6
|
Внешний
|
2
|
10%
|
Приложение 1
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников
Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
I. Инструкция:
сейчас я прочитаю тебе рассказ
Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь". Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
II. Беседа
Как по-твоему, кто из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
III. Контрольный вопрос
Чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок, необходимо задать ребёнку вопрос - А что этот мальчик сказал?
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)
IV. Обработка результатов
мотивы №
выборы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I выбор
|
|
|
|
|
|
|
II выбор
|
|
|
|
|
|
|
III выбор
|
|
|
|
|
|
|
контрольный вопрос
|
|
|
|
|
|
|
Мотивация диагностируется по наибольшему количеству балов. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различных подходов во всех ситуациях.
1. внешний мотив - 0 б.
2. учебный мотив - 5 б.
3. игровой мотив - 1 б.
4. позиционный мотив - 36.
5. социальный мотив - 4 б.
6. отметка - 2 б.
Приложение 2
Таблица 1
Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы (экспериментальная группа). Констатирующий этап
№
|
Фамилия (сокращенно), имя
|
Баллы
|
Мотив
|
1
|
Катя А.
|
3
|
позиционный
|
2
|
Павел А.
|
2
|
отметка
|
3
|
Арсений А.
|
2
|
отметка
|
4
|
Лиза А.
|
5
|
учебный
|
5
|
Даша Б.
|
4
|
социальный
|
6
|
Егор Г.
|
1
|
игровой
|
7
|
Лиза Г.
|
5
|
учебный
|
8
|
Кирилл Г.
|
1
|
игровой
|
9
|
Егор Г.
|
0
|
внешний
|
10
|
Наташа Е.
|
1
|
игровой
|
11
|
Саша И.
|
1
|
игровой
|
12
|
Карина К.
|
3
|
позиционный
|
13
|
Лена Л.
|
5
|
учебный
|
14
|
Глеб О.
|
2
|
отметка
|
15
|
Серёжа О.
|
1
|
игровой
|
16
|
Лера П.
|
4
|
социальный
|
17
|
Ира П.
|
2
|
отметка
|
18
|
Настя Р.
|
1
|
игровой
|
19
|
НастяС.
|
1
|
игровой
|
20
|
Никита Ч.
|
0
|
внешний
|
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ №146 мы можем выделить следующие мотивы (Таблица 2)
Таблица 2
№
|
Мотивы
|
Количество испытуемых
|
Количество испытуемых в % от 100%
|
1
|
Учебный
|
3
|
15%
|
2
|
Социальный
|
2
|
10%
|
3
|
Позиционный
|
2
|
10%
|
4
|
Отметка
|
4
|
20%
|
5
|
Игровой
|
7
|
35%
|
6
|
Внешний
|
2
|
10%
|
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 3
Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ №146 (экспериментальная группа). Контрольный этап
№
|
Фамилия (сокращенно), имя
|
Баллы
|
Мотив
|
1
|
Катя А.
|
3
|
позиционный
|
2
|
Павел А.
|
5
|
учебный
|
3
|
Арсений А.
|
5
|
учебный
|
4
|
Лиза А.
|
5
|
учебный
|
5
|
Даша Б.
|
5
|
учебный
|
6
|
Егор Г.
|
1
|
игровой
|
7
|
Лиза Г.
|
5
|
учебный
|
8
|
Кирилл Г.
|
4
|
социальный
|
9
|
Егор Г.
|
3
|
позиционный
|
10
|
Наташа Е.
|
4
|
социальный
|
11
|
Саша И.
|
4
|
социальный
|
12
|
Карина К.
|
5
|
учебный
|
13
|
Лена Л.
|
5
|
учебный
|
14
|
Глеб О.
|
3
|
позиционный
|
15
|
Серёжа О.
|
4
|
социальный
|
16
|
Лера П.
|
5
|
учебный
|
17
|
Ира П.
|
3
|
позиционный
|
18
|
Настя Р.
|
3
|
позиционный
|
19
|
НастяС.
|
2
|
отметка
|
20
|
Никита Ч.
|
0
|
внешний
|
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ №146 мы можем выделить следующие мотивы (Таблица 4)
Таблица 4
№
|
Мотивы
|
Количество испытуемых
|
Количество испытуемых в % от 100%
|
1
|
Учебный
|
8
|
40%
|
2
|
Социальный
|
4
|
20%
|
3
|
Позиционный
|
5
|
25%
|
4
|
Отметка
|
1
|
5%
|
5
|
Игровой
|
1
|
5%
|
6
|
Внешний
|
1
|
5%
|
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 5
Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ №90 (контрольная группа). Констатирующий этап
№
|
Фамилия (сокращенно), имя
|
Баллы
|
Мотив
|
1
|
Евгений Б.
|
1
|
игровой
|
2
|
Сергей Г.
|
5
|
учебный
|
3
|
Юлия Г.
|
2
|
отметка
|
4
|
Евгений И.
|
1
|
игровой
|
5
|
Женя И.
|
5
|
учебный
|
6
|
Павел К.
|
0
|
внешний
|
7
|
Иван К.
|
1
|
игровой
|
8
|
Денис К.
|
3
|
позиционный
|
9
|
Витя К.
|
1
|
игровой
|
10
|
Алёна Л.
|
3
|
позиционный
|
11
|
Кристина Л.
|
2
|
отметка
|
12
|
Саша Л.
|
3
|
позиционный
|
13
|
Станислав Л.
|
1
|
игровой
|
14
|
Сергей Л.
|
3
|
позиционный
|
15
|
Настя Р.
|
1
|
игровой
|
16
|
Алёна С.
|
4
|
социальный
|
17
|
Анна Т.
|
3
|
позиционный
|
18
|
Саша Т.
|
0
|
внешний
|
19
|
Миша Т.
|
4
|
социальный
|
20
|
Вика Я.
|