Сущность и природа нравственного воспитания
школьников
Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения
людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,
результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается
нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым
(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —
противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный
быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине
духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с
ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к
нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный,
согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с
долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный,
чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть
поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу
добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного,
благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1,
с. 360).
Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых
нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех
наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального
сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в
воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях,
т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения
к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда,
когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в
моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек
нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в
нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство
нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах,
- важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и
нравственным развитием личности. (14, с.153-159).
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,
организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует
считать то, что он длителен и непрерывен , а результаты его отсрочены во
времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его
концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с
элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей
используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип
последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей
учащихся. (2, с.386).
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и
формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе
современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но
решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее
управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.