Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78   ..

 

 

Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе

Высокие интеллектуальные технологии при изучении раздела "Человек" в средней школе

ВЫСОКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Глава

Глава

Поправки
Тип интеллекта Виды деятельности учащихся на уроках
1. Вербально-лингвистический Подготовка учащимися сообщений, докладов, ов с их последующей защитой, лекции, составление планов, работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них, написание рассказа, конспектирование, устные и письменные фронтальные и индивидуальные опросы
2. Логико-математический Составление таблиц, схем, графиков, подготовка и проведение экспериментов, подготовка тестов, тестирование, нахождение межпредметных связей, составление кроссвордов, предметных диктантов, сравнение и анализ с формированием выводов
3. Визуально-пространственный Экскурсии, практические и лабораторные занятия, использование таблиц и рисунков, копирование визуальной информации, использование цвета, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, оформление, предметных стендов, использование дидактического материала, графические конспекты
4. Моторно-двигательный Применение пространственных моделей в движении, использование кинофильмов, диафильмов, компьютерных технологий, использование физкультурных минут, овладение практическими умениями и навыками
5. Музыкально-ритмический Использование оттенков интонации при объяснении нового материала, проведении лекций, использование магнитофонных записей, использование музыкальных и литературных произведений
6. Межличностный Брейн-ринги, викторины, командные и интерактивные игры, пресс-конференции, семинары, дискуссии, беседы, обсуждения, игры, решение проблемных ситуаций
7. Внутриличностный Разработка домашних заданий, самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий; предоставление программы самореализации; контроль за уровнем знаний учащихся с их оценкой; внедрение методов соревнования в обучении; использование психологических тестов

Глава

Способ формирования группы Достоинства Недостатки и пути их преодоления
1 По решению учителя Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия)
2

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)
3 По знакам Зодиака Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп
4 По набору лидеров (первым по рейтингу 3 - 5 ученикам представляется право набрать себе группы)1 Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета
5 По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей) Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

6

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет
Критерии развития исследовательских умений Классы Уровни
IV III II I
% % % %
Мотивационный Э 65,5 18,6 10,7 5,3
К 49,5 22,9 18,7 8,9
Содержательный Э 10,4 53,7 28,5 7,4
К 7,9 54 28,7 9,4
Операционный Э 57,6 19,1 16,2 7,1
К 38,4 28,3 22,3 11
Итого Э 44,3 30,5 18,5 6,6
К 31,8 35 23,2 9,8

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Приложение 5

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Приложение 6

Пример АМ презентации учебного материала

Приложение 7

Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Приложение 8

Пример Активных методов релаксации

Приложение 9

Пример Активных методов подведения итогов урока

Приложение 10

Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии

Неимитационные Имитационные
Неигровые Игровые

Проблемное обучение.

Анализ конкретных ситуаций.

Деловая игра.


Социальный заказ

Гуманистическая парадигма Возможности курса биологии
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии

Исследовательские умения

это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

ПОДХОДЫ
Личностный Личностно-деятельностный Деятельностный
Учебное биологическое содержание
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Исследовательские умения
КОМПОНЕНТЫ
Мотивационный Содержательный Операционный

Педагогические условия
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы развития исследовательского умения
Постановка цели Знакомство с выполнением действия Усвоение или восстановление знаний Показ образца данного действия Практическое овладение действием Самостоятельное и систематическое упражнение
Деятельность учителя Деятельность ученика

Практические и лабораторные работы

Создание проблемных ситуаций Выполнение практических заданий, решение проблемных задач Исследова-тельские наблюдения и опыты Поисковая беседа, дискуссий

Самонаблюдения

Свободное общение, обмен мнениями Использование оборудования, средств, материалов для исследования. Творческая самостоятельная работа Фронтальная, групповая работа с классом
Методы и приемы
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Дидактические средства

Анкетирование Тестирование Творческие работы Контрольные срезы Наблюдения за учащимися
Диагностика развития исследовательских умений
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Критерии развития исследовательских умений
Уровни развития исследовательских умений
Результат
Развитие исследовательских умений

[1] Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление развитием качества образования – ключевая проблема нового века. //Материалы региональной научно-практической конференции. Смоленск. 2001.С 9-26.

[2] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.29

[3] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. – с.48

[4] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.56

[5] Там же. – С.81

[6] Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. –с.28

[7] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.82

[8] Там же. – с.84.

[9] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. – с.112

[10] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.87

[11] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998. –с.203

[12] Там же. – С.241

[13] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. –с.199

[14] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.85

[15] Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. –с.31

[16] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998. – с.21.

[17] Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989. – 96 с.

[18] Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 1991. –с.39

[19] Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс, 2004. –с.204

[20] Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Авто диссертации на соискание ученой степени д.п.н. М., 1999. – 29 с.

[21] Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. –с.54

[22] Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. –с.77

[23] Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. –с.79

[24] Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. –с.71

[25] Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 1991. –с.112

[26] Шевченко О. Технологии жизнетворчества на уроках биологии//Освита. – 2008. - №10. – С.23-37.

[27] Литовченко О.А. Современные информационные технологии в преподавании биологии//Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. – 2008. - №12. – С28-36.

[28] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997

[29] Манцурова Н.А. Использование образовательных комплексов «1С:Школа» на уроках биологии"//Ежегодная конференция «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях». - Секция "Технологии фирмы "1С" для организации учебного процесса", 2008. – С.112-123.

[30] Мухамбетова, А.Б. К вопросу развития исследовательских умений учащихся в курсе биологии / А.Б. Мухамбетова // Школа будущего. – 2008. - № 1. – С. 77-86.

[31] Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.

[32] Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. –с.17

[33] Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— с.188

[34] Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. –с.22

[35] Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.

[36] Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение// Биология в школе. – 2002. - №4. –С45-49.

[37]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  76  77  78   ..