Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  688  689  690   ..

 

 

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [19, с.520].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.


Анализ данных таблицы 1 показал, что у учащихся 2 класса высокий и средний уровни развития графических умений в ходе исследования нами не выявился.

Низкий уровень развития графических умений отмечается у четырех учеников, что составляет 40 %. Отмечается, что эти учащиеся допускали множественные графические ошибки при воспроизведении текста из учебника и имели трудности письма.

Так, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа приводила Таню К. к таким ошибкам, как замена букв, состоящих из различного рода сходных элементов, например, в слове «прозвенел» вместо буквы Л была прописана буква М.

Учащимися Вовой Д., Димой С. были допущены зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону, например, в слове «Яна» буква Я воспроизводилась в зеркальном отражении.

У учащихся низкого уровня проявлялся слабый зрительный контроль в процессе списывания. Так, учениками производились замены букв, отличающихся пространственным расположением элементов (В-Д в слове «двор»), замены букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению (И-У в слове «ученики»).

Шесть учеников показали очень низкий уровень развития графических умений, что составило 60 % от общего показателя участвующих в исследовании.

Было отмечено, что неправильное написание слов вследствие оптического смешения букв встречается у учеников этого уровня чаще, чем у их товарищей низкого уровня, например, Паша К. написал вместо слова Прозвенел – Нрозвенел, заменив оптически сходную П на Н. Более чаще выявлялись и ошибки, связанные с заменой элементов букв, отличающихся по изображению и направлению, например, Д-Б, И-У.

Отмечена так же неразборчивость букв при рассмотрении написанных слов, так называемая «каша» у Васи М. и Ромы Г.

Следует отметить и темп выполнения задания. Он достаточно низкий, как у учеников низкого, так и очень низкого уровня.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что у учеников во втором классе преобладает очень низкий уровень развития графических навыков. Учащиеся в процессе выполнения предложенного задания допустили множественные графические ошибки и трудности письма (замены графически сходных букв, оптическое написание, искажения формы буквы и другое).

Результаты диагностики по методике «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку» были занесены в таблицу 2 - «Особенности графических умений учеников, проявившиеся в процессе письма под диктовку».

Таблица 2

Особенности графических умений учеников, проявившиеся в процессе письма под диктовку

Участники исследования Графические умения при списывании текста
Средний уровень Низкий уровень О/низкий уровень
Кол. % Кол. % Кол. %
Младшие школьники 0 0 4 40 6 60
Участники исследования Графические умения письма под диктовку
Средний уровень Низкий уровень О\низкий уровень
Кол. % Кол. % Кол. %
Младшие школьники 0 0 3 30 7 70

Опираясь на данные таблицы 2, можно отметить, что в процессе диагностики высокий и средний уровень развития графических умений у учащихся второго класса не выявился.

Низкий уровень развития моторных навыков был отмечен у трех учеников, что составило 30 % от общего количества участвующих в исследовании. Отмечено, что ученики при восприятии текста на слух испытывали трудности, связанные с забыванием начертания букв, осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Так, например, Вика М. не могла вспомнить, как пишется буква Ж. После показа на доске педагогом образца, девочка воспроизвела её, допустив такую ошибку, как искажение формы буквы.

Очень низкий уровень развития графических умений выявлен у семи учеников, что составило 70 % от общего количества учеников. Было обращено внимание на такие графические ошибки, как отсутствие элементов букв при воспроизведении графического образа. Например, в слове «Бегут» последний элемент буквы Т не прописан у Паши К.

Было отмечено смешение верха и низа сходных букв, например, в слове «Пушистый» (ш на т) у Сергея М.

Таким образом, сделан вывод о том, что в процессе письма под диктовку графические умения учеников проявляются на очень низком и низком уровне. При этом очень низкий уровень преобладает. В процессе воспроизведения текста на слух ученики испытывали трудности в связи с забыванием правильного начертания букв, так же они осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Отмечены пропуски элементов букв, смешение верха и низа сходных букв и другое.

По результатам наблюдения за состоянием графических умений письма учеников второго класса составлена таблица 3 – «Оценка состояния графических умений учеников второго класса».

Таблица 3

Оценка состояния графических умений учеников второго класса

Участники исследования Оценка графических умений
Средний уровень Низкий уровень О\низкий уровень
Кол. % Кол. % Кол. %
Младшие школьники 0 0 4 40 6 60

На основании анализа данных таблицы 3 видно, что высокий и средний уровни оценки графических умений в процессе диагностики не выявились.

Низкий уровень развития выявлен у четырех учеников, что составило 40 % от общего количества участвующих в исследовании. У учеников низкого уровня наблюдалась слабость мышечных усилий ведущей руки, а так же отмечалось отсутствие точности и уверенности при начертании слов (например, у Тани К., Иры Б.).

У учеников отмечены следующие графические ошибки: не соблюдалось расположение букв по линии строки, то есть не держится линейность при письме; формы букв не соответствуют образцу, не везде соблюдается связность букв при письме.

Так же замечено, что ученики не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

Очень низкий уровень развития умений отмечен у шести учащихся, что составило 60 % от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.

У учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Вследствие этого ученики затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы.

Замечено, что при написании предложений под диктовку в рабочем темпе школьного урока (с опорой на слуховое восприятие) ошибки графического навыка связаны с деформацией форм букв. Так же при восприятии на слух больше встречается ошибок, связанных с уподоблением одной буквы другой. Это происходит оттого, что разные буквы пишутся одним и тем же движением, то есть пишутся одинаково.

Общей особенностью всех учащихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Многие ученики не стараются при выполнении письменного задания, ошибки, на которые указывает педагог, иногда остаются неисправленными.

Следует так же заметить, что развитие и совершенствование графических умений требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у учащихся утомление, и многие из них к концу урока становятся раздражительными.

Таким образом, графическая грамотность учеников второго класса была оценена по низкому и очень низкому уровню. Было отмечено, что трудности письма и графические ошибки учеников связаны с несформированностью зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Указанные недостатки негативно отражаются на точности воспроизведения букв, тормозят формирование зрительно – двигательного образа буквы, затрудняют ориентировку на тетрадном листе (в линейку), что в целом препятствует автоматизированности графической грамотности младших учеников.

Отмечено, что младшие школьники в процессе выполнения письменных заданий по русскому языку допускают множественные графические ошибки как при воспроизведении текстового материала из учебника (списывание), так и при воспроизведении на слух (диктанты). При этом количество графических ошибок увеличивается при воспроизведении на слух.

На следующем этапе исследования мы провели формирующий этап эксперимента, на котором реализовали условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.


2.2 Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

В формирующем эксперименте мы провели работу по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности. Для этого мы провели серию занятий с использованием специально подобранных упражнений, направленных на формирование и развитие графических умений и навыков письма у младших школьников.

Закрепление графической стороны письма мы проводили на каждом уроке русского языка по 6-8 минут.

Занятия мы начинали с упражнений для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети писали слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражнялись в написании, в письме под диктовку.

На следующих занятиях содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляли письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.

В состав упражнений входило также исправление недочетов графического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью прописывали образцы букв в тетрадях учащихся.

Содержание упражнений связывалось по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря.

Конечная задача ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности заключалась в том, чтобы ученик мог:

1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);

2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;

3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

Эти умения и навыки развивали постепенно в процессе начального обучения русскому языку.

Работа по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности содействовала нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Кратко рассмотрим содержание занятий по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности.

Занятие №1. Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.

Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.

Грамматика, правописание и развитие речи.

Занятие №2.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания.

Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

В результате обучения первоначальному письму школьник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:

1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;

2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;

3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;

4) писать связно и правильно все буквы;

5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;

6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.

Таким образом, на первом этапе на основе логического принципа группировки букв мы закрепили указанные выше умения и начали отрабатывать автоматизированность графического навыка.

Занятие №3.

Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма. Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений.

Упражнения в безотрывных соединениях букв. Связное, ритмичное письмо слов в предложении.

Занятие №4.

Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в равномерности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.

Занятие №5.

Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

Занятие №6.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений руки.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Занятие №7.

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений. Упражнения в безотрывных соединениях букв.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Занятие №8.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки для выработки навыка письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках учащихся.

Занятие №9.

Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).

Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.

Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в тетради-прописи.

Занятие №10.

Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.

Таким образом, разработанные нами занятия представляют собой новую универсальную развивающую систему ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач наши занятия включали в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляли принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов – переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, мы предложили двойную систему эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы использовали на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогал прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивал переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка каждого ученика.

В тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

На наших занятиях мы формировали у младших школьников умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма); знакомили с основными элементами графической системы и отрабатывали их начертания; знакомили с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево); формировали понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски; развивали мелкие движения руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Рассмотрим некоторые задания по формированию графических навыков у младших школьников.

1) Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв.

Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки) по методу Н.А. Зайцева букву, затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы – прием списывания с готового образца и анализа формы буквы.

2) Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной В.А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е.Н.. При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.

Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты.

Таким образом, отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.

3) Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.

4) Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное.

5) Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках. Оно было заключительным.

Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки – прием воображаемого письма. Затем обвести образец через кальку – копировальный способ, сделать анализ формы буквы, то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом было показано, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами – этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим. Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца – это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента.

В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом, контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.

После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися – участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали графические ошибки (Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:

1) Алешин К.: научился писать букву «К» без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой;

2) Иванов П.: правильно стал писать нижние соединения;

3) Рослякова Н.: красиво пишет нижние петли строчных букв «у», «д», «з»;

4) Ударцева С.: лучше стала писать буквы округлой формы «о», «с», «ф», «а»;

5) Бабурин П.: научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.

Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать графический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения графике, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.

Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования графических навыков учителю необходимо:

- учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;

- учитывать гигиенические условия;

- учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока;

- знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений;

- знать технику работы над усвоением графического навыка.

На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:

1) Развитие у младшего школьника потребности и положительной мотивации: а) понимания роли изучаемого; б) воспитание доброжелательного настроя в коллективе, похвала и поддержка со стороны учителя и общественная поддержка каждого;

2) Отбор методов, приёмов и форм обучения, выбор соответствующего по содержанию дидактического материала: а) обоснованное разнообразие активных методов и приемов работы учителя и учащихся, выбор частично-поисковых и исследовательских методов и прочее; б)использование разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, работы в парах, коллективные и так далее; в) использование приемов, стимулирующих активность учащихся: речевая ситуация, игра и так далее; г) опора на чувственное восприятие языка, использование зрительной и слуховой наглядности: памятки, плакаты, таблицы и так далее; д) дидактический материал (занимательный материал) и так далее; е) подбор дидактического материала с нарастающим уровнем сложности и увеличивающимся развивающим потенциалом; ж) свободная атмосфера на уроке, помощь со стороны учителя, сотрудничество учителя с учащимися;

3) Совершенствование содержания используемого материала: а) увеличение заданий, требующих интеллектуальных операций, направленных на развитие абстрактного мышления учащихся; б) использование ситуаций, взятых из повседневной жизни ребенка;

4) система контроля и оценки умения и навыков учащихся в процессе формирования графического навыка: а) отказ от выставления отрицательных оценок; б) тщательное разграничение ошибок и применение различных приемов для их преодоления; в) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); г) формирование навыков самоконтроля; д) использование дифференцирующих заданий; е) использование творческих заданий;

5) изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.

Таким образом, разработанные нами занятия представляют собой новую универсальную развивающую систему ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач наши занятия включали в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляли принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов – переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, мы предложили двойную систему эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы использовали на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов был построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, были даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Использовали два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогал прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивал переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка каждого ученика.

В тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

На наших занятиях мы формировали у младших школьников умения правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь на столе во время письма); знакомили с основными элементами графической системы и отрабатывали их начертания; знакомили с направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево); формировали понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в тетради-прописи) и на пространстве классной доски; развивали мелкие движения руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров.

Проведенное исследование убедило нас в том, что совершенствование процесса формирования графических навыков возможно, и оно может быть достаточно эффективным. Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы вышли на пути оптимизации работы над усвоением графических умений и навыков в начальной школе, предназначенные для учителей, родителей, завучам по начальным классам и других.


Заключение

В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование графической грамотности – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений учащихся по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.

Мы убедились в том, что у учеников младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-занедостаточной динамичности мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса.Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности - процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка. Очень важное значение имеет осознание способов выполнения действия. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок, а сформированный навык оказывается более лабильным, гибким. Важным является осознание самих движений в действии - их пространственных характеристик. Это сокращает количество проб во время поиска нужных движений и сами лишние движения, в результате этого уменьшается количество ошибок. При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и планомерно управляемым. Графический навык тоже может формироваться стихийно. В этом случае обучающимся не учитываются условия правильного выполнения действия или учитываются не полностью. В предложенных ему указаниях может не быть всех необходимых ориентиров для действия или не обеспечивается их применение при выполнении задания. Во время работы ученик находится в поиске недостающих ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок; в результате формирование навыка затягивается. Через пробы и ошибки ученик чаще всего не приходит к полному пониманию выполняемых действий, и навык не приобретает устойчивость.

В нашем случае формирование графической грамотности происходит путем управляемого обучения. Действия обучающихся организуются учителем. Речь идет не только о более высоком качестве навыка, но и об иной картине его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить эти ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает возможность детям раньше и успешнее выполнять графическое действие.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе, определили особенности графических умений детей младшего школьного возраста, выявили условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности графической грамотности учащихся второго класса. Осуществив практическую часть исследования, пришла к выводу о том, что графические навыки учеников второго класса развиты на низком и очень низком уровне. Качественный анализ методик показал, что трудности автоматизации навыка и графические ошибки учеников связаны с несформированностью зрительно - двигательных образов буквенных знаков, с низким уровнем зрительного контроля. Недостатки процесса восприятия, моторные нарушения так же негативно отражается на точности воспроизведения букв.

Для реализации условий формирования графической грамотности через ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности мы организовали формирующий этап эксперимента. Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что большинство учащихся повысили уровень сформированности графических умений.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности в условиях общеобразовательного учреждения.


Библиография

1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] /Н.Г.Агаркова // Начальная школа. – 1999. - №4. – с. 15-17.

2. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) [Текст]/Н.Г.Агаркова//Начальная школа. – 1995. - №12. – С.19 .

3. Агаркова, Н.Г. Русская графика. Книга для учителя [Текст]/Н.Г.Агаркова. – М.: Дрофа, 1997. – С.11.

4. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст]/Л.И.Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.

5. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. – М.: Педагогика, 1977. – С.13.

6. Безруких, М.М. Еще раз о письме и почерке [Текст] / М.М.Безруких//Советская педагогика. – 1987. - №5. – С.34.

7. Безруких, М.М. Как писать буквы [Текст]/М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова. – М.:Просвещение, 1993. – 48 с.

8. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]/А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. — М.:Просвещение, 1979. – 412 с.

9. Бурмакина, В.Ф. Метод проектов в дистанционном обучении основам графической грамоты детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Ф.Бурмакина. - Москва, 2006. - 170 с.

10. Голубь, Валентина Тимофеевна. Графические диктанты [Текст] / В. Т. Голубь. - М.: ВАКО, 2009. - 141 с.

11. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников [Текст] / Е.В.Гурьянов. – М.:Просвещение, 1940.- 339 с.

12. Елина, Н.В. Создание предпосылок грамотного письма [Текст] / Н.В.Елина//Начальная школа. – 1995. - №6. – С.19.

13. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии [Текст]/П.С.Жедек. – Томск, 1992. – С.58.

14. Жедек, П.С. Списывание в обучении правописанию [Текст]/П.С.Жедек, М.И.Тимченко//Начальная школа. – 1989. - №8. – С.22.

15. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст]/В.А.Илюхина//Начальная школа. – 1999. - №8. – С.21.

16. Исмагилова, Гульнара Ираковна. Диагностика уровня начальной графической грамотности учащихся [Текст] / Г. И. Исмагилова. - Уфа: Вагант, 2008. - 27 с.

17. Козлова, В.П. Списывание в период обучения грамоте [Текст] / В.П.Козлова//Начальная школа. – 1978. - №10. – С.20.

18. Костин, Н.А. Методика русского языка в начальных классах [Текст] / Н.А.Костин. – М.: Просвещение, 1969. – 300 с.

19. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – с.195.

20. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст]/А.Р.Лурия. – М.:Просвещение,1950. – 98 с.

21. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

22. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки [Текст] / С.С.Мельникова//Начальная школа. – 1994. - №8.- С.14..

23. Миловидова, Г.В. Пути совершенствования фонетико-графической грамотности младших школьников [Текст]/Г.В.Миловидова. – М.: Просвещение, 1979.- С.17.

24. Мирхайдарова, Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики [Текст]/Д.М.Мирхайдарова//Начальная школа. – 1996. – №2.- С.20.

25. Михайлов, Н. Путь к графической грамотности [Текст]/Н. Михайлов // Нар. образование. - 1996. - N 9. - С. 80-85.

26. Основы графической грамоты [Текст] / В. Н. Виноградов и др. ; под общ. ред. В. Н. Виноградова. - Минск: Вышэйш. шк., 1966. - 166 с.

27. Основы педагогического мастерства/Под ред. Зядюн И.А. – М.: Педагогика, 1988. – 302 с.

28. Панов, М.В. Теория письма. Графика. Теория письма. Орфография [Текст] /М.В.Панов//Современный русский язык/Под ред. Белошапкова В.А. – М.:Просвещение, 1989. – С.29.

29. Пантина, Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании [Текст]/Н.С.Пантина//Вопросы психологии. – 1967. - №4.- С. 22.

30. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 638 с.

31. Потапова, Е.Н. Обучение письму младших школьников [Текст] / Е.Н.Потапова//Начальная школа. – 1987. – №6. – С.16.

32. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Академия, 1998.- 245 с.

33. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст]/Т.П.Сальникова. – М.:Просвещение, 1996. – С.224.

34. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2 [Текст] /А.А.Смирнов. – М.: Педагогика, 1987. – 360 с.

35. Смолина, Т.А. Индивидуальный подход в обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А., соавт. // Вестник ЧГПУ. Сер.3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - 1998. - № 3.- С.85.

36. Смолина, Т.А. Межпредметные задания при обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А. // Психодиагностика высшего и среднегор образования: тез.второй Всерос.науч.-практ.конференции. - 1998. - С.214. - Барнаул, 1998. – С.12.

37. Смолина, Т.А. Формирование научных понятий при обучении школьников графической грамотности [Текст] / Смолина, Т.А. // Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез.докл.Всерос.науч.-практ.конференции 13-15 мая 1998. - 1998. - Т.1.- С.106-107. - Челябинск, 1998. – С.34.

38. Утехина, К. Развитие графических навыков письма у дошкольников [Текст] /К.Утехина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.

39. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения [Текст] / И. В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. – 2004. – № 15-16. – С. 152-153.

40. Чугунова, И.В. Графическая культура как условие эффективного обучения: учебно-методическое пособие [Текст]/ И. В. Чугунова. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – 168 с.

41. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры школьников [Текст] / И.В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. – 2003. – № 13-14. – С. 65.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  688  689  690   ..