ВЫСОКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Поправки |
|
|
Тип интеллекта |
Виды деятельности учащихся на уроках |
1. Вербально-лингвистический |
Подготовка учащимися сообщений, докладов, ов с их последующей защитой, лекции, составление планов, работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них, написание рассказа, конспектирование, устные и письменные фронтальные и индивидуальные опросы |
2. Логико-математический |
Составление таблиц, схем, графиков, подготовка и проведение экспериментов, подготовка тестов, тестирование, нахождение межпредметных связей, составление кроссвордов, предметных диктантов, сравнение и анализ с формированием выводов |
3. Визуально-пространственный |
Экскурсии, практические и лабораторные занятия, использование таблиц и рисунков, копирование визуальной информации, использование цвета, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, оформление, предметных стендов, использование дидактического материала, графические конспекты |
4. Моторно-двигательный |
Применение пространственных моделей в движении, использование кинофильмов, диафильмов, компьютерных технологий, использование физкультурных минут, овладение практическими умениями и навыками |
5. Музыкально-ритмический |
Использование оттенков интонации при объяснении нового материала, проведении лекций, использование магнитофонных записей, использование музыкальных и литературных произведений |
6. Межличностный |
Брейн-ринги, викторины, командные и интерактивные игры, пресс-конференции, семинары, дискуссии, беседы, обсуждения, игры, решение проблемных ситуаций |
7. Внутриличностный |
Разработка домашних заданий, самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий; предоставление программы самореализации; контроль за уровнем знаний учащихся с их оценкой; внедрение методов соревнования в обучении; использование психологических тестов |
№ |
Способ формирования группы |
Достоинства |
Недостатки и пути их преодоления |
1 |
По решению учителя |
Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) |
Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия) |
2 |
По желанию учеников
|
Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше |
Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую) |
3 |
По знакам Зодиака |
Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников |
Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп |
4 |
По набору лидеров (первым по рейтингу 3 - 5 ученикам представляется право набрать себе группы)1
|
Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда |
Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2
или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета |
5 |
По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей) |
Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп |
Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована |
6
|
По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам |
Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава |
Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет |
Критерии развития исследовательских умений |
Классы |
Уровни |
IV |
III |
II |
I |
% |
% |
% |
% |
Мотивационный |
Э |
65,5 |
18,6 |
10,7 |
5,3 |
К |
49,5 |
22,9 |
18,7 |
8,9 |
Содержательный |
Э |
10,4 |
53,7 |
28,5 |
7,4 |
К |
7,9 |
54 |
28,7 |
9,4 |
Операционный |
Э |
57,6 |
19,1 |
16,2 |
7,1 |
К |
38,4 |
28,3 |
22,3 |
11 |
Итого |
Э |
44,3 |
30,5 |
18,5 |
6,6 |
К |
31,8 |
35 |
23,2 |
9,8 |
Неимитационные |
Имитационные |
Неигровые |
Игровые |
Проблемное обучение.
|
Анализ конкретных ситуаций.
|
Деловая игра.
|
Социальный заказ
|
Гуманистическая парадигма
|
Возможности курса биологии
|
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии
|
Исследовательские умения
—
это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
|
ПОДХОДЫ
|
Личностный |
Личностно-деятельностный |
Деятельностный |
Учебное биологическое содержание
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
|
Исследовательские умения
|
КОМПОНЕНТЫ
|
Мотивационный |
Содержательный |
Операционный |
Педагогические условия
|
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
|
Этапы развития исследовательского умения
|
Постановка цели |
Знакомство с выполнением действия |
Усвоение или восстановление знаний |
Показ образца данного действия |
Практическое овладение действием |
Самостоятельное и систематическое упражнение |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Практические и лабораторные работы
|
Создание проблемных ситуаций |
Выполнение практических заданий, решение проблемных задач |
Исследова-тельские наблюдения и опыты |
Поисковая беседа, дискуссий |
Самонаблюдения
|
Свободное общение, обмен мнениями |
Использование оборудования, средств, материалов для исследования. |
Творческая самостоятельная работа |
Фронтальная, групповая работа с классом |
Методы и приемы
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
|
Дидактические средства
|
Анкетирование |
Тестирование |
Творческие работы |
Контрольные срезы |
Наблюдения за учащимися |
Диагностика развития исследовательских умений
|
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
|
Критерии развития исследовательских умений
|
Уровни развития исследовательских умений
|
Результат
|
Развитие исследовательских умений
|
[1]
Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление развитием качества образования – ключевая проблема нового века. //Материалы региональной научно-практической конференции. Смоленск. 2001.С 9-26.
[2]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.29
[3]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. – с.48
[4]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.56
[5]
Там же. – С.81
[6]
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. –с.28
[7]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.82
[8]
Там же. – с.84.
[9]
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. – с.112
[10]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.87
[11]
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998. –с.203
[12]
Там же. – С.241
[13]
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. –с.199
[14]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.85
[15]
Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.31
[16]
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998. – с.21.
[17]
Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. – 96 с.
[18]
Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 1991. –с.39
[19]
Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. –с.204
[20]
Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Авто диссертации на соискание ученой степени д.п.н. М., 1999. – 29 с.
[21]
Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. –с.54
[22]
Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. –с.77
[23]
Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. –с.79
[24]
Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. –с.71
[25]
Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 1991. –с.112
[26]
Шевченко О. Технологии жизнетворчества на уроках биологии//Освита. – 2008. - №10. – С.23-37.
[27]
Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. – 2008. - №12. – С28-36.
[28]
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997
[29]
Манцурова Н.А. Использование образовательных комплексов «1С:Школа» на уроках биологии"//Ежегодная конференция «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях». - Секция "Технологии фирмы "1С" для организации учебного процесса", 2008. – С.112-123.
[30]
Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. – 2008. - № 1. – С. 77-86.
[31]
Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.
[32]
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. –с.17
[33]
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— с.188
[34]
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. –с.22
[35]
Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.
[36]
Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение// Биология в школе. – 2002. - №4. –С45-49.
[37]
содержание ..
76
77
78 ..
|
|
|
|