Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..

 

 

Воспитание и обучение детей в ДОУ

Воспитание и обучение детей в ДОУ

Содержание

Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста
месяцы занятия Игры, наблюдения, беседы.
сентябрь

1.Целевая прогулка на огород.

Наблюдения: наблюдение за тучами на небе; холодно, идет дождь, мокрая земля. Собрать падающие листочки на палочки.

октябрь

1. Знакомство с помидором, огурцом, капустой.

Наблюдения: наблюдение за трудом взрослых. Обтирание пыли с листьев фикуса.

ноябрь

1. Как мы ходили на огород.

Наблюдения: Наблюдение за кошкой, ее повадками (идет, прыгает, ползает).

декабрь

1. Рассматривание картины «Зимние забавы».

Наблюдения: наблюдение за снегом (холодный, белый, пушистый). Рассмотреть на варежках или шубках красивые снежинки-звездочки.

январь

1. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса».

Наблюдения: наблюдение за собакой, ее повадками (бегает, лает).

февраль 1. Рассматривание картины «Катаемся на санках» (серия «Мы играем»)

Наблюдения: Наблюдение за птицей в клетке (попугаем или канарейкой).

март

1. Знакомство с комнатными растения-

Наблюдения: Наблюдение за рыбками в аквариуме. Наблюдение за луком в ящике. Наблюдение за солнцем (светит ярче, греет). Наблюдение за снегом (он становится темнее и тает). Понаблюдать за сосульками. Наблюдение за облаками, на что они похожи.

апрель

1. Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками.

Наблюдения: Наблюдение весенних явлений природы (становится теплее, солнце светит ярче). Наблюдение за набухающими почками на деревьях и кустарниках. Наблюдение за животными – курочка, кролик, петушок, за их повадками, окрасом перьев, шерстки, их размерами; произнести издаваемые ими звуки.

май

1. Корова, коза, лошадь – домашние животные

Наблюдения: Понаблюдать за воробьями, как они чирикают, какие появились другие птицы; наблюдение за листочками, травкой, первыми цветами. Наблюдение за взрослыми, как они готовят грядки, сажают ранние овощи.


Приложения

Ориентировочные показатели оптимального развития речи детей 1-3 лет (по Н.М. Аксариной и Н.Ф. Ладыгиной)

месяцы Наблюдения, беседы, игры.
июнь

Наблюдения: понаблюдать за цветущей сиренью, полюбоваться ее красотой; наблюдение за дождем, ветром; после дождя полюбоваться умытыми, сверкающими на солнце листьями растений. Наблюдение за жуком, божьей коровкой.

июль

Наблюдения: предложить детям собрать разные камешки, положить их в коробочки, сравнивая как они гремели, когда их мало и когда много. Понаблюдать за красотой цветов после дождя, ведь каждый цветочек, каждый листочек сверкают каплями дождя и переливаются на солнце. Посмотреть, не поспела ли на огороде репа. Наблюдение за горохом, посмотреть, как ползут стебли гороха вверх, поискать стручки. Дать каждому ребенку стручок, чтобы он рассмотрел его и попробовал горошины. Обратить внимание на пахучие оранжевые головки цветов бархатцев. Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берез, что трава высокая, густая, в ней много цветов.

август

Наблюдения: Показать детям под березой множество «самолетиков» (это семена березы). Рассмотреть георгины, гладиолусы, золотой шар, астры. Учить детей различать их по листьям, по форме цветка. Наблюдать за поздним сортом гороха, собрать урожай. На огороде посмотреть, как выкапывают кусты картофеля.

Возраст (годы) Понимание речи Активная речь
Подражание звукам и словам Объем словаря Грамматический строй речи Пользование речью
1 Без помощи жестов понимает несколько заученных имен окружающих, названий предметов и действий Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям. Произносит в пределах 10 слов осмысленно, т.е. обозначая ими определенные лица, предметы, действия Грамматический строй речи пока не сформирован Много лепечет, будучи в хорошем настроении или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен.
1-1,5

Запас понимаемых слов быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Понимает имена многих часто называемых окружающих людей, названий предметов и действий.

Выполняет сначала простые, а потом и более сложные словесные поручения

Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Характерна игра-подражание речи взрослых в форме лепета («монологи»)

Запас слов – около 30-40. Слова начинают приобретать обобщенный характер. Много облегченных слов («би-би», «ту-ту»).

Задает вопрос «что это?». Словарь состоит в основном из существительных и глаголов

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения.

Продолжает много лепетать, эмоционально общаясь со взрослыми и во время своей деятельности. Словами пользуется, в основном общаясь с близкими людьми в момент большой заинтересованности, удивления, радости.

Отдельные слова и предложения дополняются эмоционально-выразительными жестами, мимикой и интонацией.

1,5-2 Понимает смысл целых высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. Словом можно изменить состояние ребенка, разнообразить его действия. Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы. Запас употребляемых слов быстро растет, к концу периода – до 300; облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух- и трехсловные предложения, к 2 годам – четырех- и пятисловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание, впечатления передаются словами. Много говорит во время игры и других действий. Речь эмоционально выразительна.
2-2,5 Развивается понимание содержания речи окружающих: можно говорить не только о событиях, явлениях, воспринимаемых в данный момент, но и о прошлых и будущих; необходимо, чтобы то, о чем говорят, уже было в предшествующем опыте ребенка. Увеличивается роль слова взрослого как средства воспитания. Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы «где?», «почему?» и «куда?» Высказывания становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные. Начинает употреблять союзы и предлоги. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ. При соответствующей ситуации может заранее определять свои действия и намерения словом.
2,5-3 Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится средством познания. Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки, сказки. В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается до 1200-1500 слов. Появляются вопросы «зачем?», «когда?». Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически высказывания остаются не всегда правильными.

Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми.

По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или истории (по картинкам и без них)


[1] [1] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[2] [2]Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

[3] Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

[4] Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

[5] [5]Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[6] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[7] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[8] Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

[9] Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

[10] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[11] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[12] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[13] Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003

[14] Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977

[15] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[16] Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992

[17] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[18] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[19] Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003

[20] [20]Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[21] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[22] [22]Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[23] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[24] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[25] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[26] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[27] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[28] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[29] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[30] Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4

[31] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[32] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

[33] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[34] Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

[35] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[36] Методика развития речи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной; М., "Владос", 2003

[37] Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

[38] Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

[39] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[40] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[41] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[42] Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[43] Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

[44] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[45] Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[46] Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[47] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[48] Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001.

[49] [49]Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

[50] Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006

[51] Вавилова Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.

[52] Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999.

[53] Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 3

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..