КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИНТОВОГО КЛИПЕРА «СТРЕЛОК»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ВИНТОВОЙ КЛИПЕР «СТРЕЛОК»

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИНТОВОГО КЛИПЕРА «СТРЕЛОК»

 

 

Основные характеристики винтового клипера «Стрелок»
Длина, м

между перпендикулярами............65,27

по верхней палубе...............67,66

полная от гакаборта до носовой фигуры.......70,34

Наибольшая ширина, м

без обшивки..................................9,72

с обшивкой..................................10,06

Глубина трюма (интрюма), м........................5,57

Осадка (без киля), м

носом......................................4,12

средняя....................................4,27

кормой......................................4,42

Коэффициент общей полноты........................0,47

Водоизмещение в полном грузу, т...........1334

Скорость (показана при осадках носом и кормой 3,86 и 4,47 м

соответственно), уз..............................11,8

Экипаж, чел.:

офицеры....................................8

строевые нижние чины.............53

нестроевые нижние чины........................8

машинная команда..............23

прислуга при воспитанниках ......................5

Число практикантов................50

 

 

 

 

 

Винтовой клипер «Стрелок». Продольный разрез и план палуб. ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 3124, 3126, 3155; ф. 876, on. 171, д. 33, 35, 71

 

 

 

 

Корпус «Стрелка» имел композитное исполнение (смешанной постройки): набор и все продольные связи судна железные, обшивка деревянная. Внутренний слой последней был набран из тика, наружный — из лиственницы, над-

водная часть обшивки полностью изготовлена из тика, фальшборт — из сосны.
Крепление досок обеспечивалось болтами из красной меди и мунц-металла. Подводная часть обшивки была покрыта тонкими листами красной меди на медных гвоздях.

Плавучесть и остойчивость клипера характеризуются следующими цифрами: площадь ватерлинии (по КВЛ) — 508,7 м2, площадь мидель-шпангоута — 30,7 м^. Центр величины в полном грузу заглублен под КВЛ на 1,52 м и смещен в корму от миделя на 0,61 м. Центр тяжести судна в полном грузу возвышался над уровнем нижней кромки киля на 4,27 м. Начальная (поперечная) мета-центрическая высота — 1,22 м. Начальному участку диаграммы статической остойчивости соответствовали значения: 5° — 124,4; 10° — 252,9; 15° — 398,2; 20° — 563,4 т/м.
 

Как видим, «Стрелок» для нас не только памятник эпохи перехода от паруса к пару, но еще и перехода от деревянных конструкций к металлическим. Следует заметить, что композитные суда появились не как промежуточный тип при переходе от дерева к металлу, а после того, как уже был опробован вариант цельнометаллического корпуса, переход к которому на какое-то время задержался из-за проблемы обрастания. Днище металлических судов для защиты от обрастания обшили медными листами, как обычно делали на судах из дерева, но из-за интенсивной коррозии металла, возникшей под этими листами, от такого способа защиты пришлось отказаться.

На клипере были установлены четыре котла, главный двигатель и гребной винт. Судовые котлы, изготовленные на Балтийском заводе, имели цилиндрическую конструкцию с обратным ходом дыма. В каждом котле было по три топки. Наибольшее рабочее давление в них — 4,6 кг/см2, пробное давление — 9,1 кг/см*. Масса одного котла (без воды) — 14,7 т, масса воды в котле — 13 т.

Мощность главного судового двигателя горизонтального типа тронковой системы двойного расширения — 1500 инд. л. с. Механикам было не по душе горизонтальное расположение цилиндров: поршни, лежащие «на боку», срабатывались неравномерно, оперативному осмотру поддавалась лишь верхняя часть движущегося поршня. Но военные специалисты, в том числе и С. О. Макаров, были довольны машиной, почти полностью расположенной ниже ватерлинии, что, по их мнению, делало ее более безопасной во время боевых действий. Диаметр гребного винта «Стрелка» двухлопастной системы Грифитса — 4,22 м, длина по, ступице — 0,90 м. В кормовой части клипера имелась шахта, облегчавшая съем и подъем наверх гребного винта в тех случаях, когда необходимость в нем отпадала на достаточно долгое время. Масса винта в сборе с рамой и принадлежностями — 6,386 т.

Приход пара на флот был, несомненно, положительным явлением, которому, однако, сопутствовали порой неожиданные проблемы. Одна из них — профессиональные заболевания моряков, обслуживающих машину и ее системы. На пароходах, оборудованных котлами с топками и снабженных лишь примитивной пассивной вентиляцией, тепловой удар стал не редкостью для членов машинных команд. Воздухозаборники типа парусинового виндзейля и парусиновой же трубы, распертой деревянными обручами и спущенной с палубы вниз, не мешали подъему температуры у топок до 50—60°. С появлением стационарных раструбов и дефлекторов положение существенно не изменилось: они как-то работали при встречном ветре, но их производительность падала до нуля, когда скорость судна, идущего попутным ветром, приближалась к скорости движения воздушных масс. Известны рассказы о том, что суда, следовавшие Красным морем, вынуждены были периодически, хотя бы на короткое время, ложиться на обратный курс с тем, чтобы доводить условия в кочегарке до приемлемых для людей.

Появились на флоте кочегары и машинисты, которые вынуждены были постоянно метать вручную уголь в раскаленные железные топки котлов. Им приходилось постоянно обливаться едкой соленой водой (пресная шла только на приготовление пищи и для питья), выбегать на палубу, чтобы глотнуть свежего воздуха. Следствием этого стали кожные и простудные заболевания кочегаров и машинистов, минеров из электроминной команды, работавших у пародинамо, которых ранее моряки, всю жизнь проводившие на палубе и реях, не знали. Винтовые клипера одними из первых на флоте получили себе в помощь механическую тягу, их экипажи одними из первых вынуждены были расплачиваться за прогресс.

Нужно упомянуть о богатом электрическом хозяйстве, появившемся на клипере. На нем были установлены четыре пародинамо системы Сименса: на 3,0,

1,75 (две) и 1,25 кВт. Они питали в основном системы боевого освещения — прожекторы с мощной вольтовой дугой— и палубного — лампы накаливания в восемь «свечей» в судовых помещениях. Здесь разнообразия не наблюдалось: все лампы бытового освещения имели стеклянные колбы с медными патронами и несли в себе угольные нити из бамбуковой тростинки. Они были рассчитаны на напряжение 50 В и силу тока 0,8 А. Хрупкие и капризные, эти лампы не переносили колебаний напряжения в сети свыше 3—4 В. Электрикам полагалось следить, чтобы 96 корабельных ламп, заправленных в бра с пружинными патронами, кенкеты или особого устройства фонари, постоянно были накалены до «ясного белого света».

Пищеварные котлы на камбузе клипера имели паровой подогрев, но могли отапливаться и углем. Паровое отопление на судне питалось в основном от вспомогательного котла, но допускалось подключение его и к магистрали главных котлов.

В комплект якорей входили становые адмиралтейские с деревянным штоком: правый (плехт) и левый (дагликс). Кроме них имелись запасные стоп-анкеры в количестве двух штук и три верпа разных размеров. Длина якорных цепей по 250 м и толщина звена — 38 мм. Судно имело надежные стопоры Легофа (кстати, «Седов» и «Крузенштерн» сейчас имеют именно такие). Якоря убирались на якорную машинку пертулинем и рустовом. Рулевое управление «Стрелка», несмотря на то что на судне имелась паросиловая установка, было ручным. Основной пост управления рулем расположен на ходовом мостике непосредственно позади дымовой трубы. Штурвал, изготовленный из красного дерева, спаренный, диаметром 2,2 м, посажен на одну ось с муфтой намотки штуртроса. Усилие от штурвала передавалось посредством кожаных ременных штуртросов через систему роликов, тянущихся к сектору руля. Запасной пост управления по размерам и конструкции, аналогичным основному, располагался на верхней палубе позади бизань-мачты. В слабый ветер рулем управляли два человека, в свежий с большим трудом с этим занятием справлялись три-четыре.

 

 

 

 

 

 

Винтовой клипер «Стрелок». Парусное вооружение и боковой вид. ЦГАВМФ, ф. 876, on. 171, д. 35, 38

 

 

 

 



Штурманская рубка «Стрелка» располагалась в кормовой части верхней палубы на значительном удалении от ходового мостика. Это удаление, можно сказать, символизировало социальную дистанцию, с давних пор установленную между командиром, его помощниками, вахтенными офицерами, с одной стороны, и штурманами — с другой. Роль штурмана на кораблях дальнего плавания чрезвычайно велика. Нередко хорошего штурмана найти было сложнее, чем знающего старшего офицера, но и опыт не мог стать поводом для уничтожения «пропасти отчуждения», увы, столь характерной для флота того времени.

В судовое снабжение «Стрелка» входили следующие навигационные приборы:

 

Компас

главный Томсона 10-дюймовый.............1

путевой марки «Четвинда»..............2

Лаг

ручной (секторный) с лаглинем.............2

механический Уокера системы «Черуб»..........3

Ручной лот 3—5 кг с лотлинем...............3

Диплоты 8 и 12 кг с диплотлинем..............3

Механический лот Томсона «Марка-IV»...........1

Глубомер Клаузена малый................2

Секстан навигационный.................4

Хронометр большой столовый...............2

Полухронометр, четырехдесятник.............2

Звездный глобус...................2

 

 

 

 

В штурманской рубке судна обязательным было наличие набора лоций и карт, приборов и пособий.

Артиллерийское вооружение «Стрелка», подвергавшееся неоднократным изменениям, в построечном варианте включало в себя следующее: три орудия 107-мм калибра; скорострельные 44-мм пушки Энгстрема для противоминной и противоабордажной обороны и 25,4-мм картечницы системы Пальмкранца. Из минно-торпедного оружия судам этой серии положено было иметь бросательные мины, мины на шпиронном шесте на форштевне, буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксируемом щите и «самодвижущиеся мины» — торпеды Уайтхеда, выпускавшиеся из «торпедной рамы», спускаемой за борт.

Парусное вооружение «Стрелка» было обычным для клипера и, видимо, мало отличалось от вооружения однотипных судов. Поэтому авторы решили воспользоваться фотографией боевого корабля «Вестник», который строился по аналогичному проекту, был однотипным с винтовым клипером «Стрелок». Узлы и детали вооружения гармонично разнесены на приземистом и вытянутом стрелой корпусе, что говорит о хорошем вкусе конструктора.

 

 

 

Площадь парусов, м2, винтового клипера «Стрелок»
Бом-кливер....................50

Кливер.....................60

Фор-стень-стаксель.................60

Фок......................220

Нижний фор-марсель................80

Верхний фор-марсель...............65

Фор-брамсель...................65

Фор-бом-брамсель (летучий)..............20

Фор-трисель...................130

Грот-бом-брам-стаксель...............70

Г рот......................260

 

Нижний грот-марсель..............................80

Верхний грот-марсель............65

Грот-брамсель..........................65

Грот-бом-брамсель (летучий)...................... 20

Грот-трисель............ 140

Крюйс-брам-стаксель.............. 40

Бизань...................................120

Бизань-гаф-топсель....................40
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема оснастки бушприта (а, б) и подъема гребного винта из колодца винтового клипера (в, г). ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 3130, 3154

 

 

 

 

Некоторый интерес представляет техника подъема гребного винта. Это делалось примерно так. Выходящий из дейдвудной трубы гребной вал заканчивался специальной насадкой в форме квадрата. Гребной двухлопастный винт, имеющий самостоятельную опору на два подшипника, посажен на короткий вал. Его передняя часть оканчивается муфтой сцепления с гребным валом. Муфта имеет ограждение с трех сторон для охвата квадрата гребного вала, третья сторона пояска муфты свободна для прохода в муфту квадрата. Гребной винт, смонтированный в специальной жесткой раме, опускается своими ползунами по направляющим желобкам колодца вниз до «упора», чем и фиксируется достижение соосности гребного вала и вала винта. После закрепления стопорами рамы система считается готовой к вращению гребного винта и при 100 об/мин работает вполне надежно.

(Указанная площадь парусности превышает на 420 м2 официальные построечные данные за счет включения нами летучих бом-брамселей и триселей фок- и грот-мачт, а также грот-бом-брам-стакселя и крюйс-брам-стакселя. Данные паруса на судне фактически существуют, но в обсчет парусности по остойчивости конструкторами не включены. Официальная площадь парусности — 1230 м2.)

С переводом «Стрелка» в разряд учебных судов его парусное хозяйство было изменено: уменьшено количество парусов. Прототипом для переделки послужили в какой-то мере винтовые клипера постройки 1856 г., которые имели вооружение марсельной шхуны с брифоком. В приложении 3 охарактеризовано рангоутное вооружение построечного варианта судна (масса рангоута—55 т). После переделки все мачты лишились реев, стали «сухими», сохранились бушприт, фок-, грот-, бизань-мачта, фор-, грот-, крюйс-стеньга, однодеревые брам- и бом-брам-стеньги на фоке и гроте, гафели на всех трех мачтах и гик на бизани.
 

 

 

 

 

 

 

Винтовой клипер «Вестник», однотипный с судном «Стрелок». Из собрания Н. А. Залесского

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..