МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА БОЧКУ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

МАНЕВР ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА БОЧКУ

Стоянка кораблей на рейдовых бочках имеет значительные преимущества перед стоянкой кораблей на якорях. Во-первых, вес мертвого якоря у бочки в пять-шесть раз больше веса станового якоря, а калибр бриделя бочки — больше калибра якорной цепи корабля в 1,3—1,4 раза. Следовательно, надежность стоянки кораблей на бочках от этого значительно увеличивается. Во-вторых, корабль, стоящий на бочке, при изменении направления ветра или течения будет описывать циркуляцию с радиусом, несколько большим длины корабля, так как длина бриделя бочки не намного превышает глубину места. Эти преимущества позволяют на ограниченном рейде поставить большее количество кораблей.

При стоянке корабля на бочке специальными мероприятиями можно обеспечить более быструю съемку корабля с бочки, чем при обычной съемке его с якоря. Это обстоятельство особо важно при стоянках кораблей в боевых условиях. Иногда на специально установленные бочки можно проложить телефонный кабель, что значительно упрощает связь корабля с берегом.

По этим соображениям в настоящее время на ряде флотов увеличивается число этих простейших пловучих сооружений и совершенствуется их конструкция. Особенно много рейдовых бочек появилось во время Великой Отечественной войны, когда пришлось развертывать стоянки в необорудованных заливах и бухтах.

Для того чтобы подобрать по кораблю рейдовую бочку, отвечающую всем необходимым требованиям, можно воспользоваться простейшими практическими расчетами (таблица, составленная Л. Н. Килессо).

Объем бочки будет отвечать всем необходимым требованиям, если он будет не менее:

а) для кораблей с водоизмещением до 1000 т — 0,5% от водоизмещения корабля;

б) для кораблей с водоизмещением от 1000 до 3000 т — 0,3% от водоизмещения корабля;

в) для кораблей с водоизмещением от 4000 до 7000 т — 0,2% от водоизмещения корабля;

г) для кораблей с водоизмещением от 8000 до 15 000 т — 0,15% от водоизмещения корабля;

д) для кораблей с водоизмещением от 20 000 до 30 000 т — 0,1% от водоизмещения корабля.
 

Зависимость объема швартовных бочек, калибра бриделя и веса мертвых якорей от водоизмещения корабля (глубина якорной стоянки 20 м)

 

 

 

 

Приготовления на корабле перед постановкой на бочку

Примерно за 30 минут до подхода корабля к месту постановки его на бочку подается команда «Корабль к постановке на бочку изготовить».

По этой команде личный состав производит те же приготовления, что и при постановке корабля на якорь, и, кроме того, приготавливает:

— в первую очередь стальной трос, который будет подан на бочку для удержания корабля;

— растительные проводники и бросательные концы;

— шлюпку к спуску;

— одну из якорных цепей для окончательной постановки корабля на бочку.

Для осуществления этих приготовлений на корабле свертывают с вьюшки стальной трос достаточной крепости, а ходовой конец его подают к носовому полуклюзу. К ходовому концу троса выше его коуша крепят проводник, к ходовому концу которого крепят бросательный конец. Коренной конец стального троса готовят взять на шпиль. Для приготовления якорной цепи с того клюза, которым будут подходить к бочке, берут предварительно сам якорь на цепной переносный стопор или на походное крепление, а затем отклепывают якорную цепь от скобы якоря и подают ее к специальному полуклюзу. Если у корабля специального полуклюза нет, то якорную цепь на бочку подают в якорный клюз, для чего потребуется освободить клюз от самого якоря.
Делают это таким образом: предварительно якорь несколько стравливают, накладывают на якорную цепь стопора и расклепывают ее между первой и второй смычками или якорь вытравливают из клюза при помощи стального троса, пропущенного серьгой в скобу якоря.

На современных больших кораблях, не имеющих клюзовых труб, якорь также удерживается в клюзе переносным цепным стопором.

Для постановки на бочку используют одну из спасательных шлюпок, походный конец которой должен быть заложен в канифас-блок и протянут по борту корабля как можно ближе к носу корабля с тем, чтобы, выбирая этот конец, можно было бы ускорить подход шлюпки к бочке. На шлюпку подаются предметы такелажного снабжения:

— две такелажные скобы в разобранном виде с пригнанными болтами и чеками;

— ручник, зубило, бросательный конец и шхимушгар.

Эти предметы должны быть остроплены штертами тонкого линя метровой длины для того, чтобы при работе на бочке их случайно не утопить (рис. 76).
 

 

 

Подход корабля к бочке и его постановка на бочку

Успех этого маневра зависит от степени обученности личного состава, от быстроты их действия и от искусства управления корабля командиром.

Учитывая обстановку, силу и направление ветра и течения, командир корабля должен решить, каким курсом и ходом следует лучше подходить к бочке.

В штилевую погоду при слабом ветре и при отсутствии течения подходить к бочке можно любым курсом, сообразуясь только с обстановкой.

При значительном ветре или течении рекомендуется курсы подхода располагать по возможности против ветра или течения так, чтобы бочка находилась с того борта корабля, на котором приготовлена якорная цепь.
Если кораблю нельзя подойти против ветра или течения, то следует подходить так, чтобы бочка находилась со стороны ветра или течения.

Когда командир корабля вынужден подходить к бочке с на-веттра, он должен принять все меры, чтобы корабль не проскочил бочку или не навалился на нее.

Искусство в управлении маневрам корабля заключается еще и в том, что командир корабля должен, учтя инерцию своего корабля, точно подвести его к бочке и своевременно остановить движение, чтобы личный состав, работающий на бочке, быстрее выполнил свою работу и тем самым быстрее завершился маневр в целом.

При подходе корабля к бочке подается команда «Шлюпку к спуску». Команда шлюпки, состоящая из девяти человек — старшины шлюпки, боцмана, одного марсового и из шести гребцов, производит посадку. Шлюпку стравливают на талях на 1—1,5 м выше поверхности воды (в зависимости от волны). На затухающей инерции переднего хода спускают шлюпку. Прежде чем шлюпка коснется килем воды, следует обтянуть походный конец, пропущенный на полубаке через канифас-блок, чтобы можно было выложить гаки подъемных талей. На инерции переднего хода в первую очередь выкладываются кормовые таля, а потом уже носовые.



Как только тали будут выложены, на баке быстро выбирают походный конец, и шлюпка приобретает движение вперед. Походный конец на шлюпке отдается тогда, когда шлюпка подойдет ближе к носу корабля. Во время движения шлюпки на походном конце гребцы разбирают весла и вставляют их в уключины. Если шлюпка приобретет достаточную инерцию для того, чтобы подойти к бочке, то весла можно не разбирать. Если шлюпку будут спускать в момент работы машины на заднем ходу, то следует сначала выкладывать носовые тали, а затем кормовые тали. Чтобы облегчить выкладывание кормовых талей при спуске шлюпки, оставляют на борту корабля кормовой фалинь, обтянув который можно без особых затруднений выложить тали. Выбирание кормового фалиня противодействует относу шлюпки вперед струей воды, идущей от винтов к носу корабля, так как иначе шлюпку может развернуть и опрокинуть. Для ускорения движения шлюпки к бочке необходимо готовить ее с того борта, с которого приготовлена на корабле якорная цепь. Шлюпка, подойдя к бочке, в процессе всей работы находится с противоположной стороны (за бочкой) для того, чтобы избежать повреждений, если корабль наваливается на бочку (рис. 77).

Когда шлюпка подойдет к бочке, на нее вскакивают два человека; один петлей накладывает носовой фалинь на рым бочки и передает эту петлю баковому гребцу, который удерживает
шлюпку у бочки, второй человек пропускает бросательный конец или проводник в рым бочки сверху вниз и привязывает к нему второй бросательный конец, также поданный с корабля (рис. 78).

После этого на корабле сначала быстро выбирают бросательный конец (проводник), а затем ходовой конец стального троса и накладывают его на кнехты. Выбирая шпилем заведенный серьгой коренной конец стального троса, можно подтянуть корабль к бочке (рис. 78).

 

 

Рис. 78, Постановка на бочку (перлинь заводится за бочку серьгой).

Если стальной трос будет крепиться к рыму бочки такелажной скобой или специальным гаком с защелкой, то при благоприятных условиях проводник, пропущенный в рым бочки, может выбираться личным составом шлюпки, а матросы, находящиеся на бочке, после присоединения стального троса к рыму бочки уходят обратно в шлюпку (рис. 79 и 80).


 

 

 

Рис. 79. Постановка на бочку (перлинь крепится к рыму бочки такелажной скобой).

Как только будет заведен стальной трос, днем — шары спускают, флаг переносят и поднимают гюйс, ночью — выключают ходовые огни, а якорные огни включают.

Стальной трос, подаваемый на бочку, выгоднее заводить в тот полуклюз, который расположен несколько в корму от места подачи якорной цепи на бочку. Такое положение троса позволит ближе подтянуть корабль к бочке и облегчит в дальнейшем подачу якорной цепи на бочку.
 

Рис.80. Постановка на бочку (перлинь крепится к рыму бочки специальным гаком с защелкой).

 

 

на корабль. Якорную цепь потравливают с таким расчетом, чтобы на клюзе было не более 15—20 м, накладывают на нее стопора, и маневр окончен.

 

 

 

Выполнение маневра постановки корабля на две бочки

Постановка корабля на две бочки применяется на ограниченных рейдах и в гаванях, для того чтобы воспрепятствовать разворачиванию корабля вокруг носовой бочки при изменении направления ветра или поставить корабль носом на выход с рейда или из гавани.

Маневр постановки корабля на две бочки выполняется следующим образом. После постановки корабля на носовую бочку с помощью буксирного парохода или своими машинами подводят корму корабля к кормовой бочке, установленной для этой цели на определенном расстоянии, сообразуясь с длиной корабля. Затем шлюпка, освободившаяся у носовой бочки, заводит на кормовую бочку стальной трос, поданный с корабля, и крепит его к рыму бочки такелажной скобой или пропускает его в рым бочки серьгой. На юте корабля этот трос обтягивают шпилем и крепят его на кнехте или огоном накладывают на глаголь-гак переносного цепного стопора.

В тех случаях, когда бочки предназначены для расстановки кораблей на постоянные диспозиции, они могут быть специально оборудованы для упрощения производства этого маневра. Это оборудование заключается в следующем.

Носовая бочка оборудуется отрезком якорной цепи длиной

1 —1,5 смычки, причем коренной конец этой цепи крепится такелажной скобой к рыму бочки, а к ходовому концу этой якорной цепи крепится стальной проводник достаточной прочности и длиной до 1,5 глубин данного места. Когда корабль не стоит на бочке, якорная цепь от бочки будет провисать на грунт, а проводник своим ходовым концом будет закреплен за рым бочки.-При подходе корабля к бочке становиться на свой стальной перлинь нет необходимости, а проводник, поданный с корабля (шлюпки), непосредственно соединяют с концом проводника, идущего к цепи, и затем этот проводник отдают от бочки. Выбрав шпилем последовательно оба проводника, при их помощи втягивают якорную цепь на полубак и кладут на нее стопора. Ходовой конец проводника, идущего от якорной цепи, подается обратно на бочку и крепится за ее рым. Кормовая бочка оборудуется постоянным стальным тросом определенной длины. Коренной конец его крепится к рыму бочки такелажной скобой, а на ходовом конце делается огон или коуш. Когда корма корабля будет подведена к кормовой бочке, шлюпка принимает с корабля проводник растительного троса, на конце которого имеется такелажная скоба. Затем шлюпка подходит к бочке и скобой берет стальной трос. После этого на корме корабля выбирают вдоль стального троса, дойдет до огона или коуша. Огон или коуш ходового конца стального троса выбирается в полуклюз, и его кладут на глаголь-гак переносного цепного стопора (рис. 82).

Подобное оборудование рейдовых бочек позволяет кораблю быстро сняться с бочек без предварительного приготовления. Следует только выполнить приказание «Отдать стопора», как одновременно будут отданы якорная цепь на баке и стальной трос на корме, и корабль может давать ход.
проводник вручную, а такелажная скоба, пересучиваясь
 

 

Рис. 82. Специальное оборудование швартовных бочек:
а—носовая бочка с отрезком якорной цепи; б—кормовая бочка со стальным тросом с огоном.
 

 

 

 

Стоянка корабля на бочке

Корабль, стоя на бочке, при слабом ветре и при отсутствии течения не должен иметь на клюзе якорной цепи больше одной смычки, иначе большой провес цепи вынудит корабль форштевнем быстро приблизиться к бочке, и он будет тереться о нее. При посвежении же погоды, когда ветер будет оказывать сильное давление на надводный борт корабля, бочка будет тонуть. Для того чтобы бочка всплыла и для уменьшения рывков, создаваемых волной, нужно потравить якорную цепь до 30—40 м. Созданный этим провес якорной цепи будет амортизировать рывки, и бочка тонуть не будет.

При стоянке корабля на двух бочках наиболее неблагоприятным является ветер большой силы, направление которого будет

в борт корабля, так как при этом обе бочки будут погружаться в воду. Если величина рейда позволяет кораблю описать циркуляцию, стоя на одной бочке, рекомендуется в этом случае отдать стальной трос с кормовой бочки, что даст возможность кораблю развернуться носом против ветра (рис. 83).

Стоянка корабля на бочках в боевых условиях требует необходимых приготовлений к немедленному выполнению маневра съемки корабля с них. Это достигается следующим:

— машины должны быть готовы к немедленной даче хода;

— при ветре силою 3—5 баллов вместо якорной цепи на бочку подается стальной трос, заведенный серьгой;
 

 

 

— при свежей погоде якорную цепь, поданную на бочку, расклепывают выше стопоров и к концу цепи, идущей на бочку, крепят стальной проводник, ходовой конец которого выводят в клюз и присоединяют к рыму бочки.

 



При специальном оборудовании бочек, как было описано выше, эти приготовления можно не делать.

Выполнение маневра съемки корабля с бочки

Ранее было указано, что при выполнении маневра съемки корабля с якоря, швартовов и бочки по соответствующему сигналу корабль изготовляется к походу. Кроме всех приготовлений, упомянутых ранее, остановимся лишь на окончательных приготовлениях на корабле при съемке его с бочки.

Примерно за 30 минут до съемки корабля с бочки по приказанию с вахты на бочку заводится со шлюпки серьга. При движении шлюпки к бочке на нее с палубы корабля подается на проводнике стальной трос. Проводник и стальной трос пропускаются через рым бочки сверху вниз, и при помощи бросательного конца проводник подается обратно на корабль. На корабле выбирают проводник, а затем ходовой конец стального троса и крепят его за кнехты, а коренной конец стального троса берут на шпиль.

После того отклепывается с бочки якорная цепь, для чего обтягивают шпилем стальной трос, заведенный серьгой на бочку, при этом держащее усилие с якорной цепи переходит на серьгу, и с шлюпки отдают якорную цепь от рыма бочки. Выбрав якорную цепь шпилем на полубак, приклепывают ее к якорю и накладывают стопора.

Но как только стальной трос будет обтянут, якорная цепь, обладающая большим весом, будет провисать, что значительно затруднит отдачу такелажной скобы от рыма бочки (рис. 84).

Для обеспечения этой работы с корабля на шлюпку подается еще один проводник, который проводят в рым бочки и крепя г его за третье или четвертое звено якорной цепи. На корабле выбирают ходовой его конец, облегчая этим нагрузку на болт скобы, чтобы можно было легко отдать такелажную скобу от рыма бочки.

После окончательных приготовлений шлюпку поднимают на корабль. За 15 минут до назначенного времени съемки корабля с бочки подается команда «По местам стоять, с бочки сниматься». По этой команде необходимый для выполнения маневра съемки корабля с бочки личный состав занимает свои места по расписанию. Отдается серьга, для чего ходовой конец стального троса снимается с кнехтов и выбрасывается за борт, после чего усилием личного состава быстро выбирается на бак. Как только ходовой конец перлиня выйдет из рыма бочки, следует доложить командиру, что перлинь выбран. В этот момент днем шары поднимаются на «стоп», переносится флаг и спускается гюйс, а ночью выключаются якорные огни и включаются ходовые и гафельные огни. Маневр считается оконченным.

Если бочки имеют специальное оборудование, описанное выше, то окончательного приготовления не делают. Съемка корабля с бочек производится с отдачей стопоров. Как только цепные стопора будут отданы, якорная цепь под своей тяжестью пойдет на грунт. Одновременно с этим должен быть отдан с кормы и стальной трос.