Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  875  876  877   ..

 

 

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах

План-конспект урока

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастие» с применением компьютерного программно-методического комплекса

Форма: интегрированный урок с применением компьютерного программно-методического комплекса по русскому языку.

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока:

· Обучающие:

· обучение определению затруднений и выбору коррекционных упражнений;

· отработка навыка применений алгоритмов с использованием современных технологий;

· проверка качества усвоения учащимися данной темы.

· Развивающие:

· создать мотивационную основу для изучения русского языка;

· развитие мышления.

· Воспитательные:

· воспитание культуры интеллектуального труда;

· воспитание интереса к русскому языку и информатике;

· патриотическое воспитание.

· Учебные:

· обобщить и расширить знания;

· проверить усвоение материала при использовании компьютерного программно-методического комплекса по русскому языку.

· формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

Оборудование:

· алгоритмы;

· компьютерный программно-методический комплекс по русскому языку;

· раздаточный материал для коррекции;

· лист контроля качества знаний.

Ход урока

I. Вступительное слово

Друзья, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы, и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

II . Контроль знаний.

1. Определение задачи урока.

Прочитайте четверостишье:

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая ,

О том и молчат, что совсем не простая,

Совсем не простая планета моя.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Чем они отличаются? От каких глаголов образованы? Какая это часть речи? Сегодня у нас урок контроля знаний. Какие задачи поставите вы перед собой?

Кроме того мы научимся сами определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения. С этой целью мы видим на каждом компьютерном столе набор алгоритмов. Использованные алгоритмы попрошу отложить в сторону, они помогут вам подобрать коррекционные упражнения.

Поскольку в нашем распоряжении недостаточное количество компьютеров, мы разделились на две группы. Первая группа в течение 15 минут выполняет тестирование на компьютере, а вторая группа – письменно.

Сидящие за компьютером входят в программу, отвечают на 10 вопросов. Если нет ни одной ошибки, то можете продолжать. Если ошибки есть, после десятого вопроса делаете работу над ошибками, используя алгоритмы. Через 15 минут вносите результат в оценочный лист.

Работающие за столом.

· 1. Дополните поздравление с Днём независимости, включив в него деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу, поставьте оценки в оценочный лист, лучшее прочитайте вслух.

· 2. Перед вами листы с тестами. Минимально вы должны успеть ответить на 10 вопросов за оставшееся время.

· 2. Учащиеся выполняют тестирование на компьютере и письменно. Учитель по истечении 15 минут собирает листы с письменными работами.

· 3. Физминутка.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1

И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. то же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

Упражнение для глаз при работе с компьютером.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 -5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

4. Группы меняются местами и выполняют задания.

Первая группа работает на компьютерах.

Задания для второй группы.

· 1. Дорисуйте картину зимнего утра, добавив деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу. Поставьте оценки. Лучшее прочитайте вслух.

· 2. Выполнение тестирования.

5. Через 15 минут выставляются баллы в оценочный лист сидящими за компьютером.

III. Итоги урока.

1. Рефлексия.

Сейчас настал момент подвести итоги урока. Перед вами карточки двух цветов – красный – да, синий – нет.

Понравился ли вам урок?

Понравилось ли мне, как я сегодня работал?

2. За работу на компьютере вы получили сегодня следующие оценки. На следующем уроке вы узнаете ваши общие отметки в пятибалльной и рейтинговой системе.

3. Ваше домашнее задание. Выберите себе карточки, соответствующие отложенным вами алгоритмам и выполните в рабочей тетради.

Тесты по теме «Деепричастие».

1. Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?

· 1) признак предмета по действию;

· 2) действие предмета;

· 3) добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

· 1) что делает?

· 2) что делать?

· 3) что делая?

· 4) что сделав?

· 5) что делай?

3. Найти суффиксы деепричастий:

· 1) – нн -, – енн-, – т –;

· 2) – ущ-, – ющ-, – ащ-, – ящ –;

· 3) – а, – я, – в, – ши, – вши.

4. Среди данных слов найди деепричастия:

· 1) прыгаю;

· 2) прыгающий;

· 3) прыгая;

· 4) подпрыгнув;

· 5) прыгнувший;

5. Найти верные суждения:

· 1. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.

· 2. Деепричастие не изменяется.

· 3) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.

· 4) НЕ с деепричастиями пишется так же, как и НЕ с глаголами.

6. Найти слитное написание НЕ:

· 1) (не) замеченные учителем ошибки;

· 2) (не) замеченные пропуски;

· 3) (не) заметил помарку;

· 4) (не) заметив паутины;

· 5) искренне (не) доумевал.

7. При написании каких глагольных форм необходимо знать суффикс неопределённой формы?

· 1) выслуш…в;

· 2) увид…вший;

· 3) уважа…мый;

· 4) потер…ный;

· 5) люб…щий.

8. Найти слова, в которых пишется И:

· 1) постро…в;

· 2) закле…в;

· 3) обид…вшись;

· 4) законч…вшись;

· 5) раста…л.

9. Найти слова, в которых пишется Е:

· 1) увид…в;

· 2) усво…ли;

· 3) услыш…нный;

· 4) возненавид…вший;

· 5) раска…вшись.

10. Найти слова, в которых пишется Я:

· 1) зате…в;

· 2) кле…ть;

· 3) нянч…вший;

· 4) рассе…в;

· 5) измер…ли.

Дополнительные вопросы.

11. Что называется деепричастным оборотом?

· 1) деепричастие с зависимыми от него словами;

· 2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

12. Найти предложения с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены):

· 1. Нет ни одного человека не знающего берёзы.

· 2. Нельзя пройти мимо берёзы не заметив её.

· 3. Удивительна берёза осенью когда она украшена золотыми монетками.

· 4. Я прижимаюсь к стволу и чувствую его живое тепло.

· 5. Прощаясь я ухожу из леса отдохнувшим и умиротворённым.

13. При каких условиях обособляется деепричастный оборот?

· 1) независимо от места в предложении;

· 2) если стоит перед словом, к которому относится;

· 3) если стоит после слова, к которому относится.

14. Указать, каким цифрам соответствует первое и последнее слово деепричастного оборота в предложении (знаки препинания не расставлены):

Пыль (1) увлекая (2) за собой (3) солому (4) поднялась (5) столбом (6) к небу (7).

15. Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

· 1. Пуля визжа и свистя пролетела над головой.

· 2. Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.

· 3. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.

· 4. Я осторожно спустился к ручью, и набрав воды в котелок внимательно осмотрелся.

16. Найти слова, соответствующие схеме:

· 1) затихнув;

· 2) отбросил;

· 3) измеривший;

· 4) выслушивая.

17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?

· 1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.

· 2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.

· 3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.

· 4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.

18. Найти слова с ударением на 2-м слоге:

· 1) заняв;

· 2) начав;

· 3) начал;

· 4) приняв.

Приложение.

Карточка №1.

____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

Карточка №2

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Алгоритмы.

Определение вида деепричастия.

· 1. Задай к деепричастию вопрос.

· 2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.

· 3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.

Как найти деепричастный оборот.

· 1. Найдите деепричастие по вопросу. (Что делая? Что сделав?)

· 2. От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.

· 3. Если такие слова имеются – причастный оборот есть.

· 4. Если таких слов нет – нет и причастного оборота.

Как образовать деепричастие от глагола.

· 1. Задайте вопрос к глаголу.

· 2. Если глагол несовершенного вида (что делать) , то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)

А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают? ).

Б) Отбросьте окончание (-ут, – ют, – ат, – ят).

В) Добавьте суффикс – а- или – я –.

3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)

А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, – чь, – ти)

Б) добавьте один из суффиксов – В, – ВШИ, – ШИ.

4. Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература . Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).

ЛИТЕРАТУРА. Любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе , в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказо Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне» . В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализапятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать,например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: « Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Стрик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы , ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализи осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особыйэмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

План-конспект урока

Урок русской литературы в 8-м классе по теме: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь» (по сказке А.М. Горького «Заветы отца»)

Цели:

1. Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка.

2. Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения.

4. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

5. Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.

Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.

Оборудование:

1. Текст сказки у каждого ученика.

2. Аудиокассета «Звуки моря».

3. Видеодиск с репродукциями картин И.К. Айвазовского.

4. Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».

5. Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.

План урока:

1. Слово учителя – 3 мин.

2. Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» – 9 мин.

3. Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.

4. Работа в тетради «Особенности романтической сказки – очерка. Словарная работа» – 5 мин.

5. Беседа «Заветы отца», – 20 мин.

6. Итог урока, домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».

Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.

А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.

II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)

1. «…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».
(«Старуха Изергиль»)

2. «…Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр этой стихии, которая на своём веку так много проглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
(«Старуха Изергиль»)

3. «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче становилась ночь и всё больше зарождалось в ней голубого сияния луны, и неопределённые звуки хлопотливой жизни её невидимых обитателей становились тише, заглушаемые возраставшим шорохом волн… ибо усиливался ветер…» («Старуха Изергиль»)

4. «…Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над цветами. Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле. «Чо!» – кричит он, хлопая ладонями, пугая изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно движутся рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине, над голубою водой, тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!». Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет анархистом». А кто подобрее, из тех, что более внимательно присматриваются друг к другу, те говорили «Пепе будет нашим поэтом». («Пепе»)

5. «…Мне было страшно, я первый раз увидел море таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть сила, но – держаться на воде трудно. Несколько раз мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него. Самое главное тут в том, что кружится голова, глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и очень много глотаешь её…

6. Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши, – раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи…

7. «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два судна, тоже подобные серым птицам; всё это – напоминая давний, полузабытый сон – не похоже на жизнь…

8. Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны…(Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря)

III Поисковая работа с текстом сказки «Заветы отца»

Учитель: Можете ли вы назвать произведение Горького, из которого прозвучал последний отрывок?

(Называют «Заветы отца»)

Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер».

(Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…)

Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра.

(Учащиеся работают с текстом, приводят примеры:

· «…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»

· «…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»

· «…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»

· «…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.

· «…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».

· «…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»

– Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? (Метафоры, сравнения, олицетворения).

IV Словарная работа в тетрадях.

Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, – при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки – самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки – очерки , которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности. «Заветы отцов» – пример такого произведения.

Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.

Романтика-то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо.

Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему-либо.

(И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря»)

Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое) – небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

«Заветы отцов» – пример такого произведения.

И осталось только выяснить значение слова «Завет».

Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.

Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким.

(Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах).

V Беседа по содержанию заветов отца.

(Опять включается магнитофон, и дети слышат звуки бушующего моря)

Учитель: Отец в час смерти, зная, что ему не избежать её, не испугался, не забыл о своём шестнадцатилетнем сыне, и нашёл силы и время передать ему всё, что считал важным. Дома вы должны были прочитать этот романтический очерк, выписать самые главные, на ваш взгляд, заветы отца и аргументировать свой выбор.

Итак, какие заветы отец оставил сыну и как вы понимаете эти заветы?

(Идёт обсуждение заветов отца)

· «Если молод, не легко верить в опасность».

· «Какая польза ковырять море спичками? Берегите силу, иначе тебя напрасно станут ждать дома».

· «Всегда держаться так, как будто никого нет лучше тебя и нет никого хуже. Дворянин и рыбак, священник и солдат – одно тело, и ты такой же необходимый член его, как все другие».

· «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, – думай, что хорошего больше в нём, – так это и будет».

· «Люди делают то, что спрашивают у них».

· «Помни, что всё хорошее от человека».

Учитель:

К какому выводу пришёл сын погибшего рыбака после событий 50-летней давности, хотя и утверждает, что «они люди простые и не умеют говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда больше, чем могут сказать»?

(Учащиеся, скорее всего, не затруднятся с ответом и обязательно приведут цитаты из текста, что «67 лет прожил сын и может сказать, что всё, что внушил отец, – верно!» Что «рассказ об отце требует особенных слов, может, даже песен»).

Он и сам, этот старый и опытный рыбак, прожив долгую жизнь, может оставить свои заветы молодым: «Люди таковы, какими вы хотите видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им – тоже. От этого они станут ещё лучше, вы – тоже! Это – просто!»

«Приглядевшись к людям, я знаю, помнить – это всё равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего, – уж это так, поверьте!»

Многое пережил сын за долгие годы, и многое понял

Учитель: Как вы думаете, почему в тот день не погиб мальчик? Что укрощало его страх?

(Наверняка, дети скажут о том, что мужество, огромная сила воли и вера отца помогли сыну выжить).

VI Итог урока.

Учитель: Алексей Максимович Горький сам был человеком неугомонным, с активной жизненной позицией и не терпел людей пассивных, инертных. Он как-то шутливо написал своему сыну Максиму, пожаловавшемуся на отсутствие покоя: «Это, брат, хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые ищут покой, – при жизни становятся покойниками, скучнейший народ…». А в своём рассказе «Часы» он продолжил эту мысль: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».

Вам ещё предстоят встречи с замечательными романтическими легендами Горького о Данко, Ларре, Марке, Соколе, Девушке, которая не побоялась встречи с самой Смертью и отстояла право на любовь.

Но, завершая сегодняшний урок, всё-таки хочется привести слова из горьковской легенды о Марко, юноше, который бросился за своей любимой в волны Дуная и был обвинён в безрассудстве очень осторожными людьми:

…А Марка – уж нету…

Но всё же

От Марка хоть песня осталась.

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не напишут,

Ни песни про вас не споют!

Заключительные вопросы.

– В се сказки Горького и почти все картины Айвазовского написаны в Италии и об Италии. Но что они дают русскому читателю и зрителю? И дают ли?

– Как вы понимаете смысл названия нашего урока «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»?

Домашнее задание:

Прочитать «Песню о Соколе» и ответить на вопрос: почему произведение, в котором самое большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»?

Если останется время

Можно привести интересные факты и высказывания:

1. Более 6 тысяч картин создал Айвазовский. Они настолько завораживают, что чудится, будто волны вздымаются и вот-вот хлынут из рамы. Обычно люди стоят потрясённые при виде этой мощи. Всё насыщено поэтической правдой, любовью к жизни. Это к нему, Айвазовскому, можно по праву отнести пушкинские слова:

…Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим…

Среди сотен картин великого мариниста есть одна, которая называется «Среди волн». Она, как и многие другие, написана в Италии. (Продемонстрировать ещё раз). Весь этот титанический труд потребовался великому мастеру, чтобы Образ Моря, тот единственный, к которому он стремился всю жизнь, явился во всей красоте и силе в этой картине. На восемьдесят первом году жизни Айвазовский натянул огромный холст, взошёл на помост и приступил к работе. Холст он разделил на две части: вверху тёмное грозовое небо, а под ним огромное бушующее море. А вот и центр, в нём, как в воронке, кипит первозданный хаос, из которого вздымаются две волны, они образуют два водяных конуса в центре кольца. Луч солнца озарил всю эту стихию, и обе вздымающиеся волны освещены до самой глубины, а белая пена между ними ещё светлее. Послушная кисть художника не отрывалась от полотна, а дух его витал среди волн и восторгался кипящим водоворотом прозрачных валов, игрою зеленовато-голубых и сиреневых тонов.

2. Годы жизни Айвазовского – 1817–1900, Горького – 1868–1936

3. «Искусство, – говорил Горький, – это красота, которую талант мог создать даже под деспотическим игом».

4. «Если человек опаршивеет – своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (Горький) Действительно, люди глазеют больше на красоты мира. Чем на красоты своей души.

5. Самые человечные чувства, по мнению Горького, – материнство и братство. «Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всё побеждающей жизни!» – восклицал он в одной из «Сказок об Италии». – Прославим в мире Женщину-Мать, единую силу, перед которой покорно склоняется Смерть!» Горький создал целую галерею образов матерей, каждый из которых вырастает в символ Жизнеутверждающего начала.

6. Горький придавал особое значение началу произведения, его первой фразе. «Она, – говорил Алексей Максимович, – как в музыке, даёт тон всему произведению».

7. «Природу, как и прошлое, надо охранять как величайшую драгоценность, так как в природе ничто не повторяется, и никакая реконструкция, никакая копия не могут заменить оригинала» (Горький). «Может быть, в «Сказках об Италии» я несколько прикрасил итальянцев, но – природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле…»

8. В своих воспоминаниях о Горьком Юрий Анненский писал: «Мы с Петром Кончаловским (художником) побывали у Горького в Италии. В обычной жизни любивший шутку и балагурство, Горький с чрезвычайной опаской относился к созданию шутливых, лёгких, юмористических произведений. Получив у Горького настоящий заряд бодрости и веселья (по его выражению, «грустные в Италии не уживаются»), мы пели, хохотали, радуясь морю, солнцу, парусам, чайкам, гудению жуков, лиловому Везувию, розовым очертаниям Кипра, а потом вдруг услышали от Горького: «Тут, знаете, настоящий сезон праздников – чуть ли не ежедневные фейерверки, процессии, музыка и ликование народа. А как у нас, – думаю я – и извините – до слёз, до ярости завидно, и больно, и тошно.

Можно провести небольшую викторину по «Заветам отца» с целью проверки: внимательно ли они читали текст (перед беседой по содержанию):

· Сколько лет старику, который рассказал Горькому эту историю? (56)

· Сколько лет было отцу и ему, когда произошла эта история? (40 и 16)

· Как называется профессиональная болезнь рыбаков? (Ревматизм)

· Разбойник честнее чего? А люди честнее чего, по выражению старика? (Разбойник честнее ветра, а люди честнее стихии).

· Пеццони – это что? (Это тонкая и вкусная рыба с розовыми плавниками).

· Как ещё называют пеццони? (Её называют ещё «коралловой рыбой», потому что она водится там, где есть кораллы, т.е. очень глубоко).

· Что представляет собой барка? (Маленькая лодка).

· Киль у барки – это где? (Нос)

· Люди, которые ведут опасную жизнь, какие, по выражению Горького? (Добрые)

· Что ответил отец сыну на слова: «Время ли тебе учить меня? На земле ты не делал этого.» (На земле я не чувствовал смерти так близко).

· Цикада – это кто? (хоботное прыгающее насекомое, самцы которого издают характерные стрекотания).

· Кто знает старый моряцкий завет? (один за всех, и все за одного)

· Продолжите сравнения из «Заветов отца»

– наша барка хрустит как что? (точно орех под каблуком сапога)

– рёбра скал острые как что? (как ножи, как когти дьявола)

– ветер срывал верхушки волн и кропил нас, как кто? (точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы смыть наши грехи).

– Описывая бурю на море, рыбак сказал, что они были как пара кого? В стае какой? (точно пара кроликов в стае белых псов, отовсюду скаливших зубы на нас).

– Ветер выл как кто? (Как зверь)

Примечание для словарной работы

Если кто-то из детей полюбопытствует, а какие ещё значения есть у слова очерк (ведь учитель сказал, что их 4.)

1. Контур, очертание (Туманные очерки предметов)

2. Словесное изображение, описание (устар.), (Очерк характера Молчалина)

3. Изложение какого-то материала, дающее общее представление об описываемом (Составьте очерк развития русской поэзии).

4. Небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания.

В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по патриотическому воспитанию. Что бы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать патриотизм в сердцах учеников.

Заключение

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

В дальнейшем же хочу продолжить исследование патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы.

Список использованной литературы

1.Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

3. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

4. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

5. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с. 160.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  875  876  877   ..