Снятие с мели только работой гребных винтов. Этот способ может быть
применен лишь в тех случаях, когда величина усилия, необходимого для
стягивания судна с мели, соизмерима
с тяговым усилием, создаваемым работой гребных винтов, а
гидрометеорологическая обстановка благоприятна. После обследования и
соответствующих расчетов для снятия судна таким способом следует дать
задний ход машине, увеличивая его с малого до полного. Если при работе
винтов в течение 1 — 1,5 ч судно с мели не сходит, надо попытаться его
«раскачать», изменяя работу винтов (от положения «стоп» до «полный
назад», а если это не поможет, то с «полного вперед» на «полный назад»).
На малых судах целесообразно одновременно с работой винта переводить по
команде личный состав судна с одного борта на другой. Если эта мера
результата не даст, следует прекратить попытки сняться только работой
винтов и принять меры к завозке якорей.
Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной балластировкой,
дифферентовкой илц кренованием судна. Предварительная балластировка,
дифферентовка или кренование судна дают положительный результат в тех
случаях, когда эти мероприятия обоснованы расчетом, выполненным по
данным обследования аварийного судна. Обычно этот способ применяется в
тех случаях, когда судно село на мель одной оконечностью или бортом.
При посадке на мель носовой оконечностью бывает достаточно принять
водяной балласт в кормовую оконечность и тем самым создать судну
дифферент на корму. Если этого недостаточно, можно откачать за борт
балласт из носовых цистерн, что позволит увеличить дифферент на корму. В
других случаях бывает целесообразно перекачать балласт из носовых
цистерн в кормовые.
Когда судно село на мель днищем одного борта и получило при этом крен,
для снятия его с мели своими силами и средствами необходимо перенести
груз с того борта, которым оно село на мель, на противоположный
(например, перекачать топливо из бортовых цистерн), обеспечив плавание
его после снятия с мели с тем же или несколько большим креном. Для этого
надо предварительно завезти со стороны борта, противоположного сидящему
на мели, якорь с носа или с кормы, так как в противном случае по мере
кренования судно будет больше вылезать на мель.
Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной частичной
разгрузкой судна. Если попытки снять судно с мели указанными выше
способами не дали положительного результата, то необходимо произвести
частичную разгрузку судна и после этого повторить их. Вес и расположение
груза, намеченного к снятию, обязательно должны быть определены
расчетом, так как снятие груза без расчета может привести к
возникновению опасных кренов и нежелательных дифферентов судна. Наиболее
удобно и быстро в этих случаях можно откачать за борт жидкое топливо и
воду. В некоторых случаях бывает необходимо выбросить за борт и более
ценные грузы. Шлюпки также могут быть спущены на воду.
Снятие с мели работой гребных винтов с одновременным выбиранием якорных
цепей предварительно завезенных якорей.
В тех случаях, когда расчетами подтверждена возможность снять судно с
мели своими силами и средствами, но тяговое усилие, создаваемое гребными
винтами, оказывается недостаточным, прибегают к завозке якорей
(становых, запасных или верпов). На месте отдачи якоря предварительно
нужно поставить буек.
Завезти якорь вместе со штатной якорной цепью из-за недостаточной
грузоподъемности судовых шлюпок обычно бывает невозможно. Поэтому
завозят на шлюпках якоря на стальном тросе и отдают (чаще всего по
корме) на расстоянии 150—200 м от судна, .в зависимости от длины
имеющегося на судне троса.
Завезти якорь можно также на двух спаренных судовых шлюпках (рис. 177).
Рис. 177. Крепление тяжелого якоря к двум спаренным
шлюпкам
Если на аварийном судне имеется моторная шлюпка, то шлюпку с якорем к
месту его отдачи и обратно к судну лучше буксировать моторной шлюпкой.
Вместе с якорем на шлюпках укладывают стальной трос. При подходе шлюпки
к месту отдачи якоря перерубают пеньковый конец, которым якорь крепится
к балкам, связывающим обе шлюпки, и якорь падает в воду. При этом
следует остерегаться, чтобы стальным тросом, который быстро травится за
якорем, не поранило людей. С судна на спаренные шлюпки с якорем подают и
постепенно потравливают манильский или пеньковый конец. После отдачи
якоря конец, связывающий шлюпки с судном, выбирают, и шлюпки, с которых
потравливают в воду стальной конец от отданного якоря, подтягивают к
судну. Трос, соединенный с якорем, принимают на борт судна, пропускают
через полуклюз или киповую планку, наматывают на шпиль или брашпиль и
выбирают. После этого машинам судна дается малый ход с увеличением его
до полного и одновременно выбирают трос, идущий к якорю.
Число завозимых якорей определяется расчетом, причем учитывается наличие
на судне стального троса нужного размера.
Следует помнить, что завозка якорей в свежую погоду рискованна, а в
отдельных случаях и невозможна.
Снятие с мели комбинированными способами. Необходимость сочетать
различные способы снятия с мели определяется конкретной обстановкой.
Практика показывает, что наиболее часто применяется предварительная
частичная разгрузка судна с завозкой якорей и работой винтов.
Однако не следует делать попытки сняться с мели собственными силами и
средствами в тех случаях, если это не оправдывается расчетами. Такие
попытки в практике мореплавания довольно часты, но последствия бывают
иногда весьма тяжелыми. Нужно помнить, что облегченное в результате
частичной разгрузки судно при внезапно налетевшем шквале будет заброшено
на мель дальше и снять его будет затруднительно, а в некоторых случаях и
невозможно. Поэтому, принимая решение о разгрузке судна, надо
предусмотреть возможность быстро принять балласт при внезапном изменении
погоды.
Завозка якорей всегда целесообразна, причем лучше завозить их и с носа,
и с кормы. Если якоря и не будут в полной мере использованы для снятия
судна с мели, то они в случае ухудшения метеорологической обстановки в
какой-то мере предохранят судно от дальнейшего забрасывания его на мель.