3 |
Нанотехнологии вокруг нас: реальность и перспективы. |
Комбини-рованный |
Сформировать представление о принципах работы электронного просвечивающего, электронного растрового и ионно-полевого микроскопов, сканирующего туннельного микроскопа, атомно-силового, ближнепольного оптического микроскопов |
Развивать у учащихся память, логическое мышление, интерес к предмету. |
Воспитывать познавательный интерес. |
Нанопокрытия
|
План-конспект лекции, учебное пособие "Голубая мечта Доналда Рамсфелда" Аксёнов П.Н. |
3.Этап закрепления изученного материала.
Преподаватель: теперь давайте коротко повторим то, что мы сегодня изучили.
4.Заключительный этап.
4.Этап закрепления изученного материала.
Преподаватель: теперь давайте коротко повторим то, что мы сегодня изучили.
5.Заключительный этап.
2.Этап объяснения нового материала.
3.Тесты
4.Этап закрепления изученного материала.
Преподаватель: теперь давайте коротко повторим то, что мы сегодня изучили. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, а учащиеся отвечают. Список основных вопросов – Приведите примеры использования нанотехнологии в производстве спортивных товаров? Приведите примеры использования нанотехнологий в медицине? Приведите примеры "умной одежды" для экстремальных условий? Перечислите нанотехнологии, применённые в костюме солдата будущего?
5.Заключительный этап.
Подводятся итоги занятия, оговариваются основные понятия, изученные на занятии, и примерный перечень вопросов, которые будут рассмотрены на лабораторной работе.
2.5 Анализ проведенных занятий
Я выбрал для методического анализа занятие 2 по теме "Наноматериалы и технологии их получения". Данное занятие играет важную роль в современных технических устройствах, которые применяются практически во всех сферах нашей жизни. Тема "Наноматериалы и технологии их получения" изучается уже ближе к концу изучения дисциплины и ее понимание, во многом возможно только при наличии прочных знаний по предыдущим темам. Тип урока был определен как комбинированное занятие, что соответствует методике обучения в средне - профессиональных учебных. При подготовке к занятию были учтены:
- особенности психических процессов учащихся, внимания и его устойчивости (преподаватель использовал такие приемы, как рассказ, беседу, объяснение, демонстрацию наглядных пособий, в частности, презентации, конспектирование, и чередовал их с учетом наиболее эффективного восприятия их учащимися),
- особенности мышления студентов средне - профессиональных учебных заведений.
Структура занятия включала в себя основные этапы, соответствующие структуре комбинированного занятия в средне - профессиональных учебных заведениях и отвечающего задачам и требованиям занятия (организационный этап - изучение нового материала - закрепление материала - заключительный этап).
При изложении материала преподаватель учитывал принципы наглядности, активности, посильности и научности, последовательности изложения.
Методы применялись разнообразные, соответствующие задачам урока, типу урока, возрастным особенностям учащихся.
Из-за недавнего развития нанотехнологий , преподаватель использовал довольно ограниченный запас наглядных пособий и видеофильмов.
В процессе занятия активно применялись технические средства обучения (компьютер), которые использовались с целью просмотра презентации. Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были на достаточном уровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.
Преподаватель постоянно контролировал обстановку на занятии. При этом он использовал различные методы и средства обучения с учетом особенностей восприятия информации учащимися. Во второй части занятия студенты участвовали в беседе, отвечали на вопросы преподавателя.
Оформление доски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, как и правила техники безопасности при работе с ТСО.
Большинство поставленных задач на занятии были решены. Недостатком занятия можно назвать отсутствие видеофильма, недостаточная продуманность оформления доски. В остальном явных недостатков в области организации и проведения занятия не наблюдалось
Общая оценка занятия – 4 (хорошо).
Таблица 3 Показатели успешности занятия
№ |
Показатели |
Критерии успешности |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Оснащение занятия |
Оформление доски |
4 |
Наличие ТСО |
4 |
Наличие дидактических средств (плакатов, карточек и т.д.) |
3 |
Средняя оценка: |
4,1 |
2 |
Содержание
занятия
|
Соответствие содержания занятия программе |
4 |
Работа с формированием понятийного аппарата |
4 |
Осуществление межпредметных связей |
4 |
Средняя оценка: |
4 |
3 |
Организация занятия |
Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.) |
4 |
Готовность учителя и учащихся к занятию |
5 |
Оценка структуры занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап |
5 |
Выполнение плана занятия |
5 |
Достижение поставленных целей занятия |
5 |
Своевременность окончания занятия |
5 |
Средняя оценка: |
5 |
4 |
Проведение
занятия
|
Постановка целей и мотивация учащихся, разъяснение значимости изучаемого материала |
4 |
Логика перехода от одного этапа к другому |
5 |
Актуализация знаний учащихся, связь нового материала с ранее изученным и имеющимся опытом |
5 |
Средняя оценка: |
4,7 |
5 |
Реализация принципов
обучения
|
Принцип сознательности и активности |
3 |
Принцип научности |
5 |
Принцип доступности обучения |
5 |
Принцип наглядности |
4 |
Принцип систематичности и последовательности |
5 |
Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий) |
4 |
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения |
4 |
Средняя оценка: |
4,3 |
6 |
Методы обучения |
Методы активизации познавательной деятельности |
5 |
Выбор методов в соответствии с целями и задачами урока |
5 |
Учет возрастных особенностей учащихся |
4 |
Методы развития самостоятельности и творческой активности |
5 |
Методы воспитания учащихся |
4 |
Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный) |
4 |
Методы организации эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.) |
5 |
Средняя оценка: |
4.6 |
7 |
Контроль |
Непрерывность контроля |
5 |
Организация само- и взаимоконтроля учащихся |
5 |
Объективность оценки |
5 |
Учет всех критериев оценки |
5 |
Комментирование оценки |
5 |
Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся |
5 |
Средняя оценка: |
5 |
8 |
Поведение преподавателя на занятии |
Внешний вид |
5 |
Умение владеть коллективом |
4 |
Речь преподавателя |
4 |
Педагогический такт |
5 |
Средняя оценка: |
4.5 |
9 |
Работа учащихся |
Активность |
5 |
Организованность |
5 |
Дисциплинированность |
5 |
Средняя оценка: |
5 |
Полученный график позволяет увидеть и оценить качество проектирования занятия, наглядно продемонстрировать успехи и недостатки выполненной разработки.
Как мы видим, наиболее низкие баллы получили показатель "содержание занятия". Во многом учащиеся освоили новый материал, но при этом можно наблюдать не совсем эффективное использование методов и средств обучения со стороны педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленной в моей курсовой работе цели, а именно, разработки лекционных занятий по дисциплине "Материаловедение" раздела " нано материалы и нанотехнологии ", я решал ряд задач:
- исследовал особенности применения принципов наглядности и доступности;
- изучил особенности и методику преподавания раздела "Материаловедение"
- на основе выявленных закономерностей составил календарно – тематический план дисциплины и разработал планы – конспекты занятий
- провел анализ одного из занятий;
В результате изучения проблемы я пришел к следующим выводам:
Одним из главных правил проведения лекционного занятия по электротехнике является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости усвоения этой информации учащимися. Скорость информации, сообщаемой преподавателем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание.
Введение при изучении раздела "наноматериалы и нанотехнологии" наглядного материала должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бойко, В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты [Текст] / В.В. Бойко - СПб.; 1987. – 66 c.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.; 1991.
3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев – М.; 2006. –128 с.
4.Карамян, Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе [Текст] / Г.Г. Карамян - Ереван, 1983.
5. Карклина, Л.Д. Методика подготовки к лекции [Текст] / Л.Д. Карклина – М.; 1977. –18 с.
6. Качалова, Л.П. Педагогические технологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. - Шадринск, 2001.
7. Кожевников, К.П. Методика подготовки лекций [Текст] / К.П. Кожевников – М.; 1976. –30 с.
8. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.
9. Лавриненко-Омецинская, Е.Д. Рецензия лекции… Нужна ли? И какая? [Текст] / Е.Д. Лавриненко-Омецинская – М.; 1990. – 65 с.
10. Настольная книга учителя технологии [Текст]: справ. - метод. пособие /Сост. А.В. Марченко.- М.:АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.
11. Смольянинов, И.Ф. Советы начинающему лектору [Текст] / И.Ф. Смольянинов – Л.; 1980. – 23 с.
12. Столяренко, А.М. Курс лекций [Текст] / А.М. Столяренко - М.; 2006.
13. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М.; 2006
содержание ..
486
487
488 ..
|
|