Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  199  200  201   ..

 

 

Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Тема урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала

Применяемые методы

Деятельность преподавателя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

1. 1 – 2

Проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку

2. 3 – 5

На прошлых занятиях мы рассмотрели костюм периода становления СССР, влияние революции 1917 г. на развитие. Обратили внимание на революционную символику в костюме. Вы уже имеете представление о костюмах периода НЭПа, пролетарском, буржуазном, комсомольском, пионерском. А сегодня мы подошли к изучению костюма и моды советского периода.

Монологический метод - сообщить учащимся тему урока сформулировать основную проблему содержание учебного материала

Объявление темы, цели урока.

Записывают тему урока.

3. 7 – 10

1. Появление каких новых жизненных условий повлияло на создание костюма?

Диалогический метод – поставить проблемный вопрос перед учащимися.

Задает вопросы учащимся по предыдущей теме урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

2. Кого называют пионерами нового костюма?

3. Какой эстетический идеал формируется в этот период.

4. Какая революционная символика использовалась в костюме?

5. Что из себя представляет костюм периода НЭПа?

4. 40–50

1950-е гг.

Показательный метод проиллюстрировать содержание проблемы примерами из истории.

Формирование новых понятий и способов деятельности.

Осмысление проблемы в истории развития моды.

В 1957 г. к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве советские модельеры создали яркие, красочные блузки, юбки, рубашки из недорогой ткани.

1960-е гг.

кожаные пояса, шинели, полевые сумки.

кожаные изделия, украшения.

комплект одежды. Характерными чертами являются мягкость и пластичность форм, позволяющих свободно и легко двигаться, тонкость и благородство сочетаний цветов в одежде, соединение элегантнее.

Полуприлегающий силуэт небольшого объема, плавно облегающий фигуру. Рукава втачные, реглан, цельнокроеные, умеренной ширины.

5. 8 – 10

Закрепление полученных знаний

Диалогический метод показать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом

Задает вопросы по изученному материалу.

Дают краткие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

орнаментация: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика.

6. 5-8

Домашнее задание: рассмотреть особенности моды 50 – 80-х гг. Что явилось базой для моды 80-х годов?

Монологический метод – сформулировать основные выводы по уроку

Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом.

Слушают, анализируют, делают выводы. Записывают домашнее задание.

Статьи затрат

Условное обозначение

Числовое значение

Годовые затраты на электроэнергию

Zээ

624

Годовые затраты на амортизационные отчисления

Zам

7154,8

Годовые затраты на текущий ремонт и программное обеспечение оборудования

Zтр

5200

Итого общие затраты на обслуживание единицы оборудования

Zоб

12978,8

Статьи затрат

Стоимость

Количество, шт.

Общая стоимость, руб.

Бумага для принтера

120

1

120

Тонер к картриджу принтера

130

1

130

Ватман

6

4

24

Дискета

12

1

12

Итого (Zрм

286

Профессиональная характеристика

Статьи затрат

Условное обозначение

Числовое значение

Расходы на оплату труда

Zраз

14662,7

Расходы на используемое оборудование для разработки

Zмаш

3163,7

Затраты на расходные материалы

Zрм

286

Итого

Sобщ

18112,4

Виды профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

1

2

Выполнение работ по проектированию изделий одежды по индивидуальным заказам:

История одежды

(построение чертежей конструкций изделий одежды).

Свойства материалов, применяемых для изделий одежды; требования к качеству материалов.

профессиональной этики.

обработки изделий одежды по результатам примерок.

№ тем

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Кол-во часов

теория

в т.ч. л/б

1

Введение

2

2

Костюм Древнего мира

4

4

3

Костюм Средневековья

2

2

4

Костюм эпохи Возрождения

6

5

Европейский костюм XVII столетия

4

6

Русский костюм

4

7

Европейский костюм XVIII столетия

4

8

Костюм периода Французской буржуазной революции 1789- 1794гг

2

9

Русский костюм XVIII столетия

2

10

Европейский костюм XIX столетия

4

11

Особенности костюма XIX столетия в России. Народный костюм

2

2

12

Европейский костюм XX столетия

4

13

Костюм периода становления СССР

2

14

Костюм и мода советского периода

2

15

Современный костюм

4

4

ИТОГО

12

48


Вопросы к зачету по дисциплине «История костюма и моды»

1. Расскажите о значении предмета «История костюма» для профессии закройщика.

2. Дайте определение словам «костюм» и «одежда».

3. Что предшествовало появлению одежды? Назовите примитивные виды одежды.

4. Каков был характер политического устройства Др. Египта?

5. Расскажите об одежде жителей гор и долин.

6. Расскажите об одежде царя и знати.

7. Каков был характер политического устройства Др. Греции?

8. Каким был гражданский идеал и как он воплотился в искусстве?

9. Расскажите о мужском костюме Др. Греции.

10. Расскажите о женском костюме Др. Греции. Какие дополнения к костюму были у женщин Др. Греции?

11. Опишите характер римского рабовладельческого государства.

12. Назовите основные отличия римской культуры от греческой.

13. Какие наряды приняли участие в оформлении римской культуры?

14. Что явилось основой мужского костюма?

15. Расскажите о костюме простых людей.

16. Расскажите о мужских украшениях в Древнем Риме.

17. Расскажите о женском идеале красоты в Древнем Риме.

18. Какой костюм носили женщины в Древнем Риме?

19. Расскажите об образовании Византийской империи. Какие страны объединила под свою власть Византия?

20. Расскажите о характере господствующей в Византии религии, о влиянии религии на культуру.

21. Каков был силуэт византийского костюма?

22. Назовите основные виды мужской одежды.

23. Расскажите о своеобразии византийских тканей; их орнаментации.

24. Какую форму одежды носили в Византии? Чем было обусловлено появление новой формы одежды?

25. Расскажите о женском идеале красоты в Византии. Назовите основные виды женской одежды в Византии.

26. Расскажите об особенностях исторического периода раннего средневековья.

27. Какой художественный стиль формируется в эпоху раннего средневековья? Каковы основные особенности этого стиля?

28. Расскажите о мужском костюме эпохи раннего средневековья.

29. Расскажите о женском идеале красоты эпохи раннего средневековья. Каковы особенности женского костюма этой эпохи?

30. Каковы отличительные особенности романского и готического стилей?

31. В какой период зарождаются основы кроя и техники шитья?

32. В какое время появляются вытачки, воротник, застежки?

33. Расскажите о культуре и искусстве Древней Руси.

34. Какое влияние оказывал климат на характер древних людей?

35. Расскажите о мужском костюме скифов.

36. Расскажите о мужском идеале красоты Древней Руси. Какие украшения использовали мужчины Древней Руси в своем костюме?

37. Расскажите о женском идеале красоты Древней Руси. Что являлось основой женского костюма Древней Руси.

38. Расскажите о развитии искусства Московской Руси.

39. Расскажите о мужском костюме Московской Руси. Укажите отличия костюма Московской Руси от костюма Киевской Руси.

40. Расскажите об идеале женской красоты во времена Московской Руси.

41. Расскажите об орнаментации и шитье жемчугом, золотом, серебренной нитью в костюме.

42. Расскажите об искусстве эпохи Возрождения.

43. Дайте характеристику тканей в костюмах эпохи Возрождения.

44. Расскажите о женском и мужском костюме Флоренции.

45. Расскажите о женском и мужском костюме Венеции.

46. Расскажите о мужском и женском костюме Испании.

47. Какой новый художественный стиль появился в искусстве XVII в.?

48. Назовите мужской идеал красоты в XVII в. во Франции. Расскажите о мужском костюме XVII в. во Франции.

49. Расскажите о тканях, используемых в костюме; о видах отделки в костюме.

50. Расскажите о женском идеале красоты в XVII в. во Франции. Женский костюм.

51. Как переводится слово «барокко»? Назовите характерные черты стиля «барокко».

52. Назовите характерные черты стиля «рококо». Как переводится слово «рококо»?

53. Расскажите о мужском костюме XVIII в. во Франции.

54. Расскажите о женском костюме XVIII в. во Франции.

55. Какую косметику использовали мужчины в XVIII в. во Франции.

56. Расскажите об изменениях в мужском и женском костюме в конце XVIII в. во Франции.

57. Расскажите о культуре Англии XVIII в.

58. Расскажите о мужском костюме Англии XVIII в.

59. Какие изменения вы отметили для себя в костюме периода Французской революции?

60. Расскажите о влиянии английского костюма на мужскую одежду.

61. Что нового появляется в женской одежде в связи с походами Наполеона?

62. Какой характер носили прогрессивные преобразования Петра I.

63. Какие меры были приняты Петром I для внедрения в жизнь дворянского костюма и его европеизации?

64. Опишите мужской дворянский костюм.

65. Каким был силуэт женского костюма во время царствования Елизаветы?

66. Расскажите о развитии легкой промышленности во Франции XIX в.

67. Расскажите о предметах одежды и силуэте мужского делового костюма 10–20-х гг. XIX в.

68. Расскажите о силуэте женских костюмов 10–20-х гг.

69. Расскажите о господстве стиля «бидермайер» в Костроме.

70. Расскажите о мужском костюме XIX в.

71. Расскажите о женском костюме эпохи модерн «модерн». Какую форму имел корсет этой эпохи?

72. Расскажите об одежде 20–30-х гг. XX в.

73. Расскажите о деятельности Г. Шанель.

74. Расскажите об одежде 40-х гг., о цветовых решениях.

75. Расскажите о деятельности художника–модельера К. Диора. Автором какого нового стиля он является?

76. Расскажите об одежде 50–60-х гг. Кто первым вводит в моду мини-юбку?

77. Кто является основателем молодежной моды? Расскажите о деятельности этих художников–модельеров.

78. Расскажите о первых швейных мастерских в России.

79. Расскажите об особенностях моды 50-х гг.

80. Расскажите об особенностях моды 60-х гг.

81. Какие вечные ценности остаются неизменными в фольклорной одежде?

82. Что явилось базой для моды 80-х гг. Расскажите об одежде 80-х гг.

83. Перечислите стилевые направления в современной одежде.

84. Расскажите о творчестве В. Юдашкина. Характерные черты его творчества.

85. Что такое мода в современном восприятии?

86. Влияние каких предыдущих годов определяет модный силуэт?

87. Расскажите о модной цветовой гамме III тысячелетия.

88. Расскажите о современном макияже, его видах, стилях и правилах, о выборе парфюмерных средств.


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

Введение

2 часа

Знакомство учащихся с предметом «История костюма и моды», его задачами и значением для профессии. Примитивные формы одежды. Знакомство с художественными стилями разных эпох.

Сформировать понятие «мода», «костюм», «одежда». Развивать кругозор в области искусства, истории, творчества.

История, моделирование.

Плакаты, диапроектор

Выучить определение понятий «мода», «костюм», «одежда».

2. Костюм Древнего мира

8 часов

Общая характеристика стран Египта, Греции, Рима, Византии. Знакомство с эстетическими идеалами красоты в странах Древнего мира. Рассмотрение основных видов и форм костюма этих стран.

Ознакомить учащихся с общей характеристикой стран Древнего мира, рассказать об основных видах и формах мужского и женского костюма и элементах символики.

История, моделирование

Изучение элементов костюма Древнего мира. Разработка костюма данного периода на фигуре. Эскиз.

Плакаты

Выучить определения основных видов одежды стран Древнего мира, их сходство и различия.

3. Костюм Средневековья. 4 часа.

Познакомить учащихся с особенностями исторического периода. Рассмотреть особенности романского стиля, его отражение в костюме. Образование новых форм европейской одежды. Рыцарство и его влияние на характер мужского костюма.

Раскрыть учащимся сущность крайне противоречивого характера всего средневекового искусства.

История, моделирование

Изучение элементов костюма Средневековья. Выполнить эскиз с элементами аппликации.

диапроектор

Подробно рассмотреть период Средневековья В чём заключается противоречивость данного периода.

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

Появление нового идеала женской красоты и его. отражение в женской одежде

4. Костюм эпохи Возрождения.

6 часов

Реализм искусства. Участие художников в создании моды. Появление белья. Влияние итальянской культуры на формирование французской моды. Особенности развития культуры и искусства в Испании.

Раскрыть учащимся характеристику исторических, экономических и социальных условий, способствовавших появлению расцвета искусств и новом представлении об эстетическом идеале красоты эпохи.

История, моделирование

Плакаты

Изучить костюм эпохи Возрождения. Рассмотреть виды украшений, отделки, ткани, цветовые решения, обувь, головные уборы.

5. Европейский костюм XVII столетия

4 часа

Стиль «барокко», его характерные черты. Французский костюм XVII столетия. Влияние французской моды на формирование костюма других стран Европы.

Сформировать у учащихся представления о развитии нового художественного стиля «барокко» и его характерном противопоставлении.

История, моделирование, констр–ние

Плакаты диапроектор

Изучить характерные особенности стиля «барокко».

6. Русский костюм.

4 часа

Общая характеристика периода Киевской и Московской Руси. Новые черты в одежде. Эстетический

Раскрыть учащимся особенности для костюма этого исторического

История, моделирование

Плакаты

Изучить новые черты в одежде этого периода.

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

идеал красоты и основные особенности костюма этих периодов.

периода.

Рассмотреть костюм дружины, городского населения.

7. Европейский костюм XVIII столетия.

4 часа

Стиль «рококо». Франция – законодательница мод в Европе. Декоративное оформление одежды. Культура и быт Англии. Буржуазный характер моды. Влияние английского костюма на французский.

Сформировать у учащихся представления о развитии нового художественного стиля «рококо» и характерном для него отсутствии идейного содержания.

История, моделирование, рисунок.

Плакаты

Изучить особенности стиля «рококо».

8. Костюм периода Французской буржуазной революции 1789-1794 гг.

2 часа.

Характеристика исторического периода, его влияние на эволюцию костюма. Демократизация костюма. Влияние французской моды на формирование Европейского костюма и его развитие в первой половине 19 века.

Раскрыть учащимся причины демократизации эстетического идеала и костюма в период Великой Французской революции.

История, моделирование, рисунок.

Диапроектор

Рассмотреть причины демократизации костюма.

9. Русский костюм XVIII столетия.

2 часа.

Характеристика преобразованной России в период Петра I. Реформы в области костюма. Введение в национальный костюм

Раскрыть учащимся причины преобразования русского костюма в период 18 века.

История, моделирование, рисунок.

Плакаты.

Изучить реформы в области костюма. Рассмотреть.

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

европейских форм. Одежда русского «рококо».

новые европейские формы в национальном костюме

10. Европ. костюм XIX столетия.

4 часа.

Развитие легкой промышленности Франции, ее положение на международном рынке. Выработка общего типа «городского костюма». Стиль «ампир» в костюме. Изменение и формирование костюма 30-40-х гг. Стиль «бадермайер» в костюме. Особенности ткани, покроя и силуэтов 50-60-х гг. Мода и костюм 70-90-х гг. Зарождение стиля «модерн».

Сформировать у учащихся представления о развитии нового художественного стиля «ампир», выражавшем эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлявшем военные победы Наполеона.

История, моделирование, констр-ние, рисунок.

Диапроектор

Изучить особенности стилей «ампир», «бадермайер», «модерн».

11. Особен. костюма XIX столетия в России. Народный костюм.

4 часа.

Влияние европейской «городской» моды на формирование костюма 19 века в России. Костюм русского дворянства, чиновничества и крупной буржуазии. Костюм интеллигенции и рабочих. Русский народный крестьянский костюм, национальный костюм

Рассмотреть условия исторического развития определившие характерное разделение форм русского костюма (на северный и южный).

История, моделирование, рисунок.

Изучение элементов русского народного костюма. Подбор моделей в стиле русского костюма. Источник -журналы мод.

Изучить особенности русского народного костюма данного периода. Рассмотреть национальный костюм губерний.

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

12. Европ. костюм XX столетия.

4 часа

Основные исторические этапы периода. Социально-экономическая обстановка в Европе в конце 19 и в начале в 20 вв., влияние на моду. Ведущие модельеры западно-европейского костюма, их роль в становлении и развитии моды 20 века. Расцвет стиля «модерн», отражение стиля в женском костюме. Новые линии, покрой. Новый военный костюм, его влияние на костюм гражданский мужской и женский (1914-1917 гг). Костюм 1950-60-х гг. Поиск новых пропорций и форм.

Сформировать у учащихся представление о развитии нового художественного стиля «модерн».

Ознакомить учащихся с основными факторами определившими развитие европейского костюма.

История, моделирование, констр-ние, рисунок.

Видео -

магнитофон

Изучить влияние английского стиля на мужской костюм. Рассмотреть распостран-е английского костюма, как делового костюма женщин.

13. Костюм периода становления СССР.

2 часа .

Революция 1917 г. в России, её влияние на развитие культуры. Революционная символика в костюме. Костюм периода НЭПа. Влияние западной моды.

Раскрыть учащимся причины формирования новой культуры и эстетического идеала советского периода.

История, моделирование, констр-ние, рисунок.

Диапроектор

Видео – магнитофон

Рассмотреть костюм пролетарский, буржуазный, комсомольский, пионерский.

Тема программы кол-во часов на тему

Содержание учебного материала

Учебная цель на уроке

Межпредметные связи

Лабораторно-практические задания

КМО и ТСО

Домашнее задание

14. Костюм и мода советского периода.

2 часа

Одежда народов СССР, национальные костюмы. Зарождение отечественного моделирования. Народные традиции и костюмы, их роль в формировании моделей одежды в советский период. Роль отечественных модельеров в развитии моды.

Рассмотреть развитие отечественного конструирования, моделирования, а так же традиционность и новизну форм костюма.

История, моделирование, констр-ние, рисунок.

Диапроектор

Видео – магнитофон

Изучить факторы влияющие на моду 50, 60, 70, 80-х гг.


15.Современный костюм. 8 часов

Современная мода отечественная и зарубежная, основные направления. Детальность отечественных модельеров. Зарубежные мастера современной моды. Современный костюм: виды одежды мужской и женской.

Сформировать у учащихся представления о стилевых направлениях в современной одежде.

История, моделирование, констр-ние, рисунок.

Изучить элементы современного костюма. Выполнить изделие на манекене. Написать по изученной теме.

Видео – магнитофон

Изучить творчество В. Юдашкина., влияние каких предыдущих годов определяет модный силуэт.


Приложение Б

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «История костюма и моды»

Творческий эскиз как воплощение определенного художественного образа несет в себе большую эмоциональную и эстетическую нагрузку. Единство чувственных и смысловых компонентов. Эскиз выявляет форму, пропорции, линии модели, цветовое и пластическое решение, характеризует конструкцию. Эскиз показывает художественный образ человека в костюме, поэтому он должен быть выразительным и целостным. Эскизы выполняются на акварельной бумаге размером 24- 30 см с применением различных материалов (карандаш, акварель, тушь, гуашь, аппликации из бумаги и ткани и др.). Выбор материала определяется художественным замыслом и уровнем графического мастерства студента. Одежда изображается на фигуре человека. Позу следует выбирать несложную по движению и естественную, т. е. Такую, которая не дает значительных искажений формы костюма, позволяет ее легко «прочитать». На одном листе изображены одна- три модели.

В начале работы надо тонкими карандашными линиями наметить расположение фигуры в одежде так, чтобы она свободно поместилась в пределах картинной плоскости, но не была при этом слишком мала. Пропорции фигуры можно определить с помощью условно- пропорциональной схемы, в которой модулем является голова человека.

Затем уточняются расположение и пропорции отдельных частей фигуры, прорисовываются одежда и аксессуары.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МакетА изделия на манекене

Макет выполняется по эскизу модели. Цель создания макета трансформация изображения одежды в объемной форме. Макет изделия выполняется 1:4 или 1:2 он точно воспроизводит объем, форму, размещение и характер отделки, конфигурацию деталей. Макет выполняется на манекене (кукла).

Для изготовления макета изделия требуется ткань (шелк, кружева, парча, тесьма, бисер и т.п.), а также булавки, ножницы, мел, сантиметровая лента, линейка, иглы, нитки, манекен (кукла).

Подготовка к выполнению макета состоит в следующем:

1. Выбирается тот костюм, который хотим показать в объемной форме на манекене.

2. Из ткани выкраиваются мелкие детали кроя, соответствующие крою рассматриваемого периода или эпохи (рукава, лиф, юбки, рюши, оборки, воротники и т.д.).

3. С помощью иглы и ниток вручную соединяем на манекене.

4. Затем отражаем прическу, головной убор, обувь- этого периода.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине: «История костюма и моды»

Самостоятельные работы выполняются учащимися самостоятельно (во внеаудиторное время). При оценке самостоятельных работ обращается внимание на исчерпывающее решение поставленных задач, умелое привлечение для выполнения заданий вспомогательного материала.

Домашние работы, получившие положительную рецензию, не возвращаются, а отрицательную – отдают обратно с замечаниями преподавателя для повторного выполнения или исправления.

По дисциплине: «История костюма и моды» выполняют две самостоятельные работы после изучения темы «Европейский костюм 20 века» на 1 курсе.

Самостоятельные работы состоят из рисунков, пояснительного текста к ним и ответы на вопросы. Ответ должен быть кратким, но емким по содержанию.

Текст самостоятельных работ предпочтительней писать на листах писчей бумаги (не линованной и не клетчатой) с одной стороны, а иллюстрации выполнять на более плотных листах. В конце работы обязательно помещается список используемой литературы.

В результате выполнения самостоятельных работ учащиеся должны научиться правильно выполнять различные элементы и средства композиции костюма различного стилевого решения и назначения.

Не допускается копирование рисунков из учебников. Учащийся должен уметь компоновать рисунок на листе и правильно рисовать схемы фигуры человека.

Необходимо отмечать, что при работе над всеми этапами дисциплины «История костюма и моды» надо использовать основанные ранее приемы; выполнение фигуры на предмете спец. рисование.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Перечень практических работ

Тема 1.

1. Изучение элементов костюма Древнего мира.

2. Разработка костюма данного периода на фигуре. Эскиз

Тема 2.

1. Изучение элементов костюма Византии.

2. Выполнить эскиз с элементами аппликации.

Тема 3.

1. Изучение элементов Европейского женского костюма 20 века.

2. . Работа с журналами мод

Тема 4.

1. Изучение элементов Русского народного костюма.

2. Подбор моделей в стиле русского костюма. Источник- журналы мод

Тема 5.

1. изучение элементов современного костюма.

2. Общая работа с использованием изученного материала.

3. Выполнение изделия на манекене.

4. .

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  199  200  201   ..