Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  201  202  203   ..

 

 

Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

Введение

Урок 2. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Червяков Генерал
1) в зале «нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…» «небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать»
2) в антракте «подозрительно поглядывая на генерала» «нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл»
3) в приемной в первый день «надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать» «Какие пустяки… Бог знает что!»
4) в приемной в тот же день «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять» «состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…»
5) в приемной на следующий день «забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось» «» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами»
6) дома «помер»
Опорный конспект Цветовое сочетание
I глава

-Приятно,

Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.
II глава

-Волнуется,

Сильные, контрастные, яркие сочетания.

-Ошеломлен,

Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна.
IV глава

-Спешно принимает больных,

Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски.
V глава

-Пополнел, ожирел,

Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра

2.2 Из опыта работы педагогов г. Могилева

В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве?

Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуются традиционными формами уроков, испытанными приемами (рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями). Конечно, это не отменяет талантливой организации уроков и их результативности (как известно, педагог прежде всего должен стремиться к пониманию учащимися смысла произведения, а в большинстве случаев традиционные приемы дают такую возможность). Примером может служить урок, проведенный в сш. №43 (учитель Горбунова Н.Н.)

Урок 1 . «Хамелеон – человек без чести и совести»

Цель : формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.

Ход урока:

1) Подготовка восприятия учащихся .

– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)

– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?

– Встречались ли вы с такими людьми?

– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».

2) Формулирование проблемы .

– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.

Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».

Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.

В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).

– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?

3) Инсценирование эпизода учащимися.

Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.

Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.

– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?

4) Формулирование вопросов.

Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.

5) Работа в группах.

Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.

1 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?

· Чей портрет в рассказе дан более подробно?

· К каким выводам вы пришли?

2 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?

· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?

· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?

3 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?

· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?

· Почему рассказ называется «Хамелеон»?

6) Подведение итогов. Рефлексия.

– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?

– Что каждый из вас понял? Чему научился? Что стало для вас открытием? (2–3 мин., затем работы заслушиваются)

Домашнее задание: напишите юмористический рассказ, используя «говорящие» фамилии, детали, характеризующие героев.

Из особенностей проведенного урока хочется отметить использование таких приемов как инсценировка эпизода рассказа, создание иллюстраций, а также сочетание групповой и индивидуальной работы. Таким образом при внешней простоте и использовании сравнительно простых форм и приемов урок получается интересным и насыщенным.

Однако учителя г. Могилева обращаются и к более сложным формам работы, включающими широкое использование средств наглядности, а иногда и компьютерных технологий. Автор данной работы мог наблюдать такой урок, проведенный в школе №8 (учитель Исаевская М.Г.)

Урок 2. Использование компьютерных технологий на уроке по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока :

· обучающая: продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении;

· развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;

· воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.

Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая из которых садится за отдельный стол).

Предварительное индивидуальное домашнее задание: выяснить в словаре литературоведческих терминов значение понятия «художественная деталь».

Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.И. Чуковский).

Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Продолжая разговор о рассказе «Хамелеон», отмечаем, что в композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям. Просим ученика, работавшего дома со словарем литературоведческих терминов, дать определение этого понятия (до урока ученик записывает определение на доске). Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

– Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель:» Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке»

– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель?

Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна.

2. Организуя работу в группах, предъявляем вопросы, ответы на которые помогут понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова. Группы получают карточки со следующими вопросами:

1) Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?

2) О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?

3) Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

Предполагаемый результат работы групп.

Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали?

Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы «не видим» лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание «высоты» собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен претерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.

Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

3. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования. Вновь обращаемся к групповой форме работы, на которую отводим 5–6 минут.

Вопросы и задания для групп.

1) Подготовить выразительно чтение по ролям фрагмента рассказа со слов:» ПО какому случаю тут?» до слов:» Знаю вас, чертей!»

2) Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», то есть отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменеия происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

3) Как и с помощью каких языковых средств автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?

Предполагаемый результат работы групп.

Итак, виновник «беспорядка», случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: «Я этого так не оставлю. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!», называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему «кузькину мать». И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, «кажись, генерала Жигалова!». Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая запинка – и звучит знаменитая фраза: «Сними-ка. Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, «не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть. Действительно – хамелеон!

Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с противоречиями и вульгаризмами:» Как отштрафуют его, мерзавца…», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»

4. Наконец, предлагаем группам еще один ряд вопросов и заданий:

1) Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

2) Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?

3) Сопоставьте иллюстрации к рассказу Чехова «Хамелеон» художника В.М. Бескаравайного и художника Кукрыниксов. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Результаты работы групп:

Сюжет «Хамелеона» развивается стремительно и динамично. Внешне движение действия выражается в быстрых и контрастных сменах состояния Очумелова. В результате наблюдения над текстом первая группа приходит к выводу, что в рассказе содержится шесть таких смен интонаций, от начальственно – повелительных до рабски – трусливых. Первоначальное безапелляционное, «законное» решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем по воле реплики из толпы, что собака «кажись, генерала Жигалова», виновным оказывается Хрюкин, а собака берется Очумеловым под защиту как генеральская. Звучит замечание городового, что собака «не генеральская. У генерала таких нет», – и новый сдвиг в настроении полицейского надзирателя: вновь он требует собаку «истребит», вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Новые сомнения городового – и еще одна перемена Очумелова: «Собака – нежная тварь… а ты, болван, опусти руку!» Появление генеральского повара возвращает Очумелова к исходной позиции: собака бродячая, «истребить, вот и все». Окончательная версия – собака «генералова брата, что намеднись приехал»: «Я еще доберусь до тебя!» – обещает Очумелов Хрюкину.

Приходим к выводу, что сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, него бросает то в жар, то в холод.

Снова возвращаемся к шинели как к детали, организующей развитие действия рассказа. Повторим, в начале повествования шинель – символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок все-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать со своего начальника, то надевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Права шинели одеянию Очумелова снова возвращаются автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и свое право на «власть».

Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке Кукрыниксов изображен момент, когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и «по какому это случаю» на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка спрашивает: "Чья это собака?.. Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица его говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями. На иллюстрации В.М. Бескаравайного запечатлен другой эпизод рассказа: когда вторично возникает версия, что собака генеральская. Об этом можно догадаться по тому, что шинель на Очумелова не надета в рукава, наброшена на плечи, значит, уже прозвучали его слова: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло… Знобит…» Паузы в этом монологе соответствуют жесту, изображенному художником: Очумелов держится рукою за подбородок, раздумывая, как поступить и к какому мнению склониться. Лицо его выражает сомнение и растерянность.

II. Закрепление

Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа «Хамелеон» – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

– Какие качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?

– Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

– А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?

– Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство выражается в следующих чертах:

– по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

– по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

– по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

(Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

III. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предложим ребятам письменно ответить на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение»

Этот урок построен на групповых занятиях, кроме того, в нем велика часть самостоятельной работы учеников. Учитель лишь направляет их в процессе творческого поиска, к нужным выводам ребята приходят сами на основе текста. Урок интересен такими приемами, как сопоставление иллюстраций, демонстрация слайдов, оформление результатов и выводов в виде таблицы. В дополнение к этому в уроке используются компьютерные технологии. Все это позволяет признать, что подобный урок может быть поставлен в один ряд с лучшими разработками методистов России и Беларуси.


Заключение

Чехов дорог нам своими высокими этическими принципами. В своих произведениях он не только показывал, каким не должен быть человек, но и давал почувствовать, каким бы он хотел видеть человека. Высмеивая жестоких, несправедливых, эгоистичных, ограниченных людей, писатель высказывал мечту о людях, справедливых, свободных, нравственно красивых, живущих широкой общественной жизнью. Сам труженик, он своими произведениями стремился воспитать любовь к созидательному труду, непримиримый враг пошлости, рабства, он учил уважать человеческое достоинство, быть правдивым, честным, духовно свободным.
Для нас дороги также постоянные искания Чехова. Он не останавливался на достигнутом. Требовательный, взыскательный к себе художник настойчиво изучал жизнь, людей, много и тщательно работал над своими произведениями, отшлифовывая их содержание и форму. Превосходный знаток русского языка, он находил точные, ясные, простые слова для выражения в своих художественных произведениях глубокого содержания.
В данной работе было осуществлено исследование курса рассказов Чехова в средних и старших классах, основных путей работы с учащимися, направленности работы педагога. Были решены следующие задачи:

· Выяснено, что основными особенностями рассказов Чехова являются: лаконизм изложения, краткость, точность, внешняя развлекательность при глубокой нравственной проблематике;

· Рассмотрено содержание школьного курса творчества Чехова. Рассказы Чехова изучаются в средних и в старших классах, что определяет разнообразие форм и приемов работы на уроках русской литературы (в старших классах имеет место более глубокий анализ произведений, изучение биографии автора);

· При изучении рассказов Чехова в школе может использоваться огромное количество форм и приемов работы, от таких известных и традиционных, как рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями до таких нетипичных, как работа с компьютерами, создание речевого портрета, фантазия на тему по рассказу и т.д.

· Проведено знакомство с опытом работы могилевских педагогов (Горбуновой Н.Н., Исаевская М.Г. и т.д.), проведены опросы в средних школах города Могилева (сш №8, 22, 43, 35 и т.д.).

Таким образом, цели данного исследования можно считать частично достигнутыми. Однако в разработке данного направления намечаются перспективы, в основном связанные с исследованием драматургии Чехова в школе, развития темы внеклассной работы по творчеству А.П. Чехова и т.д.

Как уже говорилось выше (опросы, проведенные автором данной работы, это подтверждают), во многих случаях ученики воспринимают лишь внешнюю, развлекательную сторону рассказов Чехова. Нравственная же проблематика, которая поднимается в рассказах, ускользает от их понимания. Таким образом, основной задачей учителя становится донести до учащихся всю смысловую ценность произведений русского классика.

В заключение работы, хотелось бы привести несколько фрагментов из проведенных опросов учащихся средних школ города Могилева. Ученикам 6 и 10 классов был задан вопрос «В чем вы видите ценность рассказов Чехова». Ответы показали, что ученики в основном хорошо осознают то, чем ценен русский классик не только для молодых читателей, но и для известных литературоведов. Ответы были такими:

· «Чехов дорог нам своей горячей любовью к Родине, к своему народу, своим стремлением помочь им пером художника» (Юля Т., 6 кл.);

· «Произведения Чехова дороги нам широтой и глубиной постижения автором жизни» (Алексей О., 6 кл.);

· «Перед читателем проходят картины русской природы, люди различных профессий, возрастов, психологии» (Александра Ю., 10 кл.);

· «Чехов учит нас наблюдать природу, проникать в душевный мир человека» (Владимир С., 10 кл.);

· «Не стремясь выдумывать необыкновенное, он пишет о простых жизненных явлениях, о незначительных событиях, но в этих будничных эпизодах раскрывается перед нами сама жизнь» (Ольга М., 10 кл.).


Приложение №1

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»

На стене Московского Дома-музея А.П. Чехова, к которой ведут три невысокие ступеньки, висит мемориальная доска «Здесь жил с 1886 по 1890 год великий русский писатель А.П. Чехов» (на классной доске – фотография этого дома-музея). Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери, чугунную табличку, на которой написано: Докторъ Чеховъ. Именно так я и решила назвать урок. Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач «выглядывает» из многих его рассказов. Поработаем над одним из таких рассказов – «Хирургия».

Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Вот пример из рассказа «У знакомых»: «Он… вдруг вспомнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». А в начале рассказа эти самые туфли были просто старые домашние туфли хозяина, герой чувствовал себя в них очень удобно и уютно.

Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хирургия». Давайте проведем небольшую викторину. Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

Просфору (называют дети). Иначе ее еще называют просвирка – белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест – на того сходит божья благодать. Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?

– Вспомните фамилию дьяка, который пришел вырвать зуб.

Вонмигласов. Фамилии у Чехова вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Есть у Чехова генерал-майор Булдеев, полицейский надзиратель Очумелов и т.д. Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов? (Дети высказывают предположения: вон глас, голос; вон глаз.)

Объясняю ученикам: Вонмем! – это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке внимайте. Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте… Верно – слова одного корня. Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви.

– А фамилия Курятин? Куриная слепота, мокрая курица – вот ассоциации, которые она вызывает. О каком человеке говорят «мокрая курица?» – О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте!

Третье задание нашей викторины: назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий», а также и Курятину.

– Правильно: чинопочитание. Сам Чехов никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но выше этого как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь». Антон Павлович шутил но поводу своей клиентуры: «…лечу в аристократических домах. Например, сейчас иду к графине Келлер лечить… ее повара, а к Воейковой – лечить горничную».

Есть еще одна черта характера, близкая чинопочитанию. Человека, приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду, называют так, как назван один из рассказов Чехова. О каком рассказе я говорю?

Молодцы. Конечно, о «Хамелеоне».

Хамелеонство – такое название получило поведение человека, который меняет его в зависимости от того, с кем он имеет дело. Встречаемся ли мы с хамелеонством в рассказе «Хирургия»?

В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному. О каком понятии и определениях идет речь?

Молодцы! Итак: в одном случае «Хирургия – пустяки», в другом «Хирургия – дело непростое», «Хирургия – не шутка». Почему такое противоречие?

И последний вопрос: назовите псевдоним художников, которые иллюстрировали рассказы Чехова.

Кукрыниксы. (Учитель может рассказать о художниках.) Показываю иллюстрации к рассказу «Хирургия». Какую надпись сделаем мы к этой иллюстрации? Можно использовать цитату из художественного текста.

Вот и завершилась викторина. (Любой учитель «соберет» ее сам.) Но урок продолжается.

– Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им «История болезни», сохранившаяся до наших дней. Чехов эти истории называл «Скорбными листами». Попробуем-ка мы с вами составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хирургия». Итак, какой диагноз мы поставим героям этого рассказа? (На доске записываем: Диагноз : болезнь безнравственности.)

– О каких ее симптомах поведал писатель? (Признаки : невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.)

– Можем ли мы назвать причины заболевания? (Причины заболевания – низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.) Вспоминаем «Лошадиную фамилию», о знахарях. Антон Павлович, когда хотел дать отрицательною характеристику человеку, писал: «Он ничего не делал, ничего не знал, занимался знахарством».

Размышляем, думаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (Дети говорят: учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков.)

– Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки Когда вы смеялись, читая Чехова?

Медицина подарила миру многих писателей: Ф. Рабле, Ф. Шиллера, М. Булгакова. Случайно ли это? Есть ли общее между профессиями врача и писателя?

– Вы правы: между ними есть связь. Французский писатель Андре Моруа говорит об этом так: «…и те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей».

Антон Павлович скромно предполагал, что его будут читать шесть, от силы семь лет. Прошли десятилетия… Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову». (На классной доске – фотография памятник Чехову).

Встречи с другими рассказами Чехова у нас еще впереди. [15, с. 145–147]

Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

Работа над рассказом Антона Павловича Чехова проходит на сдвоенном уроке, учащиеся приходят на занятие, предварительно познакомившись с текстом.

В начале урока предлагаю вниманию детей фотографию Чехова и спрашиваю каким представляется им писатель по этому снимку. По их мнению, это человек добрый, скромный, внимательный. Затем ученики слушают 2–3 отрывка из первой главы книги К. Чуковского «О Чехове», которые заранее готовят дома, приходят к выводу: Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.

Ученики записывают в тетрадь слово юмор и затем с помощью «Толкового словаря» и «Словаря литературоведческих терминов» выясняют значение этого понятия, подчеркивают ключевые слова, определения:

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе произведения, в которых отражается смешное в жизни, возникающее в результате несоответствия цели и средств, выбранных для ее достижения, несоответствия действий и результата, ими достигнутого.

Теперь организуем поисковую работу, цель которой – проследить, как проявляется юмор в рассказе Чехова. Класс делится на группы по 3–5 человек, каждая получает задание.

Задание 1. Найдите моменты в рассказе «Лошадиная фамилия», которые делают его смешным.

Задание 2. Вспомните элементы сюжета в повествовании. Каков сюжет рассказа «Лошадиная фамилия»? Начертите его схему. Что смешного в сюжете рассказа Чехова?

Задание 3. Проанализируйте речь героев, особенно приказчика. Что в ней вызывает смех читателя?

Задание 4. Составьте список фамилий, которые подбирали герои рассказа, чтобы найти лекаря.

Задание 5. Найдите портреты героев, которые являются источником смешного. Задание 6 (для художников). Сделайте иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе.

Задание 7. Найдите в рассказе слова автора, которые передают его отношение к героям и событиям.

При обсуждении заданий учитель делает логические переходы от одного ответа к другому, формулирует вместе с детьми выводы, говорит о том, что ученики должны записать в тетрадь. 2, 4, 6 группы выносят итоги своей работы на доску.

Рассказ Чехова юмористический, поэтому в нем много эпизодов, которые делают рассказ смешным. Учащиеся находят несколько таких моментов: приказчик забыл фамилию лекаря; генерал после долгих уговоров соглашается лечиться заговором; Иван Евсеич говорит, что лекарь заговаривает зубы по телеграфу; в неожиданной ситуации приказчик вспомнил фамилию, но она оказалась не лошадиной.

Источником смешного в рассказе являются не только отдельные эпизоды, но и сам сюжет, в частности: развитие действия, когда все придумывают лошадиные фамилии, и особенно развязка, описывающая, как Иван Евсеич вспомнил фамилию и как генерал отреагировал на его сообщение.

Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую изобретательность. Он использует общеизвестные поговорки («его каждая собака знает»), к известным фразеологизмам прибавляет новые слова («пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговорил зубы – первый сорт»), переосмысливает известные крылатые слова («тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь»).

Ученики находят 40 лошадиных фамилий, придуманных героями рассказа, называют среди них самые неправдоподобные.

Смешным рассказ делает не только поведение героев, но и их портреты, особенно описание внешности приказчика, когда он старается вспомнить фамилию лекаря.

Добродушно высмеивая своих героев, Чехов отмечает в поведении Ивана Евсеича детали, которые делают его смешным: Он «тупо поглядел на доктора», «дико улыбнулся», «побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака».

Готовя иллюстрации к уроку, многие ребята изобразили, как в дверь и окно комнаты заглядывают дети и взрослые, называя лошадиные фамилии.

Прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их поведения, неистощимая фантазия позволили Чехову дать этот любимый многими читателями рассказ. Смех Чехова добродушный, но, и смеясь, писатель предъявляет к людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

На последнем этапе урока я спрашиваю у ребят о том, что они взяли с сегодняшнего занятия. Ученики говорят, что открыли для себя Чехова-человека, научились отличать юмористические произведения, увидели в рассказе то, чего не заметили при первом домашнем чтении, поняли, какими средствами Чехов сделал свой рассказ смешным.

Шестиклассникам нравится такая организация урока: каждый может показать себя, получить в случае необходимости помощь от товарищей или учителя. А самое главное для детей, что они работают и общаются, участвуют в разных видах деятельности. [16, с. 145–147]


Сноски

1. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М., 1986;

2. Русская литература: учебное пособие для 11-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения с 11-летним языком обучения / Мищенчук Н.И., Потолков Ю.В. и др.; под ред. Мищенчука Н.И. и Мушинской Т.Ф. – Мн., 2006;

3. Э.С. Полоцкая. Пути чеховских героев. – М., 1983;

4. Л.М. Цилевич. Сюжет Чеховского рассказа. – Рига., 1976;

5. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения. Русская литература. – Мн., Национальный Институт образования, 2007;

6. М. Семанова. «Чехов в школе». Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 г.;

7. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М., 1987;

8. А.П. Чехов. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том I. – М., 1978;

9. Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя. Под ред. члена-корр. РАО В.Г. Маранцмана. – М., 2002;

10. П. Бессонов. Калеки перехожие, ч. I. – М., 1961;

11. И.А. Ажгирей. Изучение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе: языковая характеристика и литературный портрет // Народная асвета. – 2001, №5;

12. Зильберман Т.В. Рассказ А.П. Чехова «Толстый тонкий». 6 класс // Литература в школе. – 1997, №1;

13. Артамонова А.А. Работы с цветом на уроках русской литературы // Русский язык и литература. – 2001, №3;

14. Рубчик Б.И. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы // Уроки литературы. – 1998. – №11;

15. Щербакова Е.А. Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия». 6 класс // Литература в школе. – 1997. – №1;

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  201  202  203   ..

 

Город С Ионыч

-скука,

-стремление к покою,