Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  438  439  440   ..

 

 

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

Оглавление

Введение

1. Психолого – педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями

2. Психолого – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с особыми нуждами

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение №1

ПЛАН сбора информации для оценки семейного положения

I. Структура семьи:

• фамилия, имя, отчество членов семьи;

• дата и место рождения;

• семейное положение;

• данные свидетельства о рождении, паспорта;

• адрес прописки, проживания, номер телефона;

• проживают ли оба родителя в семье;

• данные отсутствующего родителя;

• поддерживает ли отсутствующий родитель контакты с детьми;

• где находится отсутствующий родитель, каковы условия его жизни;

• есть ли в семье дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; каковы причины их нахождения, посещают ли их родители, члены семьи; планы в отношении этих детей;

• имеются ли родственники, поддерживают ли отношения.

II. Описание всех членов семьи.

Цель: определить среду внутрисемейных отношений, указать, есть ли в семье проблемы со здоровьем, с работой.

• работают ли взрослые члены семьи? Является ли работа стабильной и надежной? Кто присматривает за детьми во время отсутствия родителей?

III. Здоровье:

• болеет ли ребенок в настоящее время, есть ли хронические заболевания;

• соответствие физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка возрастным нормам;

• есть ли проблемы со здоровьем у родителей;

• наличие инвалидности у членов семьи.

IV. Жилищно-бытовые условия:

• вид жилплощади, количество комнат;

• наличие мебели;

• санитарно-гигиенические условия;

• наличие спальных мест у детей;

• проживают ли в семье животные;

• владеет ли семья участком земли.

V. Финансовая ситуация в семье

• доход семьи;

• получение социальной помощи.

VI. Образование

• отношение взрослых, детей к школе или детскому саду;

• текущие проблемы ребенка в школе.

VII. Суть возникших проблем к моменту начала работы с этим ребенком, семьей. Как сами члены семьи (в том числе и дети) оценивают ситуацию? Что, по их мнению, может улучшить положение дел? Кого относят к своим близким друзьям, кому доверяют, с кем общаются.

VIII. Прогнозирование изменений, рекомендации (что необходимо для данного ребенка, данной семьи).

Примерный план составления акта социального обследования семьи

1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей)

2. Описание жилого помещения (отдельная квартира, собственный дом, часть дома, коммунальная квартира, комната в общежитии, частная квартира, комната, жилая площадь родственников, иное).

3. Форма собственности: приватизированное жилье, частный сектор, сдаваемое внаем жилье.

4. Условия проживания: оценка санитарного состояния жилья, наличие необходимой мебели, одежды, игрушек, школьных принадлежностей. Характеристика образа жизни семьи, психологическая обстановка в семье.

Совокупный доход семьи (подтверждение справками, информация со слов проживающих), в том числе и сведения о праве и получении пенсий, алиментов, пособий на ребенка.

Примерный план составлении заключения на семью

1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей). Полная информация о месте работы, проживания родителей.

2. Сведения о родственниках.

3. Категория семьи.

4. Место учебы детей, информация о посещении образовательного учреждения.

5 Оценка семейной ситуации, поведение родителей и несовершеннолетнего (состоят ли на учете в ОППН, КДН), характер взаимоотношений между членами семьи, выполнение родительских обязанностей, случаи жестокого обращения с несовершеннолетними.

6. Опенка уровня благосостояния семьи в настоящее время: очень плохой (средств не хватает на еду), низкий (есть только самое необходимое), средний (сверх необходимых вещей, есть участок, бытовая техника), высокий (автомобиль на ходу, гараж, дача, сложная бытовая техника и т.п.), очень высокий (в потреблении нет никаких ограничений).

7. Опенка качества питания в семье: разнообразное, полное, необходимый набор продуктов, острая нехватка необходимых продуктов, другие особенности.

8. Какими льготами и компенсациями пользуется семья.

9. Проблемы семьи, потребность в социальной помощи.

10. Проделанная работа в отношении семьи.


Приложение №2

Таблица 1 - Алгоритм сопровождения семьи

№п/п

Мероприятие

Сроки

Задействованные специалисты

документация

1-

Поступление информации о семье

1 рабочий день со дня поступления информации

Ведущий специалист социальные педагоги.

Протокол заседания Комиссии по делам несовершеннолетних помещается в папку «Протоколы КДН», письма из организаций - в папку «Письма»

2.

Первичное посещение семьи Повторное посещение 3 рабочих дня с момента поступления информации через 5 дней после первого посещения

Социальный педагог

Акт посещения/обследования помещается в папку «Акты» или личное дело семьи (в случае постановки на сопровождение)

3

Первичная консультация

По мере прихода семьи

Социальный педагог

Заявление на оказание помощи (в случае согласия клиента на сопровождение), дневник работы с семьёй

4.

Постановка семьи на учёт

1 день со дня написания заявления

Социальный педагог

Журнал учёта, личное дело

5.

Диагностика и оказание актуальной социальной помощи.

1-3 месяца со дня поступления информации

Социальный педагоги, психолог

Дневник работы с семьёй, карта очного консультирования. План совместных действий на этапе диагностики Анализ работы на этапе диагностики (в случае рассмотрения семьи на Совете)

6.

Подписание договора.

По окончании этапа диагностики

Социальный педагог психолог

План совместных действий, договор в 2-х экземплярах (1-семье, 1- в л/дело)

7.

Реализация плана реабилитационных мероприятий В течение срока, определённого в договоре Социальный педагог, психолог Дневник работы с семьёй, карта очного консультирования, журнал учёта консультаций

8.

Совет по реабилитации

В течение последней недели действия договора.

Ведущий специалист, социальные педагоги; психологи Анализ работы с семьёй, протокол Совета в 2-х экземплярах (1 - в л/дело, 1 - в папку «Советы по реабилитации»)

9.

В случае принятия решения о продолжении социального патронажа повторяются шаги 6-8 данного алгоритма В соответствии со сроком действия договора См п. 6-8 См п. 6-8

10.

В случае перевода на отдалённое сопровождение - отслеживание отдалённых результатов работы с семьёй

Срок определяется на Совете

Социальный педагог

Дневник работы с семьёй

11.

Снятие семьи с патронажа/учёта:

3 рабочих дня со дня проведения Совета по реабилитации или по окончании отдалённого сопровождения Социальный педагог, психолог Личное дело, журнал учёта семей, карта очного консультирования, журнал архива


Приложение №3

АКТ

ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЬИ

От «___» __________ 20___ г. г. Магадан

Нами, социальным педагогом отдела социальной помощи семье и детям Государственного учреждения «Магаданский социальный центр», Кондратенко С.В., _________________________ Пометий Е.В., и главным специалистом отдела опеки и попечительства мэрии г. Магадана _________________, была посещена семья ___________________________________ проживающая по адресу: г.Магадан, ул. _______________________________

ПРИЧИНА ПОСЕЩЕНИЯ:___________________________________________

ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ: информирование семьи об услугах оказываемых отделом. Мотивирование на сотрудничество.

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОСЕЩЕНИЯ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акт составлен:

социальным педагогом С.В. Кондратенко

Ф.И.О., подпись специалиста

социальным педагогом Е.В. Пометий

Ф.И.О., подпись специалиста

Приложение №4

План совместных действий

Семья

срок к договору №

ОТ

Цель

Мероприятия

Исполнители

Сроки

Примечания

Приложение №5

Начальнику отдела социальной помощи семье и детям

Государственного Учреждения социальной поддержки

населения «Магаданский социальный центр»

И. В. Долговой

фамилия

имя

отчество

проживающей (го) по адресу:

г. Магадан, улица _________________________

корпус_______ дом №________, квартира_____

телефон___________________________________

Заявление

Прошу оказать социально-педагогическую и психологическую поддержку моей семье в связи со сложившейся трудной жизненной ситуацией

Краткое описание трудностей, с которыми столкнулась семья. С условиями оказания помощи и правилами взаимодействия со специалистами отдела ознакомлен(а).


Приложение №6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ведению сопроводительной документации в ходе осуществления патронажа семей

Документирование деятельности решает следующие задачи:

• накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним,

• укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств;

• передача зафиксированной информации о состоянии проблем клиента на все уровни управления;

• обобщение методов работы с клиентами;

• систематизация информации о формах и видах комплексной помощи.

Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности. Опыт, который приобретает специалист в процессе сбора информации, фактического налаживания взаимоотношений с другими участниками взаимодействия, отражающегося в документации, служит средством повышения профессионализма и квалификации самого специалиста.

В процессе ведения документации следует придерживаться определенных принципов, соблюдение которых способствует эффективности обслуживания, конфиденциальности полученной информации.

1. Принцип полноты в формировании данных о клиенте.

2 Принцип умеренности как умение представлять данные о клиенте в сжатой, удобной для работы форме, достаточной для планирования и оказания услуг.

Включение семьи в реабилитационный процесс начинается с предварительного знакомства: через посещение семьи, получение информации от соответствующих учреждений, если семья находится на учете, от соседей, родственников, индивидуального консультирования. Первичная информация оформляется документально: актами обследования и посещений, картой семьи (социальным паспортом). Карта семьи необходима для определения проблем и путей их решения с помощью собственных ресурсов семьи, а также внешних ресурсов. Максимальное количество информации позволяет наиболее верно .определить характер мероприятий программы реабилитации для достижения положительного результата.

Программа реабилитации представляет собой индивидуальный план по работе с семьей, в котором фиксируются основные задачи и пути их выполнения, сроки решения проблем. При необходимости в программу вносятся изменения и дополнения. Программа

может быть реализована:

• через работу с семьей и несовершеннолетними в ней,

• через работу с родителями при временном помещении ребенка в социально-реабилитационный центр,

• через консультации специалистов для родителей.

Для контроля и корректировки реабилитационной программы и выполнения намеченного

плана проводятся посещения семьи.

Приведенные ниже информационные материалы рассчитаны на достаточно полную и объемную информацию о семье. В зависимости от ситуации конкретной семьи в формы документации могут включаться дополнительные пункты.

Для сбора и заполнения необходимой информации предлагаются следующие информационные материалы:

1. План сбора информации для оценки семейного положения.

2. Примерный план составления акта социального обследования семьи.

3. Примерный план составления заключения на семью.

4. Карта семьи.

5. Программа комплексной реабилитации семьи.


Приложение №7

Индивидуальная программа воспитания, обучения, развития Вити Д., 3 лет

Диагноз: Задержка речевого и психического развития.

Результат обследования: ребенок ходит самостоятельно достаточно уверенно, но не прыгает, не развита тонкая ручная моторика. Говорит отдельные слова, понимает обращенную речь. Родителей больше всего волнует отставание в развитии речи.

Программа для родителей включает в себя развитие общей и речевой моторики.

Необходимо развивать общие движения, учить прыгать, ходить, опираясь на пятку, затем на носок. Стоять на одной, на другой ноге, сохранять равновесие, развивать моторику рук. Формировать пальцевый захват мелких предметов. Использовать различные игры со звукоподражанием (кто как кричит).

Для стимуляции речевого развития необходимо обогащать пассивный словарь: учить показывать в альбоме фотографии близких. В книжках показывать предметы, которые называет взрослый. Развивать и закреплять навыки самообслуживания. Формировать и стимулировать предметно-игровую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  438  439  440   ..