§ 74. ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДНА В ШТОРМ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Глава XIII. ПЛАВАНИЕ СУДНА В ШТОРМОВУЮ ПОГОДУ

§ 74. ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДНА В ШТОРМ

Плавание в штормовых условиях современных судов, несмотря на их большие размеры и высокие технические и мореходные качества, остается тяжелой и ответственной задачей. Воздействие штормового ветра и волн может принести судну сильные повреждения, если оно соответствующим образом не подготовлено к встрече со штормом и если маневрирование в шторм сопровождается ошибочными действиями судоводителя.

Нередко сила шторма бывает такой, что следование судна по курсу становится невозможным, и тогда все силы и средства должны быть направлены на борьбу за живучесть и спасение судна.

Вредное влияние штормовых условий на судно проявляется в следующем.

1. Увеличиваются напряжения в корпусе судна и его отдельных элементах, особенно когда курс перпендикулярен фронту волны, а ее длина близка к длине судна. В практике мореплавания зафиксировано немало случаев, когда чрезмерные напряжения вызывали появление трещин в палубе и обшивке судна. В статистике аварий отмечены случаи и полного перелома судов на большой волне.

2. Увеличивается качка судна — поперечная или продольная, в зависимости от курсового угла волны. При большой поперечной качке силами инерции могут быть сорваны части рангоута, спасательных средств, оборудование машинного отделения, антенны и т. д.
 

При сильной продольной качке в большинстве случаев волны ударяют в днище и носовой подзор судна, увеличиваются напряжения в продольных связях корпуса, оголяется винт при прохождении волны под кормой и сильно заливает палубу. Все эти явления могут причинить судну и его оборудованию значительные повреждения. Особенно опасны мощные удары волн, когда они, перекатываясь по палубе, нарушают крепление люковых закрытий и заливают трюмы. Положение в таких случаях становится критическим и может закончиться быстрой гибелью судна. Факты вскрытия люков волнением имели место в мореплавании и, как правило, заканчивались трагически.

3. Сильный шторм вызывает снос судна с курса, и оно, при наличии отмелей и банок в районе плавания, может быть выброшено на мель. В некоторых морях имеются такие обширные отмели и банки, на которых нашли свою гибель в штормовую погоду многие суда различных классов — от парусников до современных лайнеров. Таковы, например, мели Гудвин, расположенные на оживленном морском пути южнее устья реки Темзы.

4. В сильный шторм возможно повреждение груза в трюмных и твиндечных помещениях и на палубе, особенно при некачественной штивке, найтовке, а при попадании воды в грузовые помещения (через вентиляторы, люки и т. п.) возможна и под-мочка груза.

 


§ 75. ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВУЮ ПОГОДУ

Хорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом .в рейс было готово к любым изменениям погоды. Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту, перед выходом в рейс. На этом этапе подготовки судна проводится ряд мероприятий:

1) задраивают и проверяют горловины всех танков и отсеков и двери водонепроницаемых переборок;

2) танки и цистерны или полностью заполняют, или опорожняют так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости;

3) в грузовых помещениях проверяют льяла и приемные сетки, опробывают в действии водоотливные средства, проверяют исправность водомерных трубок;

4) проводят внешний и внутренний осмотры корпуса и переборок;

5) при загрузке грузовых помещений производят тщательную штивку и крепление груза;

6) осматривают состояние люковых закрытий: у механических закрытий проверяют плотность прилегания крышек к комингсам люков, у деревянных закрытий — лючины, брезенты и их крепление клиньями и шинами;

7) при наличии палубного груза надежно крепят его найтовами.

Готовность судна к выходу в море проверяют по палубе старший помощник капитана и по машине — старший механик.

Во время плавания на судне периодически принимают по радио прогнозы погоды, передаваемые береговыми станциями. При неблагоприятном прогнозе погоды или при появлении признаков ее ухудшения судно должно быть подготовлено со всей тщательностью к встрече шторма. При этом принимаются следующие меры:

1) проверяют задрайку грузовых люков, а если закрытие люков деревянное, то брезенты крепят дополнительными найтовами;

2) проверяют и дополнительно закрепляют палубный груз, грузовые стрелы, аварийное имущество, спасательные шлюпки, шкиперское и другое имущество, в том числе и находящееся в кладовых на камбузе и в жилых помещениях;

3) обтягивают весь стальной такелаж и слегка ослабляют растительный;

4) якоря в клюзах берут на дополнительные стопоры, а клюзы цепных ящиков закрывают крышками или при их отсутствии забивают клиньями с ветошью и цементируют;

5) задраивают палубные люки, двери, иллюминаторы и другие отверстия, через которые возможно попадание воды внутрь помещений;

6) проверяют исправность штормовых портиков, шпигатов и других отверстий для стока воды;

7) трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и раструбы закрывают заглушками и брезентовыми чехлами;

8) обеспечивают свободный проход по палубе к мерительным и воздушным трубкам, портикам и шпигатам, что особенно важно при наличии палубного груза;

9) проверяют исправность рулевого управления и на сектор руля заводят румпель-тали;

10) все растительные тросы убирают с палубы в кладовые, а остальные тросы на вьюшках закрепляют найтовами;

11) на верхней палубе протягивают штормовые леера из растительного троса, чтобы облегчить передвижение людей во время шторма.

Все подготовительные работы следует проводить заблаговременно, до наступления шторма, так как при сильном ветре, волнении и качке выполнение их становится трудоемким, а иногда и опасным.

Если по тем или иным причинам судно вынуждено пересекать штормовую область, то, помимо хорошей подготовки,

безопасность плавания зависит от правильного управления судном.

Совершенно очевидно, что судоводитель должен управлять судном в шторм таким образом, чтобы при имеющихся мореходных качествах судна обеспечить своими маневрами минимальную качку, наименьшую заливаемость, выбрать наиболее эффективную скорость и не допускать больших напряжений в корпусе судна.

При соблюдении этих условий судно выйдет из борьбы со стихией без повреждений и придет в порт назначения в кратчайший срок.