Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  77  78  79   ..

 

 

Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

2.1 Описание организации и методик исследования

Практическая часть исследования была проведена в муниципальной школе №10 (гуманитарной гимназии) г. Надыма Ямало-ненецкого автономного округа, с участием 40 учащихся начальных классов.

Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности.

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей

2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

На первом этапе эксперимента в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по формированию мотивов нравственного поведения у детей (3Б класс). Другой учитель был выбран нами произвольно (3А класс).

На этапе формирующего эксперимента были определены методы и приемы работы учителей по нравственному воспитанию, и было проведено анкетирование учащихся.

На этапе контрольного эксперимента мы сравнили ответы обеих групп, провели анализ и интерпретацию данных, графически изобразили результаты.

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

В беседе с выбранными нами учителями выяснилось, что учитель 3Б класса в работе по формированию мотивов нравственного поведения использует множество разнообразных методов и приемов:

1. этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),

2. рассказы на этическую тему,

3. диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),

4. письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),

5. пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т.п.),

6. встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).

Учитель 3А класса – такие:

1. разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),

2. рассказ на этическую тему,

3. сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),

4. пример.

Мы видим, что большее разнообразие методов формирования мотивов нравственного поведения у учителя 3Б класса. Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию мотивов нравственного поведения можно путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов, что является вторым этапом эксперимента.

2.3 Результаты формирующего эксперимента

С целью выявления уровня нравственного воспитания младших школьников, было проведено анкетирование среди учащихся двух младших классов: 3А и 3Б. В анкетировании участвовало 40 человек, по 20 учащихся в каждом классе. Детям было предложено 5 вопросов с двумя вариантами ответа в каждом. При этом выбор варианта а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, выбор б) – нет.

Учащиеся ответили на следующие вопросы:

1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то:

а) ты прощаешь ему это,

б) ты относишься к нему также.

2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,

а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,

б) ты помогаешь, когда не видит учитель.

3. Если мама на тебя сердится, то

а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,

б) ты думаешь, что она ошибается.

4. Когда мама зовет тебя домой, ты

а) идешь сразу же,

б) продолжаешь играть еще немного.

5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,

а) ты тревожишься,

б) тебя это не волнует.

Проанализируем ответы детей каждого класса на каждый из вопросов и графически изобразим результаты.

1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то

а) ты прощаешь ему это,

б) ты относишься к нему также.

3А класс. Этот вопрос разделил класс почти пополам: 11 человек выбрали варианты а) и 9 человек вариант б) . Вообще же, этот вопрос достаточно сложен даже для многих взрослых людей, но в данном случае мы не предлагаем ребенку рассуждать, как нужно поступать, а просим его вспомнить, чем на «не очень хорошее» к нему отношение отвечает он. Оказалось, что 55% детей этого класса считает, что нужно прощать, и 45%, что нужно отвечать тем же, и соответственно своей установке поступают.

3Б класс. В этом классе вариант а) выбрали 15 человек (75%) и 5 человек (25%) – б) .

Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что в 3Б классе больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы учителя данного класса по формированию мотивов нравственного поведения, чем учителя 3А класса.

2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,

а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,

б) ты помогаешь, когда не видит учитель.

3А класс. При ответе на этот вопрос вариант а) выбрали 8 человек (40%), а вариант б) – 12 (60%). С одной стороны можно было бы говорить о сформированности мотива оказания помощи у этих 12-ти детей, но с другой стороны (и это наиболее важно) оказывается, что лишь 8 человек в классе не только знают, что на контрольной работе подсказывать нельзя, но и применяют это знание в своем поведении. Подсказка может быть и порождена мотивом оказания помощи, однако в тот момент, когда проверяются знания каждого, о таком мотиве говорить неуместно. Скорее всего, дети помогают друг другу на контрольной, чтобы одноклассники не думали, будто они специально не хотят помочь и не считали их «единоличниками».

3Б класс. Дети этого класса лучше знают, что помогать на контрольной нельзя. Вариант а) выбрали 17 человек, а это составляет примерно 85%. И только 3 человека выбрали вариант б) , то есть 15%.

Необходимо отметить, что дети 3Б класса с первого дня в школе были рассажены по одному. Возможно, это и обусловливает склонность детей не помогать на проверочных работах друг другу: они не могут сделать это незаметно от учителя. В беседе с учителем этого класса выяснилось, что именно для того, чтобы предотвратить подсказки, парты были раздвинуты (в классах начальной школы они рассчитаны на одного человека). Такая же возможность была и у учителя 3А класса, однако, она не была использована. На наш взгляд, прием учителя 3Б класса, хоть и жесткий, сформировал привычку не помогать на контрольной. Таким образом, речь в данном случае идет уже не о сформированности мотива, а о переходе его в привычку, что, несомненно, является высоким показателем работы учителя.

3. Если мама на тебя сердится, то

а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,

б) ты думаешь, что она ошибается.

3А класс. В данном случае 14 человек (70%) выбрали вариант а) , что свидетельствует о том, что они склонны анализировать свои поступки, вызывающие недовольство мамы, а 6 человек (30%) из 20 обычно ссылаются на ошибочность ее мнения по поводу их поведения (выбрали второй вариант). Можно сказать, что у этих 6-ти человек не сформирован внутренний контроль действий. Эти дети пока не могут осознать нравственное и безнравственное в поступке и склонны поступать «по настроению», а при указании на ошибку оставаться при своем мнении, зачастую неверном, и не анализировать поступок.

3Б класс. Большинство детей выбрали вариант а) : 17 человек (85%) против 3 человек (15%). В этом классе склонность к анализу своего поступка выявилась у большего числа учащихся, чем в предыдущем классе, то есть уровень сформированности мотивов нравственного поведения в 3Б классе оказался выше.

4. Когда мама зовет тебя домой, ты

а) идешь сразу же,

б) продолжаешь играть еще немного.

3А класс. 11 человек ответили, что идут сразу же (55%), 9 человек (45%), что продолжают заниматься своим делом. Данный вопрос (впрочем, как и предыдущий) скорее отражает результат домашнего воспитания, однако классный руководитель, поддерживая связь с семьей ребенка, должен уделять много внимания воспитанию в детях и чувства уважения к взрослым, и послушания. По ответам детей можно предположить, что либо педагог уделял не достаточно внимания этому, либо только половина детей усвоила это к концу 3-го класса, поскольку установки учителя не получали поддержки со стороны родителей.

3Б класс. Вариант а) выбрали 18 человек (90%), вариант б) – 2 (10%). Можно предположить, что такой результат воспитания был достигнут учителем 3Б класса, поскольку он не ссылался только на домашнее воспитание, а целенаправленно проводил работу по формированию чувства уважения к взрослым, которое включает и послушание.

5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,

а) ты тревожишься,

б) тебя это не волнует.

Этот вопрос как бы дублирует вопрос №3. Но если там ребенку предлагалось вспомнить момент, когда мама уже сердится, то здесь – ситуация, когда никто еще не знает о его поступке. Она позволяет выяснить, способен ли он осознать свой поступок как плохой раньше, чем ему кто-то укажет на это.

3А класс. Оказалось, что тревожатся о наказании 14 человек (70%), то есть осознают ошибку. Так или иначе, угроза наказания, хотя и является способом лишь внешнего контроля поведения и не достаточно эффективным, для этих детей все же стимулирует нравственное поведение. 6 человек (30%) не переживают по поводу возможного наказания, поскольку, видимо, не в состоянии усмотреть безнравственное в поступке.

3Б класс. 19 человек этого класса способны оценить поступок как плохой раньше, чем ему укажут на это, поэтому по каким-то причинам совершив плохой поступок, они тревожатся о наказании (95%). Оставшийся 1 человек (5%) не волнуется.

Разница в процентном соотношении выборов варианта а) между учащимися 3А и 3Б классов – 25%, то есть умение анализировать поступок лучше развито у учащихся 3Б класса.

2.4 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента

Проведем анализ полученных результатов. Результаты анкетирования по каждому вопросу мы занесли в таблицу и обозначили графически в виде диаграмм, в которых первый столбец отображает процентное количество ответов а) , а второй – ответов б) (см. Приложения 1–3).

Таблица 1. Результаты анкетирования

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

3А класс

55%

45%

40%

60%

70%

30%

55%

45%

70%

30%

3Б класс

75%

25%

85%

15%

85%

15%

90%

10%

95%

5%


Диаграмма 1

3А класс.

Видим, что первый столбец практически равен в 1 и 2 вопросах со вторым, а в 3, 4 и 5 вопросах – больше второго, хотя и ненамного. Это говорит о том, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно. Мы можем проверить этот результат и с помощью цифр. Так, например, вариант а) во всех вопросах выбрал 1 человек (5%), в четырех – 5 человек (25%), в трех – 3 (15%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 9 учащихся (45%).

С другой стороны только в двух вопросах первый вариант ответа, свидетельствующий о склонности ребенка поступать нравственно, выбрали 3 человека (15%), только в одном – 2 (10%). Были дети (2 человека, то есть 10%), которые во всех вопросах выбрали вариант б) . Таким образом, малая склонность поступать нравственно выявлена у 7 учащихся 3А класса, что составляет 35% опрошенных.


Диаграмма 2

3Б класс.

В данном случае мы видим, что первый столбец гораздо выше второго во всех вопросах. Во всех вопросах выбрали вариант а) 8 учащихся (40%), в четырех – 7 человек (35%), в трех вопросах – 4 человека (20%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 19 человек, что составляет 95% от общего количества учащихся (против 45% в 3А классе!).

Хотя бы в двух вопросах выбрали а) только 2 человека (10%). Не оказалось ни одного человека, который во всех вопросах отметил бы вариант б) . То есть у 10% опрошенных в этом классе детей выявлен низкий уровень сформированности мотивов нравственного поведения, в то время как в 3А классе у 35% (!).

На этом основании мы может сделать вывод, что у учителя 3Б класса большее разнообразие в выборе методов формирования нравственных мотивов показало и более высокий результат, что подтверждает наше предположение.

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.

Программы нравственного воспитания с 1 – го по 4 – класс.

1-ый класс

Форма общения.

1. Доброе слово что ясный день.

2. Ежели вы вежливы,

3. Когда идешь по улице.

4. Узнай себя.

5. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Отношения к окружающему .

1. Путешествие в волшебную сказку.

2. Я могу быть волшебником.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Любимый уголок родной отчизны.

5. У каждого народа свои герои.

6. Мы соберём большой хоровод.

7. Я люблю маму милую мою.

8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник.

9. Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1. Если радость на всех одна.

2. Мой класс – мои друзья.

3. Самолюб никому не люб.

4. Поиграем и подумаем.

5. 0 дружбе мальчиков и девочек.

6. Путешествие в мир мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое занятие).

2-ой класс

Форма общения.

1. Если песни петь, с ними веселей.

2. Добрым жить на белом свете веселей.

3. Добро творить – себя веселить.

4. Подумай о других.

5. Подарок коллективу.

6. Делу – время, потехе – час.

7. Чего в других не любишь, т6ого и сам не делай.

Отношения с окружающими .

1. Подари другому радость.

2. 0т чего зависит настроение.

3. Не стесняйся доброты своей.

4. Мой дом – моя семья.

5. В труде человек хорошеет

6. Все на белом свете солнышкины дети.

7. Поздравляем наших мам.

8. Со взрослыми и сверстниками.

9. Цени доверие других.

Отношения в коллективе.

1. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

2. Советуем друг другу.

3. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

4. Поговорил бы кто со мной.

5. Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).

6. Делаем газету (итоговое занятие).

3-ий и 4-ый класс

Форма общения.

1. Здравствуйте все.

2. Будем беречь друг друга.

3. Дружим с добрыми словами.

4. Любим добрые поступки.

5. Подари учителю дело и слово доброе.

6. Умеем общаться.

7. Каждый интересен.

8. Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Человеческие отношения.

1. Душа – это наше творение.

2. Отворите волшебные двери добра и доверия.

3. Хорошие песни к добру ведут.

4. Вглядись в себя – сравни с другими.

5. Помоги понять себя.

6. О настоящем и поддельном.

7. Тепло родного дома.

8. Поздравляем наших мам.

9. Цветы, цветы – в них Родины душа.

10. Когда солнце тебе улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1. Чтобы быть коллективом.

2. Коллектив начинается с меня.

3. Подарок коллективу.

4. Секретные советы мальчикам и девочкам.

5. Скажи себе сам.

6. Вот и стали добрей и умней.

7. Школе посвящается (заключительный праздник).

Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагогам школ можно предложить решение строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций русской народной культуры может проводиться в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская – это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы должны быть включены также классные часы, цель которых – развитие у младших школьников нравственных качеств (см. Приложение 4)

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий:

1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;

3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;

4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;

5. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;

6. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Экспериментальная работа в школе №10 (гуманитарной гимназии) города Надыма показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.

Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?


Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.

Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.

Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:

– Личный пример учителя;

– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.


С писок использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т. 4.

3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.;

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2000.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г.

6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г.

7. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2001 г.

8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005.

11. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2006.

12. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г.

13. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т. 11.

14. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 1977. – 376 с.

15. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.

16. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.

17. Краткий словарь по философии. – М.: 2002.

18. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т. 2. – М.: Просвещение, 1978.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

20. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001;

22. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.

23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.

24. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.

25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 2002.

26. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.

27. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1998;

28. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.

29. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997;

30. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

31. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

32. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

33. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;

34. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г.

35. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

36. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.

37. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т. 2

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  77  78  79   ..