Приоритеты политики Казахстана в области разоружения и
нераспространения оружия массового уничтожения
Цель лекции - Обозначить приоритеты внешней политики РК в вопросах
разоружения и ядерного нераспространения
Вопросы к теме:
1. Деятельность Казахстана по укреплению международного режима
нераспространения ядерного оружия и разоружения
2. Политика Казахстана в области нераспространении химического,
бактериологического и токсичного оружия
3. Присоединение Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.
Краткое содержание темы (тезисы)
Деятельность Казахстана по укреплению международного режима
нераспространения ядерного оружия и разоружения. Политика Казахстана в
области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения
(ОМУ) определяется внешнеполитическим курсом Республики, в основе
которого приверженность упрочению международной безопасности, развитию
сотрудничества между государствами, повышению роли международных
организаций в урегулировании глобальных проблем и конфликтов.
Республика Казахстан осуществила ряд конкретных шагов, которые
продемонстрировали твердое намерение нашей страны укреплять режим
нераспространения.
Первым шагом, заложившим основу будущей политики нераспространения
Казахстана, стало закрытие Семипалатинского ядерного испытательного
полигона еще в период существования СССР в 1990 г.
В 1991 г. руководители Беларуси, Казахстана, России, Украины в
Алматинской декларации относительно Стратегических ядерных сил
определили механизм совместного контроля над функционированием ядерного
арсенала бывшего СССР, недопущения каких-либо сбоев в поддержании
должного уровня ядерной безопасности и подтвердили приверженность
международным обязательствам СССР в области сокращения стратегических
наступательных вооружений.
23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители данных стран и США поставили
подписи под пятисторонним Протоколом, уточнившим сферу их
ответственности за реализацию положений Договора о сокращении и
ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) применительно
к тем Стратегическим Ядерным Силам, которые размещены на территории
четырех государств. В Лиссабонском Протоколе также содержались
обязательства Беларуси, Украины и Казахстана присоединиться к Договору о
нераспространении ядерного оружия в качестве стран, не обладающих
ядерным оружием.
5 декабря 1994 года во время Будапештского саммита ОБСЕ Россия, США,
Великобритания подписали Меморандум о предоставлении гарантий
безопасности Казахстану, Беларуси и Украине в связи с их присоединением
к ДНЯО в качестве безъядерных государств. Подписание этого документа
означало признание международным сообществом факта полного и
неукоснительного выполнения Казахстаном своих обязательств по выводу
ядерного оружия со своей территории. Позднее подобного рода гарантии
Казахстану были представлены Китаем и Францией.
Выполнив свои обязательства по выводу ядерного арсенала, Казахстан
занялся проблемой уничтожения инфраструктуры ядерного оружия на
казахстанской земле и конверсии бывших военных производств на
гражданские цели. В этих целях под эгидой МАГАТЭ был разработан
Координационный план технической помощи Казахстану по организации
государственной системы учета и контроля ядерных материалов,
эксплуатации АЭС, физической защиты ядерных материалов и установок, в
котором приняли участие Великобритания, США, Швеция и Япония.
В 1992 г. в Казахстане начала реализовываться программа Совместное
Сокращение Угрозы (ССУ), называемая также “Программой Нанна-Лугара”, в
рамках которой был осуществлен комплекс проектов по уничтожению и
обеззараживанию инфраструктуры и объектов ядерного, химического и
биологического оружия, оставшихся на территории Казахстана после
обретения независимости в 1991 г., демонтаж стратегических
наступательных вооружений, создание системы экспортного контроля,
улучшение управления и контроля за ядерными материалами, конверсия
оборонной промышленности.
13 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан ратифицировал
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Присоединение Казахстана к ДНЯО явилось важным этапом в реализации
внешнеполитического курса страны. Став членом ДНЯО, Казахстан строго
придерживается обязательств в связи с Договором, в соответствии с
которым он имеет неядерный статус.
ДНЯО является единственным многосторонним соглашением в области контроля
за ядерным оружием, которое обязывает государства-участники
предпринимать меры по ядерному разоружению.
Казахстан выступает за неуклонное и поэтапное ядерное разоружение путем
выполнения обязательств всеми государствами-членами ДНЯО как ядерными,
так и неядерными. Первым этапом на этом пути должен стать контроль за
производством расщепляющихся материалов. Накопленные в мире значительные
запасы обогащенного урана и плутония, а также большие количества
расщепляющихся материалов, получаемые в результате уничтожения
боеголовок, представляют опасность с точки зрения нераспространения.
14 февраля 1994 г. Казахстан стал членом Международного Агентства по
Атомной Энергии (МАГАТЭ). В соответствии с положениями ДНЯО 26 июля 1994
г. в Алматы было подписано Соглашение о гарантиях между Правительством
Казахстана и МАГАТЭ, которое вступило в силу 19 июня 1995 г. после его
ратификации Указом Президента РК. Все ядерные объекты находятся под
гарантиями МАГАТЭ и вся ядерная деятельность Казахстана осуществляется в
соответствии с правилами и по стандартам Агентства.
6 февраля 2004 г. Республика Казахстан присоединилась к Дополнительному
протоколу к Соглашению между Республикой Казахстан и МАГАТЭ о применении
гарантий.
Цель осуществления мер, предусматриваемых в Дополнительном протоколе,
заключается в обеспечении надежной уверенности в отсутствии переключения
ядерного материала с мирной заявленной деятельности на военные цели, так
и в отсутствии незаявленных ядерных материалов и незаконной ядерной
деятельности в государстве в целом.
В сентябре 1996 г. Казахстан во время 51-й сессии Генеральной Ассамблеи
ООН подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний
(ДВЗЯИ) и 28 ноября 2001 г. ратифицировал его.
Подписав ДВЗЯИ, Казахстан вносит значительный вклад в укрепление
верификационного режима в рамках Договора, активно сотрудничая с
Подготовительной комиссией ДВЗЯИ в плане создания Глобальной
Мониторинговой Сети.
С целью эффективного выполнения положений ДВЗЯИ между Правительством РК
и Подготовительной Комиссией Организации ДВЗЯИ было подписано Соглашение
об осуществлении деятельности, связанной со средствами ядерного
мониторинга.
Благодаря активной деятельности в области ядерного разоружения в
1994-1996 гг., Казахстан в 1996 г. получил статус наблюдателя, а 5
августа 1999 г. консенсусом был принят в члены Конференции по
разоружению.
Политика Казахстана в области нераспространении химического,
бактериологического и токсичного оружия. Казахстан, несмотря на то, что
не имеет химического оружия, является участником Конвенции о запрещении
разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о
его уничтожении, подписанной Казахстаном 13 января 1993 г. и
ратифицированной 24 июня 1999 г. Создан национальный орган для
выполнения положений Конвенции. Представители Казахстана регулярно
принимают участие в сессиях и ежегодных заседаниях Конференции
государств-участников Конвенции.
Завершаются внутригосударственные процедуры по присоединению Казахстана
к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления
бактериологического и токсинного оружия и о его уничтожении (КБТО), и в
этой связи уделяется особое внимание мерам, направленным на реализацию
положений Конвенции.
Присоединение Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.
Необходимость противостояния новым вызовам безопасности, усиление мер по
борьбе с международным терроризмом требуют активизации работы по
присоединению Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.
13 мая 2002 г. Казахстан стал 40-м членом Группы ядерных поставщиков
(ГЯП). Целью нашего участия в ГЯП является активизация мер по борьбе с
терроризмом, противодействию распространения оружия массового
уничтожения, усиление контроля за использованием и перемещением ядерных
материалов и продукции двойного назначения.
В июле 2005 г. Казахстан присоединился к Инициативе по безопасности в
области распространения оружия массового уничтожения, известной как
«Краковская инициатива». Цель инициативы - задействовать все страны в
процесс перехвата подозрительных воздушных и морских судов, а также
наземного транспорта, перевозящих материалы, связанных с ОМУ.
В июле 2005 г. в МИД Австрии - депозитарий Международного кодекса
поведения по борьбе с распространением баллистических ракет направлена
нота МИД РК с уведомлением о присоединении Казахстана к Кодексу, что
является важным в контексте вступления страны в Режим контроля ракетных
технологий.