Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

 

Мотивация школьников на уроках физкультуры

Мотивация школьников на уроках физкультуры

Содержание

2. Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе
Варианты ответов Класс
5
(n = 111)
6
(n = 163)
7
(n = 134)
8
(n = 142)
9
(n = 312)
10
(n = 190)
11
(n = 167)
Всего
(n = 1219)
м д м д м д м д м д м д м д м д
63 48 84 79 65 69 62 80 157 155 82 108 71 96 584 635
Регулярно n 3 2 - - 3 6 2 4 6 7 4 8 3 13 21 40
% 4,7 4,1 0 0 4,6 8,6 3,2 5,0 3,8 4,5 4,8 7,4 4,2 13,5 3,5 6,3
Освобожден по болезни n 8 6 10 14 5 13 4 6 17 40 10 23 8 17 62 119
% 12,6 12,5 11,9 17,7 7,6 18,8 6,4 7,5 10,8 25,8 12,2 21,3 11,2 17,7 10,6 18,7
Иногда n 9 25 31 27 30 22 26 43 70 83 13 31 16 28 195 259
% 14,2 52 36,9 34,1 46,1 31,9 41,9 53,7 44,5 53,5 15,8 28,7 22,5 29,1 33,3 40,7
Стараюсь не пропускать n 20 11 21 38 17 26 14 24 20 25 28 37 28 33 148 195
% 31,7 22,9 25 48,2 26,1 37,7 22,5 30 12,7 16,2 34,1 34,2 39,4 34,3 25,3 30,7
Не пропускаю никогда n 23 4 22 0 10 2 16 3 44 0 27 9 16 5 158 22
% 36,8 3,5 26,2 0 15,6 3 26 38 28,2 0 33,1 8,4 22,7 5,4 27,3 3,6

3. Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9%); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4%.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.[8]

Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

- единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;

- совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;

- систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;

- сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;

- системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;

- обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

- в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;

- в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;

- в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;

- в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;

- в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;

- издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";

- издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";

- разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;

- утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;

- формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

В системе физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях – 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании – 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании – 226 студентов; высшем профессиональном образовании – 197 студентов.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.[9]

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Исследования убедительно показали, что здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения и во многом определяется физической активностью и образом жизни будущих матерей. Вместе с тем, уровень соответствующих знаний у девушек и молодых женщин остается крайне низким.

Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях.

Сокращение бюджетного финансирования, происходящее в образовательных учреждениях в последние годы, привело к ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что, безусловно, отражается на организации и качестве учебного процесса. На протяжении последних десяти лет обеспеченность процесса физического воспитания учащейся молодежи спортивными залами остается крайне низкой и почти неизменной. Так, в общеобразовательных учреждениях средний показатель обеспеченности спортивными залами равняется 0.6; в учреждениях начального профессионального образования - 0.7-0.8; в средних специальных учебных заведениях – 0.9-1.1; в высших учебных заведениях - 2.5-2.6.

Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Вместе с тем, теоретическая и практическая подготовка учителей физкультуры и школьных медработников по вопросам врачебного контроля за физическим воспитанием ослабленных детей в настоящее время требует их переподготовки и сертификации.

При организации и проведении занятий, в процессе физического воспитания школьников, оздоровительной и адаптивной физкультуры, лечебной физкультуры важное значение имеют, возможно, достижимая индивидуализация величины и характера физических нагрузок, воспитание соответствующей мотивации к занятиям физическими упражнениями и предельно возможная объективизация оценки физического состояния школьников и эффективности занятий.

Внедрение в практику компьютерной системы экспресс-оценки физического здоровья и, на этой основе, индивидуализированных физкультурно-оздоровительных программ, значительно повышает эффективность реабилитационно-оздоровительных мероприятий у школьников. Данная программа повышает мотивацию детей к занятиям физкультурой в школе и домашних условиях.

Таким образом, в связи с появлением в образовательных учреждениях большого количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями. Необходима разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, в которых средства физической культуры способствовали бы восстановлению нарушенного здоровья.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания школьников и учащейся молодежи, выступают также:

- отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;

- необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;

- резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду недостающей учебно-спортивной базы;

- недостаточное учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях должны стать:

- создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;

- совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

- объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности;

- профилактику асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

- оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.[10]


Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

- Установлена технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры

- Выявлено отношение учащихся к урокам физической культуры в школе

- Определены основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Разговор о физкультуре и спорте сегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для сооружения спортбазы, для приобретения спортоборудования и спортинвентаря.

Но одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Сегодня учитель физкультуры, кажется, даже не подозревает, что можно обращаться к литературе, физике, химии, биологии, к компьютерным технологиям, которых нынче много и которые помогают получить обратную связь. Если этого не сделать, то ученики и дальше будут терять двигательную активность и, как результат, здоровье.

Сегодня количество больных детей и детей с отклонениями в развитии становится все больше, а методик для их физического воспитания все меньше. Абсолютно здоровые дети и дети, имеющие небольшие отклонения в здоровье, занимаются физкультурой вместе - учителя не делают между ними разницы, хотя на самом деле эта разница есть, и такое отношение к детям числа здоровых не прибавляет. С теми детьми, чье здоровье внушает серьезные опасения, занятия вообще не проводятся - они сидят на скамеечке в зале или уходят, пока их сверстники работают на уроках физкультуры. Ситуация неблагополучная, но небезвыходная - просто нужен широкий спектр модульных программ, специализированных для занятий с такими детьми. Подобные программы есть, но в них мало конкретики, ведь каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в развитии, и их нужно учитывать учителям физкультуры. Возникает вопрос: если программы появятся, учителя смогут работать по ним? Тут обозначается новая проблема - нет специалистов, которых бы готовили для работы с часто болеющими детьми. Впрочем, не хватает и вообще учителей физкультуры как таковых. Год назад Минобразование РФ решило ввести третий, дополнительный урок физкультуры в неделю во всех школах страны. Это правильный шаг во благо детей, но все ли здесь продумано? И что произойдет, если и в самом деле Госкомспорта РФ предложит ввести 8 уроков физкультуры в неделю? Сегодня, при двух уроках физкультуры в неделю, нехватка учителей составляет 17 процентов, с введением третьего она возрастет до 36 процентов. При двух часах нагрузка учителя составляет 20 часов в неделю, при трех возрастет до 44 часов. Вопрос: выдержит ли такую нагрузку учитель физкультуры? И еще: если количество учителей в школе не возрастет, то кто будет вести все эти уроки и по каким стандартам?

Стандарт предполагает единую шкалу требований ко всем. Физическая культура - совершенно особая образовательная область, не похожая ни на одну другую, потому что освоение материала зависит здесь не только от умственных и психологических особенностей ребенка, но и от его чисто анатомических, биологических, физиологических свойств, которые нельзя ни воспитать, ни изменить путем тренировки, ибо они врожденные. Проблема стандарта тесно смыкается с темой учебника по физической культуре. Но в педагогической среде идет процесс отторжения - на уроках физкультуры нужно бегать и прыгать, а не читать. Но где ребенок возьмет эти знания, как не в учебнике? Да, нельзя превращать урок физкультуры в такое же занятие, как по грамматике или арифметике. Но где-то ребенок должен узнать, как устроен его организм, как нужно вести себя на спортивной площадке, что такое история физкультуры, спорта, а не только олимпийского движения, что такое гигиена физических упражнений, как ее осуществлять, как надо вести себя зрителю на стадионе и так далее. Все это должно быть в учебнике. Концепция такого учебника должна быть основана на межпредметных связях, он должен отсылать ребенка к учебникам анатомии, биологии, химии, физики, он должен быть синтетическим учебником, объединяющим в себе все знания. Но и учителю в школе должны давать знания по возрастной физиологии, анатомии, антропологии, психологии спорта, биомеханике и так далее.


Список литературы

1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. – Спб.: Нева, 2003.

2. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

3. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4. Круцевич Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи. – М.: Дело, 2004.

5. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. – М.: БЕК, 2004.

6. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону, 2003.

7. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». – М.: ОМЕГА-Л, 2004.

8. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.


[1] Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. – Спб.: Нева, 2003. – С. 71

[2] Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону, 2003. – С. 118

[3] 1.Манукян С. П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – С. 93

[4] Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003. – С. 95

[5] Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004. – С. 84

[6] Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. – М.: БЕК, 2004. – С. 127

[7] Круцевич Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи. – М.: Дело, 2004. – С. 204

[8] Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 264

[9] Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 189

[10] Нечаев А. П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 275

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

Варианты ответов Класс
5
(n = 111)
6
(n = 163)
7
(n = 134)
8
(n = 142)
9
(n = 312)
10
(n = 190)
11
(n = 167)
Всего
(n = 1219)
м д м д м д м д м д м д м д м д
63 48 84 79 65 69 62 80 157 155 82 108 71 96 584 635
Большие физические нагрузки n 3 5 7 12 2 26 8 13 18 40 14 29 14 23 46 148
% 4,8 10,4 7,4 15,2 3,0 37,7 12,9 16,2 11,5 25,8 17 26,8 19,7 23,9 7,8 23,3
Недостаточные нагрузки n 7 0 16 9 5 7 3 4 18 0 8 2 7 3 64 25
% 11,1 0 19 11,4 7,6 10,1 4,8 5 11,5 0 9,7 1,8 9,8 3,1 10,9 3,9
Отсутствие упражнений, которые нравятся n 11 6 26 22 11 30 8 15 45 74 17 21 14 38 132 206
% 17,4 12,5 30,9 27,8 16,9 43,4 12,9 18,7 28,6 47,7 20,7 19,4 19,7 39,6 22,6 32,4
Направленность занятий n 7 9 2 2 10 4 11 5 15 8 6 8 8 17 52 53
% 11,1 18,7 2,3 2,5 15,4 5,7 17,7 6,2 9,5 5,2 7,3 7,4 11,2 17,7 8,9 8,3
Неинтересно n 7 3 14 11 6 30 8 16 32 40 16 21 14 24 97 145
% 11,1 6,2 16,7 13,9 9,2 43,5 12,9 20 20,3 25,8 19,5 19,4 19,7 25 16,6 22,8
Недостаточно соревновательных моментов n 10 5 20 6 7 2 7 6 27 9 6 2 7 3 84 33
% 15,8 10,4 23,8 7,5 10,7 2,8 11,3 7,5 17,2 5,8 7,3 1,8 9,8 3,1 14,4 5,2
Отсутствие музыкального сопровождения n 0 5 4 12 3 27 4 42 18 80 14 48 7 51 50 265
% 0 10,4 4,7 15,2 4,6 39 6,4 52,5 11,5 51,6 17 44,4 9,8 53,1 8,6 41,7
Мало игр n 15 11 16 16 27 15 27 24 59 38 42 17 18 15 204 136
% 23,8 22,9 19 20,2 41,5 21,7 43,5 30 37,5 24,5 51,2 15,7 25,3 15,6 34,9 21,4