Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  359  360  361   ..

 

 

Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Аннотация


Содержание


Введение


1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста

2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента

Таблица 1 – Психологические характеристики детей.

Так же мы опросили педагогов по составленной нами анкете (Приложение А), для выявления факторов и причин нарушений поведения детей. По результатам опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является малообщительность, а из-за отсутствия методик по развитию и формированию коммуникативных способностей детей не развиты коммуникативные навыки.


Таблица 2 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О. Характеристика дошкольного возраста Статус семьи
1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный средний
2 Никита П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный средний
3 Алина Б. спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается высокий
4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. низкий
5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный средний
6 Злата Б. очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. средний
7 Ольга Е. спокойная, общительная, не покорная средний
8 Диана Ш. спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная высокий
9 Кирилл К

общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях,

низкий
10 Вася К. всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный, грубит взрослым средний
11 Настя Н. дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, иногда бывает в гневе. средний
12 Аня М. очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная средний
13 Егор П. любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками,, не покорен средний
14 Сережа О. шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный средний
15 Саша М. любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный, иногда бывает в гневе. высокий

Рисунок 2 – Уровень коммуникативных способностей детей

2.3 Формирующий этап – разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

2.3 Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Таблица 3 – Психологические характеристики детей.

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы)

Хар-ка

Среднее

Уровень

1 Миша М. 3 2 2,5 средний
2 Никита П. 2 3 2,5 средний
3 Алина Б. 3 3 3 высокий
4 Витя С. 1 1 1 низкий
5 Данил Б. 1 2 1,5 низкий
6 Злата Б. 1 2 1,5 низкий
7 Ольга Е. 2 3 2,5 средний
8 Диана Ш. 3 3 3 высокий
9 Кирилл К 1 2 1,5 низкий
10 Вася К. 2 2 2 средний
11 Настя Н. 2 3 2,5 средний
12 Аня М. 3 3 3 высокий
13 Егор П. 1 2 1,5 низкий
14 Сережа О. 2 2 2 средний
15 Саша М. 3 3 3 высокий

Результаты сравнительного анализа коммуникативных способностей представлены в Таблице 4.


Таблица 4 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О. Характеристика дошкольного возраста
до экпиремента после эксперимента
1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, не послушный, покорный общительный, более послушный
2 Паша П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный общительный, более покорный и послушный
3 Алина Б. спокойная, общительная, не покорная, послушная общительная, покорная, послушная
4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный малообщительный, стал изредка общаться с девочками, более послушный, но непокорный
5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный, но не послушный

общается со всеми, покорный

6 Злата Б. очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. малообщительная, появились подруги, покорная, послушная
7 Ольга Е. спокойная, общительная, не покорная спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, более послушная
8 Диана Ш. спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная общительная, послушная, но не покорная
9 Кирилл К

общается с кем придется, нет друзей, малообщителен.

завел друга, более покорный и послушный
10 Вася К. всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный общительный, реже стал драться, послушный и более покорный
11 Настя Н. дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная. играет почти со всеми, редкие конфликты, послушная, не покорная
12 Аня М. очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная общительная, демонстративные черты характера проявляются реже, послушная
13 Егор П. любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, не покорен малообщительный, стал менее конфликтен, и более послушный
14 Сережа О. шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный общительный, более послушный, появилась усидчивость
15 Саша М. любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный общительный, более покорный и послушный

Рисунок 3 – Коммуникативные способности детей


Заключение

Список литературы

Приложение А

Анкета опроса для педагогов по выявлению факторов и причин нарушений поведения детей

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы)

Хар-ка

Среднее

до

после экспер до экспер. после экспер

до

после экспер
1 Миша М. 3 3 2 3 2,5 3
2 Паша П. 2 3 3 3 2,5 3
3 Алина Б. 3 3 3 3 3 3
4 Витя С. 1 2 1 2 1 2
5 Данил Б. 1 2 2 2 1,5 2
6 Злата Б. 1 2 2 2 1,5 2
7 Ольга Е. 2 3 3 3 2,5 3
8 Диана Ш. 3 3 3 3 3 3
9 Кирилл К 1 1 2 2 1,5 1,5
10 Вася К. 2 3 2 3 2 3
11 Настя Н. 2 3 3 3 2,5 3
12 Аня М. 3 3 3 3 3 3
13 Егор П. 1 2 2 2 1,5 2
14 Сережа О. 2 3 2 3 2 3
15 Саша М. 3 3 3 3 3 3

Приложение Б

Диагностическая методика «Понимание специфики ситуации детьми»

Приложение В

Коррекционная программа нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Занятие «Цветные карандаши»

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

“Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”)

Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!”

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: “Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

I. Упражнение “Волшебный сон” (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка:

“Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем….

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена…

Дышится легко, ровно, глубоко….

Пауза...

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: “Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному “превращению” – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: “Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

II. Этюд “Цветы на поляне”

Карандаш: “Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: “Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

Карандаш: “Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами “уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!”, своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д.)

Карандаш: “А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру “Я - солнышко, ты – солнышко”, для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: “Ни окон, ни дверей, полна горница людей” (огурец)

Проводится речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт..

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Карандаш: “Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? ” (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

III. Коммуникативная игра “Клубочек”.

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

Карандаш: “Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? ” (ответы детей)

IV. Музыкальная игра “Колокольчик”.

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: “ Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Песня “Радуга”.

Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)

Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру “Маленькие ножки”.

Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  359  360  361   ..

 

Вопрос
1. Часто ли возникают конфликты среди детей?
2. Общение между сверстниками проходит только в школе?
3. Имеются ли в классе обособленные дети, с которыми остальные общаются не охотно?
4. Есть ли в классе «заводилы», лидеры?
5. Имеет место среди детей разделение на группы?
6. Проводите ли Вы профилактические мероприятия по предупреждению нарушений в поведении детей?