов в постоянное пользование
8.5. Первый этап инвентаризации - регистрация музейных предметов
и музейных коллекций в Книге поступлений
8.6. Передача новых поступлений на ответственное хранение
8.7. Второй этап инвентаризации - регистрация музейных предметов
и музейных коллекций в инвентарных книгах
8.8. Учет предметов вспомогательного фонда
8.9. Организация учета музейных предметов и музейных коллекций
в филиалах государственных и муниципальных музеев
8.10. Учетные обозначения на музейных предметах
8.11. Замена книг учета
8.12. Учет и организация хранения книг учета
8.13. Вспомогательные формы учета
9. Включение музейных предметов и музейных коллекций в
Музейный фонд Российской Федерации
10. Проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций
11. Движение музейных предметов и музейных коллекций:
11.1. Исключение музейных предметов и музейных
коллекций из Музейного фонда Российской Федерации
11.2. Передача музейных предметов и музейных коллекций из
государственных и муниципальных музеев в безвозмездное
бессрочное пользование другим музеям
11.3. Прием музейных предметов и музейных коллекций во
временное пользование
11.4. Выдача музейных предметов и музейных коллекций во
3
временное пользование в пределах Российской Федерации
11.5. Выдача музейных предметов и музейных коллекций для
экспонирования на выставках за рубежом
11.6. Внутримузейные передачи
12 Учет и хранение музейных предметов из драгоценных металлов и
драгоценных камней
13. Учет и хранение документов Архивного фонда Российской Федерации,
хранящихся в музеях Российской Федерации ( в работе).
14. Учет и хранение оружия в музеях Российской Федерации ( в работе)
4
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок учета, хранения и
реставрации музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав
Муниципального образования - Билибинский район и распространяется на все
вновь открываемые филиалы Билибинского районного краеведческого музея
им.Г.С.Глазырина
(далее
- музей), выставочные залы и галереи,
реставрационные отделы, другие объекты, хранящие движимые культурные
ценности, на территории Муниципального образования - Билибинского района.
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом «О
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»,
Основами законодательства Российской Федерации
«Об Архивном фонде
Российской Федерации и архивах», Законом Российской Федерации «О вывозе
и ввозе культурных ценностей», Федеральным законом
«Об оружии»,
Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»,
Положением о Музейном фонде Российской Федерации и Положением о
Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12
февраля
1998 г.
№ 179, Положением об Архивном фонде Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17
марта 1994 года № 552, Правилами оборота гражданского и служебного оружия
и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №
814, Регламентом государственного учета документов Архивного фонда
Российской Федерации, утвержденным приказом Росархива от 11 марта 1997 г.
№ 11.
1.3. Данная Инструкция музея определяет внутренний порядок учета,
хранения и реставрации музейных предметов и музейных коллекций:
внутренние передвижения, организация хранения в фондохранилищах, на
постоянной экспозиции и выставках, профилактические, консервационные и
реставрационные осмотры, порядок допуска в фондохранилища исследователей
и посетителей, организацию ключевого хозяйства, должностные обязанности
лиц, ответственных за учет, хранение и реставрацию и т.д.
1.4. Директор музея несет ответственность за создание надлежащих
условий для хранения, реставрации и консервации музейных предметов и
музейных коллекций, их полную сохранность, за организацию учета в
соответствии с требованиями данной Инструкции, обеспечение охраны в
дневное и ночное время, противопожарное состояние музея.
1.5. Главный хранитель музея, наряду с директором, несет
ответственность за целостность и сохранность музейных предметов и музейных
коллекций, организацию их учета в строгом соответствии с требованиями
5
данной Инструкции, своевременную консервацию и реставрацию музейных
предметов и музейных коллекций.
1.7. Обо всех случаях хищения, повреждения или
«заболевания»
музейных предметов и музейных коллекций директор и главный хранитель
музея, орган исполнительной власти (Управление социальной политики, отдел
Культуры) обязаны в
3-х дневный срок проинформировать Министерство
культуры Российской Федерации, а в случаях хищения обратиться в
правоохранительные органы, провести собственное служебное расследование и
представить в Министерство культуры Российской Федерации всю
необходимую документацию в зависимости от причин происшествия: акт
происшествия
(кража, авария, пожар и т.д.), составленный в момент
обнаружения и фиксирующий обстоятельства повреждения или утраты
музейных предметов; документы о мерах, принятых по факту происшествия;
заключение специалистов о художественной и историко-культурной ценности
предметов; фотографии предметов; акты соответствующих служб (пожарной
инспекции, технических служб и др.).
2. ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ ХРАНИТЕЛЕ
2.1. Главный хранитель подчинен непосредственно директору музея,
является лицом, уполномоченным от имени музея осуществлять прием и
выдачу музейных предметов и музейных коллекций в постоянное и временное
пользование, является членом Ученого, Реставрационного советов, Экспертной
фондово-закупочной-комиссии музея.
2.2.Главный хранитель муниципального музея назначается на должность
и освобождается от должности приказом директора музея по согласованию с
органом культуры администрации Билибинского района.
2.3. Главный хранитель осуществляет общее руководство работой по
учету, хранению, консервации и реставрации музейных предметов и музейных
коллекций и контролирует ее проведение непосредственно или через
заведующих соответствующими отделами, секторами.
2.4. Главный хранитель контролирует допуск лиц в фондохранилища и
обеспечивает соблюдение установленных правил использования музейных
предметов и музейных коллекций.
2.5. Главный хранитель обязан обеспечить:
а) учет, хранение музейных предметов и музейных коллекций, ведение и
хранение учетно-хранительской документации в полном соответствии с
требованиями настоящей Инструкции;
б) организацию и контроль за проведением плановых и оперативных
проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций и оформление
соответствующей документации по их итогам;
в) разработку текущих и перспективных планов учетно-хранительской и
реставрационной работы музея, координацию и контроль за их исполнением;
г) разработку внутримузейных нормативных документов, определяющих
порядок работы по учету, хранению, реставрации, консервации и сохранности
6
музейных предметов и музейных коллекций и ответственность каждого
сотрудника за вверенный ему участок работы;
2.6. Указания и распоряжения главного хранителя, касающиеся
организации учетно-хранительской и реставрационной работы и
соответствующие нормам и требованиям настоящей Инструкции, обязательны
для всех сотрудников музея.
2.7. В случае получения распоряжения директора музея, противоречащего
нормам и требованиям настоящей Инструкции, главный хранитель до его
выполнения должен в письменной форме поставить в известность директора и
обосновать свое несогласие выполнить данное распоряжение.
При подтверждении директором данного им ранее распоряжения главный
хранитель обязан немедленно сообщить об этом факте в вышестоящий орган по
подчиненности.
2.8. Прием и сдача дел при назначении или освобождении главного
хранителя производится по акту, в котором фиксируются данные о количестве
музейных предметов и музейных коллекций согласно учетной документации,
состояние учетной документации, фондохранилищ и фондового оборудования,
экспозиционно-выставочных залов и реставрационных мастерских,
температурно-влажностный, световой, биологический режимы и т.д.
2.9. На время отсутствия главного хранителя (отпуск, командировка,
болезнь и др. причины) его права и обязанности возлагаются на другого
работника, назначаемого приказом директора музея.
2.10. По вопросам, связанным с организацией безопасности музейных
предметов и музейных коллекций, главный хранитель взаимодействует с
руководителями специализированных служб (служба безопасности, инженерно-
техническим и другими).
2.11. Хранение музейных предметов и музейных коллекций, находящихся
в фондохранилищах, музейных экспозициях и выставках, реставрационных
отделах и мастерских, возлагается на главного хранителя.
2.12. Главный хранитель в установленном законом порядке несет
персональную ответственность за учет и сохранность музейных предметов и
музейных коллекций, находящихся на их ответственном хранении,
осуществляет свои функции строго в соответствии с требованиями настоящей
Инструкции, внутримузейными инструкциями и должностными обязанностями.
2.13. Главный хранитель обязан:
а) при назначении на должность принять на ответственное хранение все
коллекции, передаваемые ему на основании приказа директора музея, по
соответствующим актам приема-передачи;
б) принимать на ответственное хранение все музейные предметы,
поступающие в постоянное пользование в музей, по соответствующим актам
приема на ответственное хранение;
в) обеспечить своевременную инвентаризацию музейных предметов и
музейных коллекций, поступающих на ответственное хранение, на уровне 2
ступени учета;
г) систематизировать музейные предметы по местам хранения в
соответствии с правилами хранения, составлять топографические описи,
научно-справочные картотеки;
7
д)
осуществлять
проверку наличия музейных предметов и
музейных коллекций в соответствии с утвержденными текущими и
перспективными планами-графиками;
е) следить за движением музейных предметов;
ж) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности
музейных предметов и музейных коллекций и участвовать в реставрационных и
профилактических осмотрах; фиксировать результаты осмотров в акте и в
случае необходимости ставить вопрос об экстренной реставрации предметов;
з) следить за состоянием хранительского оборудования, а также за
состоянием запоров, пломб или печатей на нем.
и) в случае обнаружения каких-либо нарушений условий хранения в
хранилищах, экспозиционных и выставочных залах (вскрытие хранительского и
экспозиционного оборудования, повреждение запоров, пломб или печатей и
пр.) немедленно сообщать об этом руководителю службы безопасности и
директору;
к) немедленно доводить до сведения директора обо всех случаях
пропажи, хищений, повреждений, заболеваний музейных предметов;
л) немедленно актировать все случаи пропажи, хищения и повреждения
музейных предметов, точно фиксируя обстоятельства, при которых эти случаи
произошли. К акту прилагаются фотографии похищенного или поврежденного
предмета, а при отсутствии фотографии - описание музейного предмета по
инвентарной книге или научному паспорту музейного предмета;
м) участвовать в работе по комплектованию музейных коллекций;
н) оказывать помощь в работе комиссий, осуществляющих проверку
учета, хранения и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций;
о) принимать участие в санитарных днях и контролировать уборку
помещений в соответствии с музейными правилами.
2.14. Главный хранитель имеет право:
а) требовать от директора создания соответствующих условий для
хранения вверенных ему музейных предметов и музейных коллекций,
гарантирующих их от повреждений и хищений, в соответствии с нормами
настоящей
Инструкции:
оснащение необходимым хранительским
оборудованием, техническими средствами, упаковочными материалами и т.д.,
создания условий для обеспечения техники безопасности;
б) выносить предложения на Экспертную фондово-закупочную комиссию
о музейной значимости и целесообразности приобретения музейных предметов
и музейных коллекций, о выделении в составе основного фонда уникальных
предметов, об отнесении музейных предметов к основному, вспомогательному
и сырьевому фондов, о выделении музейных предметов в обменный фонд, не
подлежащих вывозу, транспортировке и т.д.;
в)быть членом или участвовать в работе Ученого и Реставрационного
советов, Экспертной фондово-закупочной комиссии музея.
3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ УЧЕТА
8
3.1. Отдел учета музейных предметов и музейных коллекций
(далее отдел) является структурным подразделением музея, обеспечивающим
сохранность, строгий порядок ведения всей учетно-хранительской
документации музея и контроль за его соблюдением хранительскими,
экспозиционными, реставрационными отделами, секторами, группами.
3.2. Отдел учета в своей деятельности подчиняется главному хранителю
музея и им возглавляется.
3.6. Отдел учета осуществляет:
а) своевременную регистрацию всех поступлений музейных предметов и
музейных коллекций в строгом соответствии с требованиями и нормами
настоящей Инструкции;
б) оформление актов приема и выдачи в постоянное и временное
пользование, всех внутримузейных актов;
в) ведение книг поступлений основного и вспомогательного фондов,
книги временных поступлений;
г) контроль за проведением инвентаризации, в том числе инвентаризации
предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в хранительских
отделах, секторах, группах;
д) участие во всех внутримузейных передачах, плановых и оперативных
проверках наличия музейных коллекций;
е) учет всей учетно-хранительской документации;
ж) ведение генеральной картотеки (генерального каталога).
4. ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ СОТРУДНИКЕ
4.1. Общие положения
4.1.1. Научный отдел Билибинского районного краеведческого музея им.
Г.С.Глазырина (далее музей), учрежденный Администрацией Билибинского
района является самостоятельным структурным подразделением музея,
подчиняется непосредственно директору и методисту по научно-
просветительской работе.
4.1.2. Научный отдел в своей деятельности руководствуется Уставом
музея, настоящим положением, Инструкцией по учету, хранению и реставрации
музейных предметов и музейных коллекций, приказами и распоряжениями
директора музея.
4.2. Структура научного отдела
4.2.1. Курирует научный отдел методист по научно-просветительской
работе, который назначается и освобождается от должности приказом
директора.
4.2.2. Структура научного отдела музея включает в себя научных
сотрудников, научно-исследовательскую работу сотрудников, инновационно-
исследовательскую и деятельность по представлению научно-просветительской
информации.
9
4.2.3. Структура, штатное
расписание и оплата труда
сотрудников научного отдела утверждаются директором.
4.2.4. Должностные обязанности сотрудников научного отдела музея
определяются инструкциями и положениями, разработанными Министерством
Культуры, а также внутримузейными инструкциями и положениями,
утвержденными директором.
4.3. Задачи и функции научного отдела музея
4.3.1. Задачей научного отдела музея является формирование и
сопровождение работ по основным направлениям научно-просветительской,
научно-исследовательской, научно-экспозиционной, научно-практической,
информационной, проектной деятельности, выставочной деятельности музея, а
так же их реализация.
4.4. В процессе своей деятельности научный отдел выполняет следующие
функции
4.4.1. Участие в выставочной деятельности.
4.4.2. Участие в разработке важнейших научных и научно-методических
проблем, касающихся краеведения и музееведения.
4.4.3. Содействие повышению качества преподавания краеведения в
общеобразовательных учреждениях.
4.4.4. Подготовка и предоставление от имени музея информации разного
плана (в пределах компетенции) населению, другим учреждениям культуры,
сторонним организациям и учреждениями, государственным муниципальным
организациям.
4.4.5. Участие в командировках, с целью выявления новой информации в
области краеведения, пополнения фондов музея.
4.4.6. Ведение переписки по вопросам, входящим в компетенцию
научного отдела музея, а также по другим вопросам, не требующим
согласования с методистом по научно-просветительской деятельности или
директором музея.
4.4.7. Для реализации поставленных целей в рамках работы музея,
научный отдел музея организует и осуществляет все виды работ, связанных с
созданием, сопровождением и внедрением новой научной, просветительской
деятельности.
4.5. Права и обязанности сотрудников научного отдела музея (научного
сотрудника)
4.5.1. Научный сотрудник назначается на должность и освобождается от
нее в установленном порядке директором музея.
4.5.2. По вопросам исполнения своих служебных обязанностей
подчиняется директору музея, по работе с экспонатами главному хранителю
фондов, по научно-просветительской и другой научной и выставочной
деятельности подчиняется методисту по научно-просветительской работе.
10
4.5.3. Осуществляет работу по
сбору, изучению и научной обработке
памятников материальной и духовной культуре в порученном отделе.
4.5.4. Участвует в экспозиционной и просветительской деятельности
отдела, в соответствии с планом работы музея.
4.5.5. Выявляет и изучает соответствующие материалы, хранящиеся в
фондах музея, архивах учреждений, библиотеках. Принимает участие в
комплектовании фондов музея материалами, изучаемыми в отделе, их
описании, каталогизации и систематизации. Является членом фондово-
закупочной комиссии.
4.5.6. Устанавливает личные контакты с участниками событий. В
процессе исследования составляет необходимый научно-справочный аппарат
(биография, картотеки, анкеты, рефераты, обзоры и т.д.).
4.5.7. Осуществляет консультации по запросам граждан, учреждений и
организаций по кругу вопросов, связанных с проблематикой краеведения и
музееведения.
4.5.8. Работает с сотрудником издательского отдела. Помогает
художнику-оформителю в анализе, предоставляемого и новонайденного
материала, систематизации и оформления работы. Готовит публикации по
темам исследования отдела, участвует в составлении рекламных изданий музея
(путеводители, буклеты, хроники и пр.).
4.5.9. Участвует в выставочной деятельности: разрабатывает структуру
экспозиции, составляет тематические и тематико-экспозиционные планы,
подбор экспозиционного материала, осуществляет монтаж экспозиций и
выставок совместно с художником или самостоятельно. Формирование,
организация и проведение мероприятий в рамках работы музея, а также
участвует в обслуживании проектов художественных решений.
4.5.10. Оказывает помощь сотрудникам музея в освоении экскурсионной
тематики. Принимает участие в составлении методической документации к
экскурсиям.
4.5.11. Участвует в прослушивании и обсуждении экскурсий, в
обобщении научно-просветительской работы.
4.5.12. Участвует в организации и проведении научно-просветительских
мероприятий музея, а также мероприятиях хозяйственной деятельности
(аукционы, выставки-продажи и пр.).
4.5.13. Научный сотрудник должен знать:
а) «Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся
в государственных музеях»;
б) новые исследования и методическую литературу в области
экспозиционной деятельности;
в) быть знакомым с опытом работы отечественных и зарубежных музеях;
г) технологическую схему процесса приема в музей предметов на
постоянное хранение;
д) основные требования и принципы научного описания предметов,
составления инвентарных карточек;
11
е) правила по охране труда,
технике безопасности и
противопожарной защите.
4.5.14. Требовать и получать от других сотрудников музея необходимые
документы и материалы по вопросам, входящим в компетенцию научного
отдела музея.
4.5.15. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам,
входящим в компетенцию отдела.
4.6. Учет и отчетность
4.6.1. По результатам деятельности научный сотрудник готовит
ежемесячный отчет и план на будущий месяц. В конце года сдает отчеты и
планы методисту по научно-просветительской работе, который в свою очередь
формирует единый годовой аналитический отчет и единый годовой план.
4.6.2. Текущий контроль за деятельностью научных сотрудников
возлагается на методиста по научно-просветительской работе музея.
5. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО КОНСЕРВАЦИИ И
РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
5.1. Работы по консервации и реставрации музейных предметов
выполняются специализированными государственными учреждениями
Министерства культуры Российской Федерации, реставрационными отделами и
отдельными штатными реставраторами музеев, а также другими
реставрационными организациями, мастерскими, лабораториями, в том числе и
не государственными, имеющими лицензию на реставрацию музейных
предметов.
5.2.
К самостоятельному выполнению консервационных и
реставрационных работ в указанных учреждениях и организациях допускаются
лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку (обучение на
специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных
курсах или стажирование в ведущих реставрационных центрах страны) и
аттестованные в установленном порядке Государственной комиссией по
аттестации реставраторов Министерства культуры Российской Федерации.
5.3. Конкретный перечень работ по реставрации музейных предметов,
поручаемых реставратору для самостоятельного выполнения, определяется
присвоенной ему квалификационной категорией художника-реставратора,
утверждаемой в установленном порядке Министерством культуры Российской
Федерации.
5.4. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены
их очевидной необходимостью.
5.5. Раскрытие уникальных памятников утверждается Реставрационным
советом с обязательным приглашением специалистов высшей категории или
выносится на рассмотрение расширенного Реставрационного совета.
12
5.6. По окончании реставрации музейного предмета оформляется
реставрационный паспорт, в котором фиксируются все основные
реставрационные работы, произведенные с предметом.
Реставрационный паспорт подписывается реставратором, производившим
реставрацию, заведующим реставрационным отделом и утверждается главным
хранителем музея
К паспорту прилагаются все документы (акты, протоколы и др.), а также
фотографии реставрируемого предмета.
Реставрационные паспорта должны быть зарегистрированы в
специальной книге регистрации, на основании которой паспорт получает
соответствующий порядковый номер.
5.7. Хранитель фондов обязан систематически производить осмотр
музейных предметов, обращая при этот особое внимание на музейные
предметы из светло-, термо-, влагонестойких материалов
(бумага, дерево,
ткань, воск и т.д.)
При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах,
картотеке или журналах.
Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при
этом определяются меры к их устранению.
5.8. Так как Билибинский музей не имеет своей реставрационной
мастерской, на все музейные предметы, нуждающиеся в неотложной
реставрации, обязан составлять списки с указанием автора, названия, размеров,
материалов, техники исполнения, а также характера повреждения предмета и
направлять списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные
центры, мастерские.
5.9. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные
мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и
по разрешению директора музея на срок не более двух лет.
Выдача оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние
сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.
Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам
запрещается.
5.10. При возврате музейного предмета из реставрационных мастерских
последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных
документов: копии реставрационных паспортов, заключения о физических и
химических методах исследования, дубликаты негативов и фотоотпечатков,
зафиксировавших реставрационный процесс, и т.п.
5.11.
Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны
тщательно осматриваться специальной комиссией, созданной при музее, в
состав которой входят ответственные сотрудники музея (в силу отсутствия
реставрационного отдела).
Комиссия составляет протокол о возможности транспортировки и дают
необходимые рекомендации по упаковке и транспортировке экспонатов.
Упаковка и транспортировка музейных ценностей:
13
5.12.
Если
состояние сохранности музейных предметов
вызывает опасение, то транспортировка разрешается лишь при условии
выполнения всех рекомендаций комиссии.
5.13. Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы,
требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами
заказывается упаковочная тара (ящики)
5.14. Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов,
а также, предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии
сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары
с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета.
5.15. Категорически запрещается:
а) упаковка предметов, разнотипных как по материалу, так и по весу, в один
ящик;
б) упаковка предметов в мягкую тару.
Примечание: Упаковка в мягкую тару допустима лишь при
условии транспортировки предмета с
сопровождающим ЛИЦОМ.
5.16.
Упаковка предметов производится квалифицированными
упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку научного
сотрудника или хранителя музея.
5.17. Упаковка должна обеспечивать изолированность предметов от
внешних атмосферных влияний и защиту их от механических повреждений.
Предмет должен быть ПРОЧНО закреплен внутри упаковки.
В каждый упакованный ящик вкладывается один экземпляр упаковочного
акта на предметы, находящиеся в данном ящике, подписанный хранителем или
научным сотрудником музея, ответственным за упаковку предметов.
5.18. Музей или другая организация, отправляющая предметы, должна
своевременно уведомить грузополучателя
(телеграммой, по факсу, по
электронной почте и т.д.) об отправке груза и сопровождающем для принятия
необходимых мер по приему груза.
5.19. Приемка грузов от транспортных организаций производится в
установленном на соответствующем виде транспорта порядке представителями
организаций грузополучателей с составлением в необходимых случаях
коммерческих или иных актов.
5.20. Приемка предметов, принятых от транспортных организаций,
производится группой ответственных сотрудников по поручению руководителя
принимающей организации. Приемка производится с участием
сопровождающего груз, а при его отсутствии грузоотправителю сообщается
дата и место приема для командирования в случае необходимости своего
представителя.
Упаковка произведений станковой живописи
14
5.21. Произведения станковой живописи на холсте группируются
поящично, по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная
Тара.
Желательно, чтобы вес ящика с картинами не превышал 100 кг.
Произведения живописи могут упаковываться как вместе с рамами, так и
без рам.
5.22. В случае транспортировки картин в рамах застекленные картины
перед упаковкой демонтируются, между стеклом и рамой вкладывается кусок
оргалита или плотного картона, по размеру равный картине, после чего картина
вновь монтируется в раму.
5.23. Всё предметы перед упаковкой обертываются крафтом или
оберточной бумагой. Предварительно они обертываются фланелью или байкой.
Запрещается закалывать края бумаги кнопками во избежание
повреждения экспоната.
5.24. Все пустоты в ящике плотно заполняются свертками из мятой
бумаги или кусками пенопласта и поролона (если кар тины укладываются в
рамах).
Наилучшей системой упаковки является укладка картин в ящик в
кассетах (рамках с вертушками).
5.25. Ящики с произведениями станковой живописи на холсте
транспортируются так, чтобы упакованные картины, не зависимо от способа их
укладки
(горизонтального или вертикального), обязательно находились в
вертикальном положении.
Упаковка темперной живописи на дереве
5.26. Перед упаковкой произведения темперной живописи группируются
по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара.
Вес упакованного ящика с экспонатами не должен превышать 80 кг.
5.27. Все экспонаты перед упаковкой обертываются белой фланелью.
Красочный слой предварительно закрывается восковой калькой, папиросной
или микалентной бумагой.
5.28. Произведения темперной живописи небольшого размера пакуются в
ящик в горизонтальном положении. Экспонаты укладываются попарно,
красочной поверхностью одной картины к красочной поверхности другой и
перекладываются по углам мягкими прокладками. На дно ящика укладывается
поролон, пенопласт или гофрированная бумага. Пустоты между стенками
ящика и торцами экспонатов плотно заполняются свертками из мятой бумаги.
5.29. Произведения темперной живописи большого размера пакуются не
более 1—2-х произведений в ящик, на дно и две смежные стенки которого
закрепляются амортизационные прокладки. Произведения кладутся
живописной поверхностью одного к живописной поверхности другого. По
верхнему и нижнему краю красочной поверхности нижележащего
произведения накладываются жгуты толщиной не менее 2 см из плотной
бумаги.
5.30. Произведения крепятся небольшими брусками с боков и рейками
сверху. В местах соприкосновения поверхности произведений с креплениями
прокладываются подушки.
15
5.31. Произведения живописи с покоробленной
основой
упаковываются в отдельные ящики.
Упаковка икон с уникальными окладами может производиться только
под руководством опытного реставратора.
Иконы небольших размеров перед укладкой в ящик помещают в
индивидуальные кассеты.
Упаковка произведений графики
5.32. Акварели, рисунки и гравюры пакуются в ящики в таких же папках,
в каких они хранятся в фондах музея.
5.33. Папки делятся на группы по размерам, обертываются в бумагу,
заключаются во влагонепроницаемые двойные пакеты, затем укладываются в
ящики в горизонтальном положении. На дно ящика кладется прокладка из
пенопласта. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочными
материалом
— кусками поролона или свертками мятой бумаги. Ящики
оклеиваются изнутри дерматином или клеенкой.
В один ящик следует паковать не более 4-х папок с произведениями
графики.
5.34. Произведения графики следует упаковывать монтированными в
паспарту, при необходимости под стеклом и в рамах. Перед упаковкой стекло
заклеивается полосами бумаги на мучном клее или липкой синтетической
ленте. Концы ленты не должны доходить до рамы на 1 см.
5.35. Произведения художественной графики в старой, художественной
или авторской монтировке размонтированию при упаковке не подлежат. Такие
произведения перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные деревянные
кассеты с прокладкой из поролона со стороны стекла и с оборота, а по бортам
— из пенопласта.
5.36. Транспортировка пастелей и рисунков углем допускается только в
исключительных случаях и обязательно в застекленном виде. Стекло
предварительно заклеивается.
5.37. При упаковке пастели нельзя допускать никаких сотрясений
(забивка гвоздей категорически запрещается). Ящики с застекленной пастелью
транспортируются в вертикальном положении.
Упаковка скульптуры
5.38. Разъемные части скульптуры пакуются отдельно.
5.39. Перед упаковкой каждый предмет о6ертывается бумагой, которая
крепится на нем бечевкой, и помещается в чехол из светлой нелиняющей ткани.
Употребление вощеной и парафинированной бумаги категорически
запрещается.
5.40. Скульптура (кроме гипса) средних и больших размеров крепится в
ящике, в зависимости от индивидуальных случаев, планками с мягкими
прокладками или упорами из досок. Крепления должны обеспечить
неподвижность скульптуры в упаковке и минимальное давление на наиболее
хрупкие ее части. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным
материалом.
16
5.41. При упаковке скульптуры из влагопоглощающих материалов
(гипс, дерево, мрамор, известняк и др.) она должна помещаться в
водонепроницаемый чехол из синтетической пленки.
5.42. Гипсовая и керамическая скульптура пакуется в ящик, на дно
которого предварительно кладется мягкая прокладка. Пустоты в ящике плотно
заполняются свертками из стружки, завернутой в бумагу.
5.43. Мраморная скульптура пакуется, как правило, по одной в ящик. В
случае упаковки в ящик двух произведений каждое из них отгораживается
фанерными стенками друг от друга и крепится.
5.44. Для крупной скульптуры ящики заранее не делаются, они создаются
в процессе упаковки.
5.45. Мелкая скульптура упаковывается по методу, указанному в разделе
«Упаковка экспонатов декоративно-прикладного искусства.
Упаковка произведений декоративно-прикладного искусства
5.46. При упаковке изделий из керамики, стекла, фарфора и т. д. каждое
из них обертывается тонкой бумагой, затем ватой, жгутами из лигнина, снова
бумагой и перевязывается шпагатом. Каждая деталь обертывается отдельно.
5.47. Произведения, получившие в процессе упаковки округлую форму,
укладываются в ящики, на дно которых предварительно кладется подушка из
упаковочной стружки, завернутой в бумагу. Вниз укладываются более тяжелые
предметы, сверху более легкие и хрупкие. Тем же упаковочным материалом
перекладываются упакованные в отдельные пакеты произведения и
заполняются все пустоты в ящике, заполнение должно быть плотным,
исключающим подвижность их во время перевозки.
5.48. При упаковке особо хрупких произведений, кроме мягкой обертки,
их следует помещать в небольшие легкие фанерные ящика или картонные
коробки, которые в свою очередь упаковываются в общий ящик. Пространства
между стенками внутренних ящиков следует заполнять сухой стружкой или
другим амортизационным материалом.
5.49. Очень ценные и хрупкие произведения обертываются в бумагу и
каждый или в специальный футляр, сделанный по их форме, или в
индивидуальные картонные, а затем фанерные коробки.
5.50. В отдельных случаях произведения пакуются непосредственно в
фанерную коробку и крепятся в ней специальным вкладышем, повторяющим
форму произведения.
5.51. Фанерные коробки или футляры с произведениями пакуются в
общий ящик, пустоты в котором плотно заполняются упаковочным
материалом.
5.52. Тарелки и блюда из фарфора и фаянса, одинаковые как по размеру,
так и по форме, пакуются в ящики, рассчитанные не более чем на 2 яруса
экспонатов. Изделия прокладываются (каждое) листами плотной оберточной
бумаги и ставятся плотными стопками на ребро.
Уникальные тарелки и блюда, различные по форме и по размеру,
пакуются индивидуально.
5.53. Ящики для упаковки тканей должны быть снабжены внутренней
предохранительной крышкой и съемными полками, на которые они
17
укладываются. Ткани упаковывают в ящик, стараясь избежать излишних
сгибов материала, и перекладывают листами чистой бумаги.
Предварительно они помещаются во влагонепроницаемые пакеты.
5.54. Ковры и шпалеры перед транспортировкой накатывают на вал.
Ковры и шпалеры перекладывают двумя слоями бумаги и накатывают на вал
ворсом внутрь. Верхний слой бумаги должен быть обработан скипидаром. При
накатке необходимо следить за тем, чтобы не образовывались складки на
коврах.
5.55. Перед укладкой в ящики вал коврами и шпалерами обертывают
влагонепроницаемым материалом и закрепляют в ящике так, чтобы они не
касались стенок ящика.
Ковры и шпалеры небольшого размера пакуются так же, как ткани.
5.56. Ящики для упаковки мебели изготовляются в зависимости от ее
формы и размеров. Перед упаковкой мебель обертывается бумагой и
обшивается мешковиной. Мебель раскрепляется в ящике планками. В местах ее
соприкосновения с креплениями прокладываются подушки из стружки,
завернутые рогожку или мешковину.
Съемные или плохо прикрепленные детали мебели при упаковке
снимаются, завертываются в бумагу и привязываются к тем частям, деталью
которых они являются.
5.57. Монеты и медали, хранящиеся в надписанных конвертах,
укладываются в этих конвертах в небольшие шкатулки или ящички. При
упаковке монет и медалей нумизматической коллекции, хранимой в
специальных шкафах — в коробках или в гнездах лотка, они снимаются с места
в порядке рядов вместе с коробочками и ярлычками и вкладываются в
нумерованные бумажные конверты, которые укладываются (без уплотнения) в
небольшие шкатулки или ящики. Особо хрупкие монеты следует проложить
ватой. Клады упаковываются целиком, отдельно от других монет.
5.58. Металлические предметы упаковываются аналогично предметам из
керамики и стекла. Сперва обертываются тонкой бумагой или лигнином, затем
бумажными жгутами и снова бумагой или помещаются в отдельные коробки.
Особое внимание следует уделять упаковке предметов, украшенных камнями,
эмалями, дробницами и т. п.
5.59. Изделия из художественных лаков пакуются сначала в микалентную
бумагу, а затем в картонные коробки с уплотнением из лигнина или ваты.
6. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОЙ ФОНДОВО-ЗАКУПОЧНОЙ
КОМИССИИ
6.1. Экспертная фондово-закупочная комиссия
(ЭФЗК) является
постоянно действующим совещательным органом музея и образуется с
целью организации и проведения работы по экспертизе культурных ценностей,
их оценке и отбору для включения в состав Музейного фонда Российской
Федерации, а также для решения методических, организационных и научно-
практических вопросов учетно-хранительской деятельности.
18
6.2.
ЭФЗК работает в соответствии
с
Положением,
разработанным музеем. Положение и персональный состав ЭФЗК утвержден в
порядке, предусмотренным Уставом.
6.3. В состав ЭФЗК входят директор, главный хранитель, научные
сотрудники, методист по научно-просветительской работе.
В качестве экспертов к участию в работе ЭФЗК могут привлекаться
специалисты других музеев, учреждений, организаций культуры и искусства,
научных и учебных учреждений, общественных организаций и объединений.
6.4. Председателем ЭФЗК является директор. Секретарь
- опытный
научный сотрудник музея.
6.5. В соответствии с основными целями и задачами ЭФЗК выполняет
следующие функции:
а) осуществляет формирование фондов музея в соответствии с профилем
и концепцией комплектования путем получения в дар, приобретения
культурных ценностей от юридических и физических лиц вне зависимости от
источников финансирования, обмена, в результате деятельности историко-
бытовых, археологических, геологических, палеонтологических, ботанических,
зоологических и других научных экспедиций;
б) производит экспертные работы по отнесению культурных ценностей к
категории музейных предметов и музейных коллекций и оценку их стоимости в
случае приобретения;
в) определяет отнесение вновь приобретенных и полученных в дар
музейных предметов и коллекций в состав основного, вспомогательного,
обменного и сырьевого фондов, а также отдельных музейных предметов и
коллекций основного фонда к категории уникальных;
г) устанавливает дополнительные сроки регистрации музейных
предметов и музейных коллекций в учетной документации в случаях
единовременного поступления их в большом объеме (археология, нумизматика,
архивные документы, геологические, палеонтологические, ботанические,
зоологические и другие образцы), когда их регистрация не может быть
проведена в сроки, определенные в п. 8.6.1. настоящей Инструкции;
д) рассматривает и вносит на утверждение директора планы-графики и
акты проверки наличия музейных коллекций;
е) дает рекомендации по вопросам организации внутримузейного учета и
обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
ж) рассматривает и согласовывает внутримузейные нормативные
документы: внутримузейную инструкцию по учету, хранению и реставрации,
положения о хранительских отделах, секторах и группах, должностные
инструкции и т.д.
з) рассматривает и дает заключения о:
списании (исключении) музейных предметов и музейных коллекций из
учетной документации;
утверждении шифров музейных коллекций;
внесении изменений в атрибуцию музейных предметов;
уточнении систематизации музейных коллекций и переводе музейных
предметов из одной коллекции в другую;
19
целесообразности
обмена непрофильных музейных предметов,
перевода их из одного фонда в другой (из основного - во вспомогательный и
наоборот, из фонда сырьевых материалов - в основной или вспомогательный);
временной выдаче музейных предметов для экспонирования на выставках
в пределах Российской Федерации и за рубежом, а также о страховой оценке
выдаваемых предметов;
о замене (переписке) книг учета и т.д.
6.6. ЭФЗК при выполнении возложенных на нее задач имеет право:
а) в пределах своей компетенции заслушивать и давать рекомендации
сотрудникам музея по вопросам учетно-хранительской деятельности и
обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
б) запрашивать от отдельных сотрудников:
письменные объяснения о причинах утраты, порчи и разрушении
музейных предметов и музейных коллекций;
предложения и заключения, необходимые для проведения экспертной
оценки музейных предметов и музейных коллекций;
в) информировать руководство музея по вопросам, относящимся к
компетенции ЭФЗК;
г) не принимать к рассмотрению и возвращать на доработку
некачественно и небрежно подготовленные на заседание ЭФЗК документы.
6.7. Заседания ЭФЗК проводятся в соответствии с годовым планом
работы музея, но не реже 1 раза в квартал.
6.8. Ведение делопроизводства ЭФЗК, хранение и использование
документов, ответственность за их сохранность, а также контроль за
исполнением принятых решений возлагается на председателя и секретаря
ЭФЗК.
6.9. ЭФЗК для принятия решения по вопросам:
а) о включении культурных ценностей в состав музейного фонда
рассматривает представленные специалистами музея обоснования о музейной
значимости рассматриваемых предметов;
в случае превышения стоимости уровня, установленного Министерством
культуры Российской Федерации, дополнительно представляются экспертные
заключения сторонних специалистов, в том числе технико-технологические;
б) о страховой оценке музейных предметов и музейных коллекций,
выдаваемых во временное пользование (на выставки, реставрацию за пределы
музея, в том числе и за рубеж), рассматривает списочный состав выдачи и
определяет страховую оценку каждого выдаваемого предмета;
в) об итогах проверки наличия музейных коллекций или полной проверки
наличия всего музейного собрания рассматривает комплект документов,
предусмотренных требованиями настоящей Инструкции.
6.10. Принятые на заседании ЭФЗК решения считаются правомочными
при участии в заседании не менее 2/3 ее состава.
Решения принимаются большинством голосов присутствующих на
заседании членов ЭФЗК.
При разделении голосов поровну решение принимает председатель
ЭФЗК. Особое мнение членов ЭФЗК, выраженное в письменной форме,
приобщается к протоколу заседания ЭФЗК.
20
Право решающего голоса имеют только члены ЭФЗК. Приглашенные
консультанты и эксперты имеют право совещательного голоса, в голосовании
не участвуют.
6.11. Заседания ЭФЗК оформляются протоколами, имеющими
последовательную нумерацию.
6.12. В случае оформления протокола ЭФЗК о приеме музейных
предметов и музейных коллекций он должен содержать следующие данные:
а) ф.и.о. и должность всех присутствующих на заседании членов ЭФЗК и
приглашенных специалистов;
б) обоснование о целесообразности включения предложенных
культурных ценностей в виде дара (пожертвования) или на закупку;
в) списки рассматриваемых музейных предметов с указанием кратких
каталожных данных: наименование, автор, место создания, производство,
краткое визуальное описание, материал, техника, размер, наличие клейм,
подписей и т.п., состояние сохранности;
г) ф.и.о., почтовый адрес и паспортные данные лиц, предложивших
культурные ценности в качестве дара или на закупку;
д) акт приема предметов на рассмотрение ЭФЗК (акт ВХ ЭФЗК) с
приложением к нему дарственной, договора дарения или купли-продажи;
е) фотографии предметов и коллекций;
ж) решение ЭФЗК о приеме предметов в состав музейного фонда и об
отнесении их к основному, вспомогательному и сырьевому фондам.
з) итоговую запись, в которой фиксируется общее количество
рассмотренных культурных ценностей, указывается количество предметов,
принятых в дар, а также количество закупленных предметов и общая сумма
закупки.
6.13. Протокол ЭФЗК подписывается всеми членами, присутствовавшими
на заседании.
Решения ЭФЗК вступают в силу после утверждения протокола
директором. Подпись директора скрепляется печатью музея.
В случае рассмотрения вопросов о безвозмездном получении музейных
предметов и коллекций протокол составляется в
2 экземплярах, один из
которых хранится у секретаря ЭФЗК, а второй передается в отдел учета.
В случае рассмотрения вопросов о приобретении музейных предметов и
коллекций протокол составляется в
3 экземплярах, третий из которых
передается в бухгалтерию музея для произведения расчетов с владельцем.
7. СОСТАВ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ
7.1. Собрания всех музеев состоят из основного и вспомогательного
фондов.
7.2. Отнесение музейных предметов и музейных коллекций к
определенному фонду производится Экспертной фондово-закупочной
комиссией музея (ЭФЗК) и оформляется соответствующим протоколом.
7.3. Основной фонд
- совокупность постоянно находящихся на
территории Российской Федерации музейных предметов и музейных
21
коллекций,
гражданский оборот которых допускается только с
соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом
«О
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
7.4. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав
основного фонда являются неотъемлемой частью культурного наследия
народов Российской Федерации, не подлежат отчуждению за исключением
случаев утраты, разрушения, обмена на другие музейные предметы и музейные
коллекции, ошибочности экспертного заключения о культурно-историческом
значении, физическом состоянии и других особенностях конкретных предметов
и коллекций, на основании которого было принято решение о включении в
состав основного фонда, а также соответствующего судебного решения,
вступившего в силу.
7.6. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав МУК
Билибинский музей относятся к негосударственной части Музейного фонда
Российской Федерации.
7.7. Основной фонд составляют культурные ценности
- предметы
религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и
культуры, в том числе:
а) исторические ценности - музейные предметы и музейные коллекции,
связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и
государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и
деятельности выдающихся личностей
(государственных, политических,
общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, культуры, литературы,
искусства, музыки и т.д.):
предметы этнографии и этнологии
(орудия труда, предметы быта и
одежды и т.д.);
образцы продукции, машины, механизмы, приборы;
оружие холодное и огнестрельное, знамена, обмундирование;
мемориальные предметы и др.
б) археологические материалы:
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических
раскопок, уникальные археологические предметы из случайных находок;
в) художественные ценности:
произведения всех видов изобразительного и монументального
искусства;
картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых
материалов;
оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том
числе рельефы;
оригинальные художественные композиции и монтажи из любых
материалов;
произведения древнерусской живописи (иконы) и другие художественно
оформленные предметы культового назначения;
гравюры, эстампы, литографии, прочие виды печатной графики и их
оригинальные печатные формы;
составные части и фрагменты архитектурных, исторических,
художественных памятников и памятников монументального искусства;
22
эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;
иллюстрации к литературным произведениям;
г) художественные изделия из драгоценных металлов и драгоценных
камней, относящиеся к вещевым, изобразительным, письменным и иным
памятникам истории и культуры:
необработанные образцы драгоценных металлов и драгоценных камней,
археологические, нумизматические материалы, предметы быта и культа,
декоративно-прикладного искусства, оружия;
рукописные, старопечатные и редкие издания в окладах, оправе с
элементами декоративного убранства из драгоценных металлов и драгоценных
камней и др.;
д) произведения декоративно-прикладного искусства:
художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости,
ткани и других материалов;
изделия традиционных народных промыслов;
е) рукописные и печатные издания: рукописные и старопечатные
книги, альбомы, другие печатные издания, представляющие исторический,
художественный, научный и литературные интерес, в том числе с автографами,
отдельно или в коллекциях;
ж) архивные документы и архивные фонды на различных носителях:
рукописи, письма, автографы, дневники, нотные и текстовые записи
фольклора и музыки, другие документальные памятники и архивы;
прошедшие экспертизу ценности и подлежащие постоянному хранению в
составе музейного фонда наиболее ценные документы текущего
(ведомственного) и научного архивов музея;
фотографии, негативы, дагерротипы, кино-фоно-видеоматериалы;
предметы картографии, чертежи, планы;
афиши, плакаты, листовки и др.;
з) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
и) филателистические материалы:
почтовые марки, боны и другие филателистические материалы;
к) предметы нумизматики, сфрагистики, геральдики, фалеристики:
монеты, ордена, медали, плакетки, печати, гербовые знаки и символы,
значки, знаки и т.д.;
л) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы,
представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия,
анатомия, палеонтология:
образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного
хранения, а также снабженные этикетками, гарантирующими точность и
полноту научного описания предмета;
сборы крупнейших естествоиспытателей, имеющих научное или
мемориальное значение;
биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью
воспроизводящие естественную обстановку изученных природных участков и
основанные на подлинные, научно обработанных материалах;
копийные образцы, имеющие историческое, художественное или иное
культурное значение.
23
7.8.
К вспомогательному фонду относятся:
а) материалы, собранные, изготовленные или приобретенные музеем для
нужд стационарной экспозиции и различных выставок: муляжи, макеты,
слепки, реконструкции, фотокопии, планы, карты, схемы, диаграммы, чертежи
и другие нанглядные материалы, помогающие раскрытию экспозиционно-
выставочных тем, выявлению связей между музейными предметами и т.д.;
б) печатные материалы массового выпуска: плакаты, афиши, листовки,
открытки, карты, планы, чертежи, различные виды печатной графики, газеты,
журналы, нумизматика, фалеристика, боны и др. при условии наличия этих
предметов в составе основного фонда не менее 3-5 дублетных экземпляров,
находящихся в полном или удовлетворительном состоянии сохранности;
в) подлинные предметы, представляющие интерес для собрания музея, но
поступившие в неудовлетворительном состоянии сохранности, требующем
значительной реставрации;
г)
массовые
подъемные
археологические,
геологические,
палеонтологические и др. естественные материалы, прошедшие камеральную
обработку;
д) негативы и фотографии, полученные в процессе фотофиксации
предметов основного музейного фонда;
е) образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и других
натуральных предметов, подверженных порче и требующие частой замены;
ж) объекты природы, не имеющие значения естественно-исторических
памятников, но используемые в музее для наглядного показа некоторых
особенностей природы и ее явлений.
7.9. Предметы, включенные во вспомогательный фонд, являются
составной частью собрания музея, но не входят в состав Музейного фонда
Российской Федерации.
8. УЧЕТ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
8.1. Общие положения
8.1.1. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в музейный
фонд, подлежат строгому учету, обеспечивающему юридическую охрану и
создающему оптимальные условия для их изучения и использования.
8.1.2.
Учет представляет собой определение и регистрацию
(инвентаризацию) музейных предметов и музейных коллекций в
2 этапа
(ступени):
1. актирование и регистрация в Книге поступлений в целях юридического
закрепления за музеем;
2. регистрация в инвентарных книгах
(инвентаризация) в целях
юридического закрепления за определенной музейной коллекцией.
8.1.3. Музейные предметы и музейные коллекции из драгоценных
металлов и драгоценных камней учитываются и хранятся в порядке,
устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
24
8.1.4. Основными учетными документами
являются:
Книга
поступлений - КП (главная инвентарная книга), инвентарные книги по видам
материалов
(ИК), специальные инвентарные книги для предметов из
драгоценных металлов и драгоценных камней, списки фондов, листы фондов,
архивные описи
(на правах инвентарных книг), акты приема и выдачи
музейных предметов и музейных коллекций в постоянное и временное
пользование.
8.1.5. Категорически запрещается хранение и использование в музеях
предметов и коллекций, не оформленных юридическими документами.
8.1.6. Оформление учетной документации производится от руки или с
помощью автоматизированных систем учета (АИС).
8.1.7. Учетные документы, оформленные с помощью АИС, должны
соответствовать требованиям настоящей Инструкции.
8.1.8. В музее обязательно наличие рукописного экземпляра Книги
поступлений.
8.1.9. Учетная документация ведется разборчиво, без помарок и
подчисток.
8.1.10. Исправление записей в учетных документах
(изменения в
атрибуции, сохранности, размерах, весовых данных и др.) допускается в
крайних случаях.
Данные изменения фиксируются в «Акте на внесение исправлений в
учетные документы») и выносятся на обсуждение ЭФЗК.
Примечание: в случаях значительного изменения атрибуции
предмета, авторства, школы, иконографии,
датировки и т.д. основанием для внесения
изменений в учетную документацию могут являться
решения Ученого и Реставрационного советов.
8.1.11. Исправления в учетной документации о внесении изменений в
характеристики предмета производится Отделом учета, подписывается главным
хранителем и скрепляется печатью музея.
8.1.12. Исправления производятся красными чернилами. Зачеркнутые
записи должны четко читаться.
8.1.13. Книга поступлений, инвентарные книги, специальные
инвентарные книги до их заполнения должны быть сброшюрованы,
пронумерованы, прошнурованы, заверены директором и главным хранителем,
скреплены печатью музея и утверждены в вышестоящем органе.
8.1.14. После окончания книги учета составляется заверительный акт, в
котором указывается с какого и по какой номер предметы занесены в данную
книгу, общее количество номеров и количество предметов за ними,
указываются пропущенные и дважды повторенные номера, исключенные
номера, незаполненные страницы и другие сведения, характеризующие
состояние данной книги.
Заверительный акт составляется в 3-х экземплярах, один из которых
хранится в Отделе учета, другой передается ответственному хранителю, третий
вкладывается в соответствующую книгу учета.
25
8.1.15.
Не
допускается отражение музейных предметов и
музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении
или пользовании которого они находятся
8.2. Порядок приема предметов на рассмотрение экспертной
фондово-закупочной комиссии музея. (ВХ ЭФЗК)
8.2.1. Предметы, предлагаемые музею в дар, на закупку, в обмен и т.д.,
подлежат обязательному рассмотрению на Экспертной фондово-закупочной
комиссии музея.
8.2.2. На основании заявления владельца составляется Акт приема
предметов на временное хранение до рассмотрения на ЭФЗК, получающий
шифр ВХ ЭФЗК.
8.2.3. Акты ВХ ЭФЗК составляются в 2-х экземплярах: первый остается у
главного хранителя, второй вручается владельцу предметов и коллекций.
8.2.4. На материалы, поступившие в музей в результате археологических
раскопок, историко-бытовых, этнографических и естественно-научных
экспедиций акт ВХ ЭФЗК составляется на основании Полевой описи.
8.2.5. Полевая опись должна быть пронумерована постранично, иметь
итоговую запись, подписана составителями, утверждена руководителем
экспедиции, скреплена печатью.
Уникальные предметы, входящие в состав Полевой описи, оформляются
отдельным списком или особыми отметками в описи.
Примечание: при поступлении в музей большого объема
экспедиционных материалов они хранятся в
опечатанном помещении и комиссионно
вскрываются для их обработки.
8.2.6. В музее выделено специальное место для хранения предметов,
поступивших на рассмотрение ЭФЗК, и назначено лицо, ответственное за их
хранение.
8.2.7. Главный хранитель ведет книгу регистрации актов ВХ ЭФЗК.
8.2.8. Книга регистрации актов ВХ ЭФЗК до заполнения должна быть
прошнурована, пронумерована, подписана главным хранителем, заведующим
отделом учета и скреплена печатью музея.
8.2.9. На заседание ЭФЗК представляются следующие документы:
карточка-обоснование приема предметов или коллекций в состав
музейных фондов, составленная научным сотрудником музея.
акт ВХ ЭФЗК;
фотографии уникальных предметов (общий вид и отдельные детали);
акт экспертизы (при необходимости).
8.2.10. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвование)
составляется Договор дарения.
8.2.11. При приеме предметов на закупку составляется Договор купли-
продажи.
8.2.12. К договорам прилагаются: списки предметов или коллекций,
принятых музеев в дар (пожертвование), закупленных или обмениваемых.
26
8.3.
Порядок
приема государственных
наград
и
документов к ним
8.3.1. В соответствии с Положением о государственных наградах
Российской Федерации (утверждено Указом президента Российской Федерации
от 2 марта 1994 г. № 442 (в редакции Указа Президента Российской Федерации
от 6 января 1999 г. № 19) устанавливается следующий порядок оформления
документов при приеме государственных наград и документов к ним на
постоянное хранение в состав Музейного фонда Российской Федерации:
а) наследник (наследники) награжденного подает на имя директора музея
письменное заявление с просьбой о приеме в постоянное пользование в музей
государственных наград и документов к ним своего родственника (одного из
супругов, отца, матери, сына, дочери), при этом передаваемые материалы
перечисляются по предметно с указанием номеров государственных наград и
исходных данных (номер, дата) наградных документов к ним.
В заявлении должна также содержаться информация о награжденном:
фамилия, имя, отчество полностью, даты жизни и смерти, краткие
биографические сведения.
Заявление подписывается всеми прямыми наследниками, чтобы
исключить случаи опротестования данного решения кем-то из них.
Если у награжденного нет прямых наследников, в заявлении следует
указать степень родства с награжденным (брат, сестра, племянник и т.д.) и
сообщить, что прямых наследников на момент написания заявления у
награжденного нет.
б) заявление наследника (наследников) рассматривается ЭФЗК музея,
решение о приеме предлагаемых наград и документов к ним оформляется
соответствующим протоколом, в котором дается аргументированное
обоснование целесообразности их приема (музейное, историко-культурное и
др.), составляется список наград и документов к ним.
в) протокол ЭФЗК вместе со списком, а также ксерокопией заявления
наследника представляется на согласование в Отдел культуры, Управление
социальной политики.
Отдел культуры, Управление социальной политики направляют
указанные документы в Комиссию по государственным наградам при
Президенте Российской Федерации для решения вопроса о передаче наград и
документов к ним на постоянное хранение в музей.
В представлении в Комиссию по наградам при Президенте Российской
Федерации обязательно следует сообщить сведения об условиях охраны и
сохранности государственных наград и документов к ним.
г) после получения разрешения Комиссии по наградам при Президенте
Российской Федерации на передачу наград и документов к ним музей
оформляет Акт приема предметов на постоянное хранение, который
представляется вышестоящим органом в Комиссию по наградам при
Президенте Российской Федерации.
8.4. Оформление актов приема предметов в постоянное пользование
27
8.4.1. На предметы, принятые в музей в постоянное пользование,
после оформления соответствующего договора и произведенной оплаты
закупленных предметов составляется акт приема предметов в постоянное
пользование - Акт ПП.
Примечание: в акт ПП вносятся все предметы, полученные
от одного источника, т.е. предметы, отнесенные
ЭФЗК к основному, вспомогательному фондам
или фонду «сырьевых» материалов».
8.4.2. В Актах ПП указывается место и дата составления (год, число,
месяц), кто принял и от кого принят предмет. Принятые предметы
перечисляются один за другим по наименованию, кратко указываются
отличительные признаки, размеры, материал, техника, клейма, подписи,
сохранность, монтировка (в раме, под стеклом и пр.), способ приобретения
(дар, закупка, обмен), учетные обозначения по КП и по инвентарным книгам,
которые проставляются отделом учета после завершения инвентаризации.
Основанием к Акту ПП являются: протокол ЭФЗК, договор, платежное
поручение.
8.4.3. При приеме большого количества предметов к Акту ПП
прилагается коллекционная опись.
8.4.4. В случае закупки Акт ПП составляются в 3-х экземплярах: первый
остается у главного хранителя; второй вручается владельцу; третий передается
в бухгалтерию.
8.4.5. В случае приема предметов в дар, обмена Акт ПП составляется в 2-
х экземплярах: первый остается в отделе учета; второй вручается владельцу.
8.4.6. Акт ПП подписывается лицами, принявшими и сдавшими
предметы, утверждается директором или лицом, его замещающим, и
скрепляется печатью музея. Все подписи на акте должны быть расшифрованы.
8.4.7.Без правильного оформления Акт ПП к исполнению не
принимается.
8.4.8. К Акту ПП, хранящемуся в Отделе учета, прилагаются: карточка-
обоснование, протокол или выписка из протокола ЭФЗК, соответствующий
договор, коллекционная опись, платежное поручение.
8.4.9. Акты ПП подлежат регистрации в соответствующей Книге
регистрации, которая до ее заполнения должна быть пронумерована,
прошнурована, заверена директором и главным хранителем и скреплена
печатью музея.
8.4.10. Акты ПП нумеруются и подшиваются в порядке восходящих
номеров. Нумерация актов должна ежегодно начинаться с первого номера.
8.4.11. В конце года Акты ПП нумеруются постранично, брошюруются, к
ним составляется заверительный акт, который подписывается главным
хранителем, утверждается директором и скрепляется печатью музея.
8.4.12. Акты ПП и Книга регистрации этих актов хранятся постоянно у
главного хранителя.
28
8.5. Первый этап инентаризации - регистрация музейных предметов
и музейных коллекций в Книге поступлений
8.5.1. После оформления Акта ПП отдел учета в течение
1 месяца
производит регистрацию музейных предметов и музейных коллекций,
внесенных в данный акт, в Книгах поступлений основного или
вспомогательного фонда.
Примечание: в связи с необходимостью предварительной
систематизации и камеральной обработки
экспедиционных сборов археологических,
этнографических, естественно-исторических
коллекций а также не разобранных архивов
сроки их регистрации в Книгах поступлений
определяются решением ЭФЗК музея с учетом
сложности и объема работ.
8.5.2. В Книге поступлений
(Главной инвентарной книге), книге
поступлений вспомогательного фонда принятые в музей предметы и коллекции
регистрируются под определенным порядковым номером, который является
учетным номером предмета или коллекции.
8.5.3. В КП дается краткое описание предмета с характерными
отличительными особенностями, достаточными для его идентификации в целях
исключения подмены, а в случае утраты, хищения облегчающие розыск
пропавшего предмета; указываются также количество предметов, материал,
техника, размеры, проба и масса драгоценных металлов и драгоценных камней,
количество драгоценных камней, сохранность предмета, стоимость
(при
закупке), название и шифр коллекции, в состав которой включается данный
предмет.
8.5.4.
При одновременном поступлении большого количества
однородных предметов (археология, нумизматика, этнография, графические
произведения, планы, чертежи, карты, документы, фотоматериалы и др.) в КП
допускается суммарная запись с присвоением поступившему массиву или
коллекции единого номера с соответствующими количеству дробными
номерами входящих предметов
(например: КП-250/1-26 И.Н. Павлов,
коллекция линогравюр).
8.5.5. Суммарная запись в КП должна быть расшифрована в по
предметной коллекционной описи, на которую в КП делается соответствующая
ссылка.
Один экземпляр коллекционной описи прилагается к соответствующему
Акту ПП.
8.5.6. Запрещается групповая запись предметов из драгоценных металлов
и драгоценных камней.
8.5.7. Поступающие в музей клады сохраняются вместе с
сопровождающими их находками
(сосуд, упаковка и др,) и не могут
смешиваться с другими предметами и другими кладами.
Клад получает единый номер по КП и подробно расписывается в
коллекционной описи.
29
8.6.Передача новых поступлений на ответственное хранение
8.6.1. После регистрации в КП музейные предметы и музейные коллекции
передаются на ответственное хранение ответственным хранителям коллекций.
Передача осуществляется по Актам приема на ответственное хранение -
Акт ОХ.
8.6.2. Основанием для оформления Акта ОХ является Акт приема
предметов в постоянное пользование в музей (Акт ПП).
8.6.3. В Акте ОХ принимаемые предметы перечисляются один за одним с
указанием кратких каталожных данных предмета: автор, школа, предметное
слово, место производства, материал, техника, размеры, проба и масса
драгоценных металлов и драгоценных камней, количество драгоценных
камней, состояние сохранности, номер по КП.
8.6.4. Акты ОХ подписываются лицами, сдавшими и принявшими
предметы, присутствовавшими при передаче, утверждаются главным
хранителем и скрепляются печатью музея.
Примечание: в случае, когда главный хранитель является
одновременно ответственным хранителем
коллекции, Акты ОХ утверждаются директором
музея.
8.6.5. Акты ОХ составляются в 2 экземплярах:
первый остается у директора;
второй вручается главному хранителю.
8.6.6. Акты ОХ регистрируются в специальной книге регистрации в
порядке валовой нумерации.
Книга регистрации Актов ОХ до заполнения должна быть
пронумерована, заверена подписями главного хранителя и скреплена печатью
музея.
8.7. Второй этап инвентаризации - регистрация музейных предметов
и музейных коллекций в инвентарных книгах
8.7.1. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав
основного фонда и принятые на ответственное хранение, подлежат второму
этапу инвентаризации - регистрации в инвентарных книгах (приложение № 1).
Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней вносятся в
инвентарь только при наличии акта ювелирной экспертизы по определению их
подлинности и точного веса.
8.7.2. Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах
производится ответственным хранителем коллекции в течение 1-2 месяцев с
момента принятия их на ответственное хранение.
Примечание: в случае единовременного большого поступления
сроки инвентаризации могут быть определены
ЭФЗК.
8.7.3. Регистрации в инвентарной книге предшествует составление
паспорта музейного предмета, основные поля которого должны
соответствовать графам КП и инвентарной книги.
30
Паспорт должен быть подписан лицом, составившим описание.
8.7.4. Музейные предметы при инвентаризации систематизируются по
основным видам источников - изобразительные, вещевые, письменные, кино-
фото-фоно-видеоматериалы.
8.7.5. Внутри каждого из этих видов предметы группируются по
коллекциям в зависимости от состава собрания (см. п. 7.7 Инструкции).
Примечание: также может соответствовать основным видам
источников, указанных в п. 8.6.8.
8.7.6. Каждой коллекции присваивается определенный шифр, который
одновременно является шифром соответствующей инвентарной книги.
Например, книга для регистрации коллекции живописи имеет шифр «Ж»,
графики - «Г», скульптуры «С», археологии - «Арх», фотографий - «Ф» и т.д.
8.7.7. При проведении уточнения систематизации и классификации
музейных предметов допускается перевод их из одной инвентарной книги в
другую (например, из общей инвентарной книги декоративно-прикладного
искусства в инвентарные книги:
«мебель»,
«фарфор»,
«стекло» и т.п.) и,
соответственно, изменение их инвентарных номеров и шифров.
Перевод производится на основании решения ЭФЗК.
8.7.8. При регистрации музейных предметов в инвентарной книге в
дополнение к описанию данного предмета В КП необходимо включать
максимально полное, детальное визуальное описание предмета с фиксацией
всех его отличительных особенностей и признаков, состояния сохранности.
8.7.10. При рукописном варианте ведения инвентарных книг они должны
быть до заполнения оформлены.
8.7.11. Музей ведет 2-ю ступень учета с помощью АИС, формирование
инвентарных книг осуществляется на электронном носителе (дискета) и на
бумажном носителе.
В целях защиты информации каждая распечатанная страница заверяется
подписями лица, производившего запись и главного хранителя.
8.7.12. Объем распечатанной инвентарной книги, регулярность
перенесения электронной версии на бумажный носитель определяется
внутримузейной инструкцией.
Том распечатанной инвентарной книги оформляется в соответствии с п.
8.1.12 Инструкции.
8.7.13. Правила ведения электронной версии инвентарной книги также
устанавливаются внутримузейной инструкцией.
8.7.14. В инвентарную книгу вносятся следующие сведения:
Порядковый номер, который одновременно является инвентарным
номером предмета.
В комплектах предметов (сервизы, гарнитуры мебели, комплекты одежды
и церковных облачений, гарнитуры оружия, несессеры, туалетные и
чернильные приборы и др.) каждый отдельный предмет инвентаризируется под
отдельным номером, а принадлежность его к комплекту оговаривается в графе
«описание» и подтверждается дробным номером по КП.
Предметы, состоящие из нескольких съемных частей (икона в съемных
окладах, сабля в ножнах, табакерка со съемной крышкой, доспехи, часы и очки
в футляре, крест с цепью, панагия с цепью, парные предметы - туфли, створки

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

///////////////////////////////////////