Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии.
Это были глиняные плитки, на которых заостренной палочкой наносились
знаки клиновидной формы. Плитки обжигались на огне и приобретали
прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен таких
глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный
переплет.
В древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса (рис.
1). Папирус — родственник нашей осоки — в изобилии рос по берегам Нила.
Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания
гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой,
вместо чернил использовали черную и красную краску. Текст писали черной
красной, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так
появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую
строку в начале абзаца.
Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты
прикрепляли к палочке и наматывали свиток на нее. В качестве переплетов
употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых
хранились папирусные свитки.
В Индии писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и
заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги
использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте.
Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому
материалу суждена была долгая жизнь.
В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением
пергамента, на котором писали около двух тысячелетий. Способ
изготовления пер-гамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно
промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира,
мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, суши-
ли и осторожно скоблили, затем выстругивали ножом, придавая ей ровную
поверхность.
Со временем широкое распространение письменности, увеличение спроса на
книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента.
Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для
важных исторических документов.
Время и место изобретения бумаги точно не известны. Во всяком случае,
судя по китайским летописям, в Китае ее начали вырабатывать в I в. н. э.
Затем бумагу стали производить в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В
Западной Европе бумага вошла в употребление с X в., тогда же появилась
она и в России.
Первая бумага вырабатывалась из пенькового, льняного тряпья или хлопка.
Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались
и размалывались. Получалась кашицеообразная масса. Ее зачерпывали
специальной формой — широким прямоугольным ситом. Затем форму быстро
опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из
него воду прессом. Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы
зачерпывать равномерные порции массы для обеспечения одинаковой толщины
бумажных листов. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.
Книги на пергаменте и бумаге вначале имели вид свитков — сказались
древние традиции папирусных рукописей.
Листы свитка, заполненные текстом с одной стороны, склеивались, а затем
свертывались в рулон. И сейчас в архивных хранилищах, в крупнейших
библиотеках можно увидеть такие свитки, называемые столбцами, иногда
даже в кожаных мешках-кошелях (рис. 2).
Для сохранения обреза некоторые мастера изготов-ляли книги в виде сумок
с предохранительными клапанами и ключом.
Позднее появилась книга-кодекс, получившая широкое распространение с IV
в. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в
переплет. Тетрадью было удобнее пользоваться при написании текста и при
чтении. Блок тетрадей, заключенных в прочный жесткий переплет, лучше
сохранялся.
Слово тетрадь происходит от греческого «тетра» — четверка, так как
тетради обычно состояли из четырех листов, сложенных пополам,
следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных
рукописных книгах не было сплошной нумерации страниц: счет велся по
тетрадям и листам.
Книги обычно писались гусиными перьями, очень редко — лебедиными, а в
одной рукописи упоминается перо павье (павлинье). Для письма
использовались чернила, изготовленные из «чернильных орешков» (галлов) —
особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями.
Заглавные буквы, которые назывались буквицами, имели вид- причудливых
фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой буквы
бралось изображение животного, человека, сказочной птицы. Буквицы
рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид.
Некоторые книги имели орнаментальные украшения-заставки, а также
красочные иллюстрации, называвшиеся миниатюрами. Миниатюра получила
название от краски, приготовлявшейся из миния — окиси свинца. Рукописи,
украшенные миниатюрами, назывались лицевыми. Они были известны еще в
Древнем Египте, широкое же распространение получили в средние века.
После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по
порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам
(рис. 3). Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью.
С тех пор и бытует выражение «прочесть книгу от доски до доски», т. е.
от начала до конца. Книги делались большого формата и без застежек могли
прокоро-биться. Поэтому для сохранности книги к переплетам прикреплялись
кожаные завязки или металлические застежки, иногда даже с замками.
Нередко по углам и в середине переплета для предупреждения его от
повреждений помещались металлические узорные бляхи-жуко-вины. Часто
переплет имел отделку из золота и серебра, металлические детали
украшались изящной резьбой, чеканкой, тиснением, эмалью. Книга в старину
представляла большую ценность и в библиотеках ее нередко приковывали к
столу цепью, чтобы никто не мог унести.
Рис 2 Книга-кошель
Рис. 3. Книжный блок, сшитый на ремнях
В изготовлении книг постепенно наметилось разделение труда: один человек
готовил тетради, разлиновывал их, другой писал черный текст,
художник-иллюстратор разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры,
переплетчик одевал книгу в переплет. Над книгой работали корректоры и
редакторы, занимавшиеся исправлением текста. Еще в Древнем Риме
существовали специальные мастерские по переписке книг — скриптории.
Книг требовалось все больше и больше, их изготавливали уже не только по
заказу, но и для продажи на рынке, и переписчики не справлялись с
работой. Ведь для переписки одной книги в 500 страниц требовалось около
года!
Были попытки вырезать на деревянных досках целые страницы книг и затем,
нанеся на них краску, с помощью пресса получать оттиски. Этот способ
изготовления книг был шагом вперед по сравнению с рукописным, но
оказался очень трудоемким и большого распространения не получил.
В XI в. в Китае начали печатать с наборных форм из глиняных букв-литер,
в XV в. появился бронзовый шрифт в Корее. Примерно в это же время
получил развитие европейский способ книгопечатания. В конце 50-х годов
XV в. мастер Иоганн Гуттенберг из города Майнца, изготовив подвижные
литеры из свинцового сплава, начал печатать учебники, календари,
церковные книги. Начиная с этого времени искусство типографической
печати быстро распространилось по всей Европе.
Первоначально в работе над книгой принимал участие
рисовальщик. Начиная новую главу, наборщик пропускал первую букву,
позднее, уже в отпечатанном листе, художник рисовал ее красками. Иногда
случалось так, что места, предназначенные для начальной буквы, так и
оставались пустыми: либо типографу не хватило денег для оплаты
художника, либо по забывчивости. Поэтому красная строка получалась
короче других. Постепенно этот прием стал использоваться сознательно,
так появился абзацный отступ в начале красной строки.
Около 1500 г. в книгах появился заглавный лист. Рукописные книги, как
правило, делались по заказу, их не нужно было рекламировать. Типограф же
печатал свою продукцию тиражом в сотни и тысячи экземпляров, адресуя
книгу неизвестному покупателю. Вот и потребовалось на первой странице
книги давать крупным шрифтом ее название. Причем в старину эти названия
были подробными, чтобы покупатель сразу мог понять, о чем эта книга и
кто ее написал. Иногда название книги занимало пять-шесть, а то и десять
строк.
XVI в. стал поворотным в истории книжного дела в России. Наряду с
церковными книгами на книжных «торжищах» появляются произведения
светские. Покупатели начинают проявлять интерес к сочинениям греческих и
римских авторов, рыцарским романам, историческим хроникам, азбуковникам,
лечебным «травникам».
В 1563 г. в Печатном дворе Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили к
изготовлению первой книги — «Апостола», которая вышла из типографии
спустя год— 1 марта 1564 г.
Печатная книга начала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с
рынка.
Печатание книг было в то время тяжелым физическим трудом. Наборщик
вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек — полосу
страницы, затем полученный набор (форму) зажимали в раму и переносили в
печатный станок. Помощник печатника наносил на набор краску с помощью
мешочка из бараньей кожи, набитого шерстью. После этого на форму
накладывалась специальная рамка — рашкет с вырезанными окошками для
набора, на нее — лист бумаги, и тискальщик нажимал рычаг станка.
Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы, и весь процесс повторялся
сначала. А потом за работу принимались
переплетчики. Они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку,
сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали блок в крышку,
получалась готовая книга.
К концу XVIII в., благодаря успехам в науке и технике, целому ряду
изобретений открылись новые пути для развития книгоиздательской
деятельности. Человечеству требовалось все больше книг по самым
различным отраслям знаний.
В XIX в. появились наборные машины, отливавшие сразу целые строчки
(линотипы) и отдельные буквы (монотипы).
С набора научились делать копии — стереотипы, изобретение фотографии
дало возможность изготавливать клише для книжных иллюстраций.
Разрастался парк печатных машин. Вершиной достижений в скоростной печати
стала ротационная машина, которая могла с огромной скоростью печатать
сразу с целого рулона бумаги, выбрасывая на транспортерную ленту готовые
тетради — листы будущей книги.
В настоящее время на помощь переплетчику пришли машины, сшивающие
тетради в книжный блок, изготавливающие переплетные крышки, одевающие
книгу в переплет.
В современных типографиях даже упаковку книг в пачку производят машины.
Ученые предсказывают, что в будущем человечеству придется отказаться от
книги как средства хранения и передачи информации.
В библиотечных хранилищах для экономии места и сохранности редких
изданий некоторые книги уже сейчас переводят на микрофильмы и микрокарты
(микрофиши). Книга в триста страниц может уместиться на десяти
микрофишах размером с почтовую открытку. Весь комплект состоит из
тончайших пластинок толщиной не более одного миллиметра. Читаются
микрофиши с помощью ридера — небольшого прибора, чуть больше кассетного
магнитофона. Планируется записывать книги на кристаллы, которые станут
еще более емкими хранилищами текста.
И все-таки трудно представить себе, чтобы люди совсем отказались от
книг.