СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ВОЛГОДОНСКЕ
НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ИНФОРМАТИКИ,
БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА № 105
В связи с открытием и функционированием различных инновационных учебных
заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.)
возникла необходимость выявления критериев перехода традиционных учебных
заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных
заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.
Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и
обоснованию критериев перехода образовательных учреждений на новые формы
обучения в новых типах образовательных учреждений.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам
общеобразовательных учреждений можно отнести:
а) создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ
гимназических классов, классов различного уровня обучения,
коррекционно-развивающих классов;
б) создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ
классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классов;
в) открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок;
г) создание авторских школ;
д) открытие гимназий, лицеев;
е) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,
колледжей;
ж) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии,
факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются
вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия,
лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); в
профессиональных лицеях, колледжах и ВПУ еще добавляется
производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.
Под понятием «критерий» мы обозначим ряд требований к условиям, которые
необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного
учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.
Рассмотрим педагогический процесс в учреждении среднего
профессионального образования нового типа Лицея им. Самарского № 105.
Существовавшая ранее в нашей стране практика взаимоотношений прочно
закрепила за школой, сотрудничающей с вузом, определение "подшефной".
Это в известной мере дискриминировало средние учебные заведения.
Общеобразовательная школа оказывалась в роли просителя, а вуз -
благотворителя. Российский государственный гуманитарный университет
предложил совершенно новый уровень сотрудничества. Оно основывалось на
равноправных партнерских отношениях между средней и высшей школой,
направленных на реализацию модели лицейского образования. Заявленный
эксперимент первоначально вызвал некоторую настороженность и поэтому не
мог рассчитывать на повсеместную поддержку. Он нашел отклик лишь у
нескольких общеобразовательных школ, и на их базе были созданы первые
лицейские классы. Опыт их работы скоро привлек внимание и других школ к
новым подходам в образовании, предполагающим тесное сотрудничество
высшей и средней школы.
Сегодня лицейские классы Лицея № 105 работают в шести Волгодонских
школах. В лицее сейчас учатся около четырехсот школьников девятых -
одиннадцатых классов. Обучение ведется по двухгодичной (10-11 классы) и
четырехгодичной модели (8-11 классы).
Круг партнеров не ограничивается городом. Лицейское образование доступно
и жителям Ростовской области.
Таким образом, Лицей сегодня - неотъемлемое звено единой цепи среднего
профессионального образования, которое позволяет использовать традиции
российского образования, новые технологии и научно-методический
потенциал высшей школы.
Цель: развитие образовательно-воспитательной гуманистической системы
Лицея.
Задачи:
способствовать дальнейшему утверждению в индивидуальном и массовом
сознании лицеистов, их родителей и педагогов новых целей, ценностей и
жизненных смыслов, норм и принципов гуманистического мировоззрения;
освоение и внедрение в практику образовательной деятельности положений
личностно-ориентированного подхода как эффективного условия для развития
индивидуальных способностей и личностно-значимых качеств лицеистов;
развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе
интеграции дидактической и воспитательной подсистем;
диагностика и регулирование межличностных отношений лицеистов,
воспитание у них коммуникативной культуры и социальной компетентности;
формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего
педагога в системе профессионального самоопределения на этапе
довузовского образования;
освоение и обогащение природной, культурной и социальной среды
посредством включения в активную преобразующую деятельность.
В соответствии с этими задачами основными содержательными компонентами
процесса социализации определены:
1. Функционирование Лицея как гуманистической, личностно-ориентированной
системы;
2. среднее профессиональное образование, дифференциация по направлениям
и профилям в соответствии с избранной учащимся специальностью;
3. Формирование межличностных отношений по горизонтали ("ученик
-ученик") и по вертикали ("учитель - ученик");
4. Взаимодействие с различными видами социальной среды,
совершенствование окружающей реальности (по крайней мере, влияние на ее
улучшение) и, как следствие, позитивное самоизменение личности лицеиста.
Монопрофильный лицей более 20 лет готовит:
Портных
Закройщиков
Конструкторов-модельеров
Мастеров производственного обучения
Лицей располагает необходимой материально - технической базой для
организации учебного процесса, внеклассной и спортивно - массовой
работы.
Шагать в ногу со временем, выжить в современных условиях помогает
производственная база, соответствующая требованиям педагогического
процесса. 11 учебно-производственных мастерских позволяют всем учащимся
успешно освоить профессию.
Лицей работает по принципу ученического ателье: обучение ведется на
выпуске сложной продукции и к окончанию лицея учащиеся осваивают пошив
всех видов одежды.
О качестве профессиональной подготовки говорит то, что учащиеся лицея
постоянно занимают призовые места в областном конкурсе профессионального
мастерства, среди выпускников лицея призеры зональных и российских
конкурсов.
Задача лицея не только дать хорошее образование, но и cпособствовать
максимальному развитию личности через систему дополнительного
образования которая носит профессиональную направленность.
1Лозунгом лицея № 105, наиболее полно отражающим основополагающие
принципы его существования, стали слова "Вековые традиции - современные
технологии". Для Лицея этот девиз имеет особое значение. Само название -
лицей - напоминает о двухсотлетней традиции классического образования в
России. Недаром один из самых торжественных и почитаемых - ежегодный
праздник День Лицея проводится 19 октября, в день пушкинского лицея. В
соответствии с традициями царскосельской школы главными идеями лицея
стали фундаментальность знаний, атмосфера творчества и уважение к
достоинству личности.
В толковых словарях рядом со словом "лицей" стоят слова
"привилегированное учебное заведение". Элитарность для нас - это высокий
уровень знаний и особая среда обучения.
Работа с лицеистами основана на принципах, которые лежат в основе работы
Университета.
Прежде всего, Лицей № 105 известен как учреждение , дающее среднее
профессиональное образование. Лицей изначально следовал этой традиции.
Уровень преподавания, объем программы, количество академических часов,
затрачиваемых на изучение русской и зарубежной истории, литературы,
иностранных языков, правоведения в специализированных классах,
соответствуют самым высоким стандартам. Специалисты, которые имеют
широкое научное признание, читают лицеистам спецкурсы по темам своих
исследований. Современное образование в Лицее - это междисциплинарное
образование. Взаимодействие учебных дисциплин будет развиваться в
будущем не только в науке, но и в учебном процессе.
Демократизация учебного процесса: открытость и подвижность учебных
планов, альтернативность учебных программ - яркая особенность Лицея.
Преподаватели, безусловно, выполняют все необходимые федеральные и
региональные программы и стандарты. Эти стандарты обязательны для всех
учителей. Но каждый из опытных лекторов имеет свою авторскую методику,
свой подход, который и применяет на своих уроках.
Открытость учебного плана, в частности, проявляется в том, что каждый
учебный год приносит свои новшества. Например, с 1993 года преподается
юриспруденция, с 1995 года - этикет и дизайн.
Адаптация лучших достижений российской и зарубежной высшей и средней
школы - еще одни принцип Лицея. В методическом классе ученики работают с
книгой, написанной сто лет назад, и CD-диском, несколько месяцев назад
выпущенном в свет в Лондоне. Британика так же активно используется
старшеклассниками, как и энциклопедия Брокгауза. Конечно, это только
отдельные примеры, но они демонстрируют наше стремление к высокому
качеству обучения.
Индивидуализация обучения была сравнительно легко достигнута в Лицее.
Прежде всего, каждый преподаватель, как правило, ведет занятия только в
одном классе. Кроме того, спецкурсы, творческие лаборатории,
факультативы проводятся в небольших группах.
В Лицее нет "зубрежки". Она бессмысленна в современном мире,
переживающем информационный взрыв. Важно обучить навыкам
самостоятельного поиска информации, её аналитического освоения . На это
направлена вся система обучения - от задания самостоятельно (но с
поддержкой учителя) подобрать материал для доклада на экскурсии и до
поручения составить комментарий к экономической ситуации.
Обучение в лицее ведется по современным учебным планам и программам,
которые предусматривают выполнение обязательного минимума содержания
образования по предметам базового цикла. Вариативная часть учебного
плана постоянно совершенствуется в целях достижения высокого уровня
образовательной подготовки лицеистов.
Обучение в лицее ведётся по современным учебно-методическим пособиям,
часть из которых разработана педагогами лицея.
Лицей занимает благоустроенное помещение. Все классные комнаты
оборудованы современными техническими средствами и новой учебной
мебелью. Имеются поточные аудитории для чтения лекций и кабинеты
(информатики, информационных технологий), оснащенные новейшим
оборудованием.
В старших классах преподавание ведётся по системе, приближенной к
вузовской: лекционно-семинарские занятия, зачеты, предметный рейтинг и
др.
Занятия в лицее проводятся с использованием новых информационных
технологий. Каждый третий педагог лицея имеет навыки работы с
компьютером, активно использует компьютерную технику в учебном процессе.
На один компьютер в лицее приходится в среднем 19 учащихся. Помимо
общеобразовательной подготовки по информатике, лицеисты имеют
возможность посещать дополнительные занятия, а также принимать участие в
подготовке мультимедийных презентаций для уроков и внеклассных
мероприятий.
Организация учебного процесса в лицее предусматривает обязательный
систематический контроль знаний и умений. Работая под девизом "Каждое
занятие - оценка", педагоги регулярно используют письменные и устные
формы контроля знаний лицеистов, в числе которых тестирование, срезы
знаний, зачеты, итоговые рейтинги успеваемости учащихся. Ежемесячно
проводится итоговая аттестация учащихся с выставлением средней оценки
успеваемости по профилирующим предметам, оценки за прилежание и прогноза
успеваемости. Результаты ежемесячной аттестации оформляются в журнале,
доступном для учащихся и их родителей.
Особое внимание в лицее уделяется здоровью и физическому развитию
учащихся, что обеспечивается:
- увеличением количества спортивных секций;
- занятиями физкультурой в трех спортивных залах университета;
- валеологическим мониторингом, в том числе и компьютерным.
Большой популярностью в лицее пользуются занятия в различных
физкультурно-оздоровительных секциях: настольного тенниса, волейбола,
футбола, дартса, аэробики.
В лицее пропагандируется здоровый образ жизни как в процессе
преподавания различных предметов, так и во внеурочное время.
Учебно-воспитательный процесс в лицее обеспечен психологической
поддержкой и медицинской службой.
В качестве фактора "обратной связи" для корректирования образовательного
процесса в лицее используется анкетирование учащихся с целью выяснения
их отношения к качеству преподавания предметов и спецкурсов, а также
работе преподавателей и администрации лицея.
Проведенное исследование установило, что диверсификация содержания
профессиональных образовательных программ строится на следующих
условиях:
5. фундаментализации, которая обеспечит формирование и усиление базисных
компонентов профессионального образования;
6. преемственности и интеграции, обеспечивающие построение
образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
7. завершенности и полноты, которые обеспечивают освоение
образовательной программы соответствующего уровня и содержания;
8. доступности, способствующей выбору профессиональной образовательной
программы соответственно потребностям, возможностям и способностям
личности;
9. открытости и мобильности, дающих возможность личности повышать свой
образовательный и профессиональный уровень, выбирая свой путь в
образовательном пространстве;
10. уровневости, ступенчатости, многообразия функций и профилей,
способствующие как отдельной личности, так и образовательному учреждению
сформировать свою индивидуальную образовательную систему.