§ 68. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

§ 68. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ

Снятие с мели только работой гребных винтов. Этот способ может быть применен лишь в тех случаях, когда величина усилия, необходимого для стягивания судна с мели, соизмерима
с тяговым усилием, создаваемым работой гребных винтов, а гидрометеорологическая обстановка благоприятна. После обследования и соответствующих расчетов для снятия судна таким способом следует дать задний ход машине, увеличивая его с малого до полного. Если при работе винтов в течение 1 — 1,5 ч судно с мели не сходит, надо попытаться его «раскачать», изменяя работу винтов (от положения «стоп» до «полный назад», а если это не поможет, то с «полного вперед» на «полный назад»). На малых судах целесообразно одновременно с работой винта переводить по команде личный состав судна с одного борта на другой. Если эта мера результата не даст, следует прекратить попытки сняться только работой винтов и принять меры к завозке якорей.

Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной балластировкой, дифферентовкой илц кренованием судна. Предварительная балластировка, дифферентовка или кренование судна дают положительный результат в тех случаях, когда эти мероприятия обоснованы расчетом, выполненным по данным обследования аварийного судна. Обычно этот способ применяется в тех случаях, когда судно село на мель одной оконечностью или бортом.

При посадке на мель носовой оконечностью бывает достаточно принять водяной балласт в кормовую оконечность и тем самым создать судну дифферент на корму. Если этого недостаточно, можно откачать за борт балласт из носовых цистерн, что позволит увеличить дифферент на корму. В других случаях бывает целесообразно перекачать балласт из носовых цистерн в кормовые.

Когда судно село на мель днищем одного борта и получило при этом крен, для снятия его с мели своими силами и средствами необходимо перенести груз с того борта, которым оно село на мель, на противоположный (например, перекачать топливо из бортовых цистерн), обеспечив плавание его после снятия с мели с тем же или несколько большим креном. Для этого надо предварительно завезти со стороны борта, противоположного сидящему на мели, якорь с носа или с кормы, так как в противном случае по мере кренования судно будет больше вылезать на мель.

Снятие с мели работой гребных винтов с предварительной частичной разгрузкой судна. Если попытки снять судно с мели указанными выше способами не дали положительного результата, то необходимо произвести частичную разгрузку судна и после этого повторить их. Вес и расположение груза, намеченного к снятию, обязательно должны быть определены расчетом, так как снятие груза без расчета может привести к возникновению опасных кренов и нежелательных дифферентов судна. Наиболее удобно и быстро в этих случаях можно откачать за борт жидкое топливо и воду. В некоторых случаях бывает необходимо выбросить за борт и более ценные грузы. Шлюпки также могут быть спущены на воду.

Снятие с мели работой гребных винтов с одновременным выбиранием якорных цепей предварительно завезенных якорей.

В тех случаях, когда расчетами подтверждена возможность снять судно с мели своими силами и средствами, но тяговое усилие, создаваемое гребными винтами, оказывается недостаточным, прибегают к завозке якорей (становых, запасных или верпов). На месте отдачи якоря предварительно нужно поставить буек.

Завезти якорь вместе со штатной якорной цепью из-за недостаточной грузоподъемности судовых шлюпок обычно бывает невозможно. Поэтому завозят на шлюпках якоря на стальном тросе и отдают (чаще всего по корме) на расстоянии 150—200 м от судна, .в зависимости от длины имеющегося на судне троса.

Завезти якорь можно также на двух спаренных судовых шлюпках (рис. 177).

 

Рис. 177. Крепление тяжелого якоря к двум спаренным шлюпкам

Если на аварийном судне имеется моторная шлюпка, то шлюпку с якорем к месту его отдачи и обратно к судну лучше буксировать моторной шлюпкой.

Вместе с якорем на шлюпках укладывают стальной трос. При подходе шлюпки к месту отдачи якоря перерубают пеньковый конец, которым якорь крепится к балкам, связывающим обе шлюпки, и якорь падает в воду. При этом следует остерегаться, чтобы стальным тросом, который быстро травится за якорем, не поранило людей. С судна на спаренные шлюпки с якорем подают и постепенно потравливают манильский или пеньковый конец. После отдачи якоря конец, связывающий шлюпки с судном, выбирают, и шлюпки, с которых потравливают в воду стальной конец от отданного якоря, подтягивают к судну. Трос, соединенный с якорем, принимают на борт судна, пропускают через полуклюз или киповую планку, наматывают на шпиль или брашпиль и выбирают. После этого машинам судна дается малый ход с увеличением его до полного и одновременно выбирают трос, идущий к якорю.

Число завозимых якорей определяется расчетом, причем учитывается наличие на судне стального троса нужного размера.

Следует помнить, что завозка якорей в свежую погоду рискованна, а в отдельных случаях и невозможна.

Снятие с мели комбинированными способами. Необходимость сочетать различные способы снятия с мели определяется конкретной обстановкой. Практика показывает, что наиболее часто применяется предварительная частичная разгрузка судна с завозкой якорей и работой винтов.

Однако не следует делать попытки сняться с мели собственными силами и средствами в тех случаях, если это не оправдывается расчетами. Такие попытки в практике мореплавания довольно часты, но последствия бывают иногда весьма тяжелыми. Нужно помнить, что облегченное в результате частичной разгрузки судно при внезапно налетевшем шквале будет заброшено на мель дальше и снять его будет затруднительно, а в некоторых случаях и невозможно. Поэтому, принимая решение о разгрузке судна, надо предусмотреть возможность быстро принять балласт при внезапном изменении погоды.

Завозка якорей всегда целесообразна, причем лучше завозить их и с носа, и с кормы. Если якоря и не будут в полной мере использованы для снятия судна с мели, то они в случае ухудшения метеорологической обстановки в какой-то мере предохранят судно от дальнейшего забрасывания его на мель.