Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  731  732  733   ..

 

 

Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста

Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы речевого онтогенеза: факторы риска речевой патологии

1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

1.2 Этапы развития речи

Возраст

От 1,5 лет

От 2л.2мес.

От 2л.8мес.

От 3,4 мес.

От 3,9 мес.

Звуки

Звуки

Звуки

Звуки

Звуки

Звуки

Воспроизво-

Воспроизво-

Виды нарушения

К какому возрасту нарушение

Пропуски слогов и звуков в слове К 2, 3 годам
Ошибки добавления числа слогов К 2, 5 годам
Сокращение групп согласных К 3 годам
Уподобления слогов и звуков К 2,5 годам
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1 год 6 мес. 39 слов
2 года 300 слов
3 года 6 мес. 1110 слов
4 года 1926 слов
Возраст Количество слов
1,5 года 100 слов
2 года 200 - 400 слов
3 года 1000 - 1100 слов
4 года 1600 слов
5 лет 2200 слов

1.3 Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста

Часть речи Количество % в словаре
существительные 50,2 %
глаголы 27,4 %
прилагательные 11,8 %
наречия 5,8 %
числительные 1,9 %
союзы 1,2 %
предлоги 0,9 %
междометия и частицы 0,9 %

1.4 Общие принципы обследования речи детей раннего возраста

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста

2.1 Характеристика исследуемых детей

голубь девочка зайчик яйцо иди
го де ва тё ди
Имя ребенка

Держит

Сидеть

Ползать Стоять в кроватке Ходить без поддержки
1 2 3 4 5 6
Лиза С. 2 мес 7 мес 9 мес 10 мес 12 мес
Виктория Г. 1 мес 10 мес 11мес 12 мес 15 мес
Аделина Г. 1,5 мес 5,5 мес 6 мес 5,5 мес 12 мес
Дина С. 2 мес 8 мес 9 мес 10 мес 13 мес
Лена Я. 2 мес 6 мес 8 мес 7 мес 11 мес
Арсений П. 2 мес 6 мес 8 мес 11 мес 13 мес
Диана Т. 1 мес 7 мес 9 мес 11 мес 13 мес
Юра Ц. 2,5 мес 6 мес 8 мес 7 мес 10 мес
Диана Ч. 1 мес 6 мес 8 мес 7мес 11мес
Саша У. 1,5мес 7,5мес 10мес 9мес 14мес
1 2 3 4 5 6
Олег В. 2мес. 8мес. 10мес 9,5мес 14мес
Вадим Р. 2мес. 9мес - 10мес 15мес
Егор К. 1мес 7мес. - 9мес. 12мес.
Ефим К. 2 мес. 7мес. 9мес 8мес. 11мес.
Илья С. 2мес 6мес 8мес 10мес 13мес

2.2 Содержание и структура исследования

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Имя ребенка гуление лепет Первые слова
Виктория Г. 2,5 мес 8 мес 13 мес
Лиза С. 2 мес 6 мес 12 мес
Аделина Г. 3 мес 7 мес 12 мес
Дина С. 3 мес 8 мес 14 мес
Лена Я. 2 мес 6 мес 12 мес
Арсений П. 2,5 мес 7 мес 13 мес
Диана Т. 3,5 мес 9 мес 15 мес
Юра Ц. 3 мес 8 мес 13 мес
Диана Ч. 2мес 8мес 14мес
Саша У. 2мес 7мес 14мес
Вадим Р. 2мес 9мес 15мес
Егор К. 1мес 6мес 10мес
Ефим К. 2мес 7мес 15мес
Илья С. 2,5 мес 7,5 15мес
Имя ребенка Проба 1 Проба 2
Виктория Г. Высокий уровень Средний уровень
Диана Ч. Высокий уровень Высокий уровень
Саша У. Средний уровень Средний уровень
Олег В. Средний уровень Низкий уровень
Вадим Р. Низкий уровень Средний уровень
Егор К. Высокий уровень Высокий уровень
Ефим К. Высокий уровень Высокий уровень
Илья С. Средний уровень Низкий уровень
Лиза С. Средний уровень Средний уровень
Аделина Г. Высокий уровень Высокий уровень
Дина С. Высокий уровень Средний уровень
Лена Я. Средний уровень Средний уровень
Арсений П. Высокий уровень Высокий уровень
Диана Т. Средний уровень Средний уровень
Юра Ц. Высокий уровень Высокий уровень
Ф.И. Проба №1 Проба №2 Проба №3 Проба №4
Виктория Г. Средний ур. Средний ур. Средний ур Низкий ур.
Лиза С. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур.
Аделина Г Высокий ур. Высокий ур Высокий ур. Средний ур.
Дина С. Средний ур. Средний ур. Средний ур. Средний ур.
Лена Я. Средний ур. Средний ур. Низкий ур. Низкий ур.
Арсений П. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур.
Диана Т. Средний ур. Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
Юра Ц. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур. Средний ур.
Диана Ч. Высокий ур. Высокий ур. Средний ур. Средний ур.
Саша У. Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
Олег В. Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
Вадим Р. Низкий ур Низкий ур. Низкий ур. Низкий ур.
Егор К. Высокий ур. Высокий ур. Высокий ур Высокий ур
Ефим К. Высокий ур Высокий ур Высокий ур Средний ур.
Илья С. Низкий ур Низкий ур Низкий ур Низкий ур
Имя ребенка Уровень развития звукового строя (гласные, звуки раннего онтогенеза)
Лиза С. Норма
Виктория Г. Норма
Аделина Г. Норма
Дина С. Норма
Лена Я. Норма
Арсений П. Норма
Диана Т Отсутствует заднеязычный фрикативный звук (х)
Юра Ц. Норма
Диана Ч. Норма
Саша У. -- - (звукоподражание)
Олег В. -- - (звукоподражание)
Вадим Р. -- - (звукоподражание)
Егор К. Норма
Ефим К. Норма
Илья С. --- - (звукоподражание)
Имя ребенка Типы нарушений слоговой структуры
Лиза С. Соответствует возрасту.
Виктория Г. Сокращение групп согласных. Пропуски слогов и звуков в слове
Аделина Г. Уподобление слогов и звуков
Дина С. Пропуски слогов и звуков в слове. Ошибки добавления числа слогов
Лена Я. Пропуски, уподобление слогов и звуков
Диана Т. Звукоподражание
Юра Ц. Соответствует возрасту
Диана Ч. Уподобление, пропуски слогов и звуков. Ошибки добавления числа слогов.
Саша У. ----
Олег В. ----
Вадим Р. ----
Егор К. Соответствует возрасту
Ефим К. Уподобление слогов и звуков
Илья ----
Арсений П Соответствует возрасту
Звук Возможные дефекты произношения Пример Слоговая структура
а норма Нога, масина, апобус, нанасы Пропуски слогов и звуков, сокращение групп согласных
о норма Кот, толь, нос, осы
и норма Листья, игушки, игока
у норма Уши, руку, муха
п норма Сапок, подуська, джип
б норма Кообок, баботька, баба, бант
ть норма Утюк, тигр, котенотек
дь Замена, носовой губно-губной звук тевотька, тиван, теньги
к норма Кавандаш, кокодил, кость, кояска
г норма Гусениця, гуша
хь норма Духи, оехи, мухи, петухи
сь норма Гусь, лисята, сеёськи
м норма Масина, дом, сом, масло
н норма Носки, кан, нанас, ногти
ль Искажение, звук при котором нет напряжения языка в целом, не поднят корень и кончик языка. Апейсин, йебеть, йягушка, лист кёна
мь норма Пимидор, мея, камень, мяч
нь норма Тенец, нитки, емень, нееста.

Глава 3. Логопедическая работа по формированию активного словаря детей раннего возраста

3.1 Организация занятий по развитию речи детей раннего возраста

3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента

Имя ребенка Проба №1 Проба №2
Лиза С. Высокий уровень Средний уровень
Виктория Г. Средний уровень Низкий уровень
Аделина Г. Высокий уровень Высокий уровень
Дина С. Высокий уровень Средний уровень
Лена Я. Низкий уровень Низкий уровень
Арсений П. Высокий уровень Высокий уровень
Диана Т. Низкий уровень Низкий уровень
Юра Ц. Высокий уровень Высокий уровень
Диана Ч. Средний уровень Средний уровень
Саша У. Низкий уровень Низкий уровень
Олег В. Низкий уровень Низкий уровень
Вадим Р. Низкий уровень Низкий уровень
Егор К. Средний уровень Средний уровень
Ефим К. Средний уровень Средний уровень
Илья С. Низкий уровень Низкий уровень
Имя ребёнка 1П1 1П2 2П1 2П2 2П3 2П4 4П1 4П2 итого
Виктория Г. 11 5 9 10 11 1 1 0 38
Лена Я. 8 4 8 8 6 1 0 0 35
Диана Т. 9 4 8 4 3 1 0 0 29
Саша У. 7 3 3 2 1 0 0 0 16
Олег В. 7 1 4 3 2 0 0 0 17
Вадим Р. 7 1 5 5 3 0 0 0 21
Илья С. 7 2 3 3 3 0 0 0 18

Заключение

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. - М., 1994.

3. Бадалян Л.О. Схема нормального психомоторного развития детей /Невропатология. - М.: Просвещение, 1982.

4. Баранов А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование, 1996. N6. - с.18-28.

5. Бельтюков В.И. Лепет слышащих детей // Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. N3, 1993. - с.88-94.

7. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей - М.: АРКТИ, 1998.

8. Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. - М., 1988.

9. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967.

12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1987

15. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

16. Динкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

17. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

18. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М., 1982, с.81.

19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

21. Лангеймейер В. Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

22. Левина.Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1975. - с.3-22.

23. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М. 1969.

24. Лисина.М.И. Проблема онтогенеза общения. - М. 1986.

25. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

26. Лурия А.Р. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.

27. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 1997.

28. Материнская депривация, - Хейир, Пикола. - 1979.

29. Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - 1991.

30. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003.

31. Мухина B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.

32. Манова - Томова B. C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

33. Нарушение речи у дошкольников. // Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова, - М., 1997.

34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М. 1995.

35. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка. - М 1987.

36. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

37. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.Н. Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко. - М., 1987, с.56.

38. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б. - М., 1964.

38. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М., 1990.

40. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте. // Под. ред. B. C. Манов - Тожва, Г.Д. Пирова.Р.Д. Пенушлиева. - С., 1981.

41. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред.Л.Б. Халиловой., - М., 1997.

42. Ниаже I. Речь и мышление ребенка. - М., - Л., 1932.

43. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.

44. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986. с.32.

45. Расстройство речи у детей. - М., 1969.

46. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963.

47. Руководство для врачей яслей и домов ребенка. - М., 1954. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.

48. Справочник логопеда. /М.А. Поваляева. - Изд.5-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с.

49. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под ред. А.В. Запорожца.А.П. Усовой. - М., 1963, с.69.

50. Селиверстов В.. Речевые игры с детьми. - М., 1994, с.32,35,39, 40.

51. Сидорова Л.К." Программа "Дети России" - надежды и реальность // Народное образование. 1996. В 6., с.10-17.

52. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто , - М., 1994.

53. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985. с.29.

54. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика. - м., 1988.

55. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

методы исследования. - К., 1992.

56. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л., 1976.

57. Шиницина Л.М., Иванов E. G., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации, - Санк. - Петер, 1997, с.5-10.

58. Щелованов Н.М. Предисловие // Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно - психического развития детей раннего возраста. - М., 1935, с.15-16.

59. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Под ред.Д.И. Фельдштейна - М., - В., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  731  732  733   ..

 

Имя ребёнка 1П1 1П2 2П1 2П2 2П3 2П4 4П1 4П2 итого
Виктория Г. 14 5 10 13 20 8 3 2 75
Лена Я. 9 5 10 9 8 2 1 1 45
Диана Т. 14 5 10 7 8 2 1 1 48
Саша У. 10 4 3 2 1 0 0 0 20
Олег В. 10 4 4 3 2 0 0 0 23
Вадим Р. 7 3 5 5 3 0 0 0 23
Илья С. 10 4 3 3 3 0 0 0 23