Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  496  497  498   ..

 

 

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Министерство образования Пермского края

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Система действий
Адекватное использование средств общения
Умение передавать рациональную и эмоциональную информацию
Умение организовывать и поддерживать диалог
Коммуникативные умения
Умение переносить знания в новые ситуации
Умение пользоваться вербальными средствами передачи информации
Владение социальной перцепцией
Авторы Характеристика коммуникативных умений
Н.М.Яковлеа, Е.Е.Боровикова Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.
А.Н. Ксенофонтов Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать - способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.
В.А. Кан-Калик Умение общаться на людях, умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.
А.Н. Леонтьев Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с учащимися; умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися; умение организовывать сотрудничество в процессе общения;
А.В. Мудрик Умение трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации; умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.
P. Dickson Индивидуальные, социальные, межличностные -предприимчивость, организация самообразования; умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.

Тема: Золотые россыпи народной педагогики

Конспект по уроку коррекционной педагогики


е ь л о т с а з е о к с с у р
Приложение 1
Ключевые суперкомпетентности
По видам деятельности

По сферам общественной жизни

В областях по ступеням социального развития и статуса
В области способностей
По составляющим психологической сферы
В отраслях общественногопроизводства
В отраслях общественного знания (науки)
Педагогическая мифологема Метафора-контропора
Учитель может ученика перевоспитать

Учитель может ему создать для этого условия.

Существует два мнения – мнение учителя и неправильное

Я не согласен ни с одним из тех слов, которые вы говорите, но готов отдать жизнь за ваше право их говорить.

Задача учителя – поучать, требовать, настаивать

Юноши, обдумывающие, как жить, спросили у старика:

Дети не должны вести себя шумно

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ученики не должны спорить с учителем

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Функция учителя передача знаний

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Не стыдно и не вредно не знать

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Мелочами в поведении учеников можно пренебречь Не умей отличать крупного от мелочей.
Признак хорошей работы учителя – абсолютное отсутствие конфликтов Бесконфликтность – конфликт наоборот.
В настоящее время хорошим учителем стать невозможно Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Эпиграф «Большая душа

План

Ход игры

1.Вступительное слово учителя.

1.Звучит песня «Я выбираю семью».

Послушав эту песню вы поняли, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Да, сегодня мы будем говорить о сочетании педагогических воздействий, семейного влияния и влияния среды на развитие личности. Эпиграфом к теме я взяла слова «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Мне бы хотелось, чтобы вы поглубже проникли в эту тему, увидели важность и значимость работы с родителями, почувствовали необходимость знания семьи и детей.

Урок проведем в форме конференции. Распределение по секциям. Соблюдение регламента: выступление секций до 10 минут. Дополнения- до 3-х минут. Работает группа социологических исследователей, библиографы, психологи.

Пленарное собрание открывает Елькина Т. «Семья как специфическая педагогическая проблема».

Ведущие общества в немалой степени зависит от воспитания подрастающих поколений. Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям. Перефразируя известные слова К.Д. Ушинского о педагогике можно сказать: если родители хотят воспитывать ребенка во всех отношениях, они должны узнать его во всех отношениях. В настоящее время, несмотря на сложность экономической ситуации в стране, подавляющее большинство детей до трех лет воспитываются дома. Казалось бы, это должно было привести к качественному улучшению физического и психического здоровья детей, однако работники дошкольных учреждений фиксируют низкий уровень умственного, физического развития, слабую сформированность у многих детей из них доступных возрасту элементарных гигиенических правил.

Объяснение этого кроется в таких факторах как: снижение возраста вступающих в первый брак, брак «вдогонку» (мотив – беременность), разводы в первой фазе развития семьи, увеличение долей конфликтующих семей и как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за ребенка и его будущее.

Давайте посмотрим, как влияет атмосфера семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.

Сообщения 1 гр. «Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности».

Народная педагогика близка к природе и человеку. Видимо, исходя из этого, К.Д. Ушинский называл народными педагогами деда, бабушку, людей старшего поколения, умудренных жизненным опытом.

Смысл воспитания? В конечном счете это укрепление преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа. А семейная традиция – это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее корни. Это основополагающий принцип народного воспитания.

Ваше отношение к народной педагогике? Кто хочет рассказать о традициях своей семьи? Что ценного? Чем дорожит ваша семья?

(Примеры студентов).

Комиссия по делам несовершеннолетних:

716 – неблагополучных семей на учете социальных педагогов;

из них 250 под опекой;

В апреле по октябрь проводилась акция «подросток», где было выявлено: 247 неблагополучных семей, из них 189 по линии образования (т.е. дошкольники и учащиеся школ).

За 9 месяцев по комиссии осуждено 309 человек (в прошлом году – 227). Из них имеют 2-х родителей – 152; с матерью – 81; с отцом – 9; под опекой – 13; 57 проживают в разводе (в основном с матерью); 3 – воспитанники детских домов.

В группу риска входят следующие факторы:

1) социально-экономические (низкий материальный уровень жизни; нерегулярные доходы; плохие жилищные условия или полное отсутствие);

2) медико-социальные (инвалидность, хронические заболевания детей, родителей, других членов; вредные условия работы матери; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);

3) социально-гемографические факторы (неполные, многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; престарелых родителе);

4) социально-психологические факторы (семьи с низким образовательным уровнем, конфликтные; деформированные ценностные ориентации; педагогическая несостоятельность);

5) криминальные (аморальный, паразитический образ жизни, судимость и разделение традиций преступной среды).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений. И это возрастает по мере углубления факторов риска.

К сожалению, ученые констатируют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и родители, и учителя. Причин к тому много.

Во-первых, однодетность или многодетность семьи во многих поколениях, особенно на протяжении последних 50 лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за своими братьями и сестрами. Будущие родители получали бы практические навыки, которые затем можно было бы использовать с появлением собственных детей.

Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитать ребенка надо, пока он еще маленький и лежит поперек, а не вдоль лавки.

В ряду причин, осложняющих семейное воспитание, социальные и экономические трудности; низкая заработная плата, полная или частичная безработица. Все это не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге – для семейного воспитания.

Учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия нам детей. В последнее время усилилось влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских боевиков, которые подчинили себе власть силы, богатства и денег. На задний план у детей отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви.

Итак, мы увидели, каково влияние атмосферы семейной жизни и на что нужно уделить внимание учителю - классному руководителю, и мы убедились, что все семьи и самые важные процессы начального воспитания происходят в семье – и все начинается с раннего детства.

2.А сейчас хотелось бы предоставить слово нашим социальным исследователям. Результаты многих исследователей свидетельствуют, что на протяжении почти всего двадцатого столетия в нашей стране резко недоставало мужчин. Их отнимают войны и продолжают отнимать, они гибнут в криминальных ситуациях, катастрофах. В результате потери кормильца главой семьи нередко становится женщина, одна она остается воспитательницей своего ребенка.

Убеждение, что женщина в семье все может сделать сама, всасывается с молоком матери, а затем это укоренившееся мнение возвращается на витке других поколений, хотя демографические причины постоянно меняются. Так ли это? Каковы результаты ваших исследований? (рассказ исследователей).

А существует ли классификация семей? И по каким признакам они классифицируются? (сообщение исследователей).

Спасибо нашим исследователям. Они будут и дальше исследовать эти проблемы и сообщать нам результаты.

А мы продолжаем работу секций. И слово предоставляется нашим психологам (сообщение психологов).

М.О.И. поэтому должен быть взгляд на педагогику как науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель. Установление контактов с родителями, с семьей учащихся – первостепенная задача учителя, начало всех начал.

3.Слово исследователям. «Вести – 2».

4.Всякие прогрессивные изменения в обществе и связанные с ними социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в обществе. Теперь ребенок – не игрушка в руках родителей, не чужеродное для общества тело, а нечто более значительное, если не самое главное.

Поэтому вполне правомерна постановка вопроса о том, что он имеет право на оценку жизни и здоровья, на получение воспитания, образования, на участие в трудовой деятельности, не причиняющей вреда его здоровью, на собственное мнение и свободу совести, на защиту чести и достоинства. И государство обязано представлять повышение гарантий защиты их интересов.

Семья с тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна не только руководствоваться узко семейными, но и общественными интересами.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено различными нормативными документами. Вот что это за документы, что они нам гарантируют, какие права и обязанности имеет семья, дети, мы хотели бы спросить у наших правоведов (сообщение).

М.О. Мы много говорили о влиянии социальных факторов, посмотрели причины, которые влияют на воспитание детей. Посмотрите, кому нужна эта работа, работа с родителями, и какую работу могут проводить те или иные структуры.

Мы сегодня много говорили о той или иной работе с родителями, с семьей.

А еще кому нужна эта работа? И зачем?

Компоненты Показатели уровня квалификации выпускника
Профессионализм Умение анализировать; активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности; делать выводы на основе анализа собственных успехов и неудач; готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства организации профессиональной деятельности.
Инициативность Самостоятельный выбор профиля подготовки, включая профессиональную практику, ориентированность на овладение ценностями образования.
Созидательность Стремление к профессиональному творчеству, самоотдача, способность адекватно выбирать и использовать методы, формы и средства для осуществления целей и задач образования, ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль.
Адаптированность Готовность к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений социальной ситуации.
Динамизм Знание об эволюции теорий и концепций, понимание необходимости и конкретного содержания изменений в зависимости от перемены ситуации.
Исследовательская компетентность Владение методами научно-исследовательской деятельности.
Позиционная определенность Проявление личностных функций в учебной и реальной профессиональной деятельности, навыки общения на ценностно-смысловом, эмпатийном уровне, адекватная самооценка.
Мобильность Широта познавательных интересов, способность отказаться от принятого ошибочного решения, способность альтернатив решения проблемы и осуществления оптимального выбора.
1.Классному руководителю Знать особенности развития. Вырабатывать единые требования, сотрудничать, оказывать помощь, профилактика правонарушений, взаимопомощи, помощь.
2.Родителям Педагогическая помощь и просвещение.
3.Администрации Ответственность. Защита. Оказание помощи.
4.Детям Поддержка жизнедеятельности. Вернуть родителей.
5.Общественности Разделить ответственность. Координирование действий. Просвещение.
6.Органы профилактики Профилактика правонарушения. Получение хорошего гражданства.

Так какие же формы и методы работы учителя, классного руководителя и родителями учащихся можно использовать?

5. «Вести – 3» (сообщение по г.Кунгуру и району).

IV.Подведение итогов.

Итак, работа секций закончена. Мы рассмотрели только часть вопросов, связанных с темой «Школа – семья». И все-таки, наверное, можно согласиться с В.А. Сухомлинским, что только гуманностью, лаской, добротой, можно воспитать настоящего человека. Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны школы и учителей, потому что любить надо уметь и любить нужно уметь.

V. Краткий обзор литературы.

VI. Принятие решений.


Приложение 8

Диагностика из изучения коммуникативных способностей студентов Кунгурского педагогического училища специальности

«Преподавание в начальных классах» (30 человек)

Уровень 2 курс 4 курс

1.Высокий уровень

2.Средний уровень

3.Низкий уровень

26 %

40 %

34 %

46 %

34 %

20 %


Уровень коммуникативных способностей от курса к курсу повышается, за счет учебного и практического видов деятельности


Глава 2.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности

Оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Именно в педагогической профессии личностный рост – непременное условие достижения профессионализма.

Развитие субъектной позиции студента предполагает опору на деятельностный подход в обучении, формирование устойчивого познавательного интереса как средства повышения качества подготовки специалиста.

В более глубоком понимании этого вопроса мы попытались разобраться, обсуждая тему «Стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности». На уроках используются такие стимулы, как мотивация учебной деятельности, система проблемных заданий, формирование умений их выполнять на уроке, характер взаимоотношений преподавателя и студентов, специально подобранные задания по учебному курсу как средство активизации познавательной деятельности (Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  496  497  498   ..