Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  86  87  88   ..

 

 

Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Основы географического прогнозирования в науке и школьной географии

12

1.1. Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

12

1.2. Роль географического прогнозирования в географической науке

25

1.3. Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России».

38

1.4. Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».

44

Выводы по 1 главе 52
Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России».

54

2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»

54

2.2. Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента

64

2.3. Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников при изучении курса «География России»

90

Выводы по 2 главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 107
Краткое описание темы Практические работы в теме
Раздел 1. Общая характеристика природы
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
Урок 13. Полезные ископаемые. Закономерности их размещения.
1 Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений условий залегания полезных ископаемых и рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам. Практическая работа.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
Урок 21. Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.
2 Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы. Задача экологического содержания.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
Урок 23. Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.
3 Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. Задача экологического содержания
Тема 5. Растительный и животный мир
Урок 24. Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.
4 Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. Задача экологического содержания
Раздел 2. Природные комплексы России
Тема 1. Природное районирование.
Урок 29. Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность.
5 Учащиеся должны показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе. Практическая работа:
Тема 2. География своей местности (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Урок 55. Экологические проблемы.
6 Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.; называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей; называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов. Задача экологического содержания
Раздел 3. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы
Урок 57. Природные условия, жизнь и здоровье человека.
7 Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры. Задачи экологического содержания
Урок 58. Изменение природы под влиянием деятельности человека.
8 Практическая работа. Ролевая игра – Строительство ГЭС.
Природные факторы
Благоприятные Неблагоприятные
1 2
Равнинность территории (для всех видов природопользования) Заболоченность (для всех видов природопользования
Развитая гидросеть (для судоходства и рыболовства) Многолетняя мерзлота (для всех видов природопользования)
Лесоизбыточность территории (для заготовки древесины) Короткий вегетационный период (для земледелия)
Пастбища в тундре, охотничьи угодья в тайге и тундре (для оленеводства и пушного промысла) Суровый климат (для здоровья человека; для эксплуатации техники)
Компонент ПТК Климат Рельеф и слагающие его горные породы Внутренние воды Почвенно-растительный покров
1 2 3 4 5
Климат Равнинность территории способствует глубокому проникновению воздушных масс вглубь Большая заболоченность вызывает повышение влажности воздуха Характер растительности обуславливает микроклимат каждого зонального природного комплекса
Рельеф и слагающие его горные породы Континентальный климат способствует существованию многолетней мерзлоты Из-за боковой эрозии преобладают широкие долины с хорошо выраженными террасами Растительность препятствует развитию эрозии (водной и ветровой), противостоит таянию многолетней мерзлоты
Внутренние воды Климат вызывает ранний ледостав в низовьях и ранней таяние в верховьях, что приводит к ледяным заторам Плоский рельеф способствует замедлению речного стока, заболачиванию и большим разливам рек Сфагновые мхи способствуют накоплению влаги и возникновению верховых болот
Почвенно растительный покров Ослабление влияния Атлантики и близость Арктики обуславливают широтную зональность растительности, промерзание почв и короткий вегетационный период Мерзлый грунт обуславливает редкостойность и угнетенность древесной растительности Заболоченность замедляет почвообразование, прирост древесины и вызывает угнетение формы древостоя
Компонент ПТК Воздействие человека на компоненты ПТК Меры по оптимизации природопользования
Воздействие на климат Воздействие на рельеф Воздействие на внутренние воды Воздействие на почвы и растительность
1 2 3 4 5 6
Климат Оврагообразование способствует выдуванию почв, что вызывает запыление воздуха Водохранилища увлажняют воздух; воздух насыщается испарениями с загрязненных водоемов Уничтожение растительного покрова усиливают ветры; пыльные бури запыляют воздух

1. Газо- и дымоулавливание для поддержания чистоты воздушного бассейна;

Горные породы и рельеф Загрязненный воздух стимулирует осадки, которые усиливают эрозию Размыв берегов при сооружении водохранилищ; неправильный полив усиливает оврагообразование Оврагообразование усиливается при сплошной распашке, т.к. уничтожается растительный покров

1. Вспашка поперек склона;

Внутренние воды Загрязненный воздух вызывает загрязнение поверхностных вод Рост оврагов понижает уровень подземных вод; водная эрозия приводит к заиливанию водоемов Неправильное внесение удобрений приводит к загрязнению поверхностных и подземных вод

1. Борьба с загрязнением водоемов сточными водами;

Почвенно-растительный покров Загрязненный воздух губит растения; пыльные бури сокращают урожай Оврагообразование приводит к эрозии почв и сокращению урожая Зарегулирование стока приводит к подтоплению территории; загрязненные воды губят растительность

1. Лесопосадки, снегозадерживание, безотвальная вспашка для сохранения почв и увеличения урожая;

Вопрос: Определите меры по рациональному использованию и охране природы на основе особенностей природы и характера воздействия на него человека (на примере одной из зон)
Вопрос: На основе раскрытия особенностей ПТК и характера воздействия на него человека определите основные меры по рациональному использованию и охране окружающей среды
Вопрос: Определите меры необходимые для решения экологических проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатьев А.М. Влагообороты в природе и их преобразования. - Л.: Гидрометеоиздат, 1969. – 324с.

2. Алпатьев А.М. Развитие, преобразование и охрана природной среды: проблемы, аспекты - Л.: Наука, 1983. – 240с.

3. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе. Дисс. докт. пед. наук. - СПб.: 2000, - 326с.

4. Антипова А.В., Кочуров Б.И. Научная школа по оценке и картографированию экологических ситуаций. / Проблемы региональной экологии. 1999. №3. С. 60-71.

5. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. - М.: Мысль, 1978. - 293с.

6. Анучин Д.Н. Курс лекций по общей географии (литографии). - М., 1887. – 260с.

7. Арманд Д.Л. Нам и внукам. - М.: Мысль, 1966. – 254с.

8. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте (основы теории и логико-математические методы). - М.: Мысль, 1975. - 287с.

9. Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. - М.: Московский рабочий, 1956. – 487 с.

10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. 2-е издание, переработанное. - М.: Просвещение, 1990. - 303с.

11. Баринова И.И. Бондарев А.Г. Школьное географическое образование и географическая культура. // География и культура. Сборник материалов к IX съезду Географического общества. - Л.: ГО СССР. СССР, 1990. - С.21-24.

12. Баринова И.И. География России: Природа. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - 10-е издание стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 285[3] c.

13. Берг Л.С. Труды по теории эволюции. - Л.: Наука. 1977. - 387с.

14. Борзов А.А. Картины по географии России: Европейская Россия. - М.: Изд-во Гроссман и Кнебель, 1908. - 192с.

15. Будыко М.И. Глобальная экология. - М.: Мысль, 1977. - 328с.

16. Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий в школьном курсе физической географии. Дисс. канд. пед. наук. - Л., 1987. - 137с.

17. Васильев С.В. Методологические предпосылки, теория и методика экологического обучения и воспитания в системе географического образования школьников. 13.00.02. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук - СПб., 2006. - 275с.

18. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 91с.

19. Васильев С.В., Захаров А.Г. Ролевая игра как выражение творческой деятельности школьников на уроках географии / Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: В 2 ч. Ч.1. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2002. – С. 206-209

20. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М.: Наука, 1981. - 560с.

21. Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. Издание 3. Главсевморпуть. - М.-Л., 1948. - 416с.

22. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. - Нижний Новгород.: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. - 76с.

23. Воронцова М.В. Региональный компонент в образовании / Академические чтения. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - Выпуск 3. С. 121, 122.

24. География и культура // Сборник материалов к IX съезду Географического общества. - Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1990. - 171с.

25. Географическое прогнозирование и охрана природы. Сб.ст. под редакцией Звонковой Т.В., Касимова Н.С. -М., 1990

26. Гладкий Ю.Н. Глобалистика: Трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №10. С. 104-116.

27. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. - М.: Горизонт, 1997. - 208с.

28. Городков Б.Н. Растительность тундровой зоны СССР. - М.-Л.: Изд-во А.Н. СССР, 1935. - 142с.

29. Горшков С.П. Концептуальные основы геологии: учебное пособие. – Смоленск, 1998. - 448с.

30. Горшков С.П. Современные изменения окружающей среды и возможности их предотвращения // ДАН. 1993. Т. 332. №6, с.802-806

31. Григорьев Ал.А., Кондратьев К.Я. Глобальная динамика народонаселения // Изд-во РГО, 1997.Т. 129, Вып.4 - С.1-10

32. Григорьев С.Г. Вокруг южного полюса. - М.: Учпедгиз, 1937. изд.3. - 263с.

33. Даринский А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие для студентов географических специальностей пединститутов. - М.: Просвещение, 1975. - 363с.

34. Демина Т.А. Экология. Природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений - М.: Аспект Пресс, 1996. - 143с.

35. Дмитревский Ю.Д. География и экология: Состояние и будущее // География на пороге III тысячелетия. - СПб., 1995, С.73-81.

36. Докучаев В.В. Наши степи прежде и теперь. Изд. В пользу пострадавших от неурожая. - СПб., 1892, IV - 128с.

37. Доскач А.Г. К вопросу о роли географической науки в разработке проблемы взаимодействия природы и общества / Природа и общество - М.: Наука, 1968. - С.58-68

38. Дрдош Я. Комплексная физическая география и экология – Л.: Изд-во ВГО, 1973, т.105, вып.2, С.97-107

39. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 1996.

40. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. - М.: Прогресс, 1968. - 253с.

41. Ежегодник Большой советской энциклопедии. 1990. Вып. 34.
Гл. ред. В.Г. Панов. М., «Сов. энциклопедия», 1990. 556 стр., илл. 66 500 экз.

42. Ежегодник РГО. - СПб, 1898, т.7, - 82с.

43. Емельянов А.Г. Основы природопользования. -М.: Академия, 2004. 304с.

44. Емельянов А.Г. Теоретические основы комплексного физико-географического прогнозирования. Учебное пособие. 1982. 83 с.

45. Жекулин В.С. Экология или география // География в школе. 1995. №3. С.43-44.

46. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. докт. пед. наук. - М., 1986 - 32c.

47. Звягинцев Е.А. Родиноведение и локализация в народной школе. - М.-П., 1923. - 104с.

48. Идеи Н.Д Кондратьева и динамики общества на рубеже третьего тысячелетия / Науч. ред. Акад. АЕН Ю.П. Яковец, - М., 1995. - 186с.

49. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979. - 376с.

50. Исаченко А.Г. География в современном мире: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 160с.

51. Калесник С.В. Основы общего землеведения. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. - М., 1955. - 472с.

52. Кирилов И.К. Цветущее состояние всероссийского государства. - М.: Наука, 1977. - 443с.

53. Комиссарова Т.С. Экологический императив, как составная часть содержания географического знания. // Проблемы экологического образования в школе и педвузе. - СПб.: Образование, 1993, - С.17

54. Комиссарова Т.С., Макарский А.М. Полевые уроки по геоэкологии: Книга I. Опыт работы летнего школьного лагеря. - СПб., 1995. - 163с.

55. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975.

56. Комплексное экологическое картографирование (географический аспект) / Под редакцией Н.С. Касимова: учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1997. - 147с.

57. Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И. и др. Экология и политика. - СПб.: Центр экологической безопасности РАН, 1993. - 285с.

58. Кондратьев К.Я., Романюк Г.П. Устойчивое развитие: концептуальные аспекты // Издательство РГО. 1996. Т. 128. Вып. 6. - С.1-12.

59. Краснов А.Н. Рельеф, растительность и почвы Харьковской губерни. - Харьков, 1893. - 140с.

60. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. - М.: Просвещение, 1967 - 390с.

61. Крищунас В-Р.Л. Географическое образование в средней школе. Концепция перестройки содержания. // География и культура. Сборник материалов к IX съезду Географического общества. Л.: Издательство ГО СССР, 1990. - С.25-29.

62. Крубер А.А. Общее землеведение. Учебник для высших педагогических учебных заведений. - М-Л.: Учпедгиз, 1938.

63. Крылов П.Н. Путевые заметки об Урянхайской земле. // Зап. РГО. 1903. т.34, вып.2. - 167с.

64. Крылова О.В. Физическая география: Начальный курс: Учеб.для 6 кл.общеобразовательных учреждений. - 6 изд.- М.: Просвещение, 2004. - 192 с.:

65. Кузнецов Н.И. Ежегодник РГО. - С-Пб., 1898, т.7. - 82 с.

66. Куражсковский Ю.Н. Введение в экологию и природопользование. - Ростов-на-Дону: Книжное издательство КПК "Кристалл", 1990. - 157с.

67. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.

68. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 352с.

69. Ладыженская И.В. Оценка природных условий и ресурсов. -М.: Просвещение, 1972, 124с.

70. Лебедев Д.М. География в России петровского времени. - М-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 383c.

71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

72. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Глобальные проблемы. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. - 160с.

73. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, - 1998. - 416с.

74. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – М.: Просвещение, 1997.

75. Матрусов И.С. Школа и охрана природа. - М.: Знание, 1976. - 64с.

76. Машбиц Я.Г. Тенденции развития географической мысли // Издательство А.Н. СССР, 1990, Сер. геогр. №4. - С.21-28.

77. Медоуз Д.Х, Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста - М.: Издательская группа "Прогресс", "Пангея", 1994. - 304с.

78. Морозов Г.Ф. Учение о лесе, Изд.№7. - М-Л.: Гослесбумиздат, 1949. - 455c.

79. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Восток. 1997. №2. С.35-50.

80. Немцева Т.И. Моделирование методической системы изучения регионального курса географии в школе: Теоретический аспект: Монография, / Т.И. Немцева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 200с.

81. Неуструев С.С. Естественные районы Губернии. Губернский очерк. - Оренбург, 1918. - 167с.

82. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 47с.

83. Организация экологического образования в школе. / Под редакцией Н.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М., 1990. - 214с.

84. Основы конструктивной географии / И.П. Герасимов, В.С. Преображенский, Ю.А. Исаков и др. - М.: Просвещение, 1986. - 287с.

85. Отечественные физико-географы и путешественники. / Под редакцией Н.Н. Баранского, Н.Б. Дика, Ю.К. Ефремова и др. М., 1959. - 783с.

86. Парсон Р. Природа предъявляет счет. - М.: Прогресс, 1969. - 567с.

87. Петрова Н.Н. О новых подходах к содержанию школьной географии // География в школе №2. 1998. - С.54-56.

88. Плетников Ю.К. Предмет географии и наука о взаимодействии общества с природой / Природа и общество - М.: Наука, 1968. - С.131-141

89. Пономарева И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы. 13.00.02 диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Л., 1980. - 392c.

90. Приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322

91. Природоохранительное образование в средней школе. / Сборник научных трудов. - М., 1978. - 147с.

92. Прогнозирование в социологических исследованиях. М., 1978

93. Родзевич Н.Н. Смена стереотипов экологического мировоззрения. // Экология и география: Проблемы подготовки учителя: тезисы докл. - М., 1995. - С.28-30.

94. Ром В.Я., Дронов В.П. География. Население и хозяйство России, Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений, Дрофа, 1998. 192с.

95. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. - М.: Педагогика, 1946. - 290с.

96. Сборник нормативных актов по охране природы. / Под ред. В.М. Блинова. - М.: Юрид. лит., 1978. - 584с.

97. Сватков Н.М. География: наука и школьный предмет. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 75с.

98. Селиверстов Ю.П. Современная География - наука об окружающей среде / География на грани веков. Труды XI съезда РГО. - СПб., 2000. - С.3-27.

99. Сидоренко А.В. Человек. Техника. Земля. - М.: Недра, 1967. - 58с.

100. Симонов Ю.Г., Болысов С.И. Методы географических исследований. Методология. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 192с.

101. Соломин В.П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте Естествознания педагогического университета. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 224с.

102. Совершенствование природоохранительного просвещения и воспитания в школе / Методические рекомендаций. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. - 39с.

103. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. - Новосибирск: Наука, 1978 - 350с.

104. Сочава В.Б. География и экология. / Материалы V съезда ВГО СССР. - Л.: 1970. - 23с.

105. Сукачев В.Н. Структура биогеоценозов и их динамика // Структура и формы материи. - М.: Наука, 1967. С.560-577.

106. Сумгин М.И. Область вечной мерзлоты. - Л-М.: Главсевморпуть, 1940. - 237с.

107. Суслов С.П. Автогужевая дорога в условиях вечной мерзлоты Енисейской Лесотундры. / Труды комиссии по изучению вечной мерзлоты. - М. - Л.: Изд-во АН СССР. 1935.- С.146-149.

108. Сухоруков В.Д. Теория геопространственных систем. - Смоленск: Ойкумена, 2000. - 192с.

109. Татищев В.Н. (1685-1750) История Российская. Кн. I и II М.: 1768 .гл.43. - С.499-513.

110. Творцы отечественной науки. Географы / Под редакцией В.А. Есанова. - М.: АГАР, 1998. - 575с.

111. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под редакцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352с.

112. Финаров Д.П. Динамика берегов и котловин водохранилищ гидроэлектростанций СССР. Л., 1974

113. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края / Природное и культурное наследие Петербурга / Под редакцией В.П. Соломина и др. - СПб.: Образование, 1995. - С.74-75.

114. Финаров Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия. «География в школе», № 3, 2003г

115. Финаров Д.П. Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: ООО «Издетельство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: СпецЛит, 2002. - 207 c.

116. Финаров Д.П., Васильев С.В., Шипунова З.И., Чернихова Е.Я., География материков и океанов: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 1996. - 302 с.

117. Финаров Д.П., Семенов С.П., Санкт-Петербург и Ленинградская область: Учебное пособие по географии 8-9 класс. – СПб.: Питер, 2005. – 192с.

118. Фирсов Б.М. Этнос и экологическая культура / Проблемы формирования современной экологической культуры. - Вильнюс, 1987. - С.42-62

119. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. -1988, N8, С. 40-46

120. Хильми Г.Ф. Философские вопросы, проблемы преобразования природы / Взаимодействие наук при изучении Земли. - М.: Наука, 1963. - С.55-67.

121. Черняго Л.С. Новое экологическое мышление. // География в школе. 1998. №3. - С.57-59.

122. Чистобаев А.И. География - экология - геоэкология: Конгломерат или синтез? / Вестник С-Пб университета. 1998. Вып. 3. С.101-105

123. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.

124. Швец И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. Дисс. докт. пед. наук. - Н.Новгород, 2001. - 371с.

125. Шилин К.И. Экологизация географии / Общество и окружающая среда. Московский филиал Географического общества СССР. М.: 1976. - С.35-36.

126. Шкарбан Н.В. Основные тенденции развития природоохранительного просвещения в общеобразовательных школах капиталистических стран Европы. Автореф. канд. пед. наук. - М., 1977. - 22c.

127. Щипанов Н.А. Устойчивое развитие и фундаментальная экология // Наука В России. 1998. №6. С.57-64.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  86  87  88   ..

 

Содержание задания Смысловые части ответа Усвоение знаний (в %)
Контрольные классы Экспериментальные классы
1 2 3 4
Почему рациональное природопользование и охрана окружающей среды являются одной из главных проблем современности? Увеличились масштабы воздействия человека на природу 52 74
Произошло ухудшение экологических условий жизни человека 39 81
Нарушение природного равновесия вызвало экономический ущерб 17 38
Многие виды ресурсов близки к исчезновению; необходимо чтобы их хватило потомкам 44 71
Исчезновение многих видов животных и растений. Потеря эстетической ценности природы 75 60
Какие возникают трудности в решении этой проблемы? Экономические 9 25
Научно-технические 34 78
Морально-нравственные 74 90
Политические 12 35
Перечислите известные Вам направления природоохранной деятельности людей (на примере России) Строительство очистных сооружений на предприятиях, перевод предприятий за черту города, создание транспортных развязок 19 41
Создание без(мало)отходных производств, использование вторсырья, создание экологического транспорта 18 38
Рекультивация земель, мелиорация почв, озеленение 28 48
Создание охраняемых территорий (заповедников, заказников и пр.) 70 58
Законодательное регулирование вопросов охраны окружающей среды 43 53
Контроль за состоянием окружающей среды и географический прогноз 4 51