Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  227  228  229   ..

 

 

Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

Социально-педагогическая поддержка учащихся из неблагополучных семей МОУ №13 и №9 г. Благовещенска Амурской области

Содержание

1.1 Проблемы и роль социально-педагогической помощи неблагополучным семьям


Рисунок 1 – Факторы, определяющие возможность изменений в семье

1.2 Причины, факторы формирования и типы неблагополучных семей


Рисунок 3 – Причины семейного неблагополучия

1.3 Научно-практические подходы к социально-педагогической поддержке неблагополучных семей


Таблица 1. Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях

Таблица 2. Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

1. Гиперпротекция

«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

2. Условия повышенной моральной ответственности

«Не хочу иметь такого ребенка»

Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения

«Ненавижу всех детей», «Не стану из-за них расстраиваться»

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

4. Гипопротекция

«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое»

Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений

«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья»

Частые показания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений

Таблица 3. Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей

Тип воспитания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

«Герой семьи»

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.

Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

«Возмутитель спокойствия» («козел отпущения»)

Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.

Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

«Талисман»

Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.

Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

«Потерянный ребенок» («девочка – сущий ангел»)

Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, – преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви.

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в «куче». Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки.


Таблица 4. Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями

Этапы

Средства

I. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.

Анкетирование. Беседа.

3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.

Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения.

4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

5. Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи.

Беседы. Обсуждения литературы.

6. Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль.

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей.

Беседа. Тестирование.

8. Координация действий школы, административных органов по защите прав ребенка в случае необходимости.

Письма, ходатайства.

Таблица 5. Направления и формы работы с неблагополучными семьями

УБЕЖДЕНИЕ

разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ

это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

по формированию нравственных качеств.


2. Практические подходы: социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей

2.1 Организация исследования: неблагополучные семьи

I этап – организационный

II этап – диагностический

Рисунок 5 – Результаты опроса детей

Рисунок 6 – Результаты опроса родителей

Рисунок 7 – Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту


Библиографический список

1. БеличеваС. А. Основы превентивной психологии. М., 1993

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001

5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация

6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.

7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001

8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002. №6

9. Грибеннеков И.В. Воспитательный климат семьи

10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005

11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 №2

12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985

13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996

14. Кожарская, В. Проблемы социальной помощи неблагополучной семье // Журнал Детский дом – №14 – 2005 – С. 8

15. Королева Г.Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи // Отечественный журнал социальной работы №3 – 2005 – 35 с.

16. Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т.М., 1951

17. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы). – М., 2004

18. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987

19. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003

20. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001

21. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005

22. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4

23. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002

24. Научно – методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» №5/2004

25. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №1/1997

26. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003

27. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993

28. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.

29. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001

30. Психодиагностика: Конспект лекций / Сост. Посохова С.Т. – М., 2004

31. Разумихина Г.П. Мир семьи. М., 1986

32. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология

33. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д.р. Киев, 1990

34. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. – Мн., 1998.

35. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000 №3

36. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000

37. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. – М., 1987.

38. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – Санкт-Петербург, 2000.

39. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд. – М., 2005

40. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4

41. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3

42. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000

43. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004

44. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М. 2002

45. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. – Москва, 1995.

46. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000

47. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

48. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов – на Дону, 1996

49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  227  228  229   ..

 

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

наблюдения специалистов;

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

группы риска;

4

Профилактика семейного неблагополучия.

родительский всеобуч;

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

институт приемной семьи;