Высокий |
13 (52%) |
18 (72%) |
18 (72%) |
7 (28%) |
2.3 Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента (контрольный эксперимент)
Рис. 4. Сравнительный анализ взаимоотношений между взрослыми и трудными подростками
Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики по опроснику исследования тревожности у несовершеннолетних
Уровень
эмоции
|
Тревожность [чел. (%)] |
Негативные
эмоциональные переживания [чел. (%)]
|
Обычно |
В кол-ве |
Обычно |
В кол-ве |
до
проведения мероприятий
|
после
проведения мероприятий
|
до
проведения мероприятий
|
после
проведения мероприятий
|
до
проведения мероприятий
|
после
проведения мероприятий
|
до
проведения мероприятий
|
после
проведения мероприятий
|
Низкий |
5 (20%) |
3
(12%)
|
2
(8%)
|
2
(8%)
|
2
(8%)
|
0
0
|
4
(16%)
|
2
(8%)
|
Средний |
7
(28%)
|
12
(48%)
|
5
(20%)
|
13
(52%)
|
5
(20%)
|
14
(56%)
|
14
(56%)
|
18
(72%)
|
Высокий |
13
(52%)
|
10
(40%)
|
18
(72%)
|
10
(40%)
|
18
(72%)
|
11
(44%)
|
7
(28%)
|
5
(20%)
|
Таким образом, из сравнительного анализа видно, что проведенные мероприятия с подростками, направленные на подавление предпосылок конфликтного поведения дали положительные результаты. Следовательно, организация досуговой деятельности несовершеннолетних социальным работником помогает не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение несовершеннолетних к родителям, к школе, к улице, повысить уровень социализации, предупредить правонарушения. Активное, инициативное отношение социального работника и общественности к распределению досуга и свободного времени семьи помогут им включиться в активные, творческие формы деятельности.
На основании сделанных выводов в исследовании мы разработали ряд рекомендаций для социальных работников целенаправленного воздействия на личность несовершеннолетних.
Заключение
В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.
Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.
В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.
Внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.
Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.
В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:
- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);
1) негативные взаимоотношения в семье;
2) отсутствие контроля со стороны родителей;
3) негативные эмоциональные переживания, тревожность;
4) отсутствие занятий по интересам;
5) невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.
Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась
.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных работников, но и социальных педагогов и других образовательных учреждений.
Наше исследование не исчерпывает проблему несовершеннолетних, дальнейшее исследование можно направить по теме: социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и их влияние на негативное поведение несовершеннолетних.
Список использованной литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 264 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2002 – 210 с.
3. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков // Вопросы психологии. – №6 – 2001. – С. 38–45
4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – №8 – 2002 – С. 23–27.
5. Березина В. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников. – 2001 – №2. – С. 2–5.
6. Бочарова В.Г. Личность – семья – община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа– №3 – 2002 – С. 3–9.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. – М.: Просвещение, 2002 – 372 с.
8. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. – М: МПА, 2001. – С. 3 – 10.
9. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М.: Просвещение, 1984. – 210 с.
10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Флинта, 2001. – 123 с.
11. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью. – М., 2001. – 89 с.
12. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков // Вопросы психологии- №6. – 2001. – С. 60–63
13. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива // Вестник МГУ. Серия. Психология. – №2. – 2000. – С. 41–45
14. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. – №2. – 2001. – С. 99–106
15. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.
16. Доценко В.С. Дети вне школы. – М.: Просвещение, 2000. – 251 с.
17. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных трудных подростков в школьный социум. // Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. – Москва, 2002. – 156 с.
18. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. – М., 2001. – 126 с.
19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. – М., 2001. – 86 с.
20. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер, 2001. – 416 с.
21. Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. – М.: Просвещение.2001. – 192 с.
22. Коломытцев Н.А. Юридический институт МВД РФ // Преступность и дети: Сборник тезисов. – М., 1999. – с. 23–35.
23. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных подростков. – М., 2001. – 136 с.
24. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между трудного подростками-одноклассниками // Вопросы психологии – №1. – 2001. – с. 79–87
25. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 2001. – 126 с.
26. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Просвещение, 1972. – 333 с.
27. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. – М.: Кишинев., 2001. – 134 с.
28. Опросник исследования тревожности у старших трудных подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И.Б. Дерманова – М.: СПб., 2002. С. 75–80.
29. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. – Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холстовой. – М., 2001. – 364 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.; Т. 2. – 1989.
31. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива – М.: Просвещение, 1981.
32. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. – М., 2002. – 230 с.
33. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 164 с.
34. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными трудного подростками – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.
35. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В.А. Татенко. – М.: Радянска Школа, 2001. – 156 с.
36. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник МГУ. Психология. – №4. – 2002. – С. 57–64
37. Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Избр. пед. соч. В 2 т. – М.: 1974. – Т. 1.
38. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2001. – №6. – С. 26–30.
39. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
содержание ..
711
712
713 ..
|
|